Информационный бюллетень osint №20 июль август 2011 г

Проблемы обеспечения безопасности
образовательных учреждений

Важно отметить, что в настоящее время разрабатываются и внедряются новые образовательные стандарты, при этом остро дискуссионным остается вопрос о наборе обязательных предметов, изучаемых в старших классах общеобразовательных школ. Отрадно, что все участники обсуждения, включая Минобрнауки России, проявили единодушие в вопросе об обязательном изучении школьниками в полном объеме предмета «основы безопасности жизнедеятельности». Представляется, что в случае перехода в соответствии с проектом новых образовательных стандартов к профильному обучению в старших классах школы, важно в интересах воспитания обеспечить обязательность и изучения в полном объеме таких предметов, как литература, история, так как они оказывают огромное влияние на формирование высоких духовных качеств, развитие личности учащихся. Не менее важны с точки зрения осознанного освоения школьниками предмета «безопасность жизнедеятельности» такие предметы, как физика и химия. По итогам развернувшихся общественных дебатов Председателем Совета Федерации внесен в Государственную Думу законопроект, в соответствии с которым предлагается законодательно закрепить перечень обязательных предметов35 в общеобразовательной школе.

Повышение уровня безопасности образовательных учреждений тесно связано с созданием современных условий обучения. Задача создания таких условий особенно актуальна, прежде всего, для общеобразовательных учреждений и решается на современном этапе в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». По итогам 2010 года подготовлен проект доклада Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году (далее - доклад)36, в котором отмечаются проблемы развития общего образования. В проекте доклада отмечается, что по данным, представленным субъектами Российской Федерации для электронного мониторинга, всего в 2010 году было построено 167 новых школ. При этом в 28 регионах не было построено ни одной школы, а еще в 19 регионах – построена только одна новая школа. Необходимо отметить, что внедрение новых технологий в образовании предъявляет новые требования к проектам школьных зданий. В старых зданиях внедрение новых технологий, аппаратуры проблематично, в том числе с точки зрения безопасности.

В большинстве российских школ обеспечен доступ в Интернет со скоростью 128 Кб/с, однако в проекте доклада подчеркивается, что этого недостаточно. По данным мониторинга, среднее значение доли школ, в которых хотя бы один компьютер подключен в широкополосному Интернету со скоростью не менее 2 Мб/с составляет 11%. Только в 8 субъектах Российской Федерации преодолен 20% барьер подключения школ к такому Интернету. Вместе с тем, Интернет является средством эффективного обучения, в том числе безопасности жизнедеятельности, он в числе прочего обеспечивает доступ к интернет-ресурсам МЧС, разработанным для детей и юношества.

Специальный раздел проекта доклада посвящен вопросу безопасности образовательных учреждений. В нем отмечено, что в 2010 году одним из ключевых направлений деятельности в рамках инициативы «Наша новая школа» стало обеспечение пожаробезопасности зданий, оснащение учреждений пожарной сигнализацией и средствами пожаротушения. В своих отчетах все субъекты Российской Федерации отметили свою работу по ликвидации аварийных зданий и регулярному мониторингу состояния школьных зданий и инфраструктуры. В данном разделе проекта доклада сделан вывод, что работы по обеспечению безопасности образовательных учреждений входят в число плановых работ, реализуемых в субъектах Российской Федерации на постоянной основе. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что данный раздел проекта доклада не подкреплен конкретными количественными данными.

Среди проблем реализации инициативы «Наша новая школа» 84% регионов России отмечают недостаток бюджетных средств, выделяемых на совершенствование материально-технической базы учреждений, благоустройство территорий, ремонт и строительство.

На 2011 год в рамках реализации этой инициативы среди приоритетных направлений работы выделены:

капитальный ремонт образовательных учреждений, снижение количества ветхих и аварийных зданий,

обеспечение безопасности образовательных учреждений за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций.

Среди проблем в сфере принятия мер по обеспечению безопасности образовательных учреждений следует подчеркнуть, что во вновь принимаемых нормативно-правовых актах в сфере образования не всегда в полной мере отражены вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Так, в феврале 2011 года Правительством России утверждена новая Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Программой предусматривается формирование у обучающихся культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся. Вместе с тем необходимо отметить, что вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений не выделены в числе отдельной задачи программы или индикаторов реализации программы.

Представляется также, что переход к большей самостоятельности образовательных учреждений в соответствии с реализацией принятого в 2010 году Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»37 требует дополнительных мер по мониторингу обеспечения безопасности образовательных учреждений. Специалистами отмечается, что в условиях реализации указанного Закона необходимы меры по повышению квалификации руководителей образовательных учреждений с точки зрения улучшения качества менеджмента. В противном случае учреждения столкнутся с недостатком финансирования из-за неумения руководителей эффективно расходовать средства, находить источники внебюджетных средств, и можно предположить, что экономить будут на безопасности.

Следует также отметить, что Минобрнауки России разрабатывается проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Законопроект прошел общественное обсуждение в сети Интернет в период с 1 декабря 2010 года по 1 февраля 2011 года. Законопроектом устанавливается, что руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, несет персональную ответственность за создание условий, направленных на сохранение жизни и здоровья обучающихся. Законопроектом также предусмотрено, что охрана здоровья обучающегося предусматривает обязательное страхование жизни и здоровья обучающихся от несчастных случаев при прохождении производственной практики, пропаганду здорового образа жизни, профилактику и пресечение курения, употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств.

Кроме того, законопроект содержит требование к органам государственной власти субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления по ежегодной публикации данных по соответствию общеобразовательных учреждений требованиям охраны здоровья обучающихся. Представляется важным, чтобы ежегодные отчеты включали и информацию о безопасности образовательных учреждений.

Необходимо отметить, что государственная политика в области образования ориентирует образовательные учреждения на принятие программ развития. Стимулирование процесса разработки таких программ происходит через проведение конкурсов среди образовательных учреждений, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а также в рамках инициативы «Наша новая школа».

Программы развития разработаны Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом, которым присвоен особый статус38, федеральными университетами, а также вузами, которым присвоена категория «национальный исследовательский университет»39.

Программы развития большинства вузов включают такие направления, как подготовка кадров и проведение исследований, выполнение научных разработок в сфере обеспечения безопасности производства, природопользования, жизнедеятельности человека.

Например, в программе развития Санкт-Петербургского государственного университета до 2020 года40 отмечается, что повышение уровня фундаментальных и прикладных исследований в области экологии и рационального природопользования приведет к созданию и применению технологий мониторинга природно-техногенной сферы, прогнозирования развития климатических, экосистемных, горно-геологических и ресурсных изменений, обеспечения безопасности продукции, производства и объектов, рационального природопользования и реабилитации окружающей среды от техногенных воздействий. Программой развития Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Амосова на 2010 - 2019 годы41 предусмотрена образовательная и научная деятельность в том числе по таким направлениям, как энерго-, ресурсосбережение и безопасность в строительстве и жизнеобеспечении на Севере; обеспечение устойчивости и безопасности зданий и сооружений на многолетне-мерзлых грунтах в условиях изменения климата и сейсмической активности. Подготовка кадров и проведение исследований в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности предусмотрены программой создания и развития Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» на 2009-2017 годы.42

Вместе с тем следует отметить, что далеко не все вузы включают в свои программы развития разделы и целевые индикаторы по обеспечению собственной безопасности. Можно привести лишь отдельные примеры. Так, в программе развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина на 2010-2020 годы43 предусмотрено обеспечение комфортных и безопасных условий для обучения, проживания, реализации научно-исследовательского и инновационного процесса. В качестве целевого показателя эффективности деятельности университета по этому направлению университетом принят интегральный коэффициент удовлетворенности сотрудников уровнем комфорта и безопасности условий деятельности, который к 2017 году должен составить 90%.

Представляется важным, чтобы вузы разрабатывали программы обеспечения безопасности на своих территориях. Публикация информации об обеспечении безопасности в вузах могла бы сыграть позитивную роль и в сфере привлечения иностранных студентов и специалистов в российские образовательные учреждения.

Позитивный опыт разработки программ управления безопасностью имеется у общеобразовательных учреждений, например, рекомендации на примере программы развития безопасности муниципального образовательного учреждения опубликованы в журнале «Кадровик. Кадровое обеспечение» в 2010 году (см. Приложение 2).

Необходимо отметить, что непрерывное развитие технологий требует постоянного внимания к проблеме безопасности образовательных учреждений, регулярному обновлению средств защиты с учетом новых угроз и возможностей. Нельзя подходить к решению этой проблемы с позиций «компанейщины», считать проблему окончательно решенной после проведения цикла каких-либо мероприятий.

Зарубежный опыт обеспечения безопасности
образовательных учреждений

Преступления с использованием взрывных устройств неоднократно совершались в отношении учащихся образовательных учреждений. В 1974 году в Израиле террористы захватили здание школы, заминировали его и взяли в заложники более сотни детей (25 детей погибли). Подобные террористические акты совершались в Иордании, Индонезии, Израиле, Пакистане, Ливане, Египте, Германии. Широко известными терактами такого рода стали взрыв бомбы в школе в Хеброне (Палестина, 2002 год) и нападение чеченских боевиков на школу в Беслане (Россия, 2004 год).

Сообщения об угрозе взрыва периодически поступают и в различные зарубежные вузы. Так, в США в 2003 году взрывное устройство взорвалось в Йельском университете (никто не пострадал, и разрушений не было). В 2007 году в Вирджинский технологический университет дважды поступала анонимная информация об угрозе взрыва44. В 2010 году из-за угрозы взрыва был эвакуирован Университет Огайо, в котором обучается более 50 тыс. студентов.

Предупреждения террористов о намерении активировать взрывное устройство в определенном месте преследуют две главные цели: во-первых, минимизировать количество жертв, чтобы общество не относилось к их действиям негативно, во-вторых, спровоцировать панические настроения.45

Руководство зарубежных университетов считает важным для профилактики терактов, чтобы студенты сообщали полиции обо всех подозрительных лицах на территории университетов.

Вместе с тем по оценкам экспертов, в последние десятилетия террористы реже закладывают бомбы туда, где созданы эффективные системы безопасности: правительственные здания, офисы, гостиницы. Поэтому можно сделать вывод, что усиление охраны образовательных учреждений значительно снизит риск их минирования террористами.

Также специалисты указывают, что наиболее опасны бомбы, которые закладываются в автомобилях, взрыв которых приводит к значительным жертвам и разрушениям. Противостоять подобным угрозам крайне сложно, потому что досмотр всех без исключения автомобилей практически невозможен. Представляется, что повышению безопасности способствует ограничение въезда автомобилей на территорию, прилегающую к образовательным учреждениям.

Обучение в вузах иностранных студентов

В зарубежных вузах обучение иностранных студентов рассматривается и как способ привлечения дополнительных средств, и как фактор повышения риска террористической угрозы.

Необходимо отметить, что вопросы обеспечения безопасности оказывают влияние на конкурентоспособность учебных заведений.

Например, в результате событий 11 сентября 2001 года имело место сокращение количества иностранных студентов в вузах США.46

После 2001 года в США в целях обеспечения безопасности вузы, где обучаются иностранные студенты, должны регистрировать их, занося в специальную компьютерную базу данных. При регистрации указываются «почтовый и физический» адрес студента, дата его регистрации в колледже или университете и т.д. Все учебные заведения обязаны регулярно обновлять соответствующую информацию.

Обеспечение безопасности вузов требует значительных затрат, поэтому, например, в израильских вузах в структуру обязательных платежей, которые взимаются с иностранных студентов, включается оплата службы безопасности47.

  1. Информационный бюллетень osint №26 июль август 2012 г

    Информационный бюллетень
    Прямая ссылка: /upload/tfi/134/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%201%286%29%202011.
  2. Информационный бюллетень osint №22 ноябрь декабрь 2011 г

    Информационный бюллетень
    1. Журнал -The 9/11 Essays - Homeland Security Affairs ( 2011 ) is the peer-reviewed online journal of the Naval Postgraduate School Center for Homeland Defense and Security (CHDS) (англ)
  3. Информационный бюллетень №17 февраль 2011 г

    Информационный бюллетень
    Mark Osborne Humphries and John Maker, eds. Germany’s Western Front, 1915: Translations from the German Official History of the Great War, Waterloo, ON: Wilfrid Laurier University Press,
  4. Информационный бюллетень №15 декабрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Разведка с использованием открытых источников информации (Open Source Intelligence - OSINT) далеко не новый вид деятельности для американской разведки.
  5. Информационный бюллетень №18 март апрель 2011 г

    Информационный бюллетень
    Глобализация. Что это? Может быть, лишь один из очередных модных терминов, изобретение которых становится характерной чертой современной псевдонауки и пропаганды.
  6. Информационный бюллетень №12 сентябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    В статьях вестника рассматривается влияние современных информационных технологий на социально-экономическое и общественно-политическое развитие нашей страны.
  7. Информационный бюллетень №14 ноябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Основной задачей любой информационно-аналитической службы вне зависимости от ее ведомственной принадлежности является систематизация неструктурированной информации и получение на основе этой информации новых знаний с использованием
  8. Информационный бюллетень №8 май 2010 г

    Информационный бюллетень
    1. Влияние глобальной экономического и финансового кризиса на продовольственную безопасность и сельское хозяйство в Восточной Европе, Средней Азии и Турции
  9. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (2)

    Документ
    способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);

Другие похожие документы..