Информационный бюллетень osint №20 июль август 2011 г

Открытость информации о безопасности

Государства по-разному подходят к вопросу открытости информации, касающейся безопасности студентов.

Так, в Великобритании информация о преступлениях против студентов является закрытой, доступ к ней контролируется вузами.

В США все колледжи и университеты обязаны ежегодно оглашать статистику преступности. Этот порядок появился после убийства в 1986 году 19-летней студентки - Джин Клери. В результате общественной кампании, развернутой родителями девушки, университет согласился потратить 1 млн. долл. на новую систему обеспечения безопасности, и был принят закон Клери.

В соответствии с требованиями этого закона образовательные организации, получающие финансирование из федерального бюджета, обязаны ежегодно публиковать доклад по безопасности, содержащий статистику преступности на территории образовательного учреждения, университетского городка, в общежитиях за предыдущие три года, программы профилактики, а также процедуры, которым надлежит следовать в расследовании преступлений и судебном преследовании преступников.

Службы безопасности образовательных учреждений обязаны вести журнал регистрации всех преступлений, о которых они были осведомлены. В журнале фиксируется характер, дата, время и место каждого преступления и жалобы. Журналы должны храниться в течение семи лет.

Учреждения обязаны разрабатывать свою политику в отношении своевременного предупреждения преступлений и представлять ее в ежегодном докладе.

В случае нарушения закона Клери образовательное учреждение (университет) может быть оштрафовано и его могут лишить федеральной финансовой помощи.

Безопасность школ

Специалистами отмечается, что фактором, повышающим уровень безопасности, является прочное чувство общности людей, которое можно формировать в школах. Для этого школы могут внедрять справедливые дисциплинарные методы, а также программы, помогающие детям улаживать конфликты и понимать разницу между добром и злом.

При этом, например, американскими экспертами подчеркивается, что меньшие по размерам школы и классы нередко позволяют создавать в школах более прочные общественные связи, следовательно, и более безопасную среду48.

Меры по обеспечению безопасности образовательных учреждений принимаются и на законодательном уровне. В 1983 году в США был опубликован доклад группы экспертов «Нация в опасности», посвященный проблемам американской системы образования. Доклад привлек большое внимание общественности и правительства, стал катализатором активных действий по улучшению положения в данной сфере.

В итоге в 1994 году был принят закон «Цели 2000 г. - образование для Америки». Одной из восьми общенациональных целей в области школьного образования Закон определил обеспечение безопасности учащихся.

Закон предусматривает поддержку штатов и местных органов власти, на которые падает главная ответственность за развитие среднего образования, путем выделения грантов. Если в первый год действия закона объем грантов штатам составил 90 млн. долл., то во второй год их объем достиг уже 274 млн. долл.49

Борьба с «телефонным» терроризмом

В США и Великобритании угроза терроризма официально приравнивается к самому терроризму. Подростка, совершившего ложное сообщение о минировании образовательного учреждения, не штрафуют, а сажают в тюрьму, либо приговаривают к испытательному сроку, в течение которого подросток трудится под присмотром офицера, а с родителями ему разрешают видеться один раз в неделю, или в месяц. Иногда подростка могут продержать в специальных школах-интернатах до достижения 17-летия, чтобы затем судить как взрослого, что чревато приговором к 12 годам социальных работ под присмотром либо тюрьмой.

В Великобритании в 1998 году по ложному сообщению были эвакуированы семь школ, после чего к подростковому терроризму относятся особенно жестко. Например, в 2007 году учащийся Вестминстерской школы принес муляж бомбы и сообщил, что заминировал себя. Полиция эвакуировала 1100 учащихся. Лже-террористу было всего 13 лет, и он оказался психически неуравновешенным. Несмотря на это, его арестовали и предъявили обвинение как взрослому.

По оценкам экспертов, дети становятся «телефонными террористами» из любопытства, хулиганства, из-за психических расстройств, неблагополучия семей50.

Одним из средств борьбы с телефонным терроризмом является техника, позволяющая распознавать голоса.

Защита от «компьютерных» преступников

В 2007 году в США ФБР обратилось к пользователям, чьи компьютеры оказались подключены к сетям кибер-преступников51.

Пользователей призвали лучше заботиться о безопасности своих компьютеров:

регулярно проверять компьютеры на вирусы;

установить брандмауэр (программа, следит за безопасностью компьютера);

не открывать приложения к электронным письмам от неизвестных отправителей;

проверять подозрительные сайты на наличие шпионских программ при помощи специальных служб в Интернете.

Президент США Барак Обама объявил кибер-защиту одним из своих приоритетов в сфере национальной безопасности. Расходы в этой сфере значительно возросли. Министерство обороны с 2009 года планировало утроить свой штат экспертов по кибер-безопасности, доведя их численность до 250 человек.52

Преодоление негативных явлений в молодежной среде, влияющих на безопасность в образовательных учреждениях

Т.В. Боргоякова, советник отдела финансового анализа Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Обеспечение безопасности в системе образовательных учреждений является частью глобального процесса обеспечения безопасности в Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности общества, его духовного и нравственного здоровья, противодействия силам, стремящимся вовлечь молодежь в преступную, экстремистскую, террористическую деятельность, образование должно обеспечивать формирование у молодежи чувств гражданственности, ответственности, воспитывать в духе ценностей гуманизма и демократии.

Необходимо отметить, что установка на решение этой задачи закреплена в российском законодательстве. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» основными принципами государственной политики в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Это особенно важно в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия.

Важный аспект обеспечения безопасности в образовательных учреждениях – создание системы мер по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде.

В России насчитывается более 50 радикальных экстремистских группировок53. В последние годы практически во всех федеральных округах отмечается рост экстремистских проявлений. Особо опасно то, что идеологи экстремизма пытаются вовлечь в незаконные насильственные акции студенчество и участников неформальных молодежных групп. Члены радикальных группировок пропагандируют культ национализма, расового превосходства и призывают к насилию. Их характерной особенностью является сращивание с уголовной преступностью.

Проблема предотвращения экстремистских выступлений стала особенно актуальна после событий в Москве на Манежной площади в декабре 2010 года. Комментируя данные события, Президент России Д.А. Медведев заявил, что органы правопорядка будут применять любые законные средства для противодействия разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни. «Особо опасны действия, направленные на возбуждение ненависти на расовой или религиозной почве». Он подчеркнул, что это «угрожает устойчивости государства».54

Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям55.

Имеющие место случаи проявления национальной розни и нетерпимости в студенческой среде являются актуальной и серьезной угрозой дальнейшему расширению экспорта образовательных услуг, расширения научно-технических и культурных связей, построению мирных и дружественных отношений между Россией и зарубежными странами.

Выступления экстремистских, националистически настроенных элементов в Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге, Волгограде и ряде других регионов вызывают не только обеспокоенность и тревогу у граждан, но и обязывают учреждения системы образования обратить особое внимание на вопросы межнациональных отношений.

Это процесс требует объединения усилий, консолидации всех заинтересованных сторон для создания условий и принятия мер по профилактике экстремизма и формированию толерантного сознания у молодежи.

В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства России от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, говорится, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.

Однако в настоящий момент, по данным обследований, 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 50% одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

В целях преодоления негативного отношения молодежи к представителям иных национальностей, укрепления стабильности и согласия в обществе, недопущения нарушений общественного порядка во многих вузах, школах разрабатываются программы, проводятся специальные мероприятия, в ходе которых вырабатываются рекомендации по решению назревших проблем.

В целом, предложения по решению проблем в рассматриваемой сфере можно обобщить следующим образом.

В рамках действующих федеральных и региональных законов о молодежной политике, стратегий развития регионов, городов и краевых программ по борьбе с терроризмом и экстремизмом следует предусматривать комплекс мер и мероприятий, направленных на формирование интернационализма, толерантности и национальной терпимости у населения, особенно молодежи.

Также необходимо:

содействовать встраиванию в систему образования, особенно начального и общего, механизмов и технологий формирования установок толерантного сознания и поведения учащихся;

оказывать поддержку и инициировать ориентацию деятельности подростковых и молодежных объединений на привлечение молодежи разных национальностей, взглядов и вероисповеданий;

способствовать проведению смотров, конкурсов, фестивалей с участием студентов вузов из Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Правоохранительным органам регионов следует активно сотрудничать с вузами, общественными организациями, средствами массовой информации по вопросам формирования механизмов своевременного противодействия экстремизму и проявлениям национальной розни и неприязни.

Необходимо содействовать созданию в местах концентрации молодежи и иностранных студентов передвижных пунктов охраны общественного порядка и патрульно-постовой службы, оказывать техническую и организационную помощь руководству вузов по формированию и развитию системы безопасности на основе привлечения общественности университетов под руководством квалифицированных специалистов органов внутренних дел и воинов-интернационалистов.

Руководителям образовательных учреждений следует обобщать лучшую практику вузов регионов по воспитанию интернационализма в студенческой среде. Представляется целесообразным разрабатывать на уровне образовательных учреждений планы мероприятий по совершенствованию системы патриотического воспитания молодежи в духе толерантности, национальной терпимости и предотвращения экстремизма в молодежной среде, с учетом положений Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.

Силами университетов и других вузов необходимо проводить социологические исследования, направленные на выявление проблем безопасности и психологической адаптации иностранных студентов.

Кроме того, учебным заведениям регионов в рамках планов совершенствования воспитательной работы следует проводить подготовку и переподготовку педагогических кадров общеобразовательных школ, преподавателей кафедр общественных дисциплин вузов по проблемам формирования установок толерантности и профилактики экстремизма.

Целесообразно создавать межвузовские советы по вопросам развития международных связей и интернационализации образовательной деятельности, оказывать содействие в создании региональных центров толерантности на базе какого-либо вуза.

Также необходимо обобщать опыт российских университетов по предотвращению негативных проявлений национализма и повышению безопасности иностранных студентов.

Большую роль в предотвращении экстремизма играют средства массовой информации. Они могут:

осуществлять информационную поддержку мероприятий, направленных на формирование толерантности в обществе, прежде всего, у молодежи;

проявлять социальную ответственность при освещении событий, касающихся межнациональных отношений и проявлению конфликтов на национальной почве.

В вузах, где существуют психологические службы, необходимо внедрять программы социально-психологических мероприятий (тренингов) по развитию этнической толерантности и профилактике межэтнической напряженности и ксенофобии; проводить научно-методическую экспертизу на предмет межэтнической корректности всех печатных изданий, в том числе учебной литературы, поступающей в библиотеки школ и вузов; активизировать проведение просветительских мероприятий (лекций, семинаров, круглых столов, социальной рекламы в СМИ) на данную тему с привлечением специалистов, занимающихся решением межэтнических проблем, для объяснения причин и последствий конфликтов на национальной почве. Кроме того, следует ограничить доступ детей и подростков на информационные ресурсы Интернета, пропагандирующие идеологию терроризма, экстремизма, насилия и расовой непримиримости.

  1. Информационный бюллетень osint №26 июль август 2012 г

    Информационный бюллетень
    Прямая ссылка: /upload/tfi/134/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%201%286%29%202011.
  2. Информационный бюллетень osint №22 ноябрь декабрь 2011 г

    Информационный бюллетень
    1. Журнал -The 9/11 Essays - Homeland Security Affairs ( 2011 ) is the peer-reviewed online journal of the Naval Postgraduate School Center for Homeland Defense and Security (CHDS) (англ)
  3. Информационный бюллетень №17 февраль 2011 г

    Информационный бюллетень
    Mark Osborne Humphries and John Maker, eds. Germany’s Western Front, 1915: Translations from the German Official History of the Great War, Waterloo, ON: Wilfrid Laurier University Press,
  4. Информационный бюллетень №15 декабрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Разведка с использованием открытых источников информации (Open Source Intelligence - OSINT) далеко не новый вид деятельности для американской разведки.
  5. Информационный бюллетень №18 март апрель 2011 г

    Информационный бюллетень
    Глобализация. Что это? Может быть, лишь один из очередных модных терминов, изобретение которых становится характерной чертой современной псевдонауки и пропаганды.
  6. Информационный бюллетень №12 сентябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    В статьях вестника рассматривается влияние современных информационных технологий на социально-экономическое и общественно-политическое развитие нашей страны.
  7. Информационный бюллетень №14 ноябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Основной задачей любой информационно-аналитической службы вне зависимости от ее ведомственной принадлежности является систематизация неструктурированной информации и получение на основе этой информации новых знаний с использованием
  8. Информационный бюллетень №8 май 2010 г

    Информационный бюллетень
    1. Влияние глобальной экономического и финансового кризиса на продовольственную безопасность и сельское хозяйство в Восточной Европе, Средней Азии и Турции
  9. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (2)

    Документ
    способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);

Другие похожие документы..