Учебно-методический комплекс по дисциплине психология массовых коммуникаций по направлению 030300. 62 Психология по специальности 030301. 65 Психология санкт-Петербург

ИВЭСЭП

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра КОНСУЛЬТАТИВНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300.62 – ПСИХОЛОГИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 - ПСИХОЛОГИЯ

Санкт-Петербург

2006

Психология массовых коммуникаций: Учебно-методический комплекс/ Авт.-сост.Е.А.Ивченко – СПб.: ИВЭСЭП, 2006. – с.

Утверждено на заседании кафедры консультативной и организационной психологии протоколом № 8 от 23.05.2006 г.

Утверждено Научно-методическим Советом, протокол № от

Авторы-составители

доцент кафедры социальной и политической психологии, к.пс.н. Ивченко Е.А.

Рецензенты

доцент кафедры социальной и политической психологии факультета психологии ИВЭСЭП, к. пс. н.,

Берно-Беллекур И.В.,

старший преподаватель кафедры социальной и политической психологии Шатковский Ю.В.

Научный редактор: кандидат психологических наук, декан факультета психологии ИВЭСЭП проф. Коваленко М.И.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 «Психология».

2. Пояснительная записка.

  • Цели и задачи курса

Актуальность курса психологии массовых коммуникаций определяется объективной необходимостью повышения эффективности массовых коммуникаций в современном обществе; снижения риска неблагоприятных последствий решений при ведении коммуникативных процессов с массовой аудиторией; овладения способами общения с массовыми аудиториями адекватными коммуникативным намерениям специалистов.

Содержание курса носит комплексный характер и обобщает знания в области общей психологии, социальной психологии, менеджмента, теории коммуникации, этики и риторики.

Целью курса является: формирование у студентов научного представления о роли массовой коммуникации в системе наук о человеке, о воздействии такого рода информации на выбор ценностных ориентаций и моделей поведения в практическом труде. Овладение психологическими основами массовой коммуникации позволит студентам эффективно взаимодействовать с большими аудиториями, демонстрировать комфортно-психологическое общение, а также разнообразные тактики, ориентированные на достижение поставленной перед коммуникацией цели.

Задача курса: через знакомство с психологическими особенностями формирования информационного сообщения для массовых аудиторий, техниками, приемами и методиками воздействия на массового адресанта развить специальные коммуникативные умения.

В результате изучения данного курса студент будет:

  • иметь представление о сущности и специфике массовой коммуникации, исторических предпосылках ее изучения; психологических особенностях массовой коммуникации в сопоставлении с психологией межличностного общения; о структуре массовой коммуникации и психологических особенностях коммуникатора, коммуниканта, процесса прохождения информационного сообщения; о возможных трудностях и барьерах эффективной массовой коммуникации; механизмах психологического воздействия на массовую аудиторию.

  • знать о методах формирования привлекательного имиджа; о способах осуществления презентаций (самопрезентации); об использовании вербальных и невербальных техник психологического воздействия на массовую аудиторию; о планировании эффективного рекламного информационного сообщения; о формулировании эффективных пресс-релизах; о психологических особенностях коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации.

  • уметь выражать мысли, эффективно диагностировать реакцию аудитории на информационное сообщение, планировать коммуникационный процесс, использовать эффективные стратегии взаимодействия с массовой аудиторией, исследовать общественное мнение и использовать тактики и приемы его управлением через средства массовой коммуникации; преодолевать коммуникативные барьеры в массовой коммуникации.

    • Виды занятий и методики обучения

Теоретические занятия (лекции).

Курс «Психология массовых коммуникаций» составляет 52 аудиторных часа, из которых 36 часов отводятся на лекционные занятия, а 16 часов на практические.

Практические (семинарские) занятия.

На практических занятиях широко используются деловые, учебные и рефлексивные игры, анализ ситуаций (традиционных, кейсов и «инцидента»), ситуационно-ролевые игры, а также тестовые задания для самодиагностики, самостоятельные практические задания.

Самостоятельная работа.

Нормативный объем самостоятельной работы студентов – 20 часов.

Самостоятельная работа по данному курсу включает в себя подготовку к семинарским занятиям, опросам, тестированиям.

  • Формы контроля

Итоговый контроль по курсу

Курс «Психология массовых коммуникаций» заканчивается экзаменом. Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу.

3. Методические рекомендации по изучению дисциплины.

Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях. Самостоятельная работа формирует способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления.

В учебном плане на самостоятельное изучение дисциплины отведено 60 часов. Большая часть этого времени отводится на самостоятельное знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Вниманию студентов предлагается список литературы к каждой теме, а также контрольные вопросы и задания. По желанию студенты по интересующим вопросам могут писать рефераты, предварительно согласовав тему с преподавателем. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов для составления докладов. Требования к оформлению докладов и рефератов такие же, как к оформлению контрольных работ для студентов заочного отделения. Для успешной сдачи зачета необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций, принимать активное участие в семинарах, овладеть практическими навыками и уметь их продемонстрировать.

4. Учебно-тематический план курса.

п./п.

ТЕМЫ

Аудиторная работа

Лекции

Практические, семинарские занятия

Всего часов

1

Массовые коммуникации как социально-психологический механизм взаимодействия в современном обществе.

2

2

2

Психологические основания коммуникативной деятельности в процессе массовой коммуникации

2

2

3

Общение как психологическое основание деятельности в массовой коммуникации.

4

4

4

Психологические категории «Установка» и «интерес» в массовой коммуникации.

2

2

5

Понимание, ценности и конфликт в массовой коммуникации.

2

2

6

Структура массовой коммуникации

4

4

7

Коммуникант в структуре массовой коммуникации

2

2

8

Массовая информация в структуре массовой коммуникации.

2

2

9

Психологическое воздействие коммуникативных барьеров в процессе массовой коммуникации.

4

4

8

10

Психологическое восприятие в массовой коммуникации

4

4

8

11

Планирование информационного сообщения в массовой коммуникации.

4

4

8

12

Психологические аспекты организации прагматических видов коммуникации в массовой коммуникации

4

4

8

Итого

36

16

52

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине психология рекламы по направлению 030300. 62 «психология» по специальности 030301. 65 «психология» Санкт-Петербург

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины «Психология рекламы» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 030300.
  2. Учебно методический комплекс по дисциплине «Социология» Федерального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин гос впо второго поколения по направлениям подготовки: 020800. 62 «Экология и природопользование»

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины « Социология » составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
  3. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг (1)

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.
  4. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг (2)

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель посвящен 20-летию основания Санкт-Петербургской академии управления и экономики и отражает итоги научно-исследовательской и образовательной деятельности преподавателей и сотрудников вуза.
  5. Отчёт по самообследованию к аккредитации

    Содержательный отчет
    2.2. Соответствие собственной нормативной и организационно-распорядительной документации Университета действующему законодательству и Уставу университета
  6. Программа дисциплины «Культурология» для направлений и специальностей: 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направлений и специальностей: 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра; 080100.
  7. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  8. Отчет о результатах самообследования 2003-2007 гг

    Содержательный отчет
    Глубокие изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни России, ее последовательное включение в общемировую образовательную систему, оказали существенное влияние на развитие национального высшего образования, потребовали
  9. Дорогие друзья! (2)

    Интернет справочник
    Справочник содержит краткую характеристику факультетов и специальностей Алтайского государственного университета, программы творческих экзаменов и критерии оценки.

Другие похожие документы..