Корпоративны е связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе

Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе

(06.05.2008)

Содержание

Введение 3

Особенности развития GR в современной России 4

Важнейшие «точки доступа» 17

Актуальные направления отраслевого лоббизма 28

Нефтегазовая отрасль 28

Металлургическая отрасль 34

Транспортная отрасль 36

Лесопромышленная отрасль 40

Алкогольная отрасль 42

Страховая отрасль 44

Телекоммуникационная отрасль 45

Табачная отрасль 45

Лучшие отраслевые лоббисты 46

GR-департаменты крупных компаний и ключевые фигуры профессиональных ассоциаций 50

Нефтегазовая отрасль 50

Металлургическая отрасль 54

Лесопромышленная отрасль 58

Алкогольная отрасль 59

Страховая отрасль 60

Телекоммуникационная отрасль 62

Табачная отрасль 65

Введение

Целью настоящей работы является анализ состояния дел в области корпоративных связей с органами государственной власти и лоббирования накануне вступления в должность нового Президента и премьер-министра России, а также масштабных изменений в администрации Президента и Правительстве РФ.

Структурно работа разбита на пять разделов. В первом разделе рассматриваются организационные особенности GR-подразделений крупных российских компаний и эффективные методы их работы, а также выделяется ряд специфических особенностей развития связей с органами государственной власти в России на современном этапе.

Второй раздел освещает технологию принятия решений в высших органах власти России, существующую на конец президентского срока Владимира Путина. В разделе проведен анализ взаимодействия Правительства, Государственной Думы и администрации Президента, названы ключевые персоналии и подразделения, ответственные за прохождение или торможение инициатив, дан прогноз изменения «центров силы» после инаугурации Дмитрия Медведева.

Третий раздел посвящен наиболее заметным отраслевым лоббистским кампаниям и игрокам на поле корпоративного лоббизма.

В разделе «Лучшие отраслевые лоббисты» содержится рейтинг 50 наиболее влиятельных предпринимателей и инвесторов по итогам первого квартала 2008 года, а также рейтинг 25 ведущих лоббистов-«профессионалов».

В последнем разделе содержится справочная информация о руководителях GR-подразделений некоторых компаний и отраслевых объединений по состоянию на начало мая 2008 года.

Особенности развития GR в современной России

Анализируя тенденции последних лет, можно уверенно говорить о зарождении и активном развитии в России отрасли по связям с органами государственной власти, которую в международных корпоративных отношениях принято называть Government Relations (GR). Именно в последнее время этот вид деятельности начал приобретать профессиональный, цивилизованный характер. Специалисты выделяют ряд факторов, способствующих этому.

Первый. Повышение роли государства и государственных акторов в экономике России. Эта тенденция заключалась в активной деятельности государственных компаний по приобретению частных активов («ЮКОС», «Сибнефть», «СИБУР», «Русснефть»), созданием государственных корпораций, получивших значительные бюджетные и административные преференции и т.д. Указанное поставило в прямую зависимость успешное развитие любой крупной компании и то, насколько эффективно будут выстроены ее отношения с органами государственной власти.

Второй. Кризис политического PR в России. Во время второго президентского срока Владимира Путина существенно изменилась избирательная система страны: была введена пропорциональная система выборов депутатов Государственной Думы, а губернаторы стали избираться законодательным собранием регионов по представлению президента. Указанные обстоятельства привели к резкому сокращению капитализации отрасли политического и избирательного консультирования. Политконсалтинговые компании, лишенные выборных бюджетов, но имеющие прочные связи в политических кругах, все чаще стали заявлять о своей переориентации из PR в GR консультирование.

Третий. Формирование профессиональных департаментов по связям с органами государственной власти в российских корпорациях. В авангарде формирования такого рода профессиональных структур - отрасли с повышенной государственной регуляторикой - ТЭК и металлургия, а также те, где в значительной мере присутствует международный капитал - пивная, табачная и телекоммуникационные отрасли.

Четвертый. Приход в Россию международных лоббистских фирм. За последние годы все большее количество крупных американских и европейских лоббистских фирм (Cassidy & Associates, The PBN Company, Mmd и др.) приходит в Россию. Этот приход обусловлен потребностью крупных международных корпораций, ведущих бизнес в России, в получении понятных им консультационных услуг по взаимодействию с российскими органами государственной власти. Имея многолетний опыт работы с органами власти в США и Европе, разработанную инфраструктуру взаимоотношений с корпоративными структурами, указанные лоббистские компании оказывают благотворное влияние на развитие отрасли GR в России, профессионализируя рынок.

Пятый. Образование в ведущих российских ассоциациях специализированных комитетов по связям с органами государственной власти. Положительное влияние на развитие отрасли оказало появление GR-комитетов в Российской Ассоциации по связям с общественностью и в Ассоциации менеджеров России, которые объединили специалистов отрасли, заинтересованных в профессионализации GR в России.

По данным исследовательского центра портала возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда GR-менеджеров - 23-35 лет. Специалисты в возрасте до 30 лет составляют около 84% от общего числа менеджеров; в возрасте от 30 до 40 лет - 15%. Женщины составляют около 42% GR-менеджеров. Около трети GR-менеджеров владеют английским языком на разговорном уровне. Уровень компенсации вице-президента по GR крупной компании составляет около 500 тыс. рублей в месяц. Начальник департамента по GR в среднем получает в России около 200 тыс. рублей в месяц. Менеджер – около 75 тыс. рублей. Ко всему этому также прилагается социальный пакет, предлагаемый компанией.

В сферу компетенции специалиста по GR обычно входят следующие функции:

• реализация в органах государственной власти ключевых корпоративных и/или отраслевых задач;

• предотвращение и урегулирование нежелательных для компании (отраслевого союза) ситуаций, возникающих в результате действия властей и осуществление мероприятий по их предотвращению;

• формирование позитивного имиджа компании (отраслевого союза) в органах государственной власти;

• взаимодействия с другими институциональными субъектами воздействия (отраслевыми союзами и ассоциациями);

• обеспечение конструктивных отношений с другими отраслевыми субъектами экономических отношений;

• координация деятельности других подразделений компании и оказание им содействия при взаимодействии с органами государственной власти.

В современной мировой практике GR-подразделения обычно создаются тогда, когда ежегодные инвестиции компании в экономику страны превышают 60 млн. долларов США. Если мы возьмем рейтинг самых дорогих компаний России журнала «Финанс» от 27 апреля 2008 года, то окажется, что из первой десятки лишь одна компания не имеет GR-подразделения, в двадцатке их уже две, в тридцатке – пять, а среди первых пятидесяти – пятнадцать. Таким образом, можно выделить прямую зависимость между капитализацией компании и наличием у нее GR-подразделения.

Как правило, специализированное GR-подразделение носит название «Департамент по отношениям с органами власти» или «Департамент по внешним связям». Впрочем, в некоторых компаниях, ввиду неразвитости сферы GR, специалисты по связям с органами государственной власти работают в составе других департаментов (по корпоративным отношениям, PR).

Низкую долю компаний, имеющих GR-подразделения, демонстрируют банковская1, строительная2 и медийная3 отрасли. Не чувствуют особой необходимости в GR-департаментах компании, сосредоточившие свою производственную деятельность в небольшом числе регионов4. Пока не обзавелось собственными подразделениями по связям с органами государственной власти подавляющее большинство недавно выделенных из РАО «ЕЭС России» различных ОГК и ТГК. Напротив, большое число компаний с GR-подразделениями встречается в нефтегазовой, металлургической и телекоммуникационной отраслях.

Наиболее массивные и разветвленные GR-подразделения имеют международные компании, переносящие в Россию западный опыт лоббирования интересов, и российские государственные монополии, контактирующие со множеством региональных властей и попросту имеющие «раздутый» штат.

В то же время, наличие крупных подразделений не предопределяет крупные расходы компании на лоббирование своих интересов. Информация об объемах и структуре бюджетов GR-департаментов компаний является конфиденциальной. Эти бюджеты в основном состоят из фонда заработной платы, командировочных и представительских расходов, а также расходов по относительно небольшим («прозрачным») договорам подряда (как правило, на информационно-аналитическое обеспечение и др.) Для финансирования масштабных лоббистских акций, связанных с большими расходами, в рамках спецпроектов, утверждаемых высшим руководством, наиболее часто используются подставные фирмы и лица, формально не связанные с корпорацией. Поэтому приводимые оценочные данные о бюджетах GR-подразделений различных корпораций не отражают их активность по формированию связей с органами государственной власти. Тем не менее, мы считаем, что оценки собственных бюджетов GR-подразделений наряду с инсайдерскими данными о количестве занятых специалистов позволяют судить об открытой составляющей данной работы.

В состав департамента по работе с органами государственной власти нефтяной компании «Роснефть», входят два управления: по работе с федеральными и региональными органами власти. Руководит этой структурой Александр Никулин. Годовой бюджет департамента составляет около 84 млн. рублей.

В РАО «ЕЭС России» в состав департамента по работе с органами власти и общественными организациями, руководимого Радионом Кимом, в начале 2008 года входило около пятидесяти человек. Сейчас, в связи с ликвидацией компании, число сотрудников этого департамента стремительно сжимается.

В «Газпроме» джиаром занимается департамент по работе с регионами РФ, возглавляемый Виктором Илюшиным (25 человек, структурно разделены на четыре подразделения, основное направление активности, обеспечивающее интересы монополии, – газификация регионов) и управление по работе с Федеральным собранием РФ, возглавляемое Фанузой Арслановой (12 человек). Годовой бюджет GR-подразделений «Газпрома» составляет около 93 млн. рублей.

В ОАО «РЖД» в состав департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти под руководством Виктора Ребца входит 33 человека. По 5 человек входят в отдел по связям с исполнительной властью, отдел по связям с законодательной властью, отдел по взаимодействию с бизнес сообществами и аналитический отдел. В отделе по работе с субъектами федерации состоят 7 человек, а в отделе методологии и организационной работы – оставшиеся 6 человек. Годовой бюджет департамента составляет около 80 млн. рублей.

В «Базовом Элементе» в состав управления по корпоративным отношениям входят всего 4 человека, подчиненные заместителю генерального директора компании по взаимодействию с государственными и общественными организациями Олегу Мозгунову. Зато в GR-департаменте «Русала» состоит около 80 человек, а его годовой бюджет превышает 165 млн. рублей.

Деятельностью по связям с органами государственной власти в «ЛУКОЙЛе» отвечает начальник департамента общественных связей Александр Василенко. Управление ведет также вопросы PR. Василенко – бывший кадровый военный, в «ЛУКОЙЛе» работает давно (наиболее раннее упоминание его в СМИ как главы управления информации «ЛУКОЙЛа» – март 1994 г.). Он действительный член РАЕН, доктор политических наук. Структурным подразделением департамента, занимающимся GR, является отдел по связям с государственными и региональными органами управления, возглавляемый Максимом Тарарашкиным, и состоящий из 20 человек. По поступившей информации, его годовой бюджет составляет около 67 млн. рублей. В системе GR «ЛУКОЙЛа» большую роль играет депутат Госдумы Валерий Прозоровский. До избрания в 2003 г. в Госдуму Прозоровский работал в «ЛУКОЙЛе» - начальником отдела по работе с госорганами и средствами массовой информации, заместителем начальника Управления общественных связей, заместителем начальника департамента общественных связей. Необходимо подчеркнуть важнейшую роль, которую в GR «ЛУКОЙЛа» играет его первый руководитель – Вагит Алекперов. В «ЛУКОЙЛе» по-разному подходят к регионам. В отношении стратегических регионов используется принцип «губернатор – лучший джиарщик». Поэтому «ЛУКОЙЛ» имеет традиционно сильное влияние на губернатора ХМАО Александра Филипенко, главу Коми Владимира Торлопова. Губернатор Волгоградской области Николай Максюта может в определенном смысле считаться ставленниками «ЛУКОЙЛа». В регионах, где «ЛУКОЙЛ» не имеет прямых интересов, он осуществляет GR через сеть облнефтепродуктов и собственную распределительную сеть «ЛУКОЙЛ». Кроме того, «ЛУКОЙЛ» стремится проводить своих депутатов влияния в региональные законодательные собрания.

В качестве примера зарубежной компании с разветвленной структурой GR-подразделений, можно привести British American Tobacco5. Деятельностью по связям с органами государственной власти в компании занимаются советник управляющего директора «БАТ Россия», член Совета директоров «БАТ-Ява» и «БАТ-СТФ» Владимир Аксенов и директор по корпоративным отношениям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Александр Лютый. Управлению по корпоративным отношениям подчинен ряд отделов. Отдел по связям с органами государственной власти (Government Relations Department) отвечает за выстраивание отношений со всеми ветвями государственной и муниципальной власти. Институциональная структура отдела включает в себя секцию по связям с Федеральным Собранием РФ; секцию по связям с регулирующими (контролирующими) органами власти, секцию по региональной политике (взаимодействие с региональными исполнительными и представительными органами государственной власти, муниципальными образованиями, территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств); секцию по противодействию распространению нелегальной продукции и контрафакта (intellectual property protection); секцию по взаимодействию с конкурентами, отраслевыми сообществами и общероссийскими бизнес-ассоциациями (industry relations). Численность Управления по корпоративным отношениям составляет около 30 человек, годовой бюджет – около 80 млн. рублей.

Незначительные по численности GR-департаменты имеют телекоммуникационные компании. Так, в холдинговой компании «Алтимо»6 деятельностью по связям с органами государственной власти занимаются вице-президент по внешним связям компании Кирилл Бабаев и персонально подчиненные ему 2 человека. Годовой оборот этого GR-подразделения составляет около 10 млн. рублей. Деятельностью по связям с органами государственной власти в «Вымпелкоме»7 занимается директор по обеспечению операторской деятельности Марина Аллагулова и 10 человек, находящихся в ее непосредственном подчинении. Годовой оборот этого подразделения также составляет около 32 млн. рублей.

GR-департаменты пивоваренных компаний также не отличаются большой численностью. Так, деятельностью по связям с органами государственной власти в компании «Балтика»8 занимается менеджер по работе с органами государственной власти Дмитрий Урлупов, входящий в состав департамента по корпоративным вопросам. Руководит этим департаментом Даниил Бриман.

  1. Корпоративный лоббизм в законодательных и исполнительных органах региональной власти

    Закон
    Актуальность темы исследования. Формирование эффективной системы государственного управления в современной России на федеральном и региональном уровне сопровождается включением в процесс выработки и принятия политико-управленческих
  2. Связи с правительством ( gr ) как новая социальная практика постсоветской россии

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре социологии коммуникативных систем социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
  3. Государственная политика по взаимодействию власти с институтами гражданского общества в современной России в 2000-е годы

    Диссертация
    Защита состоится 18 июня 2009 г. в 12.00 часов на заседании Диссертационного совета К 212.189.04 по политическим наукам при Пермском государственном университете по адресу: 614990, г.
  4. Ю. Нисневич информационная политика россии: проблемы и перспективы москва 1998 (1)

    Реферат
    Изложен системный подход к информационной политике России в период глубоких политических и социально-экономических преобразований, как к многофункциональной комплексной проблеме государственного управления.
  5. Ю. Нисневич информационная политика россии: проблемы и перспективы москва 1998 (2)

    Реферат
    Государственное управление в широком смысле - это деятельность государственной власти по выполнению функций государства в решении общих для всего общества проблем жизнедеятельности.
  6. В. А. Козбаненко Рекомендован Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента

    Список учебников
    Учебник впервые дает всестороннее и обстоятельное изложение современных представлений о науке, искусстве и практике государственного управления на основе комплексного междисциплинарного подхода.
  7. Взаимодействие бизнеса и государства в современной россии: на примере железнодорожной отрасли

    Диссертация
    Защита состоится « » 2010 г. в ч. м. на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.001.47 при Московском государственном университете имени М.
  8. Политизация налога: история и современность

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «3» декабря 2010 года в 10 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.002.04 при ГОУ ВПО «Ярославский государственный университет им.
  9. Влияние этнополитического лоббизма на внешнюю политику США

    Автореферат диссертации
    Д 502.006.09 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119 606, Москва, проспект Вернадского, 84, ауд.

Другие похожие документы..