Пояснительная записка 4 Методические рекомендации по изучению дисциплины 6 Учебно-тематический план 8

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Вопросы по лекционному курсу.

  1. Социальная антропология в системе гуманитарного знания.

  2. Образ человека в истории антропологической мысли.

  3. Содержание и причины "антропологического поворота" в культуре 20 в.

  4. Природа и сущность человека.

  5. Проблема двойственности и "незавершенности" человека.

  6. Антропогенез как проблема социальной антропологии.

  7. Биологическая природа человека: специфика и формирование человеческой телесности.

  8. Социальная природа человека: личность, социализация, проблема социального характера.

  9. Человек – творец и творение культуры.

  10. Жизнь – способ бытия человека.

  11. Смерть как тайна человеческого существования.

  12. Бессмертие: иллюзия или реальность

  13. Антропологическое содержание свободы и основные формы ее проявления.

  14. Ответственность как социально-организующее свойство личности.

  15. Игра как форма жизни.

Вопросы по семинарским занятиям

  1. Личность и культура в учении З.Фрейда.

  2. Человек и его символы в "аналитической психологии" К.Г.Юнга.

  3. Природа человека, проблема социального характера и аналитика человеческой деструктивности в работах Э.Фромма.

  4. Бунтующий человек и философия абсурда А.Камю.

  5. Человек в духовной ситуации современной эпохи согласно концепции К.Ясперса.

  6. Личность, творчество и свобода в учении Н.А.Бердяева.

  7. Проблема смысла жизни в философии Е.Н.Трубецкого и С.Л.Франка.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология. М.: ИНФРА, 2005.

  2. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2004.

Дополнительная

  1. Гуревич П.С. Философская антропология. М.: NOTA-BENE, 2001.

Вспомогательная

  1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992.

  2. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. М.: Академкнига, 2002.

  3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

  4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992.

  6. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.

  7. Жизнь земная и последующая / Сост. П.С.Гуревич, С.Я.Левит. М.: Политиздат, 1991.

  8. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

  9. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат,1990.

  10. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 222-318.

  11. Кассирер Э. Опыт о человеке // Избранное. М.: Гардарика, 1998.

  12. Козлова Н.Н. Социальная антропология: Курс лекций. М.: Социум, 1996.

  13. Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988.

  14. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993

  15. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат, 1984.

  16. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985.

  17. Любутин К.Н., Грибакин А.В. Западная философская антропология. От Фейербаха к Фромму: Учебное пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1994.

  18. Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. СПб.: Лань, 1997.

  19. О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.

  20. Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1995.

  21. Парсонс Т. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985.

  22. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

  23. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., Петрополис, 1994-1997.

  24. Розанов В.В. Люди лунного света //Соч. в 2 т. Т.2. М.:Правда, 1990. С.7-194.

  25. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 319-344.

  26. Соловьев В.С. Смысл любви: Избр. Произв. М.: Современник, 1991.

  27. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987.

  28. Трубецкой Е.Н. Свобода и бессмертие // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. С. 292-298.
  29. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
  30. Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа, 1993.

  31. Франк С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. СПб.: РХГИ, 1997.

  32. Франк С.Л. Смысл жизни.// Вопросы философии, 1990, № 6. С. 68-131.

  33. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

  34. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.

  35. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.

  36. Фрейд З. Я и ОНО: Труды разных лет. В 2 кн. Тбилиси: Мерани, 1991.

  37. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Респцублика, 1994.

  38. Фромм Э. Душа человека. М.: Транзиткнига, 2004.

  39. Фромм Э. Человек для самого себя. // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 17-190.

  40. Хамитов Н. Философия человека. Киев-Москва: Ника-Центр, 2002.

  41. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992.

  42. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: В 3 т. М.: Политиздат, 1991-1994.

  43. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997.

  44. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.

  45. Шелер М. Положение человека в космосе // Избр.произв. М.: Гнозис, 1994.

  46. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность М.: Республика, 1992.

  47. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: РАН, 2003.

  48. Это человек: Антология. М.: Высшая школа, 1995.

  49. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.

  50. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

  51. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997.

  52. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология. Ростов-на-Дону: МарТ, 2004.

  53. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 288-419.

  54. Ясперс К. Философская вера. // Там же. С. 420-508.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Антропогенез – процесс происхождения и развития человека как общественного существа.

Антропологизм – концепция, рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы.

Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства иправ человека, его ценность как личности, заботу о благе людей.

Деперсонализация – изменение самосознание личности, связанное с ощущением потери своего Я, восприятием себя как чужого.

Жизнь – одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от всей остальной, неорганической, действительности.

Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления (исполнения) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивидуальность – свойство личности, характеризующее то специфическое, что отличает одного человека от другого, включая как биологические, так и социально-психологические особенности.

Культура – совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, традиций, верований, норм поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Личность – социально-психологическая характеристика человека, отражающая особенности его сознания и характер его общественной деятельности.

Ответственность – свойство личности, отражающее особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

Свобода – понятие, характеризующее сущность и существование человека с точки зрения возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа.

Совесть – феномен самосознания человека, выражающий высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

Социализация – процесс интеграции индивида в общество, в результате которого им приобретаются различные социальные роли и функции, усваиваются элементы культуры, нормы и ценности; процесс формирования личности.

Счастье – чувство глубокого наслаждения, состояние удовлетворенности человека своей жизнью, ее смыслом, целью и достигнутыми результатами.

Творчество – специфическая форма человеческой деятельности, в результате которой появляются уникальные результаты человеческой активности.

Телесное Я – феномен самосознания личности, проявляющийся в отождествлении себя со своим телом, т.е. в чувстве физической идентичности.

Человек – особый род сущего как биосоциального существа: высшая ступень живых организмов на Земле, субъект социо-культурного процесса.

Человеческая природа – совокупность устойчивых, неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа и присущих человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса.

Человеческое бытие – максимально широкая категория, включающая в себя все аспекты человеческого отношения к реальности.

Экзистенция – способ бытия человеческой личности.

ТЕСТ по курсу

«СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

  1. Социальная антропология это область знания:

  1. О происхождении и эволюции физической организации человека

  2. О конечных основаниях бытия мира, рассмотренных через призму бытия человека

  3. О связи внутреннего мира человека с внешним по отношению к нему социокультурным миром

  1. Какой французский ученый 20 века впервые использовал понятие "социальная антропология"?

  1. Э.Дюркгейм

  2. М.Мосс

  3. К.Леви-Стросс

  1. Какой античный философ является родоначальником антропологической проблематики в европейской культуре?

  1. Демокрит

  2. Сократ

  3. Платон

  4. Аристотель

  1. Кто из средневековых философов является основоположником христианского персонализма?

  1. Августин Аврелий

  2. Пьер Абеляр

  3. Ансельм Кентерберийский

  4. Фома Аквинский

  1. Что из перечисленного ниже в большей степени характеризует человека эпохи Просвещения?

  1. Культ наслаждения

  2. Культ разума

  3. Культ власти

  4. Культ обладания

  1. Какой европейский философ 19 века создал концепцию отрицания жизни и романтизации смерти?

  1. Г.Гегель

  2. К.Маркс

  3. А.Шопенгауэр

  1. С именем какого мыслителя связан "антропологический поворот" в европейской философии 20 века?

  1. Ж.-П.Сартр

  2. Н.А.Бердяев

  3. П.Тейяр де Шарден

  4. М.Шелер

  1. Что означает термин Homonegans?

  1. Человек разумный

  2. Человек играющий

  3. Человек способный сказать "нет"

  4. Человек, производящий орудия

  1. В чем проявляется родство человека и высших обезьян?

  1. Внешний облик

  2. Генетическое подобие

  3. Наличие рефлексивного сознания

  4. Сходство чувственности

  1. Чем цивилизованные люди отличаются от первобытных?

  1. Использование письменности

  2. Строение тела

  3. Вера в антропоморфных богов

  4. Наличие речи

  1. Что из перечисленного ниже можно отнести к существенным атрибутам человека?

  1. Включенность в социум

  2. Способность к творческой деятельности

  3. Наличие инстинктов

  4. Производство символов

  1. Кто является основоположником социобиологии?

  1. Э.О.Уилсон

  2. Ст.Грофф

  1. Какой подход к определению личности реализуется в философии Н.А.Бердяева?

  1. Антропологический

  2. Социологический

  3. Религиозно-персоналистический

  4. Экзистенциально-психологический

  1. Какой тип социальной ориентации является ведущим в современную эпоху согласно концепции Э.Фромма?

  1. Рецептивный

  2. Эксплуататорский

  3. Рыночный

  4. Накопительский

  1. Кто из перечисленных мыслителей-гуманистов жил в 20 веке и разрабатывал принцип "благоговения перед жизнью"?

  1. Мишель Монтень

  2. Эразм Роттердамский

  3. Томал Мор

  4. Альберт Швейцер

  1. Выберите вариант трактовки смысла жизни, характерный для русской религиозной философии 19-20 вв.:

  1. Чтобы быть осмысленной, наша жизнь должна быть служением высшему и абсолютному благу

  2. Смысл жизни состоит в содействии разрешению назревших задач общественного развития, всестороннего и гармоничного формирования личности

  3. Человеческая жизнь имеет смысл не для отдельного человека, а для Вселенной, и до тех пор, пока человек оправдывает в ней свое назначение

  4. Личное счастье является высшей целью и смыслом человеческой жизни

  1. Что такое танатология?

  1. Учение о жизни

  2. Учение о смерти

  3. Учение о бессмертии

  1. К какому типу бессмертия можно отнести слова Т.Манна: "Срок, больший или меньший, покуда не стерся наш след, зовут бессмертием"?

  1. "Потенциальное" бессмертие

  2. "Актуальное" бессмертие

  1. Представители какого направления в философии 20 века разработали концепцию "обреченности" человека на свободу?

  1. Марксизм

  2. Неофрейдизм

  3. Экзистенциализм

  1. Какое понятие характеризует игру как борьбу, состязательность, основной целью которой является победа?

  1. Игра-alea

  2. Игра-mimicry

  3. Игра-ilinx

  4. Игра-agon

  1. Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология» по специальности: 020400 психология санкт-петербург (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Историческая психология» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Психология».
  2. Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология» по специальности: 020400 психология санкт-петербург (3)

    Учебно-методический комплекс
    УМК предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей психологических вузов и факультетов, а также практических психологов и всех интересующихся исторической психологией.
  3. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (5)

    Учебно-методический комплекс
    Правовая информатика: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. В.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (14)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  5. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (17)

    Учебно-методический комплекс
    Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естественного
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине психология массовых коммуникаций по направлению 030300. 62 Психология по специальности 030301. 65 Психология санкт-Петербург

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 «Психология».
  7. Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (4)

    Учебно-методический комплекс
    Основы ювенальной юстиции: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. Ю.Е. Петухов. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г.
  8. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (4)

    Учебно-методический комплекс
    Гражданское право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. С.В.
  9. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (6)

    Учебно-методический комплекс
    Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. П.Н. Фещенко.

Другие похожие документы..