Итоговый отчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» по результатам реализации инновационной образовательной программы

Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», с которым группа сотрудников ПГУ выполнила несколько совместных проектов в рамках программ РЕОИС и «Развитие научного потенциала высшей школы» (одна из таких работ была посвящена проблеме, родственной с темой данной заявки: формирование ИКТ-компетентности работников общего образования);

  • Институт информатизации образования Российской академии образования, открывший в 2004 г. свой филиал на базе ПГУ; группа сотрудников ПГУ начиная с 1999 г. выполняет исследования в сфере ИКТ в образовании по координационному плану РАО.

    В 2006-2007 гг. совместно с ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» (Москва) ПГУ вел исследования по трем проектам, смежным с тематикой инновационной образовательной программы.

    Благодаря развитию партнерских отношений получил дальнейшее развитие и научно-педагогический потенциал университета. В рамках выполнения инновационной образовательной программы ПГУ механико-математический факультет совместно с Университетом Рединга (Великобритания) участвует в британо-российском проекте «Bridge» по программе получения полной степени магистра (2007-2009). Студенты магистратуры факультета, обучающиеся по специальности «Прикладная математика и информатика», по завершению проекта получат дипломы магистров прикладной математики и информатики британского и российского образцов. Необходимыми условиями получения дипломов будут написание магистерских диссертаций на английском языке и модульная форма обучения студентов в магистратуре. В рамках выполнения проекта предполагается предоставление студентам и преподавателям грантов в размере до 40000 фунтов стерлингов, причем средства предназначены для финансирования разработки методических и учебных материалов, касающихся сближения британской и российской форм обучения студентов, и поездок в Университет Рединга. Кроме того, предусмотрены регулярные телемосты между российской и британской сторонами с целью координации хода учебного процесса и контроля качества знаний, получаемых российскими студентами, и чтение лекций преподавателями Университета Рединга и др.

    В рамках реализации инновационной образовательной программы университет продолжает развивать тесное взаимодействие с ОАО «ПРОГНОЗ». «ПРОГНОЗ» – однин из ведущих российских разработчиков информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений. Заказчиками компании являются Администрация Президента, министерства и ведомства экономического блока Правительства Российской Федерации, Банк России, ОАО «Газпром». Также компания выполняет заказы государственных и коммерческих структур Китая, США, Великобритании и других стран. В компании ежегодно проходят производственную практику несколько десятков студентов, имеющих возможность получить практические научные знания в области экономики, математики и информационных технологий.

    В 2007-2008 гг. университету выиграл конкурс на разработку программы «Электронное Прикамье» (2007-2008) – регионального сегмента федеральной целевой программы «Электронная Россия». Эта работа по тематике согласуется с инновационной образовательной программой. Выполнение этой работы происходит в сотрудничестве с ведущими в регионе фирмами, работающими в сфере информационных технологий: ЗАО «ПРОГНОЗ», ООО «Проминформ», ОАО «Интеллектуальные вычислительные сети», СНИБ «Эльбрус» и другими, что свидетельствует об авторитете университета в сфере информатизации.

    На протяжении 2007 г. университет расширял свое сотрудничество в области информационных технологий с ведущими мировыми корпорациями. Примером такого сотрудничества является участие университета в программах корпорации Intel. Сотрудники университета участвовали в серии методических семинаров по вопросам преподавания параллельного программирования, на которых специалисты Intel информируют о технических особенностях многоядерных архитектур.

    Представитель корпорации Intel Нестеренко Л.В. отмечала:

    1) «сотрудничество с Пермским государственным университетом становится для Intel приоритетным в регионе, т.к. в этом университете реализуется инновационная образовательная программа в рамках приоритетного национального проекта»;

    2) «в регионе, в котором прошли обучение несколько человек с разных вузов, факультетов, кафедр легче обосновывать какие-то интеловские активности».

    С 12-го февраля 2007 г. в Нижнем Новгороде проходила двухнедельная Зимняя Школа-практикум «Инструменты, методы, технологии параллельного программирования». Intel предоставила гранты на поездку в Нижний Новгород по одному преподавателю с механико-математического (Фирсов А.Н.) и химического факультетов (Васянин А.Н.). Гранты предусматривали компенсацию расходов на обеды, на проживание в предоставляемой организаторами гостинице и проезд. Фактический размер каждого гранта около 10 тыс. рублей на человека.

    Летом 2007 г. прошла технологическая школа-практикум «Инструменты, методы, технологии параллельного программирования» по инициативе и при поддержке компании Intel совместно с ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Нижегородским фондом содействия образованию и исследованиям (31-е июля – 10-е августа 2007 г.). Intel предоставила гранты на поездку в Нижний Новгород двум преподавателям с механико-математического факультета (Деменев А.Г., Ланин В.В.). Гранты предусматривали компенсацию расходов на обеды, на проживание в предоставляемой организаторами гостинице и проезд. Фактический размер каждого гранта около 10 тыс. рублей на человека.

    Благодаря разработанным в ходе реализации ИОП ПГУ в рамках направления «Параллельные компьютерные технологии и высокопроизводительные вычисления» новым курсам (автор – Деменев А.Г.) университет получил право участия в Intel® Multi-Core Curriculum Initiative в 2007-2008 учебном году. Предоставлен грант в виде лицензий на все новейшие продукты Intel® для разработки ПО (с ограничением – только для учебной и научной работы).

    В рамках Multi-Core Curriculum Initiative, Intel работает с ведущими университетами мира в подготовке студентов для новой парадигмы разработки программного обеспечения через тренинги, продукты Intel® для разработки ПО, индустриальную экспертную оценку. Студенты университета получают умения и знания, требуемые чтобы успешно войти в индустрию, получив технологические преимущества в будущем.

    В 2207 г. университет заключил партнерский договор с корпорацией Cisco на создания сетевой академии по программам CCNA и Security для обучения современным технологиям управления компьютерными сетями студентов механико-математического и физического факультетов соответствующих специальностей.

    Пермский университет в лице Университетского центра Интернет развивает партнерские отношения в технической сфере со следующими организациями: Институт механики сплошных сред УрО РАН выступает в качестве организационного партнера по обеспечению резервного канала передачи данных, компания «Импульс» – в качестве организационного партнера по обеспечению потоков Е1 для организации модемных соединений, АНО «Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей (РосНИИРОС)» является оператором Российской опорной сети (Russian Backbone Network – RBNet), обеспечивающей подключение к сети Интернет региональных научно-образовательных сетей, ЗАО «Компания ТрансТелеКом» – ведущий магистральный оператор связи национального масштаба.

    Подводя итог, можно сделать вывод о том, что многогранные и интенсивные партнерские отношения университета с органами государственной власти, бизнеса и академической науки получили серьезный толчок благодаря реализации инновационной образовательной программы. Университету удалось расширить партнерские контакты, привлечь дополнительные ресурсы и получить необходимый задел на будущее для возможности реализации созданных инноваций.

    1.7. Реализованные и/или подготовленные инновации в образовательной деятельности

    Основными направлениями работы в сфере инноваций в образовательной деятельности являлись:

        1. усиление и расширение возможностей технологической инфраструктуры университета, используемой в обучении;

        2. обеспечение профессорско-преподавательского состава необходимыми техническими средствами обучения;

        3. расширение возможностей информационной системы сопровождения преподавательской и административной деятельности в области обеспечения качества образования;

        4. расширение доступа студентов к современным средствам и технологиям обучения;

        5. разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ высшего образования, а также коренная переработка программ по ряду учебных дисциплин.

    В рамках первого направления необходимо отметить следующие результаты.

    Увеличение мощности общеуниверситетской компьютерной сети позволило существенно увеличить объем учебной информации, передаваемый внутри университетской единой телеинформационной системы, что дало возможность использовать в учебном процессе информационно емкие технологии, например, применять в массовом порядке аудио- и видеоматериалы высокого качества, в частности для обучения иностранным языкам. Также, в связи с десятикратным увеличением пропускной способности компьютерной сети, появилась возможность интенсифицировать применение информационных технологий в работе административного аппарата (ректората, деканатов, кафедр) по вопросам, связанным с обеспечением учебного процесса.

    Добавление к существующей кабельной компьютерной высокопроизводительной сети сегмента по обеспечению беспроводного доступа в сеть позволило серьезно повысить мобильность и уровень доступа участников образовательного процесса к информационным, в том числе и учебным, источникам. Сегодня система беспроводного доступа в компьютерную сеть позволяет преподавателям использовать имеющиеся у них учебные материалы не только в местах стационарного размещения компьютерной и видеопроекционной техники, но и в любых аудиториях и помещениях университетского городка. В среднесрочной перспективе, по мере увеличения обеспеченности студентов необходимыми техническими средствами (переносными персональными компьютерами и аналогичными устройствами, оснащенными беспроводной связью), появится возможность эффективного освоения ими учебных материалов, размещенных в университетской информационной среде. Студенты смогут интенсифицировать самостоятельную работу непосредственно на территории кампуса университета.

    Также необходимо отметить, что существенная часть финансирования (свыше 100 млн. рублей) затрачена в 2006 г. на закупку современного лабораторного оборудования для физического, механико-математического, геологического, химического, биологического факультетов. Данное оборудование интенсивно используется в учебном процессе.

    По второму направлению в рамках подпроекта «Обеспечение университета компьютерным оборудованием для аудиторий и преподавателей» проводятся два крупных мероприятия.

    В 2006 г. свыше 600 преподавателей всех факультетов университета получили служебные портативные компьютеры фирмы Тошиба, являющимися лучшими в настоящее время в данном классе оборудования. Персональные компьютеры позволили интенсифицировать учебную, методическую и научную деятельность преподавателей. Компьютеры обладают мощными коммуникационными, вычислительными и мультимедийными возможностями, позволяющими обеспечить, с одной стороны, высочайший уровень информационно-коммуникационной компетентности, а с другой стороны – высокие мобильность и производительность труда преподавателей университета. У этих компьютеров имеются следующие возможности:

    • подключения как к кабельной, так и беспроводной компьютерной сети университета, равно как и к телефонной сети общего пользования;

    • эффективного обмена информацией с аналогичными компьютерами других преподавателей и студентов;

    • работы с различными источниками мультимедийной информации (аудио- и видеодисками практически всех форматов, картами флэш-памяти всех основных типов, видеокамерами и иными источниками информации), включая, при необходимости, редактирование имеющихся материалов;

    • применения демонстрационных средств с использованием аудио- и визуальной техники (видеопроекторов и иных устройств отображения и озвучивания данных);

    • применения технологии непосредственного контакта человека и компьютера, позволяющей вводить информацию через сенсорный экран компьютера, с возможностью распознавания рукописного текста и перевода его в компьютерное представление;

    • применение технологии микрофонного ввода и распознавания устной английской речи (для преподавателей иностранного языка);

    • защиты интеллектуальной собственности и охраны учебной информации через повышенные меры безопасности (идентификация при доступе к компьютеру через отпечаток пальца владельца компьютера);

    В дальнейшем предполагается ввести контроль использования предоставленных компьютеров посредством анализа выполнения индивидуальных планов и учебных поручений преподавателей.

    Второе крупное мероприятие по направлению заключалось в оборудовании аудиторий и лабораторий университета аудиовизуальной демонстрационной техникой. В 2006 году завершена поставка и начался монтаж в 50 аудиториях и лабораториях малой и средней вместимости (на учебную подгруппу или группу) и в 5 лекционных аудиториях. В каждой аудитории стационарно установлен видеопроектор, оснащенный как проводным, так и беспроводным разъемами для соединения с источником информации. По завершении работ преподаватели получили возможность использовать персональные переносные компьютеры во время проведения занятий непосредственно в данных аудиториях. Крупные аудитории дополнительно оборудованы аудиоусилительной аппаратурой для повышения качества проведения занятий. В 2007 году подобным оборудованием были оснащены остальные 200 аудиторий и лабораторий университета.

    По третьему направлению проведена работа по формулированию информационной модели электронного учебно-методического комплекса, входящего в состав электронной образовательной программы, создан рабочий прототип соответствующего модуля единой телеинформационной системы университета и проведены апробирование и отладка данных программных средств. Этот модуль является одним из завершающих элементов подсистемы «Образовательная деятельность университета», который позволит ввести полнофункциональную систему электронной поддержки образовательного процесса университета, включая применение компьютерных информационных технологий для сопровождения практически всех видов учебной деятельности в университете (включая применение дистанционной технологии). Другим важным модулем единой телеинформационной системы должна стать подсистема контроля качества учебного процесса. В рамках выполненных работ разработана основная информационная модель системы качества, введена в строй информационная система поддержки разработчиков модели качества, проведен анализ взаимного увязывания разрабатываемой системы качества образования и имеющейся информационной системы поддержки учебного процесса.

    По четвертому направлению проведены следующие работы.

    1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

      Документ
      Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
    2. Центральный федеральный округ (цфо)

      Документ
      Возрастные границы молодежи, принятые в ЦФО, от 14 до 30 лет включительно. На начало 2009 года численность молодежи в Центральном федеральном округе составила около 8,5 млн.
    3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (124)

      Основная образовательная программа
      Образовательная программа по направлению 032700.68.01 – Русский язык представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда и на основе Федерального
    4. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

      Правила приёма
      в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
    5. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (2)

      Содержательный отчет
      Настоящее самообследование проведено академией в связи с проведением в 2010 году аттестационной и лицензионной экспертизы. В соответствии с программой аттестации высших и средних специальных образовательных учреждений, процедура самообследования
    6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

      Книга
      В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
    7. В белгородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» г. Белгород ООО «Студия Неон-Дизайн» 2007

      Документ
      Государственная поддержка талантливой молодежи в Белгородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» / Сост. Ю.В. Коврижных, Т.
    8. Положение о психологической службе в системе народного образования. 69 Овведении должности психолога в учреждениях образования 74

      Документ
      ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ 133
    9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (6)

      Документ
      Разработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включением

    Другие похожие документы..