Итоговый отчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» по результатам реализации инновационной образовательной программы

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

ПОДДЕРЖКА ВУЗОВ, ВНЕДРЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное агентство по образованию

«Утверждаю»

____________________

____________________

____________________

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Пермский государственный университет»

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ инновационной образовательной программы

«Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества»

ЗА 2006- 2007 гг.

Ректор вуза _________________________ В.В.Маланин

(подпись, печать)

Руководитель инновационной образовательной программы

___________________________________ В.В.Маланин

15 декабря 2007 г.

Отчет принят оператором

______________________________

(подпись, печать)

« » ____________________2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аналитическая справка о работе, выполненной в рамках реализации инновационной образовательной программы …………………..…

    1. Краткое представление основных целей и задач Программы…

    2. Краткая информация о расходовании средств субсидии и софинансирования по направлениям (всего и в том числе по годам)………………………………………………………………..

    3. Организация управления Программой …………………..……..

    4. Организация работы по Программе (организационные, технологические решения, нормативное закрепление) ..…………….

    5. Вовлеченность персонала вуза в реализацию Программы ……

    6. Вовлеченность внешних партнеров в реализацию программы .

    7. Реализованные и/или подготовленные инновации в образовательной деятельности…………………………………………….

    8. Реализованные и/или подготовленные инновации в научно-исследовательской деятельности …………………………….…

    9. Развитие кадрового потенциала вуза …………………………...

    10. Укрепление материально-технического оснащения вуза ……

    11. Мероприятия по информационному сопровождению реализации Программы ………………………………….…………..

  1. Показатели результативности программы. Комментарии к отчетной форме 4…………………………………………………………………...

    1. 2.1. Выполнение запланированных мероприятий и достижение показателей результативности Программы ……………………

    2. 2.2. Причины отклонений (невыполнение и перевыполнение) .…...

2.3. Влияние достигнутых результатов на развитие инновационного потенциала вуза ………………………………………………

    1. 2.4. Незапланированные результаты ………………..……………….

    2. 2.5. Запланированные и неожиданные эффекты от реализации Программы ……………………………………………………..

    3. 2.6. Предварительная оценка эффективности реализации (в т.ч. информация о социально-экономических эффектах и рисках, а также условиях для сохранения достигнутых результатов после прекращения государственной поддержки)…..…………

3. Комментарий к отчетным формам (в полном объеме будет предоставлен отдельным томом) ……………………………………………..

4. Проблемы и уроки реализации инновационной образовательной программы ……………………………………………………………….

4.1. Проблемы, возникшие при реализации программы ……………..

4.2. Уроки, полученные при реализации программы ………………...

4.3. Рекомендации по необходимым изменениям, корректировкам и дополнениям в организацию и обеспечение реализации инновационных образовательных программ в системе высшего профессионального образования ……………………….…………….

5. Заключение ………………………………………………………………

4

4

16

19

22

35

38

46

138

164

214

221

230

230

248

265

292

294

298

302

303

303

308

310

313

1. Аналитическая справка о работе, выполненной в рамках реализации инновационной образовательной программы

    1. Основные цели и задачи программы

В настоящее время российская высшая школа находится в состоянии системных преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют постановки адекватных им новых целей образования. Образование должно не только обеспечивать высокий уровень профессиональной подготовки выпускников вузов, но и формировать у них такие качества как способность к системному видению реальности, умение формулировать цели инновационного развития в своей области, творчески ставить и решать проблемы, обладать способностью к диалогу, адаптации в коллективе, совместной работе.

В число новых целей высшего образования входит обеспечение конкурентоспособности выпускников вузов, ставшее предельно важным в условиях становления экономики, основанной на рыночных принципах. По отношению к ней решающее значение приобретает не только объем и качество знаний, даваемых в вузе, но и уровень компетентности, который должно обеспечить высшее образование для подготовки выпускников к жизни в современном обществе. Содержание образования должно быть таким, чтобы в результате его обучаемый проявлял такие качества как функциональная грамотность, методологическая, профессиональная и общекультурная компетентности. В настоящее время, в связи с формированием информационного общества, к этому перечню добавилась еще одна важная составляющая – информационно-коммуникационная компетентность, в формировании которой у выпускников университетов, в силу ряда причин, наблюдается значительное отставание.

Целью инновационной образовательной программы Пермского государственного университета является формирование качественно новой высокоразвитой информационно-образовательной среды классического университета, необходимой для подготовки высокопрофессиональных специалистов, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетентности, отвечающей современным требованиям общественного и социального развития.

Инновационная образовательная программа (далее – Программа) адресована как тому сообществу, в котором (и на благо которого) работает университет, так и его коллективу.

Указанное сообщество («внешний мир») – это, с одной стороны, регион (Пермский край), в котором классический университет является системообразующим фактором в образовательной, научной и культурной сфере. Заявляемая программа будет работать на реализацию Программы социально-экономического развития Пермского края, которую университет начал разрабатывать в 2005 г. по заказу краевой администрации (в качестве победителя конкурса) и продолжает разрабатывать в настоящее время.

С другой стороны, Пермский государственный университет является составной частью системы высшего образования страны, и результаты реализации программы смогут быть использованы в интересах модернизации этой системы.

Программа адресована, разумеется, и самому университету. Следствием ее реализации станет переход университета на качественно новый уровень развития, определяемый возможностями, предоставляемыми высокоразвитой информационно-образовательной средой, связанные с этим качественные преобразования в учебной и научно-исследовательской работе, управлении учебным процессом, взаимодействии с внешним миром.

Благодаря данной программе университет осуществит решительный прорыв в своем развитии, войдет в группу ведущих региональных университетов страны и обеспечит себе условия для устойчивого развития.


Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы

Инновационные образовательные задачи

  1. Системная перестройка образовательного процесса по различным направлениям и специальностям классического университетского образования с целью достижения заданного уровня информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета.

Решение этой задачи включало:

  • системно-согласованное формирование всех компонентов учебного плана для достижения целей инновационной образовательной программы;

  • повсеместное внедрение информационных технологий во все традиционные виды учебной деятельности: лекции, лабораторные практикумы, курсовое и дипломное проектирование и пр.

  • увеличение удельного веса в использовании современных приемов и методов обучения на базе ИКТ: коллективное проектирование, дистанционные консультации, деловые игры, тематические телеконференции и пр.

  • создание системы поддержки самостоятельной работы студентов (всех форм обучения) на базе дистанционных компьютерных образовательных технологий,

  • полное обеспечение методическими материалами, учебниками, вспомогательной литературой по учебным курсам, полноценного комплектования библиотеки периодическими изданиями и другими новейшими источниками информации, в том числе зарубежного издания;

  • доведение доли самостоятельной работы студентов в общем балансе времени на обучение до уровня, существующего в ведущих российских и зарубежных университетах;

  • создание условий для получения студентами дополнительного образования в сфере ИКТ (с получением соответствующих сертификационных документов) по международными образовательным программам (Microsoft, Intel и т.д.);

  • проведение мониторинга уровня информационно-коммуникационной компетентности студентов на различных этапах обучения;

  • доведение коммуникативных навыков студентов до уровня требований, предъявляемых в современной деловой сфере;

  • создание условий для принципиального изменения уровня иноязычной коммуникационной компетентности студентов путем оснащения специальных кабинетов, аудиторий и классов, приобретения и создания учебно-методических материалов.

  1. Создание условий для полноценного информационного обеспечения учебного процесса и научно-исследовательской деятельности (включая НИР студентов).

  2. Увеличение удельного веса исследовательской компоненты образовательного процесса, ориентация исследовательских проектов на использование ИКТ.

  3. Мотивация творческой активности преподавателей, сотрудников университета и студентов путем поощрения разработки новых изобретений, созданию новых компьютерных программ и их реализации в виде инновационных проектов. Привлечение студентов к участию в конкурсах, к разработкам, требующим творческого подхода, нестандартного «свежего» взгляда на проблему.

  4. Приведение квалификации и технической оснащенности профессорско-преподавательского состава в сфере использования ИКТ в учебной и научно-исследовательской работе в соответствие с задачей формирования заданного уровня информационно-коммуникационной компетентности выпускников университета; привлечение в университет новых молодых преподавателей.

  5. Усиление отражения региональных потребностей в сфере формирования профессиональной части информационно-коммуникационной компетентности.

Решения этих задач реализовано через ряд научно-производственных и научно-исследовательских проектов. В первую категорию входит:

  1. Реструктуризация служб, обеспечивающих информатизацию университета, с целью четкого определения функционала в инновационной образовательной программе.

  2. Оснащение (дооснащение) учебных и научно-учебных лабораторий университета современными техническими средствами на базе ИКТ.

  3. Создание учебно-методических комплексов нового поколения, учитывающих задачу формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускников университета.

  4. Разработка и проектирование учебных курсов с использованием новейших информационных и коммуникационных технологий, новых принципов организации учебного процесса и планирования учебных дисциплин.

  5. Включение в систему контроля качества университетского образования мониторинга уровня информационно-коммуникационной компетентности выпускников.

  6. Отражение в единой информационной системе управления университетом контроля уровня информационно-коммуникационной компетентности студентов.

  7. Приведение системы дистанционного обучения университета в соответствие с задачами формирования информационно-коммуникационной компетентности.

  8. Реализация программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по использованию ИКТ в учебной и научно-исследовательской работе.

  9. Создание современного университетского комплекса научной и образовательной информации на основе распределенных научных и образовательных информационных ресурсов электронной библиотеки университета, факультетов и научных центров, обеспечения доступа к электронным ресурсам других отечественных и зарубежных информационных научных и образовательных центров.

Указанные ниже научно-исследовательские проекты позволили создать теоретическую базу для решения поставленных выше инновационных образовательных задач.

  1. Исследование необходимого уровня информационно-коммуникационной компетентности выпускника классического университета, задаваемого требованиями информационного общества и рынка труда.

  2. Исследование сравнительной эффективности форм и методов реализации информационно-коммуникационной компетентности выпускника классического университета.

  3. Построение модели формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в условиях развитой информационно-образовательной среды.

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Центральный федеральный округ (цфо)

    Документ
    Возрастные границы молодежи, принятые в ЦФО, от 14 до 30 лет включительно. На начало 2009 года численность молодежи в Центральном федеральном округе составила около 8,5 млн.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (124)

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа по направлению 032700.68.01 – Русский язык представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда и на основе Федерального
  4. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
  5. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (2)

    Содержательный отчет
    Настоящее самообследование проведено академией в связи с проведением в 2010 году аттестационной и лицензионной экспертизы. В соответствии с программой аттестации высших и средних специальных образовательных учреждений, процедура самообследования
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

    Книга
    В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
  7. В белгородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» г. Белгород ООО «Студия Неон-Дизайн» 2007

    Документ
    Государственная поддержка талантливой молодежи в Белгородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» / Сост. Ю.В. Коврижных, Т.
  8. Положение о психологической службе в системе народного образования. 69 Овведении должности психолога в учреждениях образования 74

    Документ
    ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ 133
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (6)

    Документ
    Разработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включением

Другие похожие документы..