Информационный бюллетень osint №20 июль август 2011 г

Введение

Выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2010 года, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «По большому счету, все, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего. Для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас. Чтобы они были лучше, чем мы, чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы. Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России».

Послание выражает устремления большинства граждан страны. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, семья и дети являются главными ценностями россиян.10 Жизнь и здоровье ребенка - важнейший приоритет для каждого человека. Одним из условий их сохранения является обеспечение безопасности, создание условий, в которых минимизированы риски травм, заболеваний, гибели детей и молодежи.

По данным докладов «Дети в России. 2009»11 и «Молодежь в России. 2010»12 показатели смертности детей и молодежи в нашей стране, в том числе от внешних причин, имеют тенденцию к уменьшению, что позволяет сделать вывод о повышении уровня безопасности для молодых россиян.

Однако приходится констатировать, что такие трагедии, как гибель ребенка от внешних причин, от несчастного случая не являются пока единичными случаями. Так, по данным доклада «Дети России. 2009», в 2008 году от внешних причин умерло 4765 детей в возрасте от 0 до 14 лет, среди них 1023 от транспортных несчастных случаев, 756 – от случайных утоплений, 692 – от случайных удушений, 313 – от несчастных случаев с огнем.

Следует также отметить, что с 2005 года наблюдается снижение числа несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, однако темпы снижения можно оценить как недостаточно высокие. Так в 2000 году потерпевших насчитывалось 104,1 тыс. чел, в 2005 году – 175 тыс. чел., а в 2009 году – 108,7 тыс. чел.

Это означает, что необходимы дополнительные меры для обеспечения безопасности, и, прежде всего, в образовательных учреждениях и на территориях прилегающих к ним (общежития, интернатные учреждения, маршруты, по которым учащиеся проходят по пути к образовательному учреждению), где дети и молодежь проводят значительную, если не большую часть своего времени.

При этом нужно отметить, что, например, по данным ВЦИОМ при выборе школы для своего ребенка среди важнейших критериев только 4% родителей указывают на безопасность, для сравнения - наличие хороших учителей является важным критерием для 93% родителей.13 Представляется, что это обусловлено не малой заботой взрослых о жизни и здоровье их детей, а устоявшимся в обществе стереотипом, что образовательное учреждение наиболее безопасное место по определению.

Однако этот стереотип не вполне оправдан, практика показывает, что далеко не всегда образовательные учреждения отвечают требованиям безопасности.

Так, остается актуальной проблема повышения противопожарной безопасности образовательных учреждений. Например, по данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) в зданиях образовательных учреждений произошло в 2004 году - 936 пожаров, в 2005 – 694, в 2006 – 572, в 2007 – 577, в 2008 – 43114. В августе 2010 года на официальном сайте МЧС был опубликован «черный список» из 94 общеобразовательных учреждений Российской Федерации, в которых грубо нарушаются правила пожарной безопасности. Значительная часть (почти две трети) этих учреждений находятся в сельской местности, где возможность выбора школы у населения практически отсутствует. Необходимо отметить, что причиной пожаров и взрывов зачастую (до 70%) является человеческий фактор15. Ярким примером может служить взрыв электрического «Титана» в одной из школ Свердловской области (в здании, где размещается спортзал, душевые, раздевалка, школьные мастерские), о котором сообщили СМИ в апреле 2011 года. «Титан» был оставлен включенным с вечера, в результате вода выкипела и он взорвался. К счастью, взрыв прогремел до начала занятий, и в помещении не было детей.

В марте 2011 года только в Дальневосточном федеральном округе, было выявлено 4,5 тыс. нарушений правил противопожарной безопасности, причем больше всего претензий поступило в адрес общежитий, принадлежащих учреждениям профессионального образования.

Важным фактором является плохое техническое состояние некоторых образовательных учреждений. По данным Росстата в 2009/2010 учебном году более 3 млн. детей обучались в школах, требующих капитального ремонта, и почти 240 тыс. детей – в школах, находящихся в аварийном состоянии16.

В некоторых случаях причины разрушения зданий, где занимаются дети и молодежь, требуют дополнительного исследования. Например, по сообщениям СМИ со ссылкой на данные МЧС, зимой 2011 года в Санкт-Петербурге обрушилась крыша пристройки спортивной школы после того, как на пристройку был сброшен снег с крыши основного здания. В соответствии с проектной документацией крыша пристройки должна была выдержать подобную нагрузку.17

Нужно подчеркнуть, что в прессе регулярно публикуются сообщения о происшествиях в образовательных учреждениях. В отдельных трагических случаях чрезвычайные происшествия стали причиной смерти людей. Например, в 2003 году в результате пожара в общежитии Российского университета дружбы народов (РУДН) погибли 44 человека, в октябре 2008 года в Оренбургской области произошло обрушение фасадной стены и лестничного пролета здания средней школы, в результате чего погибли 5 учениц.18

Необходимо отметить, что широкий общественный резонанс вызвали сообщения прессы о фактах проявления насилия в образовательных учреждениях, например, о нападениях на учителей непосредственно в образовательных учреждениях в присутствии детей. Так, в октябре 2010 года была избита в присутствии учеников учительница младших классов, что было зафиксировано камерами видеонаблюдения19, в декабре 2010 года в школе Новосибирска отчим одной из учениц на глазах детей ударил учительницу и угрожал ей убийством.20

Широкий общественный отклик получило в 2010 году сообщение СМИ об издевательствах учеников одной из школ Иркутской области над 73-летней преподавательницей физкультуры.21 В марте 2011 года в прессе было сообщено об издевательствах над учительницей сольфеджио учеников хорового лицея, которые сняли свои действия на видео и разместили в Интернете22.

Преступность в детской и молодежной среде, распространение вредных привычек (употребление алкоголя, табака, наркотиков) также являются угрозами безопасности детей и юношества.

Необходимо отметить, что уровень преступности в молодежной среде по данным статистики сокращается по всем видам преступлений, кроме преступлений, связанных с распространением наркотиков (см. Приложение 1). Тревожной тенденцией является также и то, что с 1995 по 2009 годы численность несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за распитие спиртных напитков или за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, существенных изменений в сторону уменьшения не претерпела
(в 1995 году – 288,9 тыс. чел, в 2009 году – 275,3 тыс. чел.). Можно сделать оптимистическое предположение, что в 90-е годы органы правопорядка были в основном сосредоточены на более серьезных правонарушениях несовершеннолетних, а с сокращением таких правонарушений стали уделять большее внимание проблеме употребления детьми алкоголя. В итоге в 90-е годы уровень употребление алкоголя подростками не фиксировался в полном объеме. Однако вероятен и противоположный вывод: алкогольная продукция остается стабильно широко доступной для детей и молодежи.

Следует отметить, что по оценкам некоторых экспертов, уровень преступности подростков, если иметь в виду ее реальные масштабы, в среднем в 4-8 раз выше, чем показатели зарегистрированной преступности, а по некоторым видам посягательств «ножницы» еще более значительны. Следовательно, социальная значимость, мера общественной опасности преступности подростков гораздо более высока, чем об этом можно судить по цифрам статистики.23

Особую угрозу безопасности детей, находящихся в образовательном учреждении, в современном обществе представляет терроризм (в том числе с точки зрения масштабов возможных жертв, создания атмосферы всеобщего страха, массового стресса). Практика показывает, что образовательные учреждения могут стать объектами террористических атак, как это произошло, например, в 2004 году в г. Беслан при захвате террористами здания школы с находящимися в ней учащимися.

По данным ВЦИОМ, сегодня 8 из каждых 10 россиян в той или иной степени опасаются, что они лично или их близкие могут стать жертвами теракта (80%).

Необходимо подчеркнуть, что преступные сообщества стремятся вовлечь саму молодежь в экстремистскую и террористическую деятельность. Эксперты отмечают, что существенную опасность представляет распространение в среде молодежи призывов к осуществлению экстремистской деятельности. При этом используются даже возможности высококачественной полиграфии и Интернета, посредством которых создаются соответствующие материалы, признаваемые законодательством экстремистскими.

Опасным последствием подобного «зомбирования» может стать постоянная готовность подростка в любое время самостоятельно либо по чьей-то инициативе совершить акт экстремизма, «который становится случайным только по месту и времени, но не по факту совершения».24

По оценкам экспертов, удельный вес лиц, не достигших 18-летнего возраста, составляет более 23%, т.е. почти четверть от общего числа осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности.25 Столь высокий процент подростковой экстремистской преступности специалисты связывают с тем, что именно возраст от 14 до 18 лет наиболее подходит для «впитывания» экстремистских идей.

Важно отметить также и то, что широкое распространение получили ложные сообщения о минировании различных объектов, в том числе учреждений образования. Например, по информации МЧС 9 марта 2011 года в г. Курске имело место сообщение о минировании школы-интерната, а 14 марта об угрозе теракта в вузе. Информация о минировании в обоих случаях не подтвердилась. В общей сложности по сообщениям СМИ только в марте 2011 года около 15 вузов России стали объектами ложных сообщений о возможности террористических актов.

Следует отметить, что даже теоретическая угроза террористического акта наносит значительный ущерб обществу, в том числе психологическому здоровью детей. По оценкам экспертов, дети, особенно младшего возраста могут испытывать непреодолимый страх, который им трудно выразить словами, ранее пережитые потери или события травмирующего характера могут активизироваться в сознании ребенка при мысли о новых угрозах, возникает потеря стабильности, разрушается доверие к людям26.

Учитывая множественность факторов риска для здоровья и жизни учащихся, необходим комплексный подход к обеспечению их безопасности в образовательных учреждениях.

Меры государственной политики по обеспечению безопасности российских образовательных учреждений

Необходимо отметить, что безопасность образовательных учреждений, учащихся находится на постоянном контроле Президента России Д.А. Медведева, который на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей 16 марта 2009 года отметил: «Техническое состояние зданий, пожарная безопасность, обеспечение пропускного режима – все это должно быть в зоне постоянного внимания соответствующих структур».

В Российской Федерации создана нормативно-правовая база обеспечения безопасности образовательных учреждений.

Подходы к обеспечению безопасности в образовательных учреждениях основаны на принципах, установленных в Федеральном законе от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»:

соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

законности;

системности и комплексности применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

приоритета предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Важным элементом обеспечения безопасности является система лицензирования образовательных учреждений.

Законом от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» установлено, что образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию, при этом положение о лицензировании утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности27 при рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии (временной лицензии) или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, осуществляет взаимодействие со следующими органами исполнительной власти:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям;

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности.

В Федеральном законе от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривается, что обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Также в соответствии с Законом «О пожарной безопасности» органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

  1. Информационный бюллетень osint №26 июль август 2012 г

    Информационный бюллетень
    Прямая ссылка: /upload/tfi/134/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%201%286%29%202011.
  2. Информационный бюллетень osint №22 ноябрь декабрь 2011 г

    Информационный бюллетень
    1. Журнал -The 9/11 Essays - Homeland Security Affairs ( 2011 ) is the peer-reviewed online journal of the Naval Postgraduate School Center for Homeland Defense and Security (CHDS) (англ)
  3. Информационный бюллетень №17 февраль 2011 г

    Информационный бюллетень
    Mark Osborne Humphries and John Maker, eds. Germany’s Western Front, 1915: Translations from the German Official History of the Great War, Waterloo, ON: Wilfrid Laurier University Press,
  4. Информационный бюллетень №15 декабрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Разведка с использованием открытых источников информации (Open Source Intelligence - OSINT) далеко не новый вид деятельности для американской разведки.
  5. Информационный бюллетень №18 март апрель 2011 г

    Информационный бюллетень
    Глобализация. Что это? Может быть, лишь один из очередных модных терминов, изобретение которых становится характерной чертой современной псевдонауки и пропаганды.
  6. Информационный бюллетень №12 сентябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    В статьях вестника рассматривается влияние современных информационных технологий на социально-экономическое и общественно-политическое развитие нашей страны.
  7. Информационный бюллетень №14 ноябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Основной задачей любой информационно-аналитической службы вне зависимости от ее ведомственной принадлежности является систематизация неструктурированной информации и получение на основе этой информации новых знаний с использованием
  8. Информационный бюллетень №8 май 2010 г

    Информационный бюллетень
    1. Влияние глобальной экономического и финансового кризиса на продовольственную безопасность и сельское хозяйство в Восточной Европе, Средней Азии и Турции
  9. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (2)

    Документ
    способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);

Другие похожие документы..