Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ№ 5 2005 Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики Журнал основан в 2005 году. Периодичность – 6 номеров в год. Учредители: Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Бюро ЮНЕСКО в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная библиотечная ассоциация Таганрогский государственный педагогический институт Издатель ИП Ю.Д.Кучма Редакционная коллегия: А.В.Федоров главный редактор Н.Л.Альварес Л.М.Баженова О.А.Баранов Е.Л.Вартанова С.И.Гудилина В.В.Гура А.А.Демидов Н.Б.Кириллова С.Г.Корконосенко А.П.Короченский В.А.Монастырский С.Н.Пензин Г.А.Поличко В.С.Собкин Л.В.Усенко Н.Ф.Хилько А.В.Шариков Адрес редакции: Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, 109542, Москва, Рязанский проспект, д.99, офис У-430. e-mails: tina5@ /mediaeducation http: http: Статьи для публикации в журнале принимаются только по электронной почте. © журнал «Медиаобразование» Информационная поддержка: Портал Московского Бюро ЮНЕСКО http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php Портал Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». http://www.ifap.ru Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.ru и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте. | СОДЕРЖАНИЕ Страницы недавней истории Челышева И.В. Медиаобразовательное движение в России на современном этапе (1992-2005)…………. Теория медиаобразования Бабкина Н.А. Типология субъективного отношения к природе в медиаобразовательном контексте……….. Практика медиапедагогики Шак Т.Ф. Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста»…………………………….. Полемический взгляд Пензин С.Н. Медиаобразование: дорога длиною в жизнь…. Кириллова Н.Б. От медиаобразования — к медиакультуре…… Ерощенко И.В. Медиаобразование для музыкантов – это реальность…………………………………… Медиаобразование в лицах Российские медиапедагоги XX века: краткие творческие биографии…………………….. Учебные программы Основы медиаобразования………………….. Книжная полка Бабкина Н.А. Медиа и журналистика………….. Библиография Список книг, статей по проблемам медиаобразования, опубликованных российскими авторами на иностранных языках |
Страницы недавней истории
Медиаобразовательное движение в России на современном этапе (1992 - 2005)*
И.В.Челышева
кандидат педагогических наук, доцент
*статья написана при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России» (грант НШ-657.2003.6, научный руководитель проекта – А.В.Федоров)
Современная социокультурная ситуация и медиаобразование
Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой коммуникации: появились новые информационные технологии, россияне все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет. При этом экранные медиатексты продолжают пользоваться огромной популярностью у школьников и молодежи. Огромное количество информации о мире медиа поступает из сотен газет, журналов и книг.
Современные российские медиа имеют ряд существенных отличий от средств массовой информации советских времен: сегодня мы имеем дело с многочисленными государственными и частными теле/радио/издательскими компаниями, спутниковым телевидением, DVD, Интернетом и т.д. Их продукция отличается по своей тематической, жанровой и политической ориентации, по дизайну и рекламе. Значительные изменения претерпели структура и содержание медиатекстов и т.д. Однако, тотальная коммерциализация медиа, ориентир на рейтинг и тираж - основное условие и требование рынка - коренным образом изменили содержание медиатекстов, сместили акценты в сторону развлекательности, зрелищности в ущерб культурно-просветительским и познавательным возможностям [Полуэхтова, 1998, с.67].
Интерес молодого поколения к медиа обусловлен несколькими факторами: возможностью использования терапевтической, компенсаторной, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной, катарсической и других функций искусства; зрелищно-развлекательных жанров (как правило, базирующихся на мифологии) с опорой на стандартизацию, серийность, сенсационность, систему «эмоциональных перепадов», способствующих снятию нервного напряжения зрителей [Федоров, 2001].
Несмотря на успешное продвижение Интернета на российском рынке, телевидение по уровню своей популярности значительно превосходит остальные виды медиа. И хотя в крупных городах с начала XXI века посещаемость кинотеатров стала увеличиваться, главный канал просмотра фильмов в России по-прежнему телевизионный. Второе место - у видео, и «лишь на третьем месте оказался традиционный кинотеатральный вариант знакомства с фильмом» [Монастырский, 1999, с.18]. Произошла своеобразная зрительская переориентация: кино сохранило и даже упрочило свои позиции и влияние на аудиторию, однако изменился практический способ контакта со зрителями, которые предпочитают теперь домашние экраны. Недаром демонстрация кинофильмов, сериалов по ТВ занимает существенное место в программах центральных и местных каналов (от трети до половины времени вещания).
Известно, что современные дети знакомятся с телевидением, как и с другими медиа, в раннем возрасте. В начале 90-х годов ХХ века школьники младшего и среднего школьного возраста проводили у экрана от 1,5 до 5-6 часов ежедневно, смотрели до 100 мультипликационных фильмов и 30-50 художественных фильмов в месяц, большое количество телепередач [Система…, 1992, с.16]. Как показывают исследования последних лет, наибольшей популярностью у российской школьной аудитории пользуются мелодрамы (27%), приключенческие ленты (17%) и комедии (16%), картины на криминальную тему (10%). Детские и молодежные фильмы популярны только у 6,5% и 3% школьников. Причем немалым успехом у молодежи пользуются зарубежные фильмы, особенно американские [Полуэхтова, 1998, с.74]. При этом на телевидении, к сожалению, зачастую демонстрируются фильмы невысокого художественного уровня, что может привести «к нивелированию вкусов, примитивизации запросов, торможению в развитии индивидуальности детей» [Система…, 1992, с.3].
Бесспорно, весьма популярны у школьной и молодежной аудитории развлекательно-игровые передачи, которые транслируются по существу на всех действующих теле/радиочастотах, став неотъемлемой частью индустрии телеразвлечений. Например, бесчисленные игры на деньги («Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Слабое звено» и т.д.), ведущие свой отсчет от, действительно, развивающей интеллект передачи «Что? Где? Когда?». Различные телеигры, по мнению В.Я.Суртаева, дают «возможность самореализации, как непосредственным участникам, так и телезрителям. … Телеигры в последнее десятилетие ХХ века стали органичным элементом образа жизни миллионов россиян, в том числе молодежи» [Суртаев, 2000, с.140-141].
К сожалению, большинство нынешних телеигр выполняет, на наш взгляд, лишь гедонистическую функцию, не способствуя при этом развитию личности (сюда можно отнести и различные телелотереи). Рекламу и регулярный выход в эфир данных программ (часто в самое лучшее телевизионное время) можно объяснить их коммерческим характером, прибылью, которую получают организаторы данных телепроектов. В то время как в идеале телевизионные игровые «сферы деятельности могут не только разнообразить содержание и направленность социокультурного творчества молодежи, но и формировать у нее позитивные психологические и характерологические свойства. Игровая культура и приобретенные навыки способствуют … максимальному самораскрытию личности молодого человека, вовлекают его в разнообразный и эмоционально насыщенный мир общения и социокультурных импровизаций» [Суртаев, 2000, с.142-143].
Пока же чрезмерное увлечение лотереями и развлекательными шоу, которые сейчас в изобилии демонстрирует российское ТВ, мало способствует развитию самостоятельного мышления, воображения и т.д. Наиболее эффективными в плане развития и самореализации, а также повышении интеллектуального уровня юных российских телезрителей, на наш взгляд, являются игры, представляющие собой некое подобие развивающих викторин (например, игра на знание истории и культуры - «Умники и умницы»). В них, наряду с азартом и элементами игры, присутствует развивающий аспект (возможность проявить себя в интеллектуальном плане). К сожалению, на сегодняшний день, подобных программ, ориентированных на детскую аудиторию, не так уж много, хотя, благодаря развитию телекоммуникационных сетей, такие телеигры вполне могут стать интерактивными, и их перспективы для медиаобразования в этой связи очевидны.
Вместе с тем, современная ситуация обнажила ряд проблем, связанных с медиа и медиатекстами. Конечно же, исчезновение остатков «железного занавеса» Восток-Запад в начале 90-х было важным демократическим шагом - россияне получили возможность (к сожалению, для многих весьма ограниченную финансовыми причинами) совершать зарубежные поездки, телевидение и кинематограф перестали быть для российских граждан единственным окном в мир. Начиная с 90-х годов киноискусство (включая зарубежное) уже не являлось желанным дефицитом, и фильмы в огромных количествах демонстрировались по десяткам метровых, дециметровых, спутниковых, кабельных телеканалов. При этом репертуар интенсивно насыщается зрелищными боевиками, преимущественно американскими «Жесткое поражение российского кино в открытой конкурентной схватке с западной киноиндустрией привело к тому, что приобщение подрастающего поколения к отечественной кинокультуре стало злободневной задачей художественного воспитания» [Жабский, 1998, с.33].
Еще одной значимой проблемой является обилие сцен насилия на отечественном экране (как в художественном кинематографе, так и в выпусках новостей, различных телепередачах). В 90-х (да и в наши дни) во многих медиатекстах основная ставка делалась на сцены убийств, жестоких драк, перестрелок и т.д. По данным одного из социологических опросов каждый второй старшеклассник стал высокоактивным потребителем экранного насилия. Причем, у 18-20% школьников такие сцены вызывают положительные эмоции, а 17% - хотят быть похожими на агрессивных и жестоких экранных персонажей [Жабский, 1998, с.62]. Не менее важным аспектом является восприятие так называемых эротических фильмов. Согласно опросам середины 90-х годов, на одного «среднестатистического» старшеклассника в месяц приходится по два-три погружения в мир эротики [Жабский, 1998, с.57].
С одной стороны, многие современные школьники неплохо ориентируются в мире масс-медиа (к примеру, владеют компьютером даже лучше иных взрослых). С другой стороны, слабая материальная поддержка образования (в том числе - и медиаобразования), недостаточно высокий уровень готовности учителей к использованию медиа в учебном и воспитательном процессе (а отсюда – и недооценка роли медиаобразования), не позволяют уделить должное внимание развитию аудиовизуальной культуры российских школьников. Богатые потенциальные «возможности телевидения как канала кинопроката и кинопросвещения (последнее особенно важно для молодого зрителя) используются малоэффективно» [Монастырский, 1999, с.23].
Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (3)
Документ*статья написана при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России» (грант НШ-657.Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (8)
ДокументВо второй половине 80-х годов ХХ века интенсивное развитие видео начало менять облик медиаобразовательного движения в аудиовизуальной сфере. Демократические перемены в стране дали возможность доступа к лучшим произведениям мировогоПрограммы юнеско «Информация для всех» Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора
ДокументПути и средства обеспечения доступа населения Югры к социально значимой информации / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2007.Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (10)
ДокументКомпакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России .Российский комитет программы юнеско «информация для всех» нф «пушкинская библиотека»
ПрограммаХрусталев Сергей Александрович, заместитель генерального директора Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской ФедерацииРоссийский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (11)
Документ* Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (12)
ДокументВ современных социокультурных условиях трудно переоценить роль различной информации. Для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весьРоссийский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (2)
ДокументВитиска Н.И., Кочеркина О.А., Козуб Т.В. О включении программы Intel «Обучение для будущего» в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института с.Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (5)
ДокументС середины 30-х жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей. Многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934