Проект Стратегического плана «Казахстан-обсе-2009»

Проект Стратегического плана «Казахстан-ОБСЕ-2009»

От авторов:Согласно Плану работы Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан на 2006 год в третьей декаде августа должно пройти четвертое заседание данного органа, одним из основных вопросов повестки дня которого определено рассмотрение результатов работы Министерства иностранных дел РК по продвижению заявки Казахстана на председательствование в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2009 году.

В связи с высокой национальной и международной значимостью достижения Казахстаном указанной цели, Институтом национальных исследований разработан приведенный ниже проект Стратегического плана «Казахстан-ОБСЕ-2009», который может быть взят за основу указанной выше деятельности МИДа и других заинтересованных государственных органов и использован ими для ее более успешного и эффективного осуществления.

При этом авторы документа обращают внимание на то, что в силу специфики развития Казахстана на современном этапе отдельные рекомендации и предложения по обеспечению его избрания на пост Председателя ОБСЕ, предполагающие присоединение республики к основным международно-правовым актам в области человеческого измерения ОБСЕ, могут вызвать дискуссии среди представителей широкой казахстанской общественности по данному вопросу.

В связи со всем этим мы ожидаем, что представленный нами проект Стратегического плана «Казахстан-ОБСЕ-2009» вызовет большой интерес среди широкой аудитории граждан, а также представителей зарубежных государств и международных организаций, включая Центр ОБСЕ в г. Алматы.

ПРОЕКТ

Стратегический план «Казахстан-ОБСЕ-2009»

Введение.

Одной из наиболее важных стратегических целей и направлений развития Республики Казахстан как суверенного государства является ее становление в качестве полноправного члена международного сообщества, в том числе путем полноценной интеграции в ведущие региональные и мировые политические, экономические и другие международные объединения.

Во многом это обусловлено тем, что с позиции исторической перспективы и укрепления государственности в долгосрочном плане вектор развития Казахстана должен базироваться на доказавших свою историческую жизнеспособность демократических ценностях при сохранении культурной и духовной самобытности. К тому же это отвечает последовательному курсу государства по формированию демократии и гражданского общества, совершенствованию механизмов соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также развитию всестороннего сотрудничества в процессе обеспечения глобальной и региональной безопасности и борьбы с международным терроризмом.

Реализации указанной выше цели в полной мере соответствует сделанное в 2003 году заявление Казахстана о намерении выдвижения своей кандидатуры на пост Председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2009 году. Возможное избрание Казахстана в декабре 2006 года на этот пост станет серьезным показателем признания мировым сообществом его статуса как демократического и правового государства.

I. Значение и предпосылки избрания Казахстана на пост Председателя ОБСЕ.

Укрепление и развитие конструктивного сотрудничества и партнерства с ОБСЕ и ее институтами является одним из приоритетных направлений внешнеполитического курса Казахстана. Его важность, прежде всего, заключается в том, что эта организация является ведущим международным институтом, отличающимся всеобъемлющим подходом к обеспечению безопасности и инструментами предотвращения конфликтов, разрешения кризисов и постконфликтной реабилитации, глубоко укоренившейся традицией открытого диалога и формирования консенсуса, а также наличием отлаженных механизмов сотрудничества.

Казахстан одним из первых среди республик бывшего Союза ССР после обретения государственной независимости вступил в январе 1992 года в состав ОБСЕ. При этом он добровольно взял на себя обязательства в области защиты прав человека, экономического развития, борьбы с терроризмом и иным вопросам многостороннего сотрудничества, отраженным в принятом в 1975 году в Хельсинки Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Основные стандарты ОБСЕ являются для Казахстана контурами и ориентирами развития, в рамках которых он осуществляет строительство своей государственности, проведение своей внутренней и внешней политики. В частности, уважая принципы и нормы международного права, что отражено в его Конституции, Казахстан проводит политику постепенного приведения соответствия своих стандартов в области обеспечения соблюдения и гарантии прав и свобод граждан и своего действующего законодательства с международно-правовыми актами в области прав и свобод человека.

В рамках этой деятельности наша страна со времени обретения своего суверенитета присоединилась к более 40 международным договорам в сфере защиты прав и свобод человека. Наиболее важными из них являются Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных, Конвенции Организации объединенных наций о правах ребенка, о политических правах женщин, о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, о ликвидации всех форм расовой дискриминации, против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, о статусе беженцев, Конвенции Международной организации труда о дискриминации в области труда и занятий, о свободе ассоциаций и защите права на организацию и ряд других документов.

Одним из серьезных шагов по совершенствованию системы соблюдения и защиты прав и свобод человека является стремление Казахстана к отмене смертной казни. 17 декабря 2003 года Президент РК подписал Указ «О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь». Согласно этому документу мораторий на исполнение смертной казни вводится в республике до решения вопроса об ее полной отмене. 19 июля 2006 года Постановлением Правительства РК была образована Комиссия по изучению вопроса об отмене смертной казни, которая должна подготовить всю необходимую базу для положительного решения рассматриваемого вопроса.

Государством также проводится деятельность по совершенствованию системы защиты конституционных прав и свобод граждан. С этой целью в 1994 году была образована Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан, а 19 сентября 2002 года была введена должность Уполномоченного по правам человека.

В целях развития международного сотрудничества и приближения казахстанского законодательства к общемировым стандартам в области прав и свобод человека 9 декабря 2003 года при Правительстве РК была образована Межведомственная комиссия по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека.

Для более эффективного развития партнерских взаимоотношений между Казахстаном и ОБСЕ 1 июля 2005 года Распоряжением Премьер-Министра РК была создана рабочая группа по совершенствованию взаимодействия между указанными сторонами.

По признанию ряда ведущих представителей ОБСЕ и входящих в нее зарубежных государств Казахстан является самым достойным и наиболее возможным кандидатом на пост Председателя этой организации на постсоветском пространстве. Это обстоятельство особенно важно потому, что до Казахстана еще ни одна страна СНГ не претендовала на это председательствование. Его кандидатуру на данный пост поддерживают США, Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Ватикан, Россия и ряд других стран – членов ОБСЕ.

Во многом такое признание и такая поддержка со стороны ведущих стран мира обусловлены наличием у Казахстана серьезного потенциала и значительных достижений в сфере последовательной демократизации общества и государства, сохранения общественно-политической стабильности, обеспечения межнационального и межконфессионального согласия, устойчивого развития экономики, а также геополитическим положением республики и поступательным развитием ее отношений со своими внешнеполитическими и внешнеэкономическими партнерами.

Избрание Казахстана Председателем ОБСЕ важно и необходимо как для нашей республики, так и для самой этой авторитетной международной организации. Следует ожидать, что председательство нашей страны в ОБСЕ позволит намного полнее раскрыть ее потенциал, обогатить свое представление о многообразии современного мира и различных путях построения открытого демократического общества и государства.

Занимая влиятельное положение в СНГ и лидирующие по своему развитию позиции в Центрально-азиатском регионе, Казахстан привлекает ОБСЕ и входящие в него страны своим большим вкладом в процесс развития интеграции, торгово-экономического сотрудничества, обеспечение стабильности и безопасности на постсоветском пространстве. Тем самым он способствует развитию взаимовыгодного международного сотрудничества и полноценному вхождению стран СНГ в мировое сообщество.

Для самого Казахстана положительное решение вопроса о его избрании на пост Председателя ОБСЕ важно не только для усиления его авторитета на международном уровне, но и способно дать дополнительный импульс процессам дальнейшей демократизации, формированию гражданского общества и развития его институтов в республике.

В связи со всем этим избрание Казахстана Председателем ОБСЕдолжно стать не просто приоритетным направлением внешнеполитического курса, а системной стратегической задачей республики, отвечающей ее национальным интересам.

В то же время председательствование в ОБСЕ налагает на Казахстан серьезные обязательства. В первую очередь это касается максимального приведения формы и механизмов функционирования политической системы, условий для развития гражданского общества и его институтов, системы защиты прав и свобод граждан до общепризнанных международных принципов и стандартов в области демократии и прав человека.

Оценивая объективные возможности и перспективы нашей республики по председательству в ОБСЕ, нельзя не отметить, что Казахстан в своем развитии пока еще не вышел на уровень полноценного и максимально отвечающего международным критериям демократического государства. Многие стандарты ОБСЕ в области демократии и прав человека не учитываются в полной мере в процессе реализации внутренней политики Казахстана. То же самое касается оценок и рекомендаций этой организации и ее структур, в том числе Бюро по демократическим институтам и правам человека, по совершенствованию избирательного законодательства и демократизации политической системы республики в целом.

Вместе с тем эти обстоятельства не являются для Казахстана непреодолимым препятствием на пути к достижению поставленной перед собой цели. Они должны стать для нашей страны стимулом, побуждающим ее к принятию тех мер, которые будут способствовать ее успеху в этом направлении.

Казахстану необходимо максимально убедительно продемонстрировать значимость своего участия в ОБСЕ и занятия руководящей позиции в этой организации в 2009 году, свою приверженность основным документам и решениям ОБСЕ, политическую волю своего руководства и конкретные результаты в выполнении всех принятых на себя в качестве страны-участницы ОБСЕ обязательств.

Для этого Казахстану необходимо продолжить начатые политические реформы, а также либерализацию экономики и других сфер жизнедеятельности общества и государства при максимальном соответствии принимаемых в рамках этих процессов мер и достигаемых здесь результатов принципам и стандартам ОБСЕ.

Только такой путь позволит Казахстану добиться поддержки у зарубежных стран – участниц ОБСЕ, имеющих свои устоявшиеся традиции и взгляды относительно развития демократии и соблюдения прав человека, для положительного решения своей системной стратегической задачи – избрания Председателем ОБСЕ.

II. Сущность Плана.

Стратегический план «Казахстан-ОБСЕ-2009» (далее по тексту – План) является основой для осуществления Республикой Казахстан в лице своих компетентных государственных органов действий и мероприятий, в том числе связанных с подписанием республикой международных правовых актов, разработкой и принятием законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, которые направлены на оказание содействия выдвижению и избранию Казахстана на пост Председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2006 году, а также его вступлению в эту должность и реализации своих председательских функций и полномочий в этой международной организации в 2009 году.

III. Цель Плана.

Основной целью Плана является определение базовых условий и мер по их реализации, способствующих эффективному достижению Казахстаном своей системной стратегической цели – избрания на пост Председателя ОБСЕ.

IV. Этапы и основные направления реализации Плана.

4.1. Этап подготовки к избранию Казахстана Председателем ОБСЕ.

Время: Настоящий этап охватывает временной период с сентября по декабрь 2006 года с завершением в день голосования по избранию Казахстана на пост Председателя ОБСЕ.

Цель: Осуществление государством и его органами максимально возможных действий и мероприятий, влияющих на повышение уровня доверия у других стран-участниц ОБСЕ к Казахстану и способствующихего избранию на пост Председателя этой организации.

Направления:

4.1.1. Присоединение Казахстана к основным международно-правовым актам, отвечающим стандартам человеческого измерения ОБСЕ.

Учитывая важность достижения Казахстаном рассматриваемой системной стратегической цели и временные ограничения для создания максимальных условий, способствующих эффективному продвижению данного процесса, представляется целесообразным посвятить настоящий этап реализации Плана преимущественно дипломатической и законодательной деятельности, призванной обеспечить быстрое присоединение Казахстана к основным международно-правовым актам, отвечающим стандартам человеческого измерения ОБСЕ.

В данном случае речь идет о тех международно-правовых актах, к которым Казахстан в силу определенных обстоятельств до сих пор не присоединился. В то же время такое неприсоединение снижает уровень полноценной интеграции нашей республики в мировое сообщество и ее участия в ООН, ОБСЕ и других международных организациях, под эгидой которых были приняты и действуют соответствующие международно-правовые акты.

Исходя из специфики развития Казахстана на современном этапе, ему необходимо в первую очередь присоединиться к тем международно-правовым актам с последующей их ратификацией через Парламент, которые содержат общепринятые положения, принципы и стандарты в сфере соблюдения и защиты гражданских и политических прав и свобод личности. Ниже приводятся следующие группы данных актов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН, Советом Европы, ОБСЕ и другими международными организациями.

  1. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2009-2011 годы г. Астана-2008 г

    Документ
    Формирование и реализация государственной политики в области образования и науки, обеспечивающей конкурентоспособность и устойчивый социально-экономический рост
  2. Стратегический план Министерства иностранных дел Республики Казахстан на 2009-2011 годы

    Документ
    В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Министерства иностранных дел Республики Казахстан на 2009-2011 годы.
  3. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2009-2011 годы Содержание (1)

    Документ
    В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан
  4. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2009-2011 годы Содержание (2)

    Документ
    В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан
  5. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2010 года и подлежит официальному опубликованию

    Документ
    В целях реализации Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
  6. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011 2015 годы

    Документ
    В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан
  7. План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии экономического развития

    Документ
    Разработка и реализация национальных программ структурных преобразований экономики государств – участников СНГ, в том числе в целях минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса
  8. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011-2015 годы. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2011 года и подлежит официальному опубликованию

    Документ
    Миссия: формирование и реализация государственной политики в области образования и науки, обеспечивающей конкурентоспособность и устойчивый социально-экономический рост.
  9. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан за 2009 год

    Содержательный отчет
    «Строительство в Казахстане правового государства требует дальнейшего совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан.

Другие похожие документы..