Проектных решений

Федеральное агентство по образованию

Томский государственный

архитектурно-строительный университет

Институт заочного и дистанционного обучения

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ

ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

Методические указания

по разделу дипломного проекта

«Безопасность и экологичность проектных решений»

для студентов специальности

«Теплогазоснабжение и вентиляция»

Составитель С.А. Карауш

Томск 2006

Безопасность и экологичность проектных решений: ме­тодические указания / Сост. С.А. Карауш. – Томск : Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного уни­верси-тета, 2006. – 32 с.

Рецензент Г.И. Ковалев

Редактор Т.С. Володина

Методические указания по разделу дипломного проекта «Безопасность и экологичность проектных реше­ний» для студентов специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция» дневного и заочного отделений и слушателей ИНО-ТГАСУ.

Печатается по решению методического семинара ка­федры «Охрана труда и окружающей среды» N 9 от 28.03.2006 г.

Утверждены и введены в действие проректором по учебной работе В.С. Плевковым.

с 01.09.2006

до 01.09.2011

Изд. лиц. № 021253 от 31.10.97. Подписано в печать . . . Формат

60х90/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс, печать офсет.Уч.-изд.л. Тираж экз. 150 Заказ №

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

Опечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15

Оглавление

Введение ……………………………………………………...................

3

1.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ………………………………...................

3

2.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛА

«БЭПР» ......................................................................................................

6

2.1.

Общие положения ………………………………………...................

6

2.2.

Содержание пояснительной записки и графического материала ….

6

3.

РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ .…………....................................................

9

4.

РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ ЭКОЛОГИЧНОСТИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ………………………………...............................................

12

5.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «БЭПР» ....

13

5.1.

Санитарно-гигиенические мероприятия .…………….......................

13

5.2.

Обеспечение безопасности при выполнении земляных работ …….

16

5.3.

Обеспечение безопасности строительно-монтажных работ .............

16

5.4.

Обеспечение безопасности труда в технологических процессах ..

17

5.5.

Обеспечение безопасности работ в электроустановках ....................

18

5.6.

Обеспечение безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением ..…………………………….........................................

19

5.7.

Разработка противопожарных мероприятий .....................................

19

5.8.

Обеспечение безопасности объекта в условиях ЧС ..........................

20

5.9.

Экологические мероприятия ..............................................................

20

Список использованной и рекомендуемой литературы ..........................

22

ПРИЛОЖЕНИЕ . ……………………………….........................................

32

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания предназначены для студентов специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция» всех форм обучения.

Дипломное проектирование является завершающим этапом подготовки инженеров строительного профиля. Основная цель дипломного проектирования – развитие у студентов навыков творческого применения накопленных знаний в своей практической деятельности.

В процессе выполнения раздела «Безопасность и экологичность проектных решений» (БЭПР) квалификационной работы и затем её защиты выявляются профессиональный уровень подготовки дипломника, степень его готовности к будущей самостоятельной инженерной деятельности в современных условиях, способность принимать и решать технические задачи на инженерном уровне, связанные с вопросами охраны труда, производственной безопасности и экологии.

В данных указаниях даны рекомендации:

– по организации работы над разделом;

– выполнению выданного преподавателем задания;

– оформлению пояснительной записки и чертежей.

Все рекомендации и положения в указаниях нельзя рассматривать как незыблемый стандарт. Они являются примерами и основой для правильного выполнения одного из разделов выпускной квалификационной работы.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

В первые дни работы над проектом дипломник совместно с руководителем проекта формируют основное задание будущей квалификационной работы, ее тип (дипломный проект или дипломная работа) и составляют календарный график ее выполнения.

После получения основного задания от руководителя проекта студент должен получить на кафедре «Охрана труда и окружающей среды» у своего преподавателя-консультанта (в дальнейшем консультанта) задание на выполнение раздела «БЭПР» своей квалификационной работы. Затем совместно они намечают структуру построения раздела (пример её приведен в Приложении), а также определяют необходимость выполнения чертежа (не более 1 листа формата А1). Например, если у студента по технологической части проекта получается много листов чертежей, то допускается ограничиться при написании рассматриваемого раздела проекта только пояснительной запиской.

После получения задания по разделу «БЭПР» студент должен по данному пособию выбрать список литературы по поставленным вопросам.

Содержание задания по разделу «БЭПР» должно соответствовать основной теме квалификационной работы и быть ее составной частью (см. Приложение). В порядке исключения разрешается дипломнику самостоятельно или по согласованию с руководителем выбрать второй вопрос из главы 5.

Квалификационная работа является самостоятельной творческой работой, поэтому консультант не должен выбирать или подсказывать студенту технические решения, а может только ознакомить его с возможными вариантами решений, методами расчета и т.п.

Студент является автором проекта и поэтому окончательные решения принимает сам, однако он должен выполнять указания консультанта и руководителя о проведении при необходимости дополнительной разработки определенных вопросов по разделу «БЭПР».

После написания раздела «БЭПР» проверенные студентом пояснительная записка и чертеж (если он есть) подписываются студентом и сдаются на проверку консультанту. Консультант, проверив раздел «БЭПР», подписывает первый лист раздела, титульный лист проекта и чертеж и отдает все это студенту для дальнейшего оформления квалификационной работы.

2. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛА «БЭПР»

2.1. Общие положения

Как было отмечено в главе 1, раздел дипломного проекта «БЭПР» состоит из пояснительной записки и графического материала. Объем записки по разделу обычно не должен превышать 10…15 страниц текста. Графический материал может включать 0,5…1,0 лист чертежей формата А1, а также графики и рисунки, имеющиеся в записке и поясняющие содержание текста. Графическая часть проекта выполняется карандашом или тушью, демонстрационные плакаты могут быть выполнены с использованием туши, гуаши и т.п.

Применение вычислительной техники при работе над разделом является необходимым и обязательным для всех дипломников. Текстовая и графическая часть дипломных проектов с применением вычислительной техники может отличаться от общепринятых форм представления.

2.2. Содержание пояснительной записки

и графического материала

Пояснительная записка по разделу «БЭПР» должна в краткой и четкой форме раскрывать замысел работы по вопросам производственной безопасности и охраны окружающей среды, содержать методы исследований и сами расчеты, анализ полученных результатов и выводы по разделу. Текст должен дополняться иллюстрациями (диаграммами, схемами и т.п.). Раздел проекта следует писать в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 [1]. На первом листе раздела должна быть рамка с основной надписью.

Пояснительная записка должна быть написана грамотно, четко, инженерным языком. Стиль изложения должен быть в утвердительной форме. Все физические положения нужно отражать кратко и понятно. Приводимые расчеты и данные к ним должны сопровождаться краткими пояснениями и ссылками на литературу.

При использовании какого-либо метода расчета формулы приводятся в буквенном выражении, а затем в цифровом; результаты вычислений указываются с размерностями полученных величин. Многократно повторяющиеся расчеты приводятся только один раз, а результаты должны быть сведены в таблицы.

Разделу «БЭПР» присваивается порядковый номер в соответствии со структурой и содержанием проекта. При наличии подразделов, параграфов и пунктов ставятся двух- и трехкратные номера, разделенные точками. Перенос слов в заголовках не допускается, точку в конце заголовка не ставят.

В пояснительную записку по разделу «БЭПР» рекомендуется включать:

  • описание разрабатываемого объекта или технологии с позиций создания опасных факторов и ситуаций;

  • основную часть, состоящую из рассмотрения трех вопросов (см. приложение);

  • выводы по разделу;

  • список литературы по данному разделу, который входит как составная часть в общий список литературы;

  • приложения;

  • графический материал.

В разделе, где описывается объект с позиций создания опасностей, должно быть показано развитие и состояние рассматриваемых вопросов по безопасности труда работающих и вопросов охраны окружающей среды, обоснована необходимость их решения и связь с народнохозяйственными задачами.

В начале раздела в соответствии с поставленными задачами следует привести краткую характеристику объекта с позиций создания опасных и вредных производственных факторов, его влияния на окружающую среду и т.п., записать исходные данные, определить требования к планируемым результатам. Желательно дать краткий анализ производственной обстановки.

В основной части раздела «БЭПР» дается характеристика проектируемого объекта с точки зрения возникновения потенциально опасных и вредных производственных факторов в период его сооружения, эксплуатации и обслуживания. С этой целью указывается наличие опасных для работающих факторов, возможные выделения вредных и опасных веществ (газов, аэрозолей) в воздух рабочих помещений, дается оценка их гигиенических и пожаровзрывоопасных свойств на основе действующих норм с определением класса опасности и ПДК на вредные вещества, приводится категория пожаровзрывоопасности технологического процесса (производственного участка). Более подробно это описано ниже в главах 3 и 4.

Правильная характеристика объекта проектирования (гигиеническая, пожарной и взрывной опасности) позволяет вскрыть специфические узловые вопросы охраны труда, решение которых наиболее актуально для обеспечения безопасности работающих в период строительства и эксплуатации.

В выводах в 1–3 пунктах должны быть сформулированы основные результаты (как положительные, так и отрицательные), полученные в ходе выполнения раздела.

Список литературы, которую студент использовал при работе над разделом проекта, должен быть приведен в общем списке литературы проекта в конце пояснительной записки строго в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 [2], аналогично в разделе «Список использованной и рекомендуемой литературы» данных методических указаний.

Приложения, если они необходимы, включающие в себя математические выводы, громоздкие расчеты, программы, распечатки ЭВМ, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера и т.п., должны быть приведены в конце выпускной квалификационной работы.

Оформление графического материала раздела должно быть сделано в соответствии с требованиями существующей нормативно-технической документации. Чертежи и схемы необходимо выполнять в соответствии с правилами ЕСКД: ГОСТ 21.101-93 [3], ГОСТ 21.205-93 [4], ГОСТ 21.206-93 [5], ГОСТ 21.501-93 [6], ГОСТ 21.403-80 [7], ГОСТ 2.784-96 [8]. При выполнении раздела проекта допускаются некоторые отклонения от стандартов, учитывающие особенности учебного процесса.

Чертежи выполняются с предпочтительным размещением основной надписи (углового штампа) параллельно большой стороне листа. Масштаб и степень детализации должны выбираться исходя из их целесообразности. Чертежи должны быть наглядными и помещаться на одном листе. Выполнение чертежей в неестественно крупном масштабе не допускается.

Не допускается в пояснительную записку переписывать правила, нормы и инструкции по охране труда и производственной безопасности, эксплуатации машин и механизмов, а также обязанности административно-технического персонала.

  1. Проектных решений (1)

    Методические указания
    Безопасность и экологичность проектных решений: методические указания / Сост. М.В. Анисимов. – Томск.: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2009. – 32 с.
  2. Проектное предложение по реабилитации урановых хвостохранилищ в кыргызстане

    Документ
    К числу объектов уранового наследия бывшего СССР, активно разрабатывавшихся в период «холодной войны», относится урановый рудник Кавак, функционировавший в районе Мин-Куш.
  3. Разработка и исследование интегрированной инструментальной подсистемы генетического поиска проектных решений

    Исследование
    Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор Чернов Николай Иванович (Технологический институт Южного федерального университета в г. Таганроге) кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник, Орлов Николай Николаевич
  4. Экологическое нормирование на этапах разработки новых технологий и принятия предварительных проектных решений как инструмент обеспечения нормативного качества окружающей среды

    Документ
    Глава 4. Экологическое нормирование на этапах разработки новых технологий и принятия предварительных проектных решений как инструмент обеспечения нормативного качества окружающей среды
  5. Наименование магистерской программы Методы анализа и синтеза проектных решений Направление подготовки

    Документ
    Целями дисциплины являются: ознакомление с современными языками программирования, их классификацией и областями их применения; освоение различных методов абстрагирования, обеспечения модульности и других аспектов проектирования программных
  6. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Интеллектуальные системы принятия проектных решений

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины «Интеллектуальные системы принятия проектных решений» является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих знаниями и навыками в области применения инженерии знаний и нейроинформатики для решения
  7. Учебная программа дисциплины «Модели и методы анализа проектных решений» Специальности

    Программа дисциплины
    Программа рассмотрена и утверждена на заседании Учебно-методической комиссии факультета (института) «Информационные технологии» протокол № от . . 200 г.
  8. Разработка требований к созданию и развитию ис и ее компонентов; технико-экономическое обоснование проектных решений

    Основная образовательная программа
    Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются данные, информация, знания; прикладные и информационные процессы; прикладные информационные системы.
  9. Рабочая программа по дисциплине: Модели и методы анализа проектных решений Для специальности: 230102 Автоматизированные системы обработки информации и управления

    Рабочая программа
    Современный инженер обязан представлять особую роль математических моделей и анализа проектных решений при проектировании технических объектов. Создание и сопровождение программно-методических комплексов проектирования невозможно без

Другие похожие документы..