А. В. Дамдинов Об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Бурятия в 2010 году и задачах на 2011 год

Министерство образования и науки Республики Бурятия

А.В.Дамдинов

Об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Бурятия в 2010 году

и задачах на 2011 год

Публичный доклад

Доклад обсужден на расширенной коллегии

Министерства образования и науки

Республики Бурятия 17 февраля 2011 года

Улан – Удэ

2011 г.

Содержание

Введение

  1. Характеристика внешних условий функционирования системы образования, структура экономики Республики Бурятия

  2. Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования Республики Бурятия

III. Общая характеристика системы образования Республики Бурятия

    1. Дошкольное образование

3.2. Общее образование

3.2.1. Общие сведения

3.2.2. Малокомплектные школы

3.2.3. Итоги проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ)

3.3. Приоритетный национальный проект «Образование»

3.4. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

3.5. Реализация проекта Комплексной оценки эффективности региональной системы образования (КОЭРСО)

3.6. Реализация проекта рейтингования школ и муниципалитетов

IV. Воспитание и дополнительное образование детей

V. Специальное образование

VI. Начальное и среднее профессиональное образование

VII. Высшее и послевузовское профессиональное образование

VIII. Молодёжная политика

IX. Ресурсное обеспечение системы образования

9.1. Кадровая и организационно-правовая работа

9.2. Создание условий для устойчивого развития научно-технической сферы Республики Бурятия

9.3. Информатизация образования

9.4. Создание условий для развития дистанционного образования детей-инвалидов

9.5. Строительство и обеспечение безопасности учреждений образования

X. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования

- Надзор и контроль в сфере образования

- Итоги контроля качества образования

- Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений

XI. Мониторинг публикаций в СМИ о событиях в системе образования Республики Бурятия

XII. Перспективы развития системы образования Республики Бурятия на 2011 год

Введение

Бурятия - многонациональная республика. На ее территории живут представители более 100 национальностей и народностей. В составе Республики Бурятия находятся 296 муниципальных образований.

В Бурятии 6 городов, 16 поселков городского типа. Столица – г. Улан-Удэ. Больше половины (73 %) территории Бурятии занимают леса, 6 % - воды, 11 % - сельскохозяйственные угодья, 1 % - оленьи пастбища, 9 % - прочие земли. На территории республики свыше 25 тыс.рек, из которых 99 % - это малые реки, длиной менее 100 км. Реки относятся к трем крупным водным бассейнам оз. Байкал, рек Лены и Ангары. При этом больше половины территории Бурятии входит в бассейн озера Байкал.

Озеро Байкал является природным резервуаром пятой части мировых запасов пресной воды. Байкал и окружающую его территорию населяют 2500 различных видов животных и рыб, из которых 250 эндемичны.

Озеро Байкал и Байкальская природная территория (БПТ) имеют особый статус, закрепленный не только на федеральном, но и на мировом уровне как Участок мирового природного наследия ЮНЕСКО. 60% береговой линии озера Байкал приходится на Республику Бурятия.

Историко-культурные ресурсы Республики Бурятия представлены 20 музеями, 6 театрами, 20 религиозными центрами, более 300 памятниками культуры и археологии, истории и культуры народов Республики Бурятия, тибетской медициной, буддизмом, шаманизмом, древнеправославием. В 2002 году старообрядцы Забайкалья включены ЮНЕСКО в список объектов нематериальной культуры.

Значительную часть территории Республики Бурятия (58 %) занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. На этой обширной территории проживают 110,8 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2010 г.), что составляет 11,5% от численности населения республики.

На современном этапе сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющей создание климата и конкурентоспособность экономики в целом. При этом реформирование проводится как модернизация, а не революционная ломка всех сфер и уровней образовательной системы.

В системе дошкольного образования в Республике Бурятия сохраняется проблема недостаточности мест в детских садах. Для решения данной проблемы проведена работа по использованию свободных площадей общеобразовательных школ, по доработке муниципальных программ развития сети.

За три года реализации Комплексного проекта модернизации общего образования в Республике Бурятия удалось заложить основы для использования многоуровнего системного моделирования при планировании исследований качества образования и анализе результатов. Разработаны показатели, характеризующие разные уровни образовательной системы (региональный, муниципальный, школьный, ученический), а также показатели, характеризующие инвестиции в образование, в образовательный процесс и образовательные достижения.

Принцип многообразия видов деятельности при конструировании образовательных программы требует особого учета соотношения образовательных программ школ, системы оплаты труда учителей, расчета финансовых нормативов с представлениями педагогов о результате и качестве образования.

В настоящее время аттестация – это средство демонстрации достижений, а не определения квалификации, которая проявляется в компетентностях учителя. Подтвердить наличие компетентностей – проблема инструментария. Следует перейти на бинарный способ оценивания да-нет. Необходимо понять каков набор компетентностей (Информационные, коммуникативные, предметные, правовые) и прописать процедуру аттестации.

Использование электронного мониторинга в Республике Бурятия повысило уровень открытости сферы общего образования. Планируется внедрение в практику школы цифровых технологий, основанных на использовании современных ИКТ, особую важность представляет развитие электронной среды учреждений. Будет продолжена работа по развитию централизованной информационной системы, аккумулирующей сведения о сфере образования, начиная с уровня образовательного учреждения (проект КОЭРСО).

Наиболее проблемным и слабым звеном Бурятии является методика расчета норматива с учетом требований ФГОС нового поколения, закрепление минимальных требований к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ФГОС. В настоящее время норматив рассчитывается на основе базисного учебного плана (БУП), нет учета ступеней образования, курсов повышения квалификации, не учитывается работа с детьми с особым развитием, будь то инвалиды или одаренные дети. Задача Республики Бурятия в ближайшее время отработать новую методику расчета норматива, которая предусматривает кардинальное изменение ситуации.

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» будут укоренены современные представления о качестве образования в рамках системы оценки качества образования.

Принципиально изменит ситуацию по внедрению стандартов нового поколения отказ от репродуктивных форм работы, конструирование вместе с детьми способов деятельности, погружение всех детей в деятельность, а не наблюдение за демонстрацией деятельности. Акцент будет сделан на изменение условий и изменение содержания образовательного процесса. Необходимо внести в учебный план внеурочные формы деятельности, изменение расписаний учебных занятий в разных формах; создание информационной образовательной среды; изменение подходов к системе оценивания.

В республике развивается система непрерывного профессионального образования, формируются образовательные кластеры по приоритетным направлениям развития экономики республики и создаются ресурсные центры (учебные полигоны): по металлообработке, строительству, агропромышленному комплексу, горнодобывающей промышленности, туризму, по обеспечению предприятий малого и среднего бизнеса квалифицированными кадрами торговли общественного питания и сферы обслуживания, где пересекаются образовательные и производственные технологии.

Разработка Концепции создания Восточно-Сибирского научно-образовательного инновационного комплекса была начата весной 2010 года. В результате создания Комплекса должна быть достигнута стратегическая цель: формирование в Республике Бурятия научно-образовательного и инновационного кластера. Комплекс будет являться основным связующим элементом в части максимальной интеграции науки в производство, а также будет способствовать формированию со стороны производства заказа на проведение научных исследований.

Таким образом, приоритетными направлениями развития образования в Республике Бурятия являются: увеличение охвата детей в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечение условий для реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных школах, учреждениях начального профессионального образования и финансовое обеспечение этих гарантий в рамках регулирования межбюджетных отношений; обеспечение экономики республики специалистами необходимых квалификаций на основе прогноза потребностей и плана подготовки и переподготовки кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, формирование здорового образа жизни, а также развитие и реализация потенциала молодежи.

I. Характеристика внешних условий функционирования системы образования, структура экономики Республики Бурятия

Современное состояние системы образования свидетельствуют о сдержанном ее влиянии на развитие общества. Требуется консолидация усилий всех общественных и государственных органов управления образованием для решения новой задачи – стратегического развития общества средствами образования.

Численность постоянного населения республики на 1 января 2010 года составила 963,5 тыс. человек, из них городское - 544,8 и сельское – 418,7 тыс. человек. В 2010 году родилось 16535 детей, или на 284 младенца меньше, чем в 2009 году. Коэффициент рождаемости составил 17,1 новорожденных на 1000 жителей. В 2010 году умерло 12386 человек, коэффициент смертности в республике составил 12,8 умерших в расчете на 1000 населения. Естественный прирост населения уменьшился на 141 человек, или на 3,3 процента. Коэффициент естественного прироста в расчёте на 1000 населения составил 4,3 промилле.

В 2010 году в республике зарегистрирован 8237 браков, что на 1,3 процента меньше, чем в 2009 году. Число разводов уменьшилось на 441 единицу и составило 3782 случая. В 2010 году в республику прибыло 20151, выбыло 23386 человек. Таким образом, число передвижений составило 43537. Среди регионов Сибирского Федерального округа наиболее интенсивные миграционные потоки наблюдались с Иркутской областью (42,5%) и Забайкальским краем (30,0%).

Продолжился миграционный отток населения. Основная часть мигрантов перемещалась в пределах республики (27,1 тыс. человек), составив в числе прибывших 67,2 процента, выбывших 57,9 процента.

Принципы образовательной политики Республики Бурятия определяются во многом особенностями регионального уровня, содержанием социально-экономической концепции развития республики.

В целом, три последних года для Бурятии характеризуются положительной динамикой основных экономических и социальных показателей. Положительная динамика обусловлена ростом объема производства в промышленности, ростом инвестиций и потребительского спроса.

За 3 года объем ВРП вырос на 35,4% и составил 145,5 млрд. руб.
В результате, по индексу промышленного производства в 2010 году республика вышла на первое место в Сибирском федеральном округе и пятое - по России.

Объем инвестиций за три года вырос на 55,9% и составил более 30 млрд. руб. За три рассматриваемых года введены в эксплуатацию 78 объектов капитального строительства, из них 10 школ, 9 детских садов, 13 объектов здравоохранения, 8 объектов культуры, 54 километра дорог, 4 моста.
Денежные доходы населения за три года выросли на 58,4%, средняя заработная плата - на 55,3%.

За 3 года количество безработных сократилось на 10,4 тысяч человек, число тех, кто имеет доходы ниже прожиточного минимума, уменьшилось на 50,0 тысяч человек.

В Бурятии в отличие от многих регионов России наблюдается естественный прирост населения. Последняя перепись показала, что численность проживающих в Бурятии людей по данным Бурятстата по сравнению с 2007 годом выросла на 9 тыс. чел. и составила 972 тыс. чел.

В 2010 г. среднемесячная зарплата в регионе выросла до16,5 тыс. рублей. В ближайшие три года она должна увеличиться до уровня 21,5 тыс. рублей. Также в 2010 г. уровень регистрируемой безработицы в Республике Бурятии составил 10,5%. Продолжительность жизни в Республике Бурятии сегодня 64,3 года, тогда как в среднем по России – 68 лет. Младенческая смертность только за последний год в республике снизиласьс 12,5% до 7,8%, в то время как в среднем по стране – 8,2%.

Общий объем валового регионального продукта республики Бурятия составил 149,5 млрд. рублей (по итогам 2010 г), что в пересчете на душу населения – 154,7 тыс. руб. Ведущей сферой экономики республики является промышленность, обеспечивающая порядка 27 % ВРП.

Государственным балансом Российской Федерации и территориальным балансом Республики Бурятия учтены более 600 различных месторождений полезных ископаемых. Среди них 247 месторождений золота, 13 - урана, 10 - бурого и 4 - каменного угля, 8 - плавикового шпата, 7 - вольфрама, 4 - полиметаллов, по 2 - молибдена и бериллия, по одному - олова и алюминия, 2 - асбеста, ряд месторождений нефрита, строительного сырья, гранулированного кварца, апатита, фосфоритов, графита и цеолитов. Недра Республики Бурятия содержат 48% балансовых запасов цинка Российской Федерации, 24% - свинца, 37% - молибдена, 27% - вольфрама, 16% - плавикового шпата и 15% - хризотил- асбеста.

Высока ценность разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых Республики Бурятия, из них около двух третей приходится на топливно-энергетические ресурсы, благородные, цветные и редкие металлы.

Земельный фонд составляет 35,1 млн. га. Наибольшее производственное значение имеют каштановые, серые лесные и черноземные почвы, занимающие 56,4% площади всех сельскохозяйственных угодий и 76,5% площади пахотных земель. Республика Бурятия относится к зоне рискованного земледелия.

  1. Итоги проведения единого государственного экзамена (егэ) 26 Приоритетный национальный проект «Образование» (пнпо) 29 > Итоги реализации Комплексного проекта модернизации

    Доклад
    Социально-экономическая ситуация в Республике Бурятия в условиях кри­зиса остается достаточно стабильной. Темпы роста большинства основных экономических показателей в 2009 году достигли положительных значений.
  2. Материалы об организации работы

    Документ
    О СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ, СОЗДАННОЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
  3. Программа III с ъезда работников образования Сибири и X юбилейного Сибирского форума образования «Образование ресурс инновационного развития Сибири» (1)

    Программа
    Зинченко В.И. (председатель), Глок Л.Э. (заместитель председателя), Ананина Е.В., Арцемович Н.Н., Веснина Л.В., Васильева О.В., Горлов П.И., Глушко Н.
  4. Программа III с ъезда работников образования Сибири и X юбилейного Сибирского форума образования «Образование ресурс инновационного развития Сибири» (2)

    Программа
    Программный комитет: Зинченко В.И. (председатель), Глок Л.Э. (заместитель председателя), Ананина Е.В., Басюк В.С., Будаева Т.Ч., Васильева О.В., Величутина Т.
  5. «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010-й год»

    Документ
  6. План основных мероприятий Министерства культуры Республики Бурятия на 2012 г. Раздел

    Статья
    О приостановлении действия статьи 10 Закона Республики Бурятия от 01.12.2003 N 542-III «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» (в части установления льготной арендной платы и ее размерах в отношении объектов
  7. Мониторинг сми год учителя 10 сентября 17 сентября 2010 >

    Краткое содержание
    14 сентября пройдет пресс-конференция председателя Комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина на тему: "Какие новые законы об образовании будут приняты в Госдуме?" Подведение промежуточных итогов 2010 г.
  8. Забайкальского края: оценка и перспективы развития Материалы межрегиональной научно-практической конференции Часть I иркутск Издательство бгуэп 2010 (1)

    Документ
    Под редакцией канд. экон. наук, проф. Ф.Ф. Бигзаева, д-р экон. наук, проф. Т.Д. Макаренко, канд. соц. наук, Р.Н. Каргиной, канд. экон. наук Н.В. Солдатовой, канд.
  9. Забайкальского края: оценка и перспективы развития Материалы межрегиональной научно-практической конференции Часть I иркутск Издательство бгуэп 2010 (2)

    Документ
    Д 31 Демографическая политика Забайкальского края: оценка и перспективы развития: материалы межрегион. науч.-практ. конф.: в 2 ч. /под ред. проф. Ф.Ф.

Другие похожие документы..