Итоговый отчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» по результатам реализации инновационной образовательной программы

* * *

Выше описаны цели и задачи Программы такими, какими они виделись на этапе формированиязаявки на конкурс инновационных образовательных программ. Они, разумеется, не изменились. Однако задва года реализации Программы на первый план вышли цели и задачи не столько собственно ее, сколько того, как она скажется на стратегическом развитии университета.

Программа как таковая подходит к своему формальному завершению. Закуплено и в основном запущено в эксплуатацию огромное количество оборудования, создан большой массив новых учебно-методических материалов, бо́льшая часть преподавателей прошла повышение квалификации по тематике программы, проведены многие другие работы. Все это потребовало от коллектива университета, его руководства, огромных усилий. И, тем не менее, коллектив университета сознает, что достижение той цели, ради которой эти усилия предпринимались, в основном впереди. Эта цель – становление Пермского госуниверситета как ведущего инновационного вуза – была в неявном виде провозглашена еще на этапе формирования заявки на конкурс. В развернутом виде эта цель такова: трансформация университета в интегрированный инновационный научно-образовательный комплекс. В этом процессе инновационной образовательной программе принадлежит огромная роль.

При выборе темы Программы был ряд формальных ограничений, и были заданы извне два ключевых слова: «инновационная» и «образовательная». Разработчикам следовало определить, какие инновационные процессы могут быть общими для подготовки физиков и политологов, химиков и журналистов, т.е. значительной части весьма разнородных специальностей и направлений классического университетского образования. Кроме того, требовалось дать ответ на очень важный вопрос: решение какой масштабной задачи может приблизить университет к указанной выше цели? Прошло почти два года, и можно утверждать, что инновационная образовательная программа Пермского государственного университета «Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества» удовлетворяет указанным требованиям. Эта Программа несет в себе мощный инновационный потенциал, который, благодаря своей широте и значимости, огромной работе, проделанной коллективом университета, позволил заложить фундамент для его трансформации в иное качество, обозначенное выше.

Следует отметить, что указанная цель была, пусть и не столь явно как в Программе, сформулирована университетом за несколько лет до появления национального проекта «Образование». В Концепции стратегического развития Пермского государственного университета на период до 2010 г., принятой Ученым Советом в 2003 г., совокупность стратегических целей в сфере образовательной, научной и иных видов деятельности ведет к созданию указанного комплекса. Но верно и то, что инновационная образовательная Программа стала мощным ускорителем на пути продвижения к достижению этой цели и позволила за два года пройти такой отрезок этого пути, на какой в обычных условиях экстенсивного развития потребовалось бы десятилетие. Программа в этом смысле важна не только сама по себе – она стала катализатором многих процессов в университете, которые в ней непосредственно не прописаны, добавила коллективу уверенности в своих силах.

Уточним, что понимается под термином «интегрированный инновационный научно-образовательный комплекс». Начнем с ключевой в контексте данного обсуждения дефиниции «инновационный университет», породившей большие и не завершенные пока дискуссии. В сфере производства продукции, товаров и услуг понятиям «инновационная система» и «инновационная деятельность» придан некий официальный статус1, однако их распространение на деятельность образовательного учреждения отнюдь не очевидно.

Инновационный университет – это не только состояние, но и процесс непрерывного развития, охватывающий основные виды деятельности: образовательную и научно-исследовательскую (принцип непрерывного развития). Инновационный университет использует в этой деятельности и в управлении инновационные технологии (принцип технологичности). Инновационный университет действует в конкурентной рыночной среде и стремится к коммерциализации своей деятельности в пределах, не разрушающих его академическую (университетскую) сущность (принцип коммерциализации). Инновационный университет совершенствует и развивает свою структуру, адаптируя ее к изменяющимся условиям деятельности (принцип адаптивности структуры). Региональный инновационный университет активно участвует в социально-экономическом развитии того социума (региона), в который он интегрирован (принцип региональности).

Инновационное развитие регионального университета включает решение следующих задач.

В сфере образовательной деятельности:

  • создание материальной базы для ведения образовательной деятельности на современном уровне;

  • введение новых направлений подготовки, требуемых рынком и/или социальной сферой;

  • внедрение новых образовательных технологий;

  • внедрение (путем приобретения и/или разработки) учебно-методического обеспечения, обеспечивающего новые образовательные технологии;

  • реализация непрерывного образования («образования через всю жизнь»), включающего элементы общего, среднего профессионального, послевузовского образования2;

  • подготовка выпускников к предпринимательской деятельности в сфере полученного вида образования;

  • освоение профессорско-преподавательским персоналом новых образовательных технологий.

В сфере научной деятельности:

  • создание материальной базы для ведения образовательной деятельности на современном уровне;

  • создание системы охраны интеллектуальной собственности;

  • реализация инновационных циклов (научная разработка – технологическая разработка – внедрение и коммерциализация наукоемкой продукции);

  • участие в крупных региональных, федеральных и международных программах;

  • выполнение договорных работ по заказам государственных и негосударственных предприятий;

  • интеграция с академической наукой.

В сфере экономики:

  • привлечение бюджетных, внебюджетных, спонсорских и иных средств на уровне, обеспечивающем задач развития университета;

  • диверсификация источников финансирования.

В сфере управления:

  • создание материальной базы для управления университетом на современном уровне;

  • создание инфраструктуры инновационной деятельности;

  • создание новых (в т.ч. совместных) кафедр, лабораторий, институтов, учебно-научных подразделений, университетских округов;

  • создание и поддержание в актуальном состоянии системы управления, позволяющей реализовывать инновации.

В сфере регионального развития:

  • формирование системы стратегического партнерства с органами власти региона;

  • становления центральной роли в системе образования региона;

  • выполнение крупных инновационных проектов по заказу региона по развитию его социальной, экономической и иных сфер;

  • подготовка элитных специалистов для региона.

Университет, успешно продвигающийся в решении указанных выше задач, фактически выходит за традиционные рамки классического университета и становится интегрированным инновационным научно-образовательным комплексом. Последующая часть данного Отчета демонстрирует, что основы для соответствующего развития, благодаря Программе, действительно заложены.

1.2. Краткая информация о расходовании средств субсидии и софинансирования по направлениям

Общие сведения о расходовании средств по направлениям за 2006 год приведены в таблице 1, за 2007 – в таблице 2, суммарные показатели за два года – в таблице 3.

Таблица 1

Направление 1: лаборатор­ное оборудо­вание

Направление 2: программ­ное и методи­ческое обеспе­чение

Направление 3: Модерниза­ция материа­льно-техни­ческой базы

Направление 4: повышение квалификации персонала

Средства федераль­ного бюд­жета (млн. руб.)

185,5

12,0

Софинан­сирование (млн. руб.)

10,7

12,4

19,9

7,0

ИТОГО

196,2

24,4

19,9

7,0

ВСЕГО – 247,5 млн. руб., в т.ч.

субсидия – 197,5 млн.руб.,

софинансирование – 50,0 млн.руб.

Таблица 2

Направление 1: лаборатор­ное оборудо­вание

Направление 2: программ­ное и методи­ческое обеспе­чение

Направление 3: Модерниза­ция материа­льно-техни­ческой базы

Направление 4: повышение квалификации персонала

Средства федераль­ного бюд­жета (млн. руб.)

187,5

10,0

Софинансирование (млн. руб.)

9,2

13,3

10,5

17,0

ИТОГО

196,7

23,3

10,5

17,0

ВСЕГО – 247,5 млн. руб., в т.ч.

субсидия – 197,5 млн.руб.,

софинансирование – 50,0 млн.руб.

Таблица 3

Направление 1: лаборатор­ное оборудо­вание

Направление 2: программ­ное и методи­ческое обеспе­чение

Направление 3: Модерниза­ция материа­льно-техни­ческой базы

Направление 4: повышение квалификации персонала

Средства федераль­ного бюд­жета (млн. руб.)

373,0

22,0

Софинансирование (млн. руб.)

19,9

25,7

30,4

24,0

ИТОГО

392,9

47,5

30,4

24,0

ВСЕГО – 495,0 млн. руб., в т.ч.

субсидия – 395,0 млн.руб.,

софинансирование – 100,0 млн.руб.

Средства расходовались в соответствии с первоначально утвержденным Заказчиком – Федеральным агентством по образованию – планом реализации мероприятий.

Дополнительное соглашение, заключенное в декабре 2006 г., отразило детали изменения закупок товаров и услуг, но не привело к перераспределению средств между направлениями (и, разумеется, между средствами федерального бюджета и софинансирования).

В 2007 г. дополнительных соглашений по расходованию средств не заключалось, все затраты осуществлялись по первоначальному плану с незначительными изменениями в рамках направлений (средства федерального бюджета и софинансирования расходовались отдельно).

1.3. Организация управления программой

Участниками выполнения работ по реализации Программы являются коллективы кафедр, факультетов, иных подразделений, заявившихся в Программу на этапе ее формирования, а также привлекаемых дирекцией Программы. Участие коллективов, заявившихся в Программу, является обязательным. Руководители указанных коллективов несут персональную ответственность за качество выполняемых работ и соблюдение сроков их выполнения.

Общий контроль за ходом выполнения Программы осуществляет ректор университета проф. В.В.Маланин; об этапах выполнения Программы докладывается Ученому Совету университета.

Для текущего руководства работой сформирована Дирекция Программы и рабочая группа, выполнение отдельных подпрограмм курируют руководители подпрограмм.

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Центральный федеральный округ (цфо)

    Документ
    Возрастные границы молодежи, принятые в ЦФО, от 14 до 30 лет включительно. На начало 2009 года численность молодежи в Центральном федеральном округе составила около 8,5 млн.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (124)

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа по направлению 032700.68.01 – Русский язык представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда и на основе Федерального
  4. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
  5. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (2)

    Содержательный отчет
    Настоящее самообследование проведено академией в связи с проведением в 2010 году аттестационной и лицензионной экспертизы. В соответствии с программой аттестации высших и средних специальных образовательных учреждений, процедура самообследования
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

    Книга
    В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
  7. В белгородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» г. Белгород ООО «Студия Неон-Дизайн» 2007

    Документ
    Государственная поддержка талантливой молодежи в Белгородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» / Сост. Ю.В. Коврижных, Т.
  8. Положение о психологической службе в системе народного образования. 69 Овведении должности психолога в учреждениях образования 74

    Документ
    ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ 133
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (6)

    Документ
    Разработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включением

Другие похожие документы..