Информационный бюллетень osint №20 июль август 2011 г

Безопасность образовательных учреждений (аналитический вестник Совета Федерации № 1(413) 2011 г.

Настоящий вестник посвящен теме безопасности образовательных учреждений. Ее актуальность обусловлена тем, что средства массовой информации с удручающей регулярностью публикуют сообщения о трагических инцидентах в образовательных учреждениях в различных странах мира. В этой ситуации особенно тревожит тот факт, что силы правопорядка отвлекаются от решения своих задач в связи с ложными сообщениями о возможности террористических актов в образовательных учреждениях. Все это требует изучения и обобщения накопленного опыта, умножения всех сил и средств, призванных обеспечить безопасность учащихся. Свидетельствует о важности воспитания ответственного поведения у детей и юношества.

В вестнике представлены материалы, отражающие различные подходы к обеспечению безопасности образовательных учреждений, учащейся молодежи.

Данная публикация может быть полезна членам Совета Федерации, представителям федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, работникам сферы образования, общественным объединениям.

СОДЕРЖАНИЕ

Л.Б. Нарусова, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике

Противодействие кибер-терроризму

Ю. Демидов, и.о. начальника ДООП МВД России, генерал-лейтенант милиции, доктор юридических наук

Безопасность образовательных учреждений и некоторые вопросы профилактики правонарушений среди учащихся

И.Г Мачульская, кандидат юридических наук

И.С. Ребров, главный специалист-эксперт ситуационного отдела Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации

О.Б. Аникеева, заместитель начальника ситуационного отдела Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Комплексный подход к проблеме обеспечения безопасности образовательных учреждений

Т.В. Боргоякова, советник отдела финансового анализа Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Преодоление негативных явлений в молодежной среде, влияющих на безопасность в образовательных учреждениях

Н.Н. Аникина, ведущий консультант отдела национальной безопасности Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Дорожно-транспортная безопасность детей

Приложения

Приложение 1.  Статистика правонарушений в молодежной среде

Приложение 2.  Комплексная защита организации и сотрудников. Из опыта образовательного учреждения МОУ «Начальная школа № 13»

Противодействие кибер-терроризму

Л.Б. Нарусова, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике

В последнее время наша страна столкнулась не только с повышенной террористической опасностью, но и большим количеством ложных сообщений о готовящихся терактах в учреждениях образования.

Причем если раньше превалировали телефонные террористы, вычислить которых было не столь трудно, то теперь злоумышленники активно используют новые информационные технологии. Прежде всего – Интернет.

Следует отметить, что распространение заведомо ложных сообщений о террористическом акте подпадает под действие статьи 207 Уголовного кодекса Российской Федерации1, которой предусмотрено максимальное наказание – лишение свободы на срок до трех лет.

Возникают сомнения, что телефонные и Интернет-террористы задумываются о последствиях своих сообщений, а ведь заведомо ложное сообщение об акте терроризма наносит вред общественной безопасности, дезорганизует работу органов государственного управления, оперативных служб.

В связи с такими сообщениями правоохранительными органами и МЧС принимаются чрезвычайные меры, производится срочная эвакуация людей из зданий и сооружений, расходуются силы и средства на поиски взрывных устройств.

Это значительно снижает эффективность защиты от реальных угроз, поскольку увеличивает нагрузку на работников специальных служб и подразделений. Ведь реагировать на каждый подобный сигнал и выезжать с проверками на места они обязаны. Одновременно притупляется бдительность сотрудников, участвующих в подобных выездах, поскольку представляется, что информация о минировании перестает восприниматься ими всерьез.

Использование компьютерных технологий и сети Интернет для распространения подобного рода сообщений существенно затрудняет поиск злоумышленников. И если в случае использования стационарного компьютера в Интернет-кафе и (или) через прокси-сервер2 идентификация преступника занимает лишь определенное время, то в случае использования портативного компьютера с адаптером WiFi3 и доступа в Интернет через открытую беспроводную сеть, идентифицировать его становится практически невозможно.

А ведь сегодня встретить открытые сети можно во многих местах: кафе, ресторанах, кинотеатрах, клубах и даже некоторых электричках и поездах. Кроме того, доступность беспроводных точек доступа в сочетании с компьютерной неграмотностью некоторых пользователей, также создает возможность анонимного выхода в сеть.

Для минимизации рисков анонимного использования Интернета в противоправных целях необходимо ужесточить уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Исключить возможность применения за данное преступление альтернативных видов наказания4.

Важно предусмотреть условия, при которых радиус зоны покрытия беспроводной связи не выходил бы за пределы соответствующего помещения, а также оборудовать зоны доступа камерами наблюдения для постоянного мониторинга обстановки и контроля за осуществляющими вход в Интернет. Установить административную ответственность юридических лиц и индивидуальных собственников за несоблюдение этих требований.

Безопасность образовательных учреждений и некоторые вопросы профилактики правонарушений среди учащихся

Ю. Демидов, и.о. начальника ДООП МВД России, генерал-лейтенант милиции, доктор юридических наук

МВД России уделяет особое внимание обеспечению безопасности детей в учебных заведениях. Поиску направлений и методов решения этой проблемы посвящены заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, решения Оперативного штаба МВД России по предупреждению правонарушений под руководством первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации.

Решение проблем эффективной защиты образовательных учреждений от противоправных посягательств, в том числе террористической направленности, поддержания общественного порядка, предупреждения преступлений и административных правонарушений в учебных заведениях, повышения устойчивости к авариям техногенного и природного характера может обеспечить комплексный подход и участие всех ведомств, прежде всего Минобрнауки России, МВД России и МЧС России и подразделения охранных структур.

Основной составляющей работы органов внутренних дел в образовательных учреждениях в современных условиях должна стать профилактика правонарушений среди учащихся, в том числе в относительно новом направлении - формировании института школьных инспекторов. В настоящее время за ним закреплено 6,3 тыс. человек практически во всех субъектах Российской Федерации. Определенный положительный опыт этой работы накоплен за последние пять лет в Краснодарском, Красноярском и Ставропольском краях, Кемеровской и Нижегородской областях.

Деятельность школьных инспекторов строится в тесном контакте с психологами, социальными работниками и педагогами школ. Их задачей является ранняя профилактика семейного неблагополучия, формирование правосознания у подростков и чувства ответственности за поведение детей у родителей. Значительную роль играет профилактика алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних.

В целях предупреждения экстремистских проявлений и вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, серьезное внимание должно уделяться вопросам воспитания учащихся в духе толерантности и уважения к культуре и традициям всех наций и народностей, населяющих Российскую Федерацию.

Опыт показывает, что важно к профилактической работе привлекать и самих учащихся. Более 80 участковых уполномоченных и помощников участковых уполномоченных закреплены за ведущими высшими учебными заведениями. Основное внимание сосредоточено на охране правопорядка и обеспечении общественной безопасности, организации охраны образовательных учреждений при участии самих студентов.

В результате на протяжении последних трех лет отмечается снижение числа учащихся и студентов, участвовавших в совершении преступлений. В 1 полугодии 2010 года данный показатель сократился на 19,4% (с 24,2 тыс. до 19,5 тыс. человек). Однако их доля в общем числе несовершеннолетних участников преступлений остается на значительном уровне (64,5%), что свидетельствует о необходимости дальнейшего развития профилактической составляющей в организации воспитательной работы с лицами данной категории.

Особое внимание обращалось на обеспечение безопасности и правопорядка сотрудниками милиции, представителями частных охранных предприятий, участниками общественных формирований правоохранительной направленности, в том числе представителей казачества, в период празднования «Последнего звонка» и выпускных вечеров.

Не менее важной является непосредственно организация охраны образовательных учреждений. На территории Российской Федерации находится более 111,9 тыс. объектов образовательной сферы, из них в зоне действия ПЦО подразделений вневедомственной охраны - 58,1 тыс.

В текущем году под охрану подразделений вневедомственной охраны принято 1984 объекта данной категории, в том числе 749 школ и 1018 дошкольных учреждений.

Как следствие, в 1 квартале 2009 года количество объектов образования, не имеющих никаких видов охраны, сократилось до 4202 (3,7%), в том числе дошкольных учреждений - до 1258 (2,9%), школ - до 2329 (4,3%).

На сегодняшний день силами вневедомственной охраны обеспечивается безопасность более 40,7 тыс. объектов образования. Еще 7,4 тысячи таких учреждений находится под охраной частных охранных предприятий.

В мегаполисах (в т.ч. в московском регионе) охрана образовательных учреждений осуществляется преимущественно вахтовым методом иногородними гражданами, которые фактически проживают в учебных заведениях. Как результат - низкое качество обеспечения безопасности данных учреждений.

Наличие стандартов качества работы частных охранных предприятий, высокая профессиональная квалификация, приобретаемая в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой частных охранников (в настоящее время подготовка охранников и детективов осуществляется 385 образовательными учреждениями), соблюдение требований действующего законодательства позволит квалифицированно и своевременно действовать в критических ситуациях и обеспечить на должном уровне безопасность образовательных учреждений.

В целях усиления контроля за частной детективной и охранной деятельностью в 1 квартале 2009 года органами внутренних дел проведено 40 тыс. проверок частных охранных предприятий, в ходе которых зафиксировано более 12,5 тыс. нарушений (-7,8%). По результатам проверок руководителям охранных структур вынесено 5,8 тыс. письменных предупреждений об устранении выявленных недостатков (+5,4%), прекращена деятельность 608 частных охранных и сыскных структур (+58,3%), к административной ответственности привлечены более 6,7 тыс. работников указанных организаций (+15,1%).

Важным моментом является совершенствование правовой базы. 9 февраля 2009 года в Государственной Думе ФС РФ на межведомственном совещании с участием МВД России, Минобрнауки России и других заинтересованных ведомств рассматривался вопрос разработки единых требований к обеспечению безопасности образовательных учреждений. На законодательном уровне эти вопросы, на первый взгляд, детально отражены в соответствующих регламентах и нормах получения лицензии на проведение указанного вида деятельности. Но при более пристальном их изучении очевидно, что отсутствуют правовые нормы, устанавливающие типовые требования организации охраны как жизни и здоровья воспитанников и персонала учебных заведений, так и находящихся на территории материальных ценностей.

Стоит отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», сохранность ценностей и безопасность объектов, не включенных в перечень объектов, подлежащих государственной охране, обеспечиваются их руководителями (собственниками) с учетом норм и требований, установленных соответствующими государственными органами.

С учетом этого и для устранения имеющихся законодательных пробелов в сфере организации и обеспечения безопасности воспитанников и персонала образовательных учреждений и находящихся в них материальных ценностей от преступных посягательств, в настоящее время ДГЗИ МВД России подготовлен проект технического регламента «О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества» и внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Данный документ устанавливает общие принципы и порядок оценки состояния защиты объекта образования, выбора необходимой системы охраны.

Его принятие позволит минимизировать возможные последствия совершения противоправных актов, будет способствовать профилактике преступлений и административных правонарушений в образовательных учреждениях.

Совпадение государственных, общественных и личных интересов граждан в обеспечении безопасности и снижении количества правонарушений является хорошим стимулом для осуществления взаимодействия, а, в конечном счете, - повышения эффективности борьбы с преступностью.

Используя этот стимул, МВД России решает проблему безопасности детей образовательных учреждений не только предупреждением противоправных действий со стороны потенциальных преступников, что является традиционным, но односторонним орудием в борьбе с криминалом, но и разрабатывает новые усовершенствованные формы и методы решения проблемы безопасности самих объектов.

В настоящее время в МВД России совместно с Минобрнауки России ставится вопрос о внесении изменений в постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» и выработке системы постоянного информационного взаимодействия между органами управления образованием, органами внутренних дел и МЧС России по вопросам деятельности негосударственных образовательных учреждений и обеспечения безопасности образовательных учреждений.

Дальнейшее совершенствование требуется и в формировании смет расходов образовательных учреждений, осуществляющихся с учетом включения в них защищенных статей на создание комплексной системы охраны и антитеррористической защищенности.

В 2008 году на мероприятия по укреплению пожарной безопасности образовательных учреждений направлено свыше 12 млрд. руб. В рамках реализации Мероприятия 14 ФЦПРО «Создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях» было израсходовано 690 млн. руб. на покупку и оснащение:

комплектами охранно-пожарного оборудования, средств защиты и систем видеонаблюдения для 1000 учреждений общего образования, детских домов, школ-интернатов, 248 общежитий образовательных учреждений профессионального образования и для 13 центров комплексной безопасности образовательного учреждения, созданных на базе вузов;

системами видеонаблюдения 1136 образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей и образовательных школ;

воздушными - эмульсионными огнетушителями образовательных учреждений профессионального образования.

Реализованные меры в 2008 году способствовали повышению уровня пожарной безопасности более 1200 объектов и свыше 35 тысяч образовательных учреждений в регионах.

В 2009 году в рамках этого же мероприятия за счет федерального бюджета предполагалось осуществить поставки комплектов охранно-пожарного оборудования и средств защиты, а также систем видеонаблюдения в общеобразовательные учреждения (школы) в субъектах Российской Федерации и в подведомственные учебные заведения на сумму 482,82 млн. рублей.

По результатам анализа руководителей подведомственных образовательных учреждений, с учетом замечаний территориальных органов государственного пожарного надзора МЧС России, составлен перечень первоочередных задач по укреплению пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Особое внимание предлагается уделить вопросам обеспечения пожарной безопасности при проведении лицензионной экспертизы образовательных учреждений в рамках выездных проверок.

Обозначенные вопросы безопасности образовательных учреждений должны постоянно находиться в поле зрения и, главное, ответственности руководителей органов внутренних дел в пределах компетенции. Главное при этом - задействование потенциала всех иных государственных органов и общественных формирований.

  1. Информационный бюллетень osint №26 июль август 2012 г

    Информационный бюллетень
    Прямая ссылка: /upload/tfi/134/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%201%286%29%202011.
  2. Информационный бюллетень osint №22 ноябрь декабрь 2011 г

    Информационный бюллетень
    1. Журнал -The 9/11 Essays - Homeland Security Affairs ( 2011 ) is the peer-reviewed online journal of the Naval Postgraduate School Center for Homeland Defense and Security (CHDS) (англ)
  3. Информационный бюллетень №17 февраль 2011 г

    Информационный бюллетень
    Mark Osborne Humphries and John Maker, eds. Germany’s Western Front, 1915: Translations from the German Official History of the Great War, Waterloo, ON: Wilfrid Laurier University Press,
  4. Информационный бюллетень №15 декабрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Разведка с использованием открытых источников информации (Open Source Intelligence - OSINT) далеко не новый вид деятельности для американской разведки.
  5. Информационный бюллетень №18 март апрель 2011 г

    Информационный бюллетень
    Глобализация. Что это? Может быть, лишь один из очередных модных терминов, изобретение которых становится характерной чертой современной псевдонауки и пропаганды.
  6. Информационный бюллетень №12 сентябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    В статьях вестника рассматривается влияние современных информационных технологий на социально-экономическое и общественно-политическое развитие нашей страны.
  7. Информационный бюллетень №14 ноябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Основной задачей любой информационно-аналитической службы вне зависимости от ее ведомственной принадлежности является систематизация неструктурированной информации и получение на основе этой информации новых знаний с использованием
  8. Информационный бюллетень №8 май 2010 г

    Информационный бюллетень
    1. Влияние глобальной экономического и финансового кризиса на продовольственную безопасность и сельское хозяйство в Восточной Европе, Средней Азии и Турции
  9. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (2)

    Документ
    способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);

Другие похожие документы..