И дипломатическая деятельность

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ

И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2009 ГОДУ

ОБЗОР МИД РОССИИ


Москва, март 2010 года

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ 7

Участие России в деятельности ООН 7

Участие России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИК 12

Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами 16

Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение 25

Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование 32

Межцивилизационный диалог 37

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 39

Пространство СНГ 39

Европа 49

США и Канада 67

Азиатско-Тихоокеанский регион 72

Ближний Восток и Северная Африка 83

Африка 85

Латинская Америка и Карибский бассейн 88

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ 91

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 95

ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 101

Правозащитная проблематика 101

Защита интересов соотечественников за рубежом 105

Консульская работа 107

Сотрудничество в области культуры и науки 109

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 113

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 117

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 120

ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 122

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ 125

ВВЕДЕНИЕ

Международные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества. Все большее число государств приходило к выводу о необходимости коллективных действий в интересах решения общих задач в сфере экономики, финансов, противодействия изменению климата, распространению оружия массового уничтожения и другим глобальным вызовам и угрозам. Наша страна выступила с рядом конкретных инициатив, призванных закрепить наметившиеся положительные тенденции в мировых делах.

В своих выступлениях на64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и специальном заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне по ядерному разоружению и нераспространениюПрезидент России Д.А.Медведев заявил о приоритетности решения проблемы разбалансированности глобальной системы управления, закрепления в международном праве принципа неделимости безопасности, продвижения процесса многостороннего ядерного разоружения и укрепления глобального режима нераспространения, призвал к созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и других видов ОМУ и средств его доставки.

По предложению России удалось дать старт многосторонним обсуждениям по вопросу о создании новой архитектуры евроатлантической безопасности на основе кодификации всего свода политических обязательств, которые были приняты государствами Евро-Атлантики с момента завершения «холодной войны», их перевода в разряд правовых. Российский проект Договора о европейской безопасности был направлен руководителям зарубежных государств и международных организаций, действующих на евроатлантическом пространстве.

Произошло заметное оздоровление российско-американских отношений. Разворот США при администрации президента Б.Обамы к многосторонней дипломатии, более активному участию в коллективных усилиях по поиску решений актуальных проблем современности создал благоприятные условия для налаживания сотрудничества России и США на прагматичной основе. Ведущиеся с мая 2009 года интенсивные российско-американские переговоры имеют целью заключение на основе равноправия и паритетности обязательств сторон нового Договора о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений, который укрепил бы стратегическую стабильность в мире и способствовал позитивным переменам во всей разоруженческой сфере.

Важным итогом года явилась нормализация отношений с НАТО – оживление политического диалога и развитие практического сотрудничества. На первой после Кавказского кризиса 2008 года полноформатной министерской встрече Совета Россия-НАТО было принято решение о проведении совместного обзора общих вызовов и угроз безопасности
в XXI веке.

Реалии качественно новой геополитической ситуации нашли отражение в утвержденной в мае Президентом России Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Основополагающий принцип Стратегии – «безопасность через развитие». В документе подчеркнуто, что Россия будет проводить прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, с опорой на нормы международного права, принцип обеспечения надежной и равной безопасности для всех государств.

Ключевым вопросом мировой повестки дня оставалось преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса, выявившего неустойчивость послевоенной мировой финансовой архитектуры. Представительная «Группа двадцати», в работе которой Россия принимала активное участие, стала ведущим форумом согласования международных усилий по созданию эффективных механизмов глобального управления в сфере экономики и финансов. Не утратила импульс тенденция к укреплению новых центров экономического роста и политического влияния, стремлению этих государств к согласованию действий для отстаивания общих интересов, в том числе через механизмы сетевой дипломатии (включая ШОС, БРИК и РИК). Основа для сохранения за ООН ведущей роли в решении наиболее острых экономических проблем мирового развития была заложена в ходе состоявшейся в Нью-Йорке в июне 2009 года Конференции на высшем уровне по глобальному финансово-экономическому кризису и его последствиям для развития.

События года подтвердили укрепление еще одной важной тенденции – к регионализации мировой политики, что в перспективе заложит прочную основу для следующего этапа глобализации. Императив укрепления регионального уровня управления в полной мере заявляет о себе в интеграционных процессах на пространстве СНГ, где удалось достичь значительных результатов, среди которых – формирование Таможенного союза в составе России, Казахстана и Белоруссии, решение об учреждении Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС, подписание в рамках ОДКБ соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования и начало работы по их созданию.

Развивались другие направления многовекторной внешней политики России, в частности, углубление стратегического партнерства с Евросоюзом, взаимодействие в рамках «Группы восьми», ОБСЕ, Совета Европы, АТЭС, других многосторонних организаций и объединений, отношения с друзьями и партнерами в Европе, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Состоялись первые в истории визиты Президента России в Нигерию, Анголу, Намибию, что позволило вывести взаимоотношения с африканскими государствами на качественно новый уровень.

Придерживаясь принципов разрешения региональных конфликтов политико-дипломатическими средствами на основе вовлечения всех заинтересованных сторон, Россия продолжала вносить активный вклад в международные усилия по нагорно-карабахскому, приднестровскому и ближневосточному урегулированию, стабилизации Афганистана, разрешению кризисных ситуаций в связи с иранской ядерной программой и ядерной проблемой Корейского полуострова.

Активизировались внешнеполитические усилия на таких направлениях, как международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами, включая противодействие терроризму, наркотрафику, торговле людьми, пиратству, другим видам оргпреступности. В центре внимания российской дипломатии оставались вопросы международного взаимодействия в целях преодоления глобальной бедности, включая энергетическую и продовольственную, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. В Москве состоялась Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения.

Предпринимались меры по повышению эффективности информационного сопровождения внешнеполитической работы, противодействию попыткам переписывания истории в ущерб интересам России, расширению участия российских представителей, в том числе от традиционных конфессий, в международном диалоге культур и цивилизаций, а также по вовлечению во внешнеполитический процесс неправительственных организаций и экспертно-политологического сообщества, формированию структур публичной дипломатии.

Отражением инициативной роли нашей страны в мировых делах явилось создание в России новых международных дискуссионных площадок. Под эгидой и с участием Президента Д.А.Медведева в Ярославле состоялась Международная конференция «Современное государство и глобальная безопасность», в которой приняли участие ведущие российские и иностранные государственные и общественные деятели, дипломаты, ученые и эксперты. Выступления и работа секций, посвященных социальной ответственности государства, многообразию демократического опыта, эффективности глобальных институтов, борьбе против терроризма, сепаратизма и ксенофобии, подтвердили востребованность широкого международного дискурса о путях посткризисного развития, в целом коллективного осмысления нынешнего этапа мирового развития.

В статье «Россия, вперед!», ежегодном Послании Федеральному СобраниюПрезидент Д.А.Медведев акцентировал необходимость тесной увязки всей дипломатической работы с потребностями социально-экономического развития России, повышения ее результативности в привлечении зарубежных инвестиций и передовых технологий, гармонизации отношений с иностранными государствами на основе взаимопроникновения экономик и культур, в духе солидарной ответственности. Президентом были даны поручения Правительству и МИДу, призванные поставить на системную основу деятельность по созданию благоприятных внешних условий для реализации долгосрочных целей модернизации России и ее технологического прорыва.

МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ

Участие России в деятельности ООН

Россия предпринимала энергичные усилия по сохранению ООН, созданной на основе полицентричного видения мира, в качестве безальтернативного всемирного форума, обладающего универсальным мандатом и общепризнанной легитимностью, утверждению Организации в качестве центра открытых, честных дебатов и координации мировой политики на справедливой основе, без двойных стандартов.

Исходя из необходимости адаптации всемирной Организации к меняющимся условиям в мире, Россия высказывалась в пользу реформирования международных институтов при укреплении центральной роли ООН и сохранении ее межгосударственной природы.

Россия придерживалась сбалансированной линии в вопросе реформирования СоветаБезопасности ООН, акцентируя необходимость продолжения работы по всем имеющимся предложениям без форсирования переговорного процесса, искусственного селективного подхода к имеющимся моделям и без попыток навязывания постановки их на голосование.

В рамках усилий по недопущению размыва уставных прерогатив СБ ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, решительно отводились попытки пересмотреть полномочия этого одного из главных органов ООН, в том числе его пяти постоянных членов.

При рассмотрении в СБ ООН в мае-июне вопроса о продлении мандата ооновского присутствия в Грузии и Абхазии Россия выступала за статусно нейтральное решение вопроса продолжения работы в регионе наблюдателей ООН. Однако из-за позиции западных партнеров, стремившихся подтвердить территориальную целостность Грузии, согласовать приемлемый текст резолюции не получилось, и Миссия ООН в этой части Закавказья была свернута.

На 64-й сессии ГА ООН российской делегации удалось обеспечить весомую поддержку инициированных ею проектов резолюций «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности», «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», «О недопустимости определенных видов практик, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» и «Сотрудничество между ООН и ШОС». Велась подготовительная работа к празднованию в 2010 году 65-й годовщины со дня окончания Второй мировой войны (Россией в соавторстве с государствами-членами ОДКБ внесен проект соответствующей резолюции Генассамблеи ООН).

Россия продолжала содействие деятельности Комиссии ООН по миростроительству в плане ее институционального укрепления и повышения эффективности. Взнос Российской Федерации в бюджет Фонда по миростроительству составляет 2 млн. долл. США ежегодно.

На экономическом направлении деятельности ООН главное внимание уделялось использованию ее социально-экономических органов для решения приоритетных для России задач в области искоренения бедности, достижения других Целей развития тысячелетия (ЦРТ), повышения практической отдачи от участия России в многостороннем экономическом сотрудничестве и формирования благоприятного международного климата в целях полноценной интеграции нашей страны в мировую экономику.

Россия способствовала укреплению роли Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) в качестве авторитетной площадки для поиска коллективных решений актуальных проблем международной социально-экономической повестки дня. Состоявшаяся в Женеве в июле основная сессия ЭКОСОС стала форумом для конструктивного, ориентированного на практический результат многостороннего диалога по широкому кругу вопросов международной повестки дня в сфере развития в условиях глобального финансово-экономического кризиса (ГФК). Фактически положено начало межправительственному процессу реализации решений нью-йоркской Конференции ООН на высшем уровне по ГФК и его последствиям для развития и подготовки к предстоящему в сентябре 2010 года саммиту ООН по Целям развития тысячелетия. Сформулированы политические ориентиры для работы системы ООН по ключевым вопросам глобального здравоохранения и устойчивого развития с акцентом на содействие странам в преодолении негативных последствий кризиса, прежде всего в социальной сфере.

Площадка ООН использовалась российской дипломатией для продвижения инициированных Президентом России Д.А.Медведевым Концептуальных подходов к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики и обеспечения энерготранзита.

Заметно укрепились позиции России в Европейской экономической комиссии ООН и Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Их возможности были активно использованы для выхода на более высокий уровень экономического взаимодействия с нашими соседями по Европе, на Азиатском континенте и в рамках СНГ. При этом особое внимание уделялось вопросам реализации природоохранных конвенций, освоения энергоэффективных технологий, обеспечения энергетической безопасности, разработки и внедрения унифицированных стандартов и правил в области транспорта, облегчения условий торговли.

В 2009 году был впервые осуществлен целевой добровольный взнос России в ЭСКАТО в размере 1,2 млн. долл. Эти средства направлены на проекты, которые позволят укрепить отвечающее интересам российского государства и бизнеса международное сотрудничество в указанных регионах, особенно в области энергетики, транспорта, экологии, развития торговли и инвестиций.

Большое значение имело проведение в Москве в ноябре под эгидой ООН Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения. Московская конференция показала, что Россия признана в качестве одного из лидеров международного сотрудничества в данной области, и открыла новую страницу в деле преодоления последствий дорожно-транспортных происшествий, уносящих ежегодно 1,3 млн. жизней и причиняющих значительный социально-экономический ущерб.

  1. И дипломатическая деятельность (1)

    Дипломная работа
    Для российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.
  2. И дипломатическая деятельность (2)

    Дипломная работа
    События года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядка
  3. И дипломатическая деятельность (3)

    Дипломная работа
    В международных делах 2010 год был отмечен дальнейшим ускорением процесса формирования нового мироустройства, мощным катализатором которого стал глобальный финансово-экономический кризис.
  4. И дипломатическая деятельность (5)

    Дипломная работа
  5. И дипломатическая деятельность (6)

    Дипломная работа
  6. И дипломатическая деятельность (7)

    Дипломная работа
  7. И дипломатическая деятельность (8)

    Дипломная работа
  8. И дипломатическая деятельность (9)

    Дипломная работа

Другие похожие документы..