Отчет о результатах самообследования за 2001-2005 гг

2. Система управления образовательным учреждением

Согласно Уставу РГУ общее руководство университетом осуществляется Ученым советом - выборным представительным органом университетского самоуправления, в состав которого входят по должности ректор, являющийся председателем Ученого совета, и проректоры. Остальные члены Ученого совета избираются тайным голосованием на конференции университета по представлению собраний факультетов и подразделений. На заседаниях Ученого совета рассматриваются вопросы образовательной и научно-исследовательской деятельности, управления, финансирования и материально-технического обеспечения, нормативные и директивные документы Министерства образования и науки Российской Федерации.

Непосредственное управление деятельностью университета осуществляет ректор, избираемый на конкурсной основе тайным голосованием на конференции преподавателей, научных сотрудников и других категорий работников и обучающихся университета сроком на 5 лет. Совещательным органом при ректоре является ректорат; непосредственное руководство отдельными направлениями деятельности университета осуществляют проректоры:

  • первый проректор;

  • проректор по учебной работе;

  • проректор по научной работе;

  • проректор по стратегическому планированию и управлению качеством

  • проректор по информатизации;

  • проректор по международным связям;

  • проректор, директор Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей социальных и гуманитарных наук;

  • проректор по административно-хозяйственной работе.

Координацию, контроль и методическое обеспечение основных направлений академической деятельности осуществляют учебно-методическое управление, отдел послевузовского образования и отдел организации научно-исследовательской работы. Руководство методической работой ведет научно-методический совет университета, а на факультетах - учебно-методические комиссии.

Организационно-правовое, информационное и финансово-хозяйственное обеспечение научно-образовательного процесса возложено на отдел кадров, планово-финансовый отдел, управление бухгалтерского учета и финансового контроля, юридический отдел, канцелярию, отдел автоматизированных систем управления, информационную службу, службу информационной безопасности, патентно-лицензионный отдел, отдел снабжения, отдел капитального строительства, службу главного инженера и другие службы.

Организация управления в рамках каждого факультета осуществляется ученым советом в строгом соответствии с требованиями Устава Ростовского государственного университета. Возглавляет факультет декан, непосредственное руководство основными направлениями академической деятельности возложено на его заместителей – по учебной работе, по вечернему и заочному обучению, по научной работе, по информатизации, по социальной работе.

В Ростовском государственном университете функционирует автоматизированная система обработки информации в сфере управленческой деятельности. Все подразделения университета обеспечены средствами вычислительной техники и соединены между собой скоростными оптоволоконными каналами в единую телекоммуникационную сеть. Локальная вычислительная сеть аппарата управления РГУ, включающая 121 рабочую станцию, призвана решать следующие задачи:

    • информатизация и автоматизация внутренних производственных процессов (управление и финансовое обеспечение академической деятельности, учебно-воспитательная работа, научно-исследовательская деятельность и инновации, международные связи, и административно-хозяйственная деятельность);

    • информационно-правовое обеспечение управленческой деятельности;

    • информационное взаимодействие с финансовыми органами;

    • обеспечение доступа к внешним ресурсам (Интернет, электронная почта) и сетевым базам данных, интегрирующим обработку данных внутри отделов и между отделами управления;

    • обеспечение электронной отчетности в формате баз данных посредством модулей сбора данных («3-НК», «Научно-исследовательская деятельность», «Аккредитация», «Рейтинг», «Доходы физических лиц (ГНИ)», «Отчисления сотрудников по ЕСН (ПФР)», «Штатное расписание», «Контрольные цифры приема», «Учебные планы», «Ведомственный кадастр имущества и земельных участков»).

В управлении учебным процессом применяется интегрированный программный комплекс АБИТУРИЕНТ - ПРИКАЗЫ - КОНТИНГЕНТ - СЕССИЯ, обеспечивающий автоматическую обработку внутренних потоков информации от проведения приемных испытаний до выпуска студентов. В результате модернизации данного комплекса к нему были подключены два интегрированных блока «ДИПЛОМЫ» и «ВОЕННООБЯЗАННЫЕ», с помощью которых осуществляется формирование выпускной документации (дипломы, вкладыши, справки, приказы) и учет военнообязанных студентов. Кроме этого ЛВС управления включает автоматизированные системы «КАДРЫ» и «ФИНАНСЫ».

С целью эффективного обеспечения администрации университета актуальной информацией по основным направлениям академической деятельности в РГУ разработана и введена в эксплуатацию информационно-аналитическая система на базе технологии информационного хранилища, состоящая из блоков "Web-СТУДЕНТ", "Web-БАНК" и "Web-КАДРЫ".

Дальнейшим развитием информационной инфраструктуры управления университетом является предпринимаемое в настоящее время создание Информационного интегрирующего комплекса (ИИК).

ИИК – это, прежде всего, система обеспечения каркаса информационной магистрали РГУ – совокупности информационных блоков и инструментов, обеспечивающих вертикаль управления университетом. ИИК рассчитан на максимальное взаимодействие с любыми внешними программными комплексами, как в плане получения исходной информации из систем сбора данных, так и в плане подготовки данных для дальнейшей их обработки системами анализа и поддержки принятия решений. Кроме того, комплекс предоставляет собственные системы оперативной обработки данных для участков предметной области, не затронутых стандартными системами информатизации, а также выполняет отдельные функции мониторинга научно-образовательного учреждения.

Структура информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности в РГУ представлена на следующей схеме:

Немаловажным фактором эффективности системы управления вузом является наличие каналов и механизмов обратной связи администрации со студенческой средой. С одной стороны, этому служат регулярные социологические исследования, проводимые Северо-Кавказским НИИ экономических и социальных проблем, целью которых является установление степени удовлетворенности обучающихся качеством образовательных услуг. С другой стороны, это достигается непосредственным вовлечением студентов в процесс управления академической деятельностью через органы студенческого самоуправления. В РГУ сложилась гибкая диверсифицированная модель организации студенческого самоуправления, включающая взаимно дополняющие, но не дублирующие друг друга структуры. Основными звеньями этой системы являются: Союз студентов РГУ, студенческая комиссия профсоюзной организации РГУ, Студенческий клуб РГУ, Студенческий совет общежитий, старостаты факультетов, оперативный отряд Студенческого городка РГУ, различные научно-образовательные и культурно-просветительские клубы, кружки и общества. Функции соуправления в сфере учебной деятельности осуществляются старостатами: при посредничестве данной структуры происходит весь обмен информацией между деканатом и студенческими группами, а также процесс согласования при разработке расписания и назначениях на стипендии. В организации научной работы студентов ключевую роль играют структуры Союза студентов РГУ (Студенческая академия наук, Студенческий бизнес-инкубатор). Немаловажную роль играет Союз студентов и в организации внеучебной работы. В частности, психологическая служба Союза студентов проводит масштабную работу по социально-психологической адаптации первокурсников и обеспечению должного уровня психологического комфорта в студенческих коллективах. Функции обеспечения социальных гарантий и прав студенчества возложены на профсоюзную организацию, что зафиксировано в Коллективном договоре между администрацией и профсоюзной организацией РГУ. Все вопросы, связанные с проживанием студентов в общежитии, решаются администрацией во взаимодействии со Студенческим советом общежития. Организация досуговой деятельности осуществляется Студенческим клубом РГУ.

3. Структура подготовки специалистов

За отчетный период структура образовательной деятельности, осуществляемой в Ростовском государственном университете, претерпела существенные изменения. Если 2001/2002 учебном году подготовка велась по 13 направлениям, 37 специальностям и 94 специализациям, то в настоящее время в университете реализуются профессионально-образовательные программы по 17 направлениям, 45 специальностям и 117 специализациям.

За последние пять лет Ростовский государственный университет достиг значительных успехов в развитии многоуровневой структуры высшего профессионального образования. Из 17 направлений, реализуемых в настоящее время, по 12 направлениям ведется магистерская подготовка по 35 программам. За отчетный период РГУ получил право на ведение образовательной деятельности по следующим направлениям подготовки бакалавров:

210400 (550400) Телекоммуникации;

040300 (522700) Конфликтология;

010400 (511900) Информационные технологии;

100200 (230800) Туризм;

210600 (210600) Нанотехнология;

200600 (200600) Фотоника и оптоинформатика;

030300 (521000) Психология.

За этот же период введены новые специальности, ориентированные как на региональную, так и на федеральную потребность в специалистах:

020603 (012800) Океанология;

010707 (014000) Медицинская физика;

080111 (061500) Маркетинг;

080505 (062100) Управление персоналом;

230201 (071900) Информационные системы и технологии;

220701 (073900) Менеджмент высоких технологий;

100201 (230800) Туризм.

Лицензированы 3 новые специальности:

140307 (140307) Радиационная безопасность человека и окружающей среды;

080107 (351200) Налоги и налогообложение;

090103 Организация и технология защиты информации.

Качественные изменения произошли в номенклатуре специализаций, реализуемых в Ростовском государственном университете: проблематика многих из них была существенно уточнена или укрупнена, однако число предметных областей, охватываемых специализациями при этом не только не сократилось, а, наоборот, расширилось. Появилось 40 новых специализаций, ориентированных на региональную потребность в специалистах:

  • менеджмент минерально-сырьевого комплекса;

  • поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений;

  • нефтегазопромысловая геология;

  • экологический туризм;

  • география океана;

  • геоинформационное картографирование;

  • экологическая геология;

  • глобальные экологические проблемы;

  • обратные и некорректно поставленные задачи;

  • исследование операций и системный анализ;

  • математическая кибернетика;

  • физика высоких энергий;

  • квантовая электроника;

  • полупроводниковые структуры и материалы электронной техники;

  • медицинская химия;

  • химия окружающей среды и химическая экспертиза;

  • редакционный менеджмент;

  • менеджмент в филологическом образовании;

  • переводоведение и практика перевода;

  • этнолингвистика;

  • политические технологии;

  • теоретическая политология;

  • социология культуры;

  • социология труда;

  • социально-правовая защита населения;

  • менеджмент в социальной работе;

  • философия религии;

  • теория и практика страхования;

  • финансовый менеджмент;

  • бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях;

  • внешнеэкономическая деятельность;

  • арбитражное и конкурсное управление предприятием;

  • информационные системы в инвестиционной деятельности;

  • международное право;

  • информационные системы и технологии в геоинформационных системах;

  • пьезоэлектрическое приборостроение и измерительные пьезопреобразователи;

  • измерительные оптикоэлектронные приборы;

  • информационные системы и технологии в науке и образовании;

  • региональная экономическая политика;

  • региональные социально-политические коммуникации.

Подготовка по таким направлениям и специальностям, как 020600 Культурология, 020300 Социология, 320300 Геоэкология, 080500 Геология нефти и газа, 012500 География осуществляется в пределах Южно-российского региона только в Ростовском государственном университете. Специальность 010500 Механика является уникальной в масштабе всей страны и ориентирована как на региональную, так и на федеральную потребность в специалистах. Все факультеты университета осуществляют профессиональную подготовку полного профиля, включая аспирантуру (89 специальностей) и докторантуру (19 специальностей). В Ростовском государственном университете действуют 10 советов по защите кандидатских диссертаций и 16 – по защите докторских.

В настоящее время структура подготовки специалистов в Ростовском государственном университете выглядит следующим образом:

  1. Отчет о результатах самообследования за 2002-2006 годы

    Содержательный отчет
    В соответствии с порядком комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения, утвержденным приказом Минобразования России от 12.11.99 г. № 864, графиком проведения комплексных оценок деятельности и аттестации образовательных
  2. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Содержательный отчет
    3.1. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности. Динамика приема по всем уровням и формам подготовки 25
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности (6)

    Содержательный отчет
    Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.
  4. Отчет о результатах самообследования филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказская академии государственной службы» в г. Ставрополе (июнь 2008 г.)

    Содержательный отчет
    В соответствии с приказом директора филиала № 22-д от 26 марта 2008 г. образована комиссия по самообследованию подготовки филиала к аккредитации, запланированной на декабрь 2008 года,
  5. Отчет о результатах самообследования Свердловского филиала

    Содержательный отчет
    Настоящий самоотчет подготовлен по результатам самообследования деятельности Свердловского филиала Института МИРБИС и представляет собой документ, отражающий степень готовности филиала к государственной аккредитации, оценке его деятельности
  6. Отчет о результатах самообследования гоу спо «Архангельский педагогический колледж»

    Содержательный отчет
    Самообследование Архангельского педагогического колледжа проводилось на основании приказа директора педагогического колледжа №495 от 27 декабря 2005 года.
  7. Отчет о результатах самообследования образовательного учреждения (1)

    Содержательный отчет
    название документа _Свидетельство о внесении в реестр собственности_ Вологодской области имущества, закрепленного на праве оперативного управления дата __15 апреля 2011 г.
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (1)

    Содержательный отчет
    ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с законодательством РФ и Уставом университета.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (2)

    Содержательный отчет
    Устав университета рассмотрен конференцией коллектива 1 июня 2006 г., утвержден приказом Минсельхоза РФ от 23 октября 2006 г. №642-У и зарегистрирован в установленном порядке.

Другие похожие документы..