Профильный курс географии в учебном плане школы

Хабаровский краевой институт переподготовки и

повышения квалификации педагогических кадров


Профилизация старшей школы и географическое

Организация обучения географии

в старшей школе на профильном уровне

(социально-экономический и биолого-географический профили)

Программно-методические материалы

г. Хабаровск

2007

Печатается по решению

редакционно-издательского

совета ХК ИППК ПК


Организация обучения географии в старшей школе на профильном уровне (социально-экономический и биолого-географический профили): Программно-методические материалы /Сост. Паневина Г.Н., Климина Е.М., Щекота Л.В. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007.

Данная брошюра продолжает серию изданий по профилизации старшей школы в области географического образования. Предложенные программно-методические и дидактические материалы учебно-методического комплекса подготовлены с целью оказания помощи учителям географии в освоении нового содержания и технологии организации обучения старшеклассников на профильном уровне.

© ХК ИПК ПК, 2007.

ВВЕДЕНИЕ

Профильный курс географии в учебном плане школы

Модернизация образования предусматривает переход на профильное обучение. Однако, изучение географии в старшей школе на профильном уровне сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, есть программа, но нет учебников и других компонентов УМК. Во-вторых, изучение географии на профильном уровне возможно в двух профилях: социально-экономическом и биолого-географическом, в объеме 210 часов. В этой связи, при организации профильного обучения определенной специализации 30 часов резервного времени, предусмотренного программой, может перераспределяться для более глубокого изучения соответствующих этой специализации курсов, выполнения практических и творческих работ определенной тематики.

В период отсутствия учебников изучения географии на профильном уровне рекомендуется использовать учебники уже изданные. Так, например, для изучения раздела программы «Введение в экономическую и социальную географию» можно использовать учебник Максаковского В.П. «Социально-экономическая география мира»1.

Для изучения раздела «Введение в геологию» рекомендуется использовать учебное пособие Короновского Н.В. «Геология»2, для изучения раздела «Природопользование и геоэкология» - учебное пособие Розанова Л.Л. «Геоэкология»3.

Для изучения раздела «География как наука» можно использовать материал статьи «Современные методы географических и следований» Климиной Е.М., изданный в брошюре «Организация обучения географии в старшей школе на базовом уровне»4. Тема «Место России в мировой экономике» раздела «Введение в экономическую и социальную географию» представлена в статье Бардаль А.Б. и Плисецкого Л.Е., названной выше брошюре.

Кроме того, можно использовать соответствующие материалы учебников Герасимовой Т.П. и Мясниковой С.В. «Общая география»5, Петровой Н.Н. «География. Современный мир»6, Голубчика М.М. и Евдокимова С.П. «География»7.

Изучение географии на профильном уровне необходимо поддержать элективными курсами географического содержания, на изучение которых может быть отведено до 8 часов в неделю в 10-11 классах. Ниже в таблице представлен перечень программ элективных курсов, опубликованный в сборнике: Программы элективных курсов. География. 10-11 кл. Профильное обучение /авт.-сост. В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2006.

Программа

Автор

Учебное пособие

Политическая карта мира

Наумов А.С.

Холина В.Н.

-

География человеческой деятельности: экономика, культура, политика

Холина В.Н.

Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. 10-11 кл. М.: Просвещение

Экологические проблемы планеты Земля

Винокурова Н.Ф., Трушин В.В.

Экологическая культура

Николина В.В.

Экология городского ландшафта

Винокурова Н.Ф и др.

Современный мир

Перлов Л.Е.

Коммерческая география. Россия и мировой рынок

Плисецкий Е.Л.

Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок 10-11 кл. М.: АСТ-ПРЕСС

Общество, экология, экономика: устойчивое развитие

Калинин В.Б. и др.

Геоэкология

Розанов Л.Л.

Розанов Л.Л. Геоэкология. 10-11 кл. : учебное пособие для профильных классов общ. учрежд. - М.: Дрофа, 2005

Введение в общую географию

Розанов Л.Л.

География и экология России

Баринова И.И.

Глобальная география

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.

Гладкий Ю.Н., Лавров С. Б. Глобальная география. 10-11 кл. : учебное пособие для профильных классов общ. учрежд. - М.: Дрофа, 2006

Геология

Короновский Н.В.

Короновский Н.В. Геология. 10-11 кл. : учебное пособие для профильных классов общ. учрежд. - М.: Дрофа, 2005

География производства в условиях рыночной экономики

Миллер А.Л.

Региональные экологические проблемы

Климанова О.А.

Основы федерализма

Климанов В.В.

Кроме того, содержание географических знаний можно углубить через региональный курс «Социально-экономическая география стран АТР». На изучение которого может быть отведено до 2 часов на 10-11 классы. Программу можно найти в брошюре, посвященной базовому уровню преподавания географии в старшей школе.

Профильный курс географии в объеме 210 часов можно распределить в зависимости от изучаемого профиля: в классах социально-экономического профиля с акцентом на экономическую географию, в классах биолого-географического профиля с акцентом на физическую ее часть.

Вариант распределения часов на изучение курса географии на профильном уровне по разделам в социально-экономическом

Разделы

min

Часы

Социально-экономический

Биолого-географический

10 класс

Раздел 1. География как наука

30

30

30

Раздел 2.Введение в общую географию

30

30

30

Раздел 3. Введение в физическую географию

30

32

44

Раздел 4.Введение в геологию

10

12

-

Обобщение знаний

1

1

Всего

105

105

11 класс

Раздел 4.Введение в геологию

10

-

20

Раздел 5. Введение в экономическую и

социальную географию

50

70

50

Раздел 6.Природопользование и геоэкология

30

34

34

Обобщение знаний

1

1

Всего

105

105

ИТОГО за 2 года обучения

210

210

и биолого-географическом профилях.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение географии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития; места и роли географии в системе наук, жизни общества, решения его проблем; для подготовки к продолжению образования в выбранной области;

  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;

  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой; навыков грамотного решения бытовых и профессионально-ориентированных задач;

  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам; социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;

  • использование разнообразных географических знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности; обеспечении безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

  1. Учебный план школы Программно-методическое обеспечение учебного плана и используемые педагогические технологии Оценка качества реализации образовательной программы

    Образовательная программа
    В 2010 г. постановлением администрации города от 02.06. 2010г. №766 реорганизована путем присоединения к ней МОУ СОШ №5, МОУ СОШ №7, МОУ «Лицей г. Рассказова».
  2. Учебный план школы. Режим обучения. Кадровое обеспечение образовательного процесса

    Документ
  3. Учебный план школы на 2010-2011 учебный год 9 Дополнительные образовательные услуги 9

    Курсовая работа
    ТЕМА ШКОЛЫ: Освоение и внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий обучения и воспитания с целью развития каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями и обеспечивающих его социализацию
  4. Учебный план школы и режим обучения. Кадровое обеспечение образовательного процесса. Финансовое обеспечение функционирования и развития школы

    Реферат
    Публичный доклад МОУ средней общеобразовательной школы № 141 содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного учреждения.
  5. Учебный план школы и его обоснование

    Документ
    Муниципальная средняя общеобразовательная школа селения Цалык была основана в 1967 году. За годы существования она прошла интересный путь становления.
  6. Учебный план школы. 8 Профильное обучение. 9 Элективные курсы Учебного плана школы. 10 Система дополнительного образования в школе. 11

    Документ
    Школа в настоящее время является для каждого ребенка своего рода культурным центром, объединяющим в себе возможность получения академических знаний, жизненного опыта, местом, где дети встречаются с первыми проблемами и трудностями,
  7. Учебный план школы. Режим обучения Результаты образовательной деятельности за 2007-2008 учебный год Состояние здоровья школьников

    Реферат
    Настоящий доклад о состоянии и результатах деятельности МОУ СОШ №1 п. Новозавидовский Конаковского района Тверской области является аналитическим описанием.
  8. Учебная программа Учитель (Ф. И. О., квалификационная категория или разряд) Класс Кол-во часов по базисному плану Кол-во часов по учебному плану школы

    Программа
    Егорова Н.В. «Литература» 6кл. поурочные разработки к учебникам хрестоматиям В.П. Полухиной и Т.Ф. Курдюмовой. М.:ВАКО, 2008г. Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации.
  9. Учебный план школы 25 Структура классов моу «сош №4 змр рт» на 2010/2011 учебный год 26 Результаты образовательной деятельности 27

    Документ
    Утверждённая Президентом страны национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет стремление поставить образование в разряд общенациональных приоритетов.

Другие похожие документы..