Информационный бюллетень osint №20 июль август 2011 г

Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены особые требования:

к пожарной безопасности образовательных учреждений,

расположению их зданий,

окружающей территории,

материалам, используемым при строительстве образовательных учреждений,

противопожарному оборудованию и проч.

Принята федеральная целевая программа «Пожарная безопасность Российской Федерации на период до 2012 года», система мероприятий которой предусматривает:

разработку методов обеспечения пожарной безопасности применительно к объектам профессионального образования и общеобразовательных учреждений;

совершенствование требований (стандартов) к объему знаний и навыков в области пожарной безопасности руководителей, должностных лиц и специалистов, педагогов, воспитателей, а также выпускников образовательных учреждений;

разработку единых общероссийских программ обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, школьников и студентов мерам пожарной безопасности.

Следует отметить, что в целях распространения знаний, необходимых для обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений, МЧС России подготовлена и размещена на официальном сайте Министерства Энциклопедия «Пожарная безопасность образовательного учреждения».

Кроме того, МЧС России создан в Интернете Портал детской безопасности «Спас-Экстрим». На сайте рассказано о государственных органах, призванных обеспечивать безопасность, о правилах пожарной безопасности, поведения на воде, поведения в чрезвычайной ситуации, об оказании первой помощи пострадавшим. Также на сайте размещены развивающие игры соответствующей направленности, рекомендации родителям.

Целенаправленная работа по обеспечению безопасности образовательных учреждений осуществляется Минобрнауки России. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Министерством утверждено положение «О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств»28. В соответствии с Положением основными задачами функциональной подсистемы Минобрнауки России являются в том числе:

обеспечение поддержания в готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы Минобрнауки России к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация, правовое регулирование и контроль за проведением мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Минобрнауки России;

организация подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

организация обучения учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности;

организация проведения научных исследований в областях защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности жизнедеятельности;

организация и обеспечение подготовки и повышения квалификации руководящего состава и работников органов управления образованием, учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

организация и обеспечение работ по созданию в сфере деятельности Минобрнауки России локальных систем контроля за состоянием потенциально опасных объектов, повышению надежности их функционирования и проч.

В постановлении отмечается, что на объектовом уровне в состав функциональной подсистемы Минобрнауки России входят:

в образовательных учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования, научных и иных организациях – нештатные формирования,

в вузах – нештатные формирования и добровольные общественные студенческие спасательные отряды.

Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны «Рекомендации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере компетенции Министерства».

Реализована программа Минобразования России на 2004-2007 годы «Безопасность образовательного учреждения»29, в соответствии с которой решались такие задачи как:

оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;

создание региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений для организации и проведения всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности ее участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;

обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил;

анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной правовой и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений;

разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех вновь проектируемых и реконструируемых образовательных учреждений, утверждение соответствующих нормативных правовых документов;

активизация научных исследований по разработке и внедрению новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности образовательных учреждений, основанных на использовании современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники;

создание единой информационной среды по проблеме безопасности образовательных учреждений;

организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений;

разработка и внедрение механизмов организационного, правового, методического и экономического стимулирования исполнителей Программы по обеспечению безопасности образовательных учреждений.

Необходимо отметить, что утверждение в январе 2004 года указанной выше программы, не предотвратило трагические события, связанные с захватом террористами школы в г. Беслан 1 сентября 2004 года. После трагедии Указом Президента России от 13.09.2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» была поставлена задача по разработке комплекса мер по предупреждению и пресечению террористических проявлений, в том числе в образовательных учреждениях.

В соответствии с этой задачей федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы30 было предусмотрено «создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях», а одним из целевых индикаторов реализации программы установлен удельный вес образовательных учреждений, оснащенных противопожарным оборудованием и средствами антитеррористической защиты.

Программы по обеспечению безопасности образовательных учреждений принимаются и на региональном уровне. Например, в Башкортостане реализована Республиканская целевая программа «Пожарная безопасность образовательных учреждений Республики Башкортостан» на 2006-2010 годы, в Республике Адыгея реализуется Республиканская целевая программа «Безопасность образовательного учреждения» на 2009-2012 годы. В Республиканской целевой программе «Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2008-2012 годы» поставлена задача повысить количество учреждений, соответствующих нормам комплексной безопасности в Республике до 80%.

Планом действий по модернизации общего образования на территории Омской области на 2011-2015 годы31 предусмотрено создание государственной информационной системы данных безопасности общеобразовательных учреждений, готовности общеобразовательных учреждений к началу учебного года.

В регионах начали более интенсивно внедряться инновационные методы обеспечения безопасности учащихся. Так, например, в Воронеже в 2005 году было опробовано такое нововведение, как пейджеры, настроенные на волну МЧС России, в Кабардино-Балкарии был проведен эксперимент по внедрению идентификационных карточек для учащихся и преподавателей.

Следует отметить, что в 2008 году Минобрнауки России разработало Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации (далее - методические рекомендации)32.

Для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных и научных учреждений и организаций, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, было рекомендовано организовать подготовку и повышение квалификации всех категорий педагогических работников образовательных учреждений.

Было также предложено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации сформировать межведомственные комиссии, уполномоченные принимать решения о начале деятельности образовательного, научного учреждения, организации, если объект отвечает следующим требованиям:

наличие периметрального ограждения и освещения территории;

обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

В Методических рекомендациях было указано на необходимость ежегодно проводить мониторинг готовности образовательных учреждений к новому учебному году в соответствии с требованиями Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора, а антитеррористическую защищенность образовательного объекта считать одним из важных критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу33.

В 2009 году34 впервые на уровне Правительства Российской Федерации было проведено совещание по вопросу подготовки образовательных учреждений к началу учебного года. Открывая заседание, Председатель Правительства России В.В. Путин подчеркнул: «Особое внимание мы должны обратить на вопросы комплексной безопасности учащихся. Речь идет о мерах антитеррористического и противопожарного характера, соблюдении санитарных норм, безопасности на дороге и на транспорте».

На совещании было отмечено, что принимаемые меры дают позитивный результат. Например, за два года на улучшение уровня пожарной безопасности было направлено порядка 24 млрд. рублей. В том числе, это позволило довести уровень обеспеченности школ средствами пожарной сигнализации до 80%. В результате имело место снижение количества пожаров на 55%.

Проводится реализация программы по повышению безопасности дорожного движения. Особое внимание Председатель Правительства России обратил на состояние школьных автобусов и на необходимость усиления контроля на региональном и местном уровнях за техническим состоянием транспортных средств и за квалификацией и здоровьем водителей.

Министром образования и науки России А.А. Фурсенко, также выступившем на заседании, было отмечено, что оценка готовности образовательных учреждений с точки зрения безопасности осуществляется комиссиями с участием представителей МЧС, МВД, ФСБ, Минрегиона, Минфина. Единые требования к готовности министерствами согласованы и реализовывались комплексными комиссиями в каждом регионе. Это позволило улучшить работу по подготовке образовательных учреждений к учебному году.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу отметил, что вопросы, связанные с обеспечением безопасности учебных заведений регулярно рассматриваются на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. С.К. Шойгу также отметил, что с принятием новых технических регламентов из 150 тыс. норм, которые надо было обязательно выполнять, осталось всего 1,5 тысячи и они исчерпывающие. Это позволяет образовательным учреждениям реально выполнять все требования.

Проблему необходимости создания медицинских кабинетов во всех школах отметил на совещании руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко. Только в 42% школ имеются медицинские кабинеты, соответствующе современным требованиям, в 17% школ кабинеты не соответствуют требованиям, и приходится в каждом конкретном случае принимать «штучное» решение, в 38% школ медицинские кабинеты полностью отсутствуют.

На совещании был отмечен позитивный опыт Калининградской области по созданию на региональном уровне фонда стимулирования качества образовательных учреждений, из которого на основании конкурса образовательным учреждениям выделяются дополнительные средства. При этом одним из критериев конкурса является качество подготовки учреждения к учебному году, в том числе с точки зрения обеспечения комплексной безопасности.

Был также отмечен опыт Республики Коми по строительству огнестойких школ из деревянных конструкций, что позволяет ускорять процесс ввода в эксплуатацию новых школьных зданий.

В 2010 году ситуация с подготовкой образовательных учреждений к новому учебному году была осложнена ситуацией с распространившимися лесными пожарами, пожарами в населенных пунктах. Во многих образовательных учреждениях в летний период временно размещались граждане, пострадавшие во время пожаров. Стоял вопрос о необходимости дополнительных мер по обеспечению подвоза детей из пострадавших населенных пунктов к месту учебы. Председатель Правительства России В.В. Путин неоднократно проводил рабочие встречи с Министром образования и науки России А.А. Фурсенко по вопросам подготовки образовательных учреждений к учебному году (1 июля 2010 г., 6 августа 2010 г., а также 4 сентября 2010 г.), в ходе которых отмечалось, что имеет место улучшение ситуации по сравнению с 2009 годом.

  1. Информационный бюллетень osint №26 июль август 2012 г

    Информационный бюллетень
    Прямая ссылка: /upload/tfi/134/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%201%286%29%202011.
  2. Информационный бюллетень osint №22 ноябрь декабрь 2011 г

    Информационный бюллетень
    1. Журнал -The 9/11 Essays - Homeland Security Affairs ( 2011 ) is the peer-reviewed online journal of the Naval Postgraduate School Center for Homeland Defense and Security (CHDS) (англ)
  3. Информационный бюллетень №17 февраль 2011 г

    Информационный бюллетень
    Mark Osborne Humphries and John Maker, eds. Germany’s Western Front, 1915: Translations from the German Official History of the Great War, Waterloo, ON: Wilfrid Laurier University Press,
  4. Информационный бюллетень №15 декабрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Разведка с использованием открытых источников информации (Open Source Intelligence - OSINT) далеко не новый вид деятельности для американской разведки.
  5. Информационный бюллетень №18 март апрель 2011 г

    Информационный бюллетень
    Глобализация. Что это? Может быть, лишь один из очередных модных терминов, изобретение которых становится характерной чертой современной псевдонауки и пропаганды.
  6. Информационный бюллетень №12 сентябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    В статьях вестника рассматривается влияние современных информационных технологий на социально-экономическое и общественно-политическое развитие нашей страны.
  7. Информационный бюллетень №14 ноябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Основной задачей любой информационно-аналитической службы вне зависимости от ее ведомственной принадлежности является систематизация неструктурированной информации и получение на основе этой информации новых знаний с использованием
  8. Информационный бюллетень №8 май 2010 г

    Информационный бюллетень
    1. Влияние глобальной экономического и финансового кризиса на продовольственную безопасность и сельское хозяйство в Восточной Европе, Средней Азии и Турции
  9. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (2)

    Документ
    способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);

Другие похожие документы..