Итоговый отчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» по результатам реализации инновационной образовательной программы

теоретические аспекты информатизации образования;

  • совершенствование педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации;

  • обучение информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования;

  • подготовка кадров информатизации образования;

  • использование ИКТ в обучении;

  • автоматизация и управление в образовании на основе информационных и коммуникационных технологий;

  • совершенствование баз данных научно-педагогической информации на основе информационных и коммуникационных технологий.

    Участники семинара — интересующиеся проблематикой семинара специалисты и студенты, в том числе преподаватели, сотрудники, аспиранты и магистранты Пермского государственного университета и других вузов г.Перми, педагоги и специалисты системы общего и профессионального образования.

    Периодичность проведения заседаний семинара. Регулярные заседания семинара проводятся раз в две недели, внеочередные заседания могут проводиться в соответствии с пожеланиями участников семинара.

    Работа семинара. На заседаниях семинара заслушиваются обзорные лекции приглашенных специалистов, доклады и краткие сообщения участников семинара по отдельным темам. Заявки на выступление с докладом направляются на имя ученого секретаря семинара (как правило, не позднее, чем за месяц до желаемой даты выступления) с указанием фамилий, имен и отчеств докладчика и соавторов, названия доклада и организации.

    Семинар проводится на базе Пермского государственного университета в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», как одно из мероприятий инновационной образовательной программы «Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества» (далее Программа). Руководит работой семинара Научно-методический совет (далее Совет). Заседания семинара проходят под председательством одного из членов Совета (по согласованию). Подготовка заседаний семинара и организация другой текущей работы семинара осуществляется ученым секретарем Совета.

    Публикация материалов семинара.Материалы семинара (электронные презентации, тезисы доклада, аннотации или другие документы) при согласии авторов размещаются на официальном сайте Пермского государственного университета.

    Финансовое обеспечение деятельности семинара. В период действия Программы отдельные мероприятия в рамках проведения семинара могут быть оплачены из средств Программы, предусмотренных для обеспечения работы семинара.

    Оплате могут подлежать:

    • подготовка методических материалов для докладов, выступления докладчиков;

    • оплата расходов специально приглашенных для выступления на семинаре крупных специалистов из других городов, включая проезд, проживание, оплату за подготовку материалов и выступление;

    • организационно-методическая работа ученого секретаря семинара;

    • расходные материалы и предметы снабжения;

    • иные расходы, не противоречащие правилам расходования средств в рамках инновационной образовательной программы.

    Решение об оплате принимается в каждом конкретном случае дирекцией Программы.

    1.5. Вовлеченность персонала вуза в реализацию программы

    В реализации программы принимают непосредственное участие 9 факультетов университета (из 12) и 23 кафедры (из 77):

    • механико-математический факультет (кафедры высшей математики, механики сплошных сред и вычислительных технологий, прикладной математики и информатики, математического обеспечения вычислительных систем);

    • физический факультет (кафедры теоретической физики, общей физики, компьютерных систем и телекоммуникаций, экспериментальной физики, физики твердого тела, физики фазовых переходов);

    • геологический факультет (кафедры минералогии и петрографии, геофизики, региональной и нефтегазовой геологии);

    • химический факультет (кафедры физической химии, аналитической химии);

    • биологический факультет (кафедра ботаники и генетики растений);

    • филологический факультет (кафедра речевой коммуникации);

    • историко-политологический факультет (кафедра политических наук);

    • экономический факультет (кафедры экономической теории и мировой экономики, экономики, предпринимательства и менеджмента, экономической кибернетики, учета, аудита и экономического анализа);

    • факультет современных иностранных языков и литератур.

    Указанные факультеты и кафедры реализуют отдельные подпрограммы инновационной образовательной программы. Вовлеченность персонала вышеперечисленных кафедр в реализацию программы составило от 60 до 100 %.

    Кроме того, Программа организована таким образом, чтобы ее результаты были распространены и на те факультеты (профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал, аспирантов и студентов), которые не являются активными исполнителями программы. Это реализуется следующим образом.

    Шесть подпрограмм, потребляющих значительные ресурсы, адресованы всему университету: «Формирование коммуникационной компетентности студентов университета в сфере иностранных языков», «Формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов университета в сфере исторического и политологического образования», «Создание компьютерной сети для технического обеспечения формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов университета», «Обеспечение университета компьютерным оборудованием для аудиторий и преподавателей», «Научное обеспечение формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов университета», «Создание системы охраны территории и корпусов университета».

    При решении вопроса о том, кого направить на повышение квалификации в сфере тематики программы, после длительного обсуждения было решено, отдавая предпочтение сотрудникам указанных выше 23 кафедр, не отказывать в этом и сотрудникам других подразделений, поскольку они потом направят приобретенные знания и навыки на формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов. Это коснулось и сотрудников библиотеки, редакционно-издательского отдела. В рамках той части программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании, которая реализуется непосредственно в университете, не делалось различий между преподавателями различных факультетов и кафедр.

    Аналогичным образом был решен вопрос о допуске к участию в конкурсе на создание учебно-методических пособий.

    Таким образом, к концу 2007 г. практически весь профессорско-преподавательский состав университета был, тем или иным образом, вовлечен в реализацию программы.

    В ходе реализации Программы на отдельные подразделения возлагались приоритетные задачи финансового, юридического, технического и других видов обеспечения. Среди ключевых подразделений, выполнявших эти задачи, находятся: отдел формирования заказов, отдел материально-технического снабжения, международный отдел, отдел по связям с общественностью, юридический отдел, типография, редакционно-издательский отдел, отдел трансфера технологий, бухгалтерия, планово-финансовый отдел, учебно-методическое управление. Только благодаря согласованной, добросовестной и ритмичной работе этих подразделений стало возможным успешное выполнение инновационной образовательной программы.

    Характерно, что на многих сотрудников из профессорско-преподавательского состава были возложены дополнительные обязанности: подготовка части конкурсной документации на закупки лабораторного оборудования и программного обеспечения, участие в наладке и запуске приобретенных приборов и аппаратуры, необходимость совмещать повышение квалификации с модернизацией учебные программ и внедрением инновационных методов в практику обучения. Во многом самоотверженный и упорный труд всего коллектива университета позволил в течение двух лет коренным образом изменить роли и функции университета в регионе.

    1.6. Вовлеченность внешних партнеров в реализацию программы

    Важнейшим партнером университета в реализации инновационной образовательной программы выступила администрация Пермского края, выполнив обещание, данное на этапе формирования заявки на участие в конкурсе, о выделении университету средств на софинансирование программы. Такие средства объемом в 100 млн. руб. были перечислены на счет университета – по 50 млн. руб. в 2006 и в 2007 гг. из краевого бюджета; для этого был принят Законодательным собранием края, по представлению администрации, специальный закон Пермского края.

    Пермский государственный университет давно и плодотворно сотрудничает с учреждениями Пермского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии наук (ПНОЦ УрО РАН). Многие масштабные проекты выполнены совместно с Институтом механики сплошных сред, Институтом технической химии, Горным институтом, Институтом генетики микроорганизмов. На базе этих институтов действуют филиалы кафедр университета, ведущие ученые ПНОЦ УрО РАН ведет для студентов ПГУ спецкурсы по самым современным проблемам науки. Укрепление материальной базы университета, рост информационной обеспеченности научных исследований способствует дальнейшему укреплению взаимодействия университета и учреждений РАН.

    В рамках инновационной образовательной программы указанное сотрудничество поднимается на новый уровень. Оборудование, закупленное для учебных и научных целей для кафедр механико-математического, физического, геологического, химического, биологического факультетов, позволяет вывести совместные с институтами ПНОЦ УрО РАН исследования по некоторым приоритетным научным направлениям («критическим технологиям») на новый уровень. Примером может служить направление «нанотехнологии», по которому исследователи кафедры механики сплошных средств ПГУ и Института механики сплошных сред РАН на экспериментальном комплексе Nano-Test 600 смогут выполнять самые современные исследования.

    Можно привести и другие примеры активизации сотрудничества в области научных исследований и технических разработок уже с промышленными предприятиями, как Пермского края, так и из других субъектов Российской Федерации. Так кафедра общей физики на оборудовании, приобретенном по Программе, выполняла опытно-конструкторские работы по договорам 412-27/2002 и 148-46/2007 с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» на разработку и изготовление научной аппаратуры для экспериментов по физике жидкостей на Международной космической станции. Кафедра физики твердого тела, внедрив инновации в организацию учебного процесса и совместив его с научными исследованиями на базе новых аппаратурных возможностей совместно с ОАО «Пермской научно-производственной приборостроительной компании» (ПНППК), решила важные производственные задачи запуска в серийное производство новых образцов волоконно-оптических гироскопов.

    В настоящее время решается вопрос о создании нового института Высоких технологий, ориентированного на разработку новых интегрально-оптических систем с участием Пермского госуниверситета и ОАО ПНППК.

    На кафедре механики сплошных сред привлечен внешний инвестор, который, будучи заинтересованным в совместном использовании аэродинамической трубы, вкладывает собственные средства в реконструкцию электрической части установки. Для измерительных целей будет использовано оборудование, приобретенное в рамках национального проекта и проекта НОЦ (на физическом факультете) для измерения скорости в гидродинамических потоках, включающее цифровые трассерные методы измерения полей скорости (PIV) и доплеровские лазерные измерители скорости (ЛАД-5).

    Необходимо отметить, что в ходе реализации инновационной образовательной программы процесс привлечения спонсорской помощи для улучшения материальной базы университета значительно активизировался.

    Ряд предприятий, учитывая возросшие возможности университета в обучении студентов и проведении научных исследований, видит высокие перспективы и вкладывает свои средства в дальнейшее расширение материально-технической базы. Так, ЗАО «Тихоокеанская инжиниринговая компания» приобрела для кафедры геофизики генератор импульса тока, программно-методическое обеспечение для электроразведочных методов на сумму 200 тыс. руб., ООО «Геомен» – сейсмическую косу для 48-канальной станции с геофонами (100 тыс. руб.), ЗАО ПИТЦ «Геофизика» – сетевые фильтры, принтер, карты памяти, мебель в лаборатории геологического факультета (75 тыс. руб.), ООО «Геосейс» – компьютер, сканеры, принтер, флэш-память (50 тыс. руб.). Различное оборудование поставили также ООО «Универсал-сервис», ООО «Чегис» и другие организации. Названные предприятия готовы и в дальнейшем вкладывать средства на укрепление материально-технической базы.

    Многие университетские партнеры приняли во внимание невозможность использования средств полученных в рамках инновационной образовательной программы на ремонт помещений, и осуществили финансирование ремонта помещений. Такая финансовая поддержка оказалась чрезвычайно важной и полезной, как для выполнения программы, так и для развития университета.

    С другой стороны университет, благодаря многолетним партнерским контактам с производителями и поставщиками высокотехнологичного научного и производственного лабораторного оборудования и разработчиками программного обеспечения, имел возможность производить закупку этих товаров по специальным льготным ценам.

    В исследованиях по научно-педагогической проблеме «ИКТ в образовании» университет активно взаимодействует с лидирующими в этой сфере российскими и международными институтами, выполняя совместные исследования и реализуя образовательные программы. Это, прежде всего:

    • Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, по заказу которого группа сотрудников ПГУ проводила в странах СНГ семинары по повышению квалификации работников образования в сфере ИКТ, а также разработала соответствующий учебно-методический комплекс;

    1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

      Документ
      Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
    2. Центральный федеральный округ (цфо)

      Документ
      Возрастные границы молодежи, принятые в ЦФО, от 14 до 30 лет включительно. На начало 2009 года численность молодежи в Центральном федеральном округе составила около 8,5 млн.
    3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (124)

      Основная образовательная программа
      Образовательная программа по направлению 032700.68.01 – Русский язык представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда и на основе Федерального
    4. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

      Правила приёма
      в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
    5. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (2)

      Содержательный отчет
      Настоящее самообследование проведено академией в связи с проведением в 2010 году аттестационной и лицензионной экспертизы. В соответствии с программой аттестации высших и средних специальных образовательных учреждений, процедура самообследования
    6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

      Книга
      В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
    7. В белгородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» г. Белгород ООО «Студия Неон-Дизайн» 2007

      Документ
      Государственная поддержка талантливой молодежи в Белгородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» / Сост. Ю.В. Коврижных, Т.
    8. Положение о психологической службе в системе народного образования. 69 Овведении должности психолога в учреждениях образования 74

      Документ
      ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ 133
    9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (6)

      Документ
      Разработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включением

    Другие похожие документы..