Информационный бюллетень osint №20 июль август 2011 г

Поликультурное развитие образования – важный аспект обеспечения безопасности в обществе.

Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и защиты детей Минобрнауки России А.А. Левицкая отметила: «Система российского образования как наиболее действенный инструмент культурной и политической интеграции современного общества должна отражать интересы и запросы российского общества и государства, в том числе связанные с формированием российской гражданской нации, российской гражданской идентичности».

Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая общегосударственные интересы, национально-территориальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии56.

В феврале 2010 года Минобрнауки России был представлен проект концепции поликультурного развития образования в Российской Федерации.

В проекте концепции определены следующие принципы образовательной политики Российской Федерации:

сохранение целостности культурного и образовательного пространства России;

приобщение подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и профессиональной национальной культуре народов России;

гуманистический, светский и поликультурный характер образования;

ответственность государства за получение детьми полноценного образования;

научная основа содержания образования и принципов воспитания;

вариативность выбора родителями образовательной траектории развития ребенка;

формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых навыков, необходимых для активной профессиональной деятельности.

В соответствии с проектом концепции поликультурное образование – это образовательная система, которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации.

Одной из проблем, вызывающей особую озабоченность общества, является растущее вовлечение молодежи и несовершеннолетних в наркопотребление, а также совершение ими наркопреступлений.

По оценкам специалистов, реальное число потребителей наркотиков в России составляет более 621 тыс. человек или почти 2% населения57. Количество подростков (15-17 лет), зарегистрированных как имеющие наркологические расстройства, на начало 2010 года составило 117 712 человек, или 2 371,8 на 100 тыс. человек данной возрастной группы. Количество наркозависимых из них составило 1 079.

Росту этих негативных явлений способствуют низкий уровень жизни, ослабление воспитательного потенциала семей, социальная незащищенность молодых россиян, их невысокая востребованность на рынке труда (21,6% от общего числа безработных составляет молодежь в возрасте от 20 до 24 лет) и ряд других факторов, которые подталкивают молодежь и подростков к ведению асоциального образа жизни, в том числе к потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.

11 апреля 2011 года состоялась встреча председателя Государственного антинаркотического комитета, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) В.П. Иванова с руководством газеты «Российская газета», в ходе которой были затронуты вопросы наркомании в молодежной среде. Среди главных предложений по совершенствованию сферы противодействия потребления наркотиков он отметил следующее:

введение в школах и других учебных заведениях обязательного тестирования на наркотики для более раннего выявления и лечения;

установление специальных зон радиусом 300 метров вокруг школ и других учебных заведений (если в этой зоне будет пойман наркодилер, наказание в отношении него будет увеличено в два раза).

Следует отметить, в настоящее время ФСКН разрабатывает государственную программу Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков». В марте 2011 года проект программы был рассмотрен на заседании Государственного антинаркотического комитета.

Совершенствование системы мер по сокращению оборота наркотиков предусмотрено в плане мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года58, который, в частности, включает:

разработку комплекса мер по укреплению межведомственного взаимодействия правоохранительных органов по противодействию нелегальному производству, транспортировке и распространению наркотиков;

разработку межведомственного плана совместных научных и аналитических исследований в сфере антинаркотической деятельности.

Среди предложенных мер по сокращению спроса на наркотики необходимо выделить следующие:

разработку и утверждение профилактических программ (на федеральном и региональном уровнях), направленных на различные целевые аудитории, в том числе школьников и студентов;

подготовку и распространение обучающих материалов для родителей, учителей и преподавателей о построении взаимоотношений с детьми, признаках употребления психоактивных веществ, социальных и юридических последствиях незаконного потребления наркотиков, ресурсах помощи;

проведение лекций, конференций, «круглых столов» с участием представителей молодежных организаций, обучающихся, студентов по организации работы по профилактике наркомании с привлечением экспертного сообщества;

проведение всероссийского «родительского» всеобуча по проблемам антинаркотической направленности.

Согласно Стратегии, необходимо обеспечить:

организацию развивающего досуга, поддержку и развитие бесплатных спортивных и творческих секций и кружков, том числе при школах и вузах;

открытие и функционирование в субъектах Российской Федерации специализированных профилактических антинаркотических лагерей (смен) отдыха для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Признано целесообразным разработать новую концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде59с учетом нормативных правовых актов, вступивших в силу за последнее десятилетие.

Также необходимо разработать национальный стандарт по оказанию социальной услуги «социальная реабилитация (без лечения) лиц, злоупотребляющих наркотиками», лицензирование и систему добровольной сертификации организаций, оказывающих услуги по социальной реабилитации без лечения лиц, злоупотребляющих наркотиками.

Эксперты признают, что в настоящее время важной характеристикой наркоситуации в России является неадекватность законодательного и правового обеспечения антинаркотической политики60. В связи с этим, согласно плану мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики, предусмотрено совершенствование российского законодательства по основным стратегическим направлениям государственной антинаркотической политики.

Следует отметить, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится целый ряд законопроектов, направленных на усиление противодействия потреблению наркотиков среди молодежи. Так, например, Советом Федерации был подготовлен и внесен на рассмотрение законопроект № 269982-5 «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статью 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Учитывая широкое распространение наркомании в возрастной группе 16-18 лет, предлагается увеличить возраст, при котором больным наркоманией подросткам наркологическая помощь оказывается без их согласия, не исключая их право на добровольное лечение от наркомании по их просьбе. В случае принятия законопроекта учреждения здравоохранения получат право лечить несовершеннолетних больных наркоманией старше 16 лет без их согласия. Реализация законопроекта не только окажет положительную роль в борьбе с наркоманией, снизив число несовершеннолетних больных наркоманией, уклоняющихся от обследования и лечения, но и позволит исключить правоприменительные проблемы, возникающие при оказании им иных видов медицинской помощи (хирургической, терапевтической).

Современное выявление потребителей наркотиков является одной из важнейших мер в организации профилактической работы. Такой мерой в ближайшее время может стать тест на наркозависимость школьников и студентов. О введении тестирования говорилось еще в сентябре 2009 года на заседании Совета безопасности Российской Федерации. Тогда Президент России поддержал внедрение ранней школьной диагностики.

Сегодня ряд регионов России в виде эксперимента уже начал внедрение новшества61. Тестирование с успехом используется в некоторых ВУЗах страны. Так, несколько лет действует тестирование в МГТУ им. Баумана, с прошлого года оно введено во всех ведомственных вузах МВД. В Московском университете МВД оно действует уже 7 лет.

В конце 2010 года среди учащихся образовательных учреждений Красноярского края проводилось добровольное анонимное тестирование на употребление наркотических веществ. Был обследован 22821 учащийся из 146 учреждений профессионального образования и 70 общеобразовательных учреждений края. В ходе тестирования выявлено 480 случаев употребления наркотических средств, что составило 2,1% от числа обследованных. В учреждениях профобразования протестировали 16620 человек, у 458 выявлен положительный результат (2,7%). В ВУЗах протестировано 1857 человек, у 12 человек выявлен положительный результат (0,6%). В школах проверили 4344 человека, у 10 выявлен положительный результат (0,2%). Краевая антинаркотическая комиссия пришла к выводу, что следует продолжить внедрение современных методов раннего выявления лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков.

Для эффективности реализации этих мер необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных органов власти и общества. Важной становится организация межведомствнного взаимодействия в сфере противодействия детской и подростковой наркомании.

В Екатеринбурге с 12 по 18 января 2011 года наркологи посетили 16 школ одного из районов города. Из 2 528 подлежащих тестированию школьников удалось протестировать 1 867, письменный отказ написали родители 367 учащихся. В результате положительный результат на наличие психоактивных веществ в организме был выявлен у 33 человек. Таким образом, наркотики употребляет каждый 56-й школьник, подвергшийся тестированию (около 2%).

В марте 2011 года на заседании Государственного антинаркотического комитета было принято решение о введении в Российской Федерации тестирования учащихся образовательных учреждений на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ. Межведомственной рабочей группе по совершенствованию законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также профилактики и лечения наркомании совместно с Минздравсоцразвитием России, Минобрнауки России, Минюстом России, Общественной палатой Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным по правам ребенка при Президенте Российской Федерации поручено разработать проект нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления данного тестирования.

Дорожно-транспортная безопасность детей

Н.Н. Аникина, ведущий консультант отдела национальной безопасности Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

  1. Информационный бюллетень osint №26 июль август 2012 г

    Информационный бюллетень
    Прямая ссылка: /upload/tfi/134/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%201%286%29%202011.
  2. Информационный бюллетень osint №22 ноябрь декабрь 2011 г

    Информационный бюллетень
    1. Журнал -The 9/11 Essays - Homeland Security Affairs ( 2011 ) is the peer-reviewed online journal of the Naval Postgraduate School Center for Homeland Defense and Security (CHDS) (англ)
  3. Информационный бюллетень №17 февраль 2011 г

    Информационный бюллетень
    Mark Osborne Humphries and John Maker, eds. Germany’s Western Front, 1915: Translations from the German Official History of the Great War, Waterloo, ON: Wilfrid Laurier University Press,
  4. Информационный бюллетень №15 декабрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Разведка с использованием открытых источников информации (Open Source Intelligence - OSINT) далеко не новый вид деятельности для американской разведки.
  5. Информационный бюллетень №18 март апрель 2011 г

    Информационный бюллетень
    Глобализация. Что это? Может быть, лишь один из очередных модных терминов, изобретение которых становится характерной чертой современной псевдонауки и пропаганды.
  6. Информационный бюллетень №12 сентябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    В статьях вестника рассматривается влияние современных информационных технологий на социально-экономическое и общественно-политическое развитие нашей страны.
  7. Информационный бюллетень №14 ноябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Основной задачей любой информационно-аналитической службы вне зависимости от ее ведомственной принадлежности является систематизация неструктурированной информации и получение на основе этой информации новых знаний с использованием
  8. Информационный бюллетень №8 май 2010 г

    Информационный бюллетень
    1. Влияние глобальной экономического и финансового кризиса на продовольственную безопасность и сельское хозяйство в Восточной Европе, Средней Азии и Турции
  9. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (2)

    Документ
    способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);

Другие похожие документы..