Пояснительная записка 4 Методические рекомендации по изучению дисциплины 6 Учебно-тематический план 8

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Социальная антропология в системе гуманитарного знания

Многообразие подходов к изучению человека: религиозный, философский, научный. Антропологическое знание как система, ее структура и основные элементы. Содержание и соотношение понятий "физическая антропология", "философская антропология", "социальная антропология", "культурная антропология". Социальная антропология и социология. Социальная антропология и психология. Философские основания социальной антропологии. Дискуссия о месте социальной антропологии в современном человекознании.

Предметное поле социальной антропологии: взаимосвязь внутреннего мира человека с внешним по отношению к нему социальным миром. Основные способы взаимодействия человека и социума как взаимосвязи внутреннего и внешнего. Объективация продуктов духовного мира человека как главная проблема социальной антропологии. Социальная антропология – область знания о внутреннем духовном мире человека как потенциального и реального субъекта социокультурного творчества.

Понятийный аппарат социальной антропологии и его духовно-практический характер. Свобода, выбор, ответственность, творчество, игра, смысл жизни как категории социальной антропологии.

Двойственность методологии социально-антропологического познания. Сочетание научных и вненаучных (обыденных, религиозных, художественных, философских) познавательных форм. Недостаточность чисто объективистского подхода к изучению человека. Активность человека как субъекта социально-антропологического познания. Роль интуиции, рефлексии и самонаблюдения.

Тема 2. Образ человека в истории антропологического знания

Человек в мифологической картине мира. Образ человека в античной философии: человеческое как "телесно человеческое"; постановка в античности важнейших антропологических проблем: сущности и предназначения человека, соотношения веры и знания, души и тела, разума и чувства (Сократ, Платон, Аристотель, Сенека). Человек и Бог в религиозной антропологии средних веков (Августин Аврелий, Пьер Абеляр, Фома Аквинский). Антропоцентризм и гуманизм, поиск индивидуальности человека в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Мишель Монтень). Человек эпохи Просвещения: рационализм и социальный оптимизм, идеал свободной и автономной личности (Дидро, Вольтер, Руссо, Кант, Гегель). Антропологический материализм Л.Фейербаха. Иррационализм и пессимизм неклассических концепций человека 19 в., отрицание жизни и романтизация смерти (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше). Марксистская трактовка сущности человека как "ансамбля" общественных отношений, субъекта общественно-исторического развития. Религиозно-антропологические мотивы русской философии конца 19 - первой половины 20 вв. (В.Соловьев, В.Розанов, Н.Бердяев, Е.Трубецкой, С.Франк, П.Флоренский, И.Ильин).

Тема 3. "Антропологический поворот" в культуре 20 века

Антропологизм как ведущее содержание культуры 20 века. Социально-политические и духовные причины нового "поворота" к человеку в современной социально-философской мысли. Человек как центральная проблема для немецкой "философской антропологии" (М.Шелер, А.Плеснер, А.Гелен), экзистенциализма (М.Хайдеггер, К.Ясперс, А.Камю, Ж.-П.Сартр), персонализма (Э.Мунье, Ж.Лакруа), фрейдизма и неофрейдизма (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, Ж.Лакан). Антиметафизическая направленность современных концепций человека, переход от абстрактных проблем сущности человека к вопросу его существования в мире. Французская социологическая школа (Э.Дюркгейм, М.Мосс). Структурная антропология К.Леви-Стросса. Радикальная переоценка человека социально-философской мыслью 20 века. "Конец истории" и "смерть человека". Необходимость доказательства "бытия человека как человека". Человек в постмодернистской антропологии (Ж.Делез, Ф.Гваттари, М.Фуко).

Тема 4. Человек как предмет социальной антропологии

Социально-философская антропология о природе (сущности) человека: многообразие подходов. Природа человека и его атрибутивные свойства. Внутренний и внешний мир; их единство и противоречивость. Человек как сложная многоуровневая система, как воплощение противоречивого единства биологического и социального, духовного и телесного. "Незавершенность" человека как биологического существа и ее компенсация в процессах социокультурного творчества и самосовершенствования.

Биологическая природа человека. Специфика человеческой телесности. Отношение к телу в различных культурах, философских и религиозных системах. Социобиологическая концепция телесности (Э.О.Уилсон) - поиск биологических предпосылок социального поведения человека. Концепция телесности С.Грофа (транс-персональная психология). Тело как организм. "Телесное Я" как элемент самосознания человека. Тело – посредник между социальным и индивидуальным. Тело как феномен культуры. Тело человека как результат взаимного действия органического и культурного развития. Забота о теле. Контроль над телом. Система дисциплинарных пространств и практик формирования телесности в обществе. Актуальность проблемы власти над телом для любого общества. Формирование рациональности, духовности на основе воспитания определенного типа телесности.

Социальная природа человека. Понятие индивида, личности и индивидуальности. Многообразие подходов к определению личности. Личность как единство сознания и поведения. Объективное и субъективное, внутреннее и внешнее в генезисе антропологической целостности. Структура личности. Понятие социализации: содержание, этапы, факторы и механизмы. Социализация и индивидуализация. Проблема инкультурации. Социальная типология личности. Характер социальный и индивидуальный. Типология социального характера Э.Фромма. Понятие ориентации. Классификация потребностей личности (А.Маслоу).

Антропогенез как проблема социальной антропологии. Сущностные черты антропогенеза. Онтогенез и его роль в развитии человека. Проблема происхождения человека в истории культуры. Религиозные трактовки происхождения человека. Творение человека как "другой свободы" – кульминационный момент процесса творения. Эволюционный подход к проблеме происхождения человека в научном и философском мышлении. Теория Ч.Дарвина как альтернатива христианской концепции креационизма. Ф.Энгельс о роли социальных факторов в процессе антропосоциогенеза. Дальнейшее развитие эволюционной теории в философии и науке 20 в. Идея происхождения человека как "ошибки" природы. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена. Современные представления об антропогенезе.

Тема 5. Человек–творец и творение культуры

Понятие культуры: многообразие подходов. Культура как опыт жизнедеятельности и как программа социального наследования. Формы и этапы накопления и трансляции опыта в процессе социального конструирования. Понятия и показатели социокультурного процесса. Социальные и личностные функции культуры. Наука, искусство, религия как элементы культуры. Средства массовой коммуникации в системе культуры. Культура и человек: антропологические проблемы теории культуры. История становления и основные проблемы культуральной антропологии (Ф.Боас, А Кребер)

Превращение человека из творения культуры в ее творца как суть исторического развития культуры. Человек как творение культуры. Динамика (основные этапы) вхождения человека в культуру. Типология культуры личности. Социальные институты семьи и образования как факторы формирования личности. Человек как творец культуры. Понятие творчества: многообразие подходов. Виды творчества. Творческий потенциал человека. Потребности, способности и умения человека как субъекта социокультурной деятельности.

Тема 6. Аксиологические проблемы жизни, смерти и бессмертия человека

Жизнь как способ бытия человека. Многозначность понятия жизни в философии и науке. Содержание и соотношение категорий "человеческое бытие", " жизнь", "экзистенция". Жизнь как обыденность и жизнь как бытие-на-пределе. Ценность жизни. Отношение к жизни в различных культурах, религиозных и философских системах. Отрицание жизни и поэтизация смерти (А.Шопенгауэр). Благоговение перед жизнью (А.Швейцер). Биофилия и некрофилия как способы социально-психологического ориентирования личности. Особенности некрофильного характера (Э.Фромм). Проблема смысла жизни. Различные трактовки смысла человеческой жизни в истории антропологической мысли. Смысл жизни как интегрированное выражение свободы человека. Смысл жизни как регулятивное понятие. Смысл жизни как отношение человека к своей жизненной позиции и личному достоинству. Выбор решения и линии поведения — основа смысложизненного поиска. Смысл жизни и ценности жизни. Типы смысложизненных ценностей, их классификация (В.Франкл).

Проблема смерти человека (философско-культурологический аспект). Танатология как раздел философии. Историческая вариативность отношения к смерти. Смерть как тайна человеческого существования. Бытие-к-смерти М.Хайдеггера. Осознание собственной смертности как подлинно человеческое качество. Эмоциональная абсолютизация смерти. Страх смерти. Смерть Другого. Апология смерти и "метафизика ужаса" в культуре 20 в. Модусы смерти: смерть тела, смерть сознания, социальная смерть. Смерть как социальная проблема. Право на жизнь и право на смерть. Проблема самоубийства. "Хорошая смерть" – эвтаназия. Ритуал умирания как социально-психологический феномен.

Бессмертие как отрицание смерти. Проблема личного бессмертия в религии, философии и науке. Жизнь после жизни (Р.Моуди). Иммортализм и филоиммортализм. Бессмертие актуальное и потенциальное. Бессмертие как продление рода и как продление жизни. Проблема активного долголетия. Творчество как "делание " бессмертия. Бессмертие как самосозидание личности. Любовь и бессмертие.

Тема 7. Антропологическое содержание свободы и основные формы ее проявления

Определение свободы в социально-философской антропологии: многообразие подходов. Свобода как осознанная необходимость. (Б.Спиноза, Г.Гегель, Ф.Энгельс). Объективные и субъективные критерии свободы. Свобода физическая, интеллектуальная и моральная (А.Шопенгауэр). Психологические аспекты проблемы свободы (З.Фрейд, В.Франкл, А.Маслоу). Основные признаки свободы: попытки построения системных моделей. Свобода "для" и свобода "от". Свобода внутренняя и внешняя (И.Ильин). Свобода выбора. Свобода и ответственность: нравственный аспект проблемы. Ответственность как социально-организующее свойство личности. Свобода и отчуждение. Ценность и цена свободы. "Обреченность" на свободу (Ж.-П.Сартр). Вседозволенность. Свобода как сознательное самоограничение.

Тема 8. Игра как форма жизни

Проблема игры в истории европейской философско-антропологической и культурологической мысли (Ф.Шиллер, Ф.Ницше, Й.Хейзинга, Э.Финк, Э.Берн). Игра как один из важнейших экзистенциалов человека. Антропологическое содержание игры как вида свободной деятельности человека. Игра как феномен культуры. Игра как явление внутреннего мира личности. Психологический аспект игры как одной из форм человеческих взаимоотношений. Игра и народное творчество в концепции М.М.Бахтина. Смысл игры. Признаки игры. Основные функции игры: культурообразующая, функция социализации, компенсаторная, эстетическая, коммуникативная. Классификация игр: игра-agon (борьба), игра-alea (жребий), игра-mimicry (подражание), игра-ilinx (риск).

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цель практических занятий состоит в том, чтобы на основе изучения наиболее интересных антропологических учений разобраться в важнейших особенностях человеческой природы и условиях существования человека в современном мире. Поэтому на семинары выносятся темы курса, требующие изучения и текстологического анализа ряда философских, культурологических, социально-психологических, религиозно-этических работ крупнейших мыслителей 20 века, занимавшихся антропологической проблематикой: "Образ человека в истории антропологической мысли" и "Антропологический поворот в культуре 20 века". В рамках данной проблематики на семинарских занятиях необходимо рассмотреть следующие вопросы:

Семинар 1.Иррационалистические реконструкции человека

в культуре 20 в. (6 часов).

  1. Личность и культура в учении З.Фрейда.

  2. Человек и его символы в "аналитической психологии" К.Г.Юнга.

  3. Природа человека и проблема социального характера в работах Э.Фромма.

Литература

  1. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.

  2. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.

  3. Фрейд З. Я и ОНО: Труды разных лет. В 2 кн. Тбилиси: Мерани, 1991.

  4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.

  5. Фромм Э. Душа человека. М.: Транзиткнига, 2004.

  6. Фромм Э. Человек для самого себя. // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 17-190.

  7. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

  8. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.

  9. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997.

Семинар 2.Экзистенциальные модели человека в современном мире

(4 часа).

  1. Бунтующий человек и философия абсурда А.Камю.

  2. Человек и духовная ситуация современной эпохи в концепции К.Ясперса.

Литература

  1. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат,1990.

  2. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 222-318.

  3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 319-344.

  4. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 288-419.

  5. Ясперс К. Философская вера. // Там же. С. 420-508.

Семинар 3.Антропологические мотивы в русской религиозной философии к. 19- н. 20 в. (4 часа).

  1. Личность, творчество и свобода в учении Н.А.Бердяева.

  2. Проблема смысла жизни в философии Е.Н.Трубецкого и С.Л.Франка

Литература

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

  2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

  3. Трубецкой Е.Н. Свобода и бессмертие // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. С. 292-298.
  4. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
  5. Франк С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. СПб.: РХГИ, 1997.

  6. Франк С.Л. Смысл жизни.// Вопросы философии, 1990, № 6. С. 68-131.

  1. Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология» по специальности: 020400 психология санкт-петербург (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Историческая психология» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Психология».
  2. Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология» по специальности: 020400 психология санкт-петербург (3)

    Учебно-методический комплекс
    УМК предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей психологических вузов и факультетов, а также практических психологов и всех интересующихся исторической психологией.
  3. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (5)

    Учебно-методический комплекс
    Правовая информатика: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. В.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (14)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  5. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (17)

    Учебно-методический комплекс
    Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естественного
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине психология массовых коммуникаций по направлению 030300. 62 Психология по специальности 030301. 65 Психология санкт-Петербург

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 «Психология».
  7. Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (4)

    Учебно-методический комплекс
    Основы ювенальной юстиции: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. Ю.Е. Петухов. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г.
  8. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (4)

    Учебно-методический комплекс
    Гражданское право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. С.В.
  9. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (6)

    Учебно-методический комплекс
    Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. П.Н. Фещенко.

Другие похожие документы..