Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Форма 1

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор В.Б. Мандриков

_________________________

«______»_____________2003 г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по Клинической фармакологии и фармакотерапии

для специальности 040500 - фармация

квалификация специалиста – провизор (заочная форма обучения)

факультет фармацевтический

кафедра Клинической фармакологии и интенсивной терапии

курс Y

семестр –IX

учебно-экзаменационная сессия - 4 недели(29 часов)

лекции в учебно-экзаменационную сессию - 9 часов

практические занятия в учебно-экзаменационную сессию - 20 часов

всего аудиторных часов в сессию 29 часов

самостоятельная работа 113 часов (19 недель), форма контроля -

выполнение заданий контрольной работы и подготовка реферата.

экзамен - в IX семестре

ВСЕГО ЧАСОВ - 142 часа

Рабочая программа составлена на основании Программы по клинической фармакологии для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 1995 году начальником Управления учебных заведений Минздрава РФ Н.Н. Володиным (г.Москва)

Индекс ___________________________________

Рабочая программа, разработанная доцентом кафедры, к.м.н. Роговой Н.В., обсуждена на заседании кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ и клинической аллергологии ФУВ ВолГМУ 16 июня 2003 года (протокол № 17).

Заведующий кафедрой клинической

фармакологии академик РАМН,

доктор медицинских наук, профессор В.И. ПЕТРОВ

Рабочая программа обсуждена и утверждена цикловой методической комиссией фармацевтического факультета 11 сентября 2003 года (протокол № 1)

«______»_________________2003 года

Председатель ЦМК фармацевтического

факультета, д.х.н., профессор А.К. БРЕЛЬ

  1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

Лекарственная терапия применяется у абсолютного большинства больных и по прогнозам в XXI веке ожидается увеличение числа жителей старших возрастных групп, что повлечет за собой неизбежный рост заболеваемости и необходимость индивидуализации лечения. Внедрение в клиническую практику большого количества лекарственных средств, потребовало необходимость изучения не только эффективности и безопасности их применения, но и создание единой методологии по исследованию фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействия и побочного действия лекарств у больных. Это обосновывает введение в программу подготовки провизора предмета клинической фармакологии, которая представляет собой интегрированный опыт многих отраслей медико-биологических знаний и, прежде всего, опыта по индивидуализированному применению лекарственных средств.

Настоящая рабочая программа составлена с учетом современных достижений науки и практики в области клинической фармакологии для повышения качества подготовки специалистов-провизоров, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040500 – «Фармация» с квалификацией «Провизор».

Цель преподавания Клинической фармакологии и фармакотерапии – научить будущего провизора методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций для информации врачей на основе знаний фармакодинамики, фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэпидемиологии, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной медицины.

Программа преподавания дисциплины включает 2 раздела: общие и частные вопросы клинической фармакологии.

Первый раздел – «Общие вопросы клинической фармакологии» дает студенту представление о предмете, о связях с другими науками, о его практической значимости, систематизирует изучение дисциплины.

Цель общего раздела: обучить основам дисциплины и методологии, отражающей взаимосвязь теории и практики предмета клинической фармакологии, и тем самым обеспечить мотивацию для восприятия и освоения студентами конкретного материала по частным вопросам клинической фармакологии и фармакотерапии.

Задачи преподавания Клинической фармакологии и фармакотерапии складываются из задач преподавания общего раздела дисциплины, задач преподавания частных вопросов клинической фармакологии и фармакотерапии, задач лекционного курса, задач практических занятий.

Задачи общего раздела:

- представить целостную систему теоретических основ клинической фармакологии, рассмотреть связь патологии с проявлениями основных симптомов болезни;

- указать место фармакотерапии в лечении наиболее распространенных заболеваний и рассмотреть общие принципы осуществления индивидуального лечения больных:

а) уметь оценивать фармакокинетические параметры лекарственных средств;

б) знать методологию изучения фармакодинамических эффектов лекарственных средств;

в) знать возможные побочные эффекты лекарственных препаратов;

г) уметь прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции, знать порядок их регистрации;

д) знать особенности фармакодинамики, фармакокинетики лекарственных средств в зависимости от функционального состояния биологической системы организма (вид патологии, возраст, беременность и т.д.);

е) уметь оценивать возможные взаимодействия препаратов;

ж) знать факторы, способствующие изменению действия и метаболизма лекарственных средств, а также факторы, увеличивающие или снижающие риск нежелательных лекарственных реакций;

з) знать фазы клинического исследования новых лекарственных средств и основные положения доказательной медицины;

и) знать основные принципы формулярной системы, уметь составлять формулярный список аналоговой замены, формуляр лечебного учреждения;

к) знать основы фармакоэпидемиологии, фармакоэкономики, уметь проводить основные расчеты и организовывать такие исследования.

Во втором разделе «Частные вопросы клинической фармакологии и фармакотерапия» излагается клиническая фармакология широко применяемых в практической медицине лекарственных средств и принципы их выбора при различных заболеваниях с учетом основных симптомов.

Цель раздела: научить методологии выбора конкретного лекарственного средства с учетом данных фармакокинетики, фармакодинамики препаратов, формулярной системы (формулярного списка, формулярной статьи, стандартов и национальных рекомендаций по лечению), рациональной комбинации лекарственных средств и характера течения заболевания.

Задачи раздела:

- научить студентов использовать общие закономерности фармакодинамики и фармакокинетики, взаимодействия и нежелательных лекарственных реакций препаратов при характеристике конкретных групп лекарственных средств;

- знать особенности фармакокинетики, фармакодинамики лекарственных средств при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, желудочно-кишечного тракта, печени и почек, соединительной ткани, щитовидной железы;

- знать факторы риска и клинические проявления основных нежелательных реакций лекарственных средств;

- уметь оценивать эффективность и безопасность групп лекарственных средств (определять адекватные клинические, лабораторные, функциональные параметры лекарственной терапии и наиболее простые, доступные и информативные методы оценки эффективности и безопасности терапии);

- знать основные клинические проявления часто встречающихся заболеваний и принципы их лечения;

- знать методы оценки качества жизни;

- уметь определять оптимальный режим дозирования, адекватный лечебным задачам способ введения лекарственных средств;

- владеть навыками проведения фармацевтического консультирования пациентов.

Освоение дисциплины осуществляется через самостоятельную работу и занятий во время учебно-экзаменационной сессии (лекционный курс и практические занятия).

Задачи лекционного курса учебно-экзаменационной сессии: дать ориентацию в понятиях симптомов и синдромов основных заболеваний внутренней медицины, в осуществлении как принципа выбора эффективных и безопасных групп лекарственных средств, так и выбора конкретного препарата с учетом функционального состояния организма больного.

Задачи практических занятий учебно-экзаменационной сессии: сформировать умения и навыки, необходимые для деятельности провизора в области обеспечения врачей и потребителей лекарственных средств информацией по клинической фармакологии препарата с целью наиболее рационального его применения.

Основной акцент делается на различные формы практической работы студента, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов на основе внеаудиторной самоподготовки, самостоятельной работе на практических занятиях.

Оптимальной формой всех видов самостоятельной работы является система обучающих заданий, которые должны предусматривать проведение информационно-поисковой работы провизора при выборе лекарственных средств с оформлением протокола по выбору эффективных и безопасных групп, по рекомендации необходимых методов контроля за эффективностью и безопасность выбранного препарата с указанием возможных нежелательных лекарственных реакций и оценкой вероятности их развития и способов коррекции.

С целью повышения творческой активности будущих специалистов все виды самостоятельной работы студента объединяются в изучаемом курсе в выполнение курсовой работы (научно-практической самостоятельной работы студента). Выполняется творческое задание на модели клинической ситуации (выбор лекарственной терапии больному, находящемуся на стационарном лечении), способствующее развитию у студентов навыков работы с литературой, умению работать с конкретной методикой на приборах по химико-фармацевтическому анализу, обобщать и использовать полученные знания для решения конкретных задач. Возможна замена выполнения курсовой работы на дипломную работуили другие формы, например выполнение учебно-исследовательской работы по одной из следующих тем:

1. Фармакологическая несовместимость при назначении антимикробных средств;

2. Фармакологическая несовместимость витаминов;

3. Побочное действие психотропных лекарственных средств;

4. Побочное действие гипотензивных лекарственных средств;

5. Побочное действие витаминов;

6. Побочное действие гормональных препаратов;

7. Тератогенное действие лекарственных средств;

8. Основные параметры фармакокинетики и их значение в фармакотерапии;

9. Факторы, влияющие на всасывание лекарственных веществ в ЖКТ;

10. Биодоступность лекарств и факторы её определяющие;

11. Фармакогенетика в деятельности фармацевта;

12. Сравнительная эффективность современных лекарственных средств для лечения язвенной болезни;

13. Сравнительная характеристика клинической эффективности современных гипотензивных средств;

14. Сравнительная характеристика клинической эффективности современных антиангинальных средств;

15. Пути профилактики побочных эффектов сердечно-сосудистых лекарственных средств;

16. Сравнительная характеристика эффективности современных антибиотиков и химиотерапевтических средств;

17. Пути профилактики побочных эффектов антибактериальных средств;

18. Закономерные пути метаболизма лекарственных средств в организме человека;

19. Особенности фармакокинетики в детском возрасте;

20. Особенности фармакодинамики в детском возрасте;

21. Особенности метаболизма и действия лекарств у пожилых. Пути профилактики побочных эффектов лекарственной терапии;

22.Самолечение как проблема современной медицины;

23. Особенности фармакотерапии у беременных женщин;

24. Информационная и консультативная работа фармацевта в условиях специализированного отделения многопрофильной больницы;

25. Современные информационные системы поиска лекарственных препаратов в условиях многопрофильной больницы;

26. Информационная и консультативная работа фармацевта в условиях поликлиники;

27. Деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии;

28. Положительные и отрицательные стороны рекламы в фармации.

Контроль самостоятельного изучения дисциплины студентами-заочниками осуществляется через выполнение ими заданий контрольной работы и подготовку реферата.

  1. Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании Программы по клинической фармакологии для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному
  2. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса

    Методические рекомендации
    Фоминых С.Г., Скальский С.В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического факультета по дисциплине «Клиническая фармакология».
  3. Вводится с момента утверждения (1)

    Документ
    Объектом профессиональной деятельности провизора являются лекарственные средства, применяемые для лечения заболеваний, диагностики, профилактики, реабилитации и гигиены.
  4. Вводится с момента утверждения (4)

    Документ
    В соответствии с квалификацией провизор-выпускник по специальности 040500 “Фармация” должен быть подготовлен к активной творческой профессиональной фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, включая исследования,
  5. Чеченский государственный университет (16)

    Основная образовательная программа
    ООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом
  6. Чеченский государственный университет (18)

    Основная образовательная программа
    ООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом
  7. Отчет о результатах самообследования государственного бюджетного образовательного

    Содержательный отчет
    С целью подготовки к государственной аккредитации в первом полугодии 2012 г. в период с сентября 2011г. по декабрь 2011 г. было проведено самообследование деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
  8. Отчет комиссии по самоаттестации южно-казахстанской государственной медицинской академии шымкент -2008 г

    Содержательный отчет
    В 1979 г. Постановлением Совета Министров Каз.ССР № 247 «Об организации филиала Алма-Атинского государственного медицинского института в г.Чимкенте» в г.
  9. Информационный бюллетень "новые медицинские книги в библиотеке вгма" 1 квартал 2010 г

    Информационный бюллетень
    ВОРОНЕЖСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ им.Н.Н.БурденкоОБЪЕДИНЕННАЯ НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКАИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ"НОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КНИГИ В БИБЛИОТЕКЕ ВГМА"1 квартал 2010 г.

Другие похожие документы..