Пояснительная записка 4 Методические рекомендации по изучению дисциплины 6 Учебно-тематический план 8

ИВЭСЭП

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОПЛЕКС

По специальности: 030602.65(350400) –

Связи с общественностью

Санкт-Петербург

2006

Социальная антропология: Учебно-методический комплекс / Авт.-сост. М.А.Петрова – СПб.: ИВЭСЭП, 2006.

Утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью», протокол №9 от 03.04.06

Утвержден и рекомендован к печати Научно-Методическим Советом, протокол

Автор-составитель

кандидат философских наук, доцент

М.А. Петрова

Рецензент

кандидат философских наук, доцент

Т.Б.Кострицкая

Ответственная за выпуск Н.А.Фролова

Компьютерные работы М.П.Жуковой

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка 4

  2. Методические рекомендации по изучению дисциплины 6

  3. Учебно-тематический план 8

  4. Содержание курса 9

  5. Планы семинарских занятий 15

  6. Вопросы к зачету 18

  7. Литература 19

  8. Словарь терминов 22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Цели и задачи курса

Телеология преподавания дисциплины "Социальная антропология" студентам, обучающимся по специальности "Связи с общественностью", обусловлена тем, что каждому специалисту, который планирует работать в сфере межличностной и межкультурной коммуникации, необходимо обладать определенным объемом информациио природе человека. Цель курса – формирование знаний о сущности человека, его роли в обществе и культуре, смысле, ценностях и перспективах человеческого существования, способностях и потребностях, интересах и мотивах социальной деятельности.

В процессе преподавания социальной антропологии предполагается решить следующиезадачи:

  • определить местосоциальной антропологии в системе гуманитарного знания, ее соотношение с другими науками о человеке;

  • ознакомить студентов с историей антропологических учений, основными достижениями мировой и отечественной социально- антропологической мысли;

  • сформулировать и рассмотреть содержание важнейших социально-антропологических проблем.

Курс призван обучить студентов:

  • обнаруживать "человеческое измерение" различных сфер социо-культурной реальности;

  • понимать логику социального поведения;

  • выявлять и анализировать важнейшие проблемы существования человека в современном мире.

Включенные в содержание курса темы являются важнейшими теоретическими проблемами в области социально-философской антропологии и обеспечивают методологическую основу, как формирования у студентов целостной концепции человека, так и применения этих знаний в практической сфере межличностного взаимодействия.

  • Виды занятий и методики обучения

Основными видами занятий являются: лекции (читаются на потоке) и семинары (организуются по группам), а также самостоятельная работа студентов.

Содержание дисциплины распределяется между лекционным курсом (20 часов) и семинарскими занятиями (14 часов) на основе принципа дополнительности, что предполагает отсутствие дублирования вопросов, вынесенных на теоретические и практические занятия, и позволяет изучить больший объемматериала. Самостоятельная работа студентов (30 часов) должна быть направлена на закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, подготовку к предстоящим практическим занятиям, промежуточной аттестации, тестированию и зачету.

  • Формы контроля

Оперативный контроль проводится в виде письменных экспресс-опросов по только что прочитанному лекционному материалу.

Рубежный контроль осуществляется в середине семестра в форме промежуточной аттестации по результатам практических занятий и в концесеместра в форме тестирования.

Итоговый контроль знаний студентов – зачет по материалу всего курса в форме устного собеседования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Проблемы, которые рассматриваются в учебном курсе "Социальнаяантропология" в той или иной мере затрагивают каждую человеческую личность, так как предметом данной области знания является человек как потенциальный и реальный субъект общественной жизни. Усвоение антропологического знания тогда эффективно, когда информация не просто запоминается, а переживается студентом, становится элементом его внутреннего мира, системы ценностей. Познание в данном случае должно стать самопознанием. В связи с этим задача студентов не только получение информации об окружающем мире, а прояснение человеческого смысла природной и социо-культурной реальности.

Исходя из изложенной выше методологической установки на "человеческое измерение" образовательного процесса, студентам, изучающим курс "Социальная антропология", необходимо учесть следующие методические рекомендации:

  1. Слушание лекций не должно сводиться к пассивному восприятию излагаемого на них материала. Это живой процесс. Лекцию надо не только слушать, но и слышать. Задача студентов – работа на лекции в системе внутреннего диалога с преподавателем, чтобы содержание лекции стало частью их собственной системы мышления.

  2. Семинары являются самой активной формой изучения предмета. Практические занятия проводятся в виде семинара-дискуссии, с делением студенческой аудитории на малые группы "докладчиков", "оппонентов", "участников дискуссии" и с соответствующим распределением ролей. Студентам, выступающим в роли докладчиков, необходимо всесторонне раскрыть теоретическую сторону вопроса, проиллюстрировать материал ссылками на первоисточник, показать практическую ценность обсуждаемой проблемы. Задача оппонентов – отметить недостатки в изложении темы докладчиками, задать им вопросы, начать дискуссию. Остальные участники семинара должны поддержать обсуждение, высказать свою позицию по рассматриваемой проблеме, оценить работу докладчиков и оппонентов.

  3. Самостоятельная работа студентовэто, прежде всего, работа с книгой, результат которой – умение читать и пониматьспециальную литературу философского, антропологического, культурологического, социологического характера – студенты должны продемонстрировать на семинарских занятиях и при сдаче зачета. Изучение оригинальных творений выдающихся мыслителей требует, во-первых, обязательного краткого конспектирования прочитанного источника, что помогает полнее уяснить смысл содержащихся в произведении идей. Конспект – не самоцель, а наиболее эффективный способ проникновения в глубину мировой философско-антропологической мысли, так как планомерное следование за ходом размышлений знаменитого автора должно вызвать ответный мыслительный процесс в сознании читателя. Во-вторых, после изучения первоисточника студентам необходимо в тезисной форме изложить свое понимание прочитанного текста, его смысл и значение для них как личностей и как будущих специалистов.

  4. Зачет как итоговая форма контроля сдается в устной форме по представленным в УМК вопросам. Для подготовки к зачету студентам необходимо изучить конспект лекций, основную учебную литературу, и тексты первоисточников, которые обсуждались на семинарских занятиях. Кроме того, при выставлении зачета учитывается вся работа студента в течение семестра: посещение лекций, работа на семинарских занятиях, результаты экспресс-опросов, промежуточной аттестации и тестирования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

ТЕМЫ КУРСА

Аудиторные часы

Всего

Лекции

Семинарские занятия

1

Социальная антропология в системе

гуманитарного знания

2

2

-

2

Образ человека в истории антропологической мысли

6

2

4

3

"Антропологический поворот" в культуре 20 века

12

2

10

4

Человека как предмет социальной антропологии

4

4

-

5

Человек–творец и творение культуры

2

2

-

6

Аксиологические проблемы жизни, смерти и бессмертия человека

4

4

-

7

Антропологическое содержание свободы и основные формы ее проявления

2

2

-

8

Игра как форма жизни

2

2

-

Итого:

34

20

14

  1. Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология» по специальности: 020400 психология санкт-петербург (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Историческая психология» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Психология».
  2. Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология» по специальности: 020400 психология санкт-петербург (3)

    Учебно-методический комплекс
    УМК предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей психологических вузов и факультетов, а также практических психологов и всех интересующихся исторической психологией.
  3. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (5)

    Учебно-методический комплекс
    Правовая информатика: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. В.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (14)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  5. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (17)

    Учебно-методический комплекс
    Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естественного
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине психология массовых коммуникаций по направлению 030300. 62 Психология по специальности 030301. 65 Психология санкт-Петербург

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 «Психология».
  7. Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (4)

    Учебно-методический комплекс
    Основы ювенальной юстиции: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. Ю.Е. Петухов. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г.
  8. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (4)

    Учебно-методический комплекс
    Гражданское право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. С.В.
  9. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (6)

    Учебно-методический комплекс
    Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. П.Н. Фещенко.

Другие похожие документы..