Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Курс истории русского языка является одним из основных предметов в системе подготовки учителя русского языка и направлен на то, чтобы дать будущим учителям глубокие знания фонетической и морфологической системы русского языка в историческом развитии, привить необходимые умения и навыки анализа исторических изменений языковых единиц разных уровней, понимать исторические процессы, происходящих в языке со времени его появления.

Студентам предлагается изучить исторические изменения в области гласных и согласных русского языка и связанных с ними чередованиях, а также морфологические изменения в системе частей речи.

При изучении системы звуков древнерусского языка и исторических чередований гласных и согласных следует обратить внимание на общность изменений во всех славянских языках, и в первую очередь в старославянском и древнерусском. В то же время варианты слов, наличие алломорфов в русском языке указывают на ряд особенностей и отличий этих изменений. Так, древнерусскому языку свойственны полногласные сочетания (город, молоко) в то время, как старославянскому языку – неполногласные сочетания (град, млеко); чередования согласных в корнях слов также зачастую связаны с различными результатами изменений в древнерусском и старославянском языке (вождение – вожу; висящий – висячий).

Следует обратить внимание на процессы, приведшие к существенным фонетическим преобразованиям – закон открытого слога и закон слогового сингармонизма – и вызвавшие палатализацию заднеязычных согласных; влияние йота; диссимиляцию согласных; упрощение групп согласных; переход Е в О в середине слога после мягких согласных перед твердыми и другие явления.

Особое внимание нужно обратить на наличие в древнерусском языке редуцированных гласных, оказавших влияние не только на фонетическую, но и словообразовательную, морфологическую систему древнерусского языка. Наличие сильной и слабой позиции этих гласных привело к появлению беглости гласных как в корнях слов, так и в приставках, суффиксах, предлогах.

При изучении исторических изменений в системе частей речи следует обратить внимание на перегруппировку в системе склонения имен существительных, давшей явление вариантности окончаний существительных современного русского языка (нет снега – снегу). Большое значение на становление современной системы существительных дало наличие двойственного числа в древнерусском языке и его утрата.

В древнерусском, а затем и старорусском языке происходили явления, оказавшие значительное влияние на глагольные формы: развитие категории вида, упрощение временных глагольных форм (вместо четырех форм прошедшего времени сохранилась только одна; вместо трех форм будущего времени сохранились только две); упрощения в образовании форм повелительного и условного наклонения.

При изучении числительного нужно понимать, что данная часть речи сложилась на основе имеющихся в языке слов и поэтому их изменения связаны с выделением числительного как самостоятельной части в системе грамматических форм.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

При изучении курса «История русского языка» считаем необходимым обратить внимание на два самостоятельных подраздела внутри дисциплины. Раздел «История языка в историческом развитии» (от дописьменного периода до современного состояния) предполагает анализ не только изменения лексического и грамматического состава, но и развития литературного языка и его стилей в разные эпохи существования русского языка. Раздел «Фонетические и морфологические изменения русского языка в историческом развитии» направлен на изучение результатов действия закона открытого слога и закона слогового сингармонизма и связанных с ними изменений в древнерусском и старославянском языке, определивших понятие вариантности в современном русском языке.

Особое внимание студентов следует обратить на тот факт, что древнерусский и старославянский язык являются братскими, родственными языками, восходящими к одному общему праславянскому языку. Процессы, происходившие в этих языках часто совпадали, но были и различия, поэтому результаты изменений из-за действия закона открытого слога в области гласных и согласных в старославянском и древнерусском языке привели к чередованию в корнях слов. Активное заимствование слов старославянского происхождения древнерусским языком дало вариантность в языке (молочный – млечный; голова – глава; равный – ровный; вождь – вожак).

При изучении старославянизмов в русском языке предполагается рассмотреть условия и причины появления этих слов в древнерусском языке и их дальнейшую историю и роль в русском языке.

Анализ морфологических преобразований следует построить на изучении остатков грамматических явлений древнерусского языка в современном русском языке. При этом целесообразным считаем обращение к примерам из языка художественной литературы, имеющим следствия изменения грамматических форм в системе литературного языка.

МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

РУССКОГО ЯЗЫКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ»

Задание 1. Объясните происхождение шипящих звуков в следующих словах.

Вражда, свеча, трещать, печение, молочный, послушный.

Задание 2. Выделите корень в словах, объясните чередование.

Месть – отомстить – мщение.

Красить – окрашивать.

Задание 3. Объясните отсутствие перехода Е в О при наличии условий.

Целый, сверху, скворец, этикет, плачевный.

Задание 4. Объясните переход Е в О при отсутствии условий.

Ждёте, на отлёте, суфлёришка.

Задание 5. Запишите слова по-древнерусски, укажите сильные позиции редуцированных значком и слабые позиции редуцированных значком ~.

Дно, стожок, сошел, темнота, бычок.

Задание 6. Объясните происхождение подчеркнутых слов из произведений художественной литературы.

Как мразный, ясный день зимой,

Пылинки инея сверкают. (Державин)

И скромный памятник, в приюте сосн густых,

С непышной надписью и резьбой простою,

Прохожего зовет вздохнуть над прахом сим. (Жуковский)

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ»

Задание 1.

Вражда – враг.

Звук Ж возник из звука Г по 1 палатализации перед редуцированным переднего ряда Ь (вражьда): г → ж.

Свеча – свет.

Звук Ч возник из звука Т в результате переходного смягчения перед j (йотом): тj → ч.

Трещать – треск.

Звук Щ возник из сочетания согласных СК в результате переходного смягчения перед j (йотом): скj → щ.

Печение – пеку.

Звук Ч возник из звука К в результате переходного смягчения перед j (йотом): кj → ч.

Молочный – молоко.

Звук Ч возник из звука К по 1 палатализации перед редуцированным переднего ряда Ь (молочьныи): к → ч.

Послушный – слух.

Звук Ш возник из звука Х по 1 палатализации перед редуцированным переднего ряда Ь (послушьный): х → ш.

Задание 2.

Месть – отомстить – мщение.

Корни: месть – мст – мщ.

Чередование в области гласных е // ноль звука объясняется наличием в древнерусском языке редуцированного гласного Ь:

в слове месть редуцированный Ь находился в сильной позиции перед следующим слогом со слабым редуцированным (мьсть), поэтому Ь изменился в Е: ь → е;

в словах отомстить – мщение редуцированный Ь находился в слабой позиции перед следующим слогом с гласным полного образования (отомьстити, мьщение), поэтому редуцированный гласный утратился.

Чередование в области согласных ст // щ объясняется влиянием j(йота): в слове мщение звук Щ из сочетания СТ (месть), которое, находясь перед j (йотом), изменилось в щ: стj → щ.

Красить – окрашивать.

Корни: крас – краш.

Чередование в области согласных с // ш объясняется влиянием j(йота): в слове окрашивать звук Ш из С (красить), который, находясь перед j (йотом), изменился в ш: сj → ш.

Задание 3.

В слове целый отсутствует переход Е в О, так как Е по происхождению из ĕ (ятя): цĕлый.

В слове сверху отсутствует переход Е в О, так как Е по происхождению из Ь: ьр → ер.

В слове скворец отсутствует переход Е в О, так как Е находится перед Ц.

В слове этикет отсутствует переход Е в О, так как слово заимствовано после XIV века.

В слове плачевный отсутствует переход Е в О, так как Е находится перед согласным, отвердевшим после XIV в.

Задание 4.

В словах ждёте, на отлёте, суфлёришка наблюдается переход Е в О при отсутствии условий в результате влияния одних форм на другие, т.е. в результате грамматической аналогии:

В слове ждёте переход Е в О наблюдается под влиянием формы 3л. ед.ч. ждёт.

В слове на отлёте переход Е в О наблюдается под влиянием формы им.п. ед.ч. отлёт.

В слове суфлёришка переход Е в О наблюдается под влиянием слова суфлёр.

Задание 5.

Дъно, стожькъ, съшьлъ, тьмьнота, бычькъ.

Задание 6.

Мразный – данное слово является по происхождению старославянским. На это указывает неполногласное сочетание РА, которому в русском языке соответствует ОРО (морозный). Неполногласное сочетание РА возникло из о.-слав. -ОР-, которое в результате действия закона открытого слога в старославянском языке изменилось в РА, в древнерусском языке – в ОРО. В старославянском языке долгота слога сосредотачивалась на гласном, который удлинился в А, а затем гласный и плавный поменялись местами: ор → ра.

Сосн – данное слово является по происхождению русским, т.е. форма сосн без гласного в корне – древняя форма существительных 1 склонения. В современном русском языке ей соответствует форма сосен, которая возникла после падения редуцированных: в корне развился гласный Е в результате заместительной беглости гласных, хотя на месте Е раньше никакого гласного было.

Прахом – данное слово является по происхождению старославянским. На это указывает неполногласное сочетание РА, которому в русском языке соответствует ОРО (порох). Неполногласное сочетание РА возникло из о.-слав. -ОР-, которое в результате действия закона открытого слога в старославянском языке изменилось в РА, в древнерусском языке – в ОРО. В старославянском языке долгота слога сосредотачивалась на гласном, который удлинился в А, а затем гласный и плавный поменялись местами: ор → ра.

БИЛЕТЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Билет 1

1. Объясните происхождение шипящих в словах.

Душить, заочник, помощь, хождение, ноша.

2. Выделите этимологические корни и объясните чередование в словах.

Завоевать – завоюет, пряду – прясть, прялка.

3. Объясните отсутствие перехода Е в О при наличии условий в словах.

Газета, снег, конец.

4. Объясните происхождение выделенных слов.

То на любовь мою в ответ

Ты опустила вежды

О жизнь! о лес! о солнца свет!

О юность! о надежды! (А.К.Толстой)

Билет 2

1. Объясните происхождение шипящих в словах.

Туча, машу, одежда, посещать, прошение.

2. Выделите этимологические корни и объясните чередование в словах.

Петух – поет, бреду – брести – брёл.

3. Объясните отсутствие перехода Е в О при наличии условий в словах.

Лес, братец, комета.

4. Объясните происхождение выделенных слов.

Прохладой дунуло, и прошлогодний лист

Зашелестел в дубах. (А.К.Толстой)

Я вскинул –огнь блеснул, по лесу грянул гром. (А.К.Толстой)

Билет 3

1. Объясните происхождение шипящих в словах.

Прошу, чужой, отвращение, заочник, посещать.

2. Выделите этимологические корни и объясните чередование в словах.

Звук – звон, утопать – утопленник – утонуть.

3. Объясните отсутствие перехода Е в О при наличии условий в словах.

Вера, момент, болезненный.

4. Объясните происхождение выделенных слов.

Ко древним Афинам, как ворон, молва

Неслась предладьями моими. (А.К.Толстой)

Билет 4

1. Объясните происхождение шипящих в словах.

Закажу, чуждый, качество, визжать, мщу.

2. Выделите этимологические корни и объясните чередование в словах.

Надутый – надменный, видеть – обида.

3. Какой звук был на месте О и Е в словах.

Сон, нос, конец, горе, ложа.

4. Объясните происхождение выделенных слов.

Грех велик христианское имя

Нарещи такой поганой твари! (А.С.Пушкин)

Пирует с Владимиром сила бояр,

Пируют посадники града. (А.К.Толстой)

Билет 5

1. Объясните происхождение шипящих в словах.

Держать, вождь, обожать, пущу, учу.

2. Выделите этимологические корни и объясните чередование в словах.

Плыть – пловец – плавать, плод – племенной.

3. Объясните переход Е в О и его отсутствие в словах.

Перст, перстень – напёрсток.

4. Объясните происхождение выделенных слов.

Есть и разумом тяжко болящие,

Есть глухие, немые, незрящие,

Опоенные злыми отравами, –

Помоги им своими ты травами! (А.К.Толстой)

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык – дисциплина, которая теоретически и практически готовит студентов к профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (2)

    Учебно-методический комплекс
    1) последовательно соблюдается принцип совмещения традиционной и современной интерпретации языковых явлений. Вопросы, не получившие в науке однозначного решения,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Филологический анализ текста» для студентов 4 курса заочного отделения филологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Текст как объект филологического анализа. Текст как структурно-семантическое образование. Основные признаки текста. Текстовые категории. Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Кабардино-черкесский» язык Для студентов, обучающихся по специальности 03 12 00

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМКД) по дисциплине «Кабардино-черкесский язык» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению студентами учебной дисциплины.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русской литературы» для специальностей: 05030101 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература рубежа XIX – ХХ вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства.
  6. Методический комплекс по дисциплине «история бухгалтерского учета» для студентов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Документ
    Бухгалтерский учет развивался с древнейших времен. Древний учет нельзя считать примитивным. Изучение древних документов позволяет проследить эволюцию учета.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мирового искусства» Для студентов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью»

    Учебно-методический комплекс
    Восприятие художественного произведения Основные принципы художественного творчества. Проблемы интерпретации. 1 3 неделя Искусство как общественное явление.
  8. Учебно-Методический комплекс по дисциплине «История мировых религий» для специальностей «История» 050114 «Международные отношения» 050202

    Учебно-методический комплекс
    УМК по дисциплине «История мировых религий предназначен для студентов специальности «История» и «Международные отношения». Включает в себя учебную программу (Syllabus), учебно-методические материалы по дисциплине: краткий конспект
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.

Другие похожие документы..