Рабочая программа по курсу «методика обучения игре на инструменте» Специальность 070101

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова

Кафедра специального фортепиано

Рабочая программа

по курсу

«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ

НА ИНСТРУМЕНТЕ»

Специальность 070101

«Инструментальное исполнительство» (фортепиано)

Саратов, 2006

Программа составлена в соответствии с

государственным стандартом высшего

профессионального образования

Рабочая программа разработана на основании типовой программы,

утвержденной Министерством культуры СССР, 1977г.

Составитель:

профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения, Н.М.Смирнова

Рецензенты:

С.Я.Вартанов, кандидат искусствоведения, профессор

Е.Н.Новицкая, кандидат педагогических наук, доцент

Пояснительная записка

Цели и задачи курса

Цели вузовского курса методики обучения игре на фортепиано в современных условиях состоят в воспитании специалиста широкого профиля, подготовленного для ведения в музыкальном училище (колледже, лицее) специального класса, классов фортепиано для вокалистов и инструменталистов, концертмейстерского и камерного классов, методики, педагогической практики, для преподавания фортепиано в музыкальных школах и культурно-просветительных учебных заведениях. Данный курс призван обеспечить студентов необходимыми для этой работы знаниями, умениями и навыками, сформировать у них целостную систему взглядов на музыкально-педагогический процесс, способствовать развитию интереса к педагогическому труду, потребности рассматривать его с позиций современных требований, предъявляемых передовым деятелям культуры.

Курс методики преемственно связан с другими дисциплинами педагогического цикла, изучаемыми в вузе и училище, и, не дублируя их, решает на более высоком уровне проблемы теории и практики преподавания применительно к фортепианному обучению. При чтении курса обобщается и систематизируется опыт, приобретённый студентами в специальном классе, и продолжают углубляться их знания в области истории и теории исполнительства и педагогики, почерпнутые в курсе истории фортепианного искусства. Особое внимание уделяется достижению органичного единства между курсом методики и педагогической практикой студентов.

Музыкальная педагогика является сложной областью современной культуры, где на первый план выдвигается сотворчество, сотрудничество педагога и студентов. Предлагаемые формы и методы организации учебного процесса ориентированы на выявление самостоятельной позиции обучающихся. Акцентируется эффективность мобильных форм контакта педагога и студентов, которые создают потенциальное поле для проявления и развития личностных качеств учащихся. Семинарские занятия выстраиваются с использованием элементов игровых ситуаций, включают предварительные собеседования, дискуссионные обсуждения, контрольные подведения итогов. Той же цели служат системы тестовых вопросов, позволяющих выяснить необходимость и достаточность знаний, полученных студентами в процессе обучения. Полученные теоретические сведения проецируются на конкретное сочинение или на процесс индивидуальных занятий пианистов. Внимание студентов направляется на то, что они должны научиться оперировать современными терминами и понятиями, вводить их в практику исполнительской и педагогической работы.

Действенным средством повышения содержательности учебного процесса является насыщение лекционного курса методики элементамипроблемности, проблемными ситуациями, построенными на противоречии, то есть на изучении «противоречия в самой сущности предметов». При этом учитывается тот факт, что студенты не должны быть поставлены перед неразрешимой проблемой. Важно найти способ разрешения противоречия между знанием и незнанием, между индивидуальным опытом студента, который может быть ограниченным, и теорией, которая представляет всеобщий концентрат проверенных практикой знаний, между обыденным и научным знанием. В итоге мысль обучающегося активно включается в работу, от него требуются размышления и рассуждения с помощью имеющихся знаний, чтобы прийти к новому знанию на основе обобщения уже известного материала. В результате у студентов вырабатывается умение самостоятельно усматривать проблемы в теории и практике, быть достаточно подготовленными к их разрешению.

Практически любая тема курса методики может быть представлена в противопоставлении нескольких теоретических положений и взглядов, в столкновении альтернативных мнений выдающихся музыкантов-педагогов. Такая форма подачи материала побуждает обучающихся к поискам оптимального решения, повышает их индивидуальную активность при определении ответа. В этом случае молодые специалисты воспитываются самой формой подачи информации, насыщенностью и неоднозначностью рассматриваемого материала. Будущий педагог не должен бездумно идти по стандартному и трафаретному пути, который может привести к «тупиковой» ситуации. Определяющим в музыкальной педагогике является индивидуальныйаспект обучения профессиональному мастерству. Данное утверждение не означает отказа от общих принципов педагогического искусства, но выделяет личностный профиль, персональный подход к развитию обучающихся. Общепринятые и положительно зарекомендовавшие себя педагогические установки должны преломляться сквозь призму индивидуальности, непохожести разных учеников.

Особенностью данного курса является приоритетстилевогоаспекта в музыкальном воспитании студентов. Здесь актуализируется положение об определяющем значении исполнительской деятельности, способной плодотворно влиять на эффективность будущей педагогической работы выпускника музыкального вуза. С пониманием стилевых ориентиров и стилевой направленности музыкального искусства качественно изменяются возможности понимания и расшифровки композиционных приёмов музыкального развития, мотивированности и аргументированности в применении выразительных средств исполнения.

Обращая внимание на педагогический процесс воспитания молодых музыкантов, выделяются вопросы понимания и воспроизведения авторского стиля, работы с авторским текстом, исполнительского прочтения нотной записи, сравнительного анализа редакций и интерпретаций, чтобы обучающиеся могли целенаправленно работать над развитием профессионального мастерства, одновременно повышая свою «стилевую образованность» и общий музыкантский уровень. В некоторых случаях одарённые студенты, обладающие художественной интуицией, чувствуют особенности авторского стиля на подсознательном, ментальном уровне. Как правило, это пианисты, обладающие широкой музыкальной эрудицией, хорошо знающие музыку определённого автора, «переигравшие» достаточное количество его сочинений. Но подобное свойство восприятия учеником живой музыки встречается редко. Напротив, чаще возникает недопонимание, когда исполнитель думает, что он играет всё, что написано в тексте, выполняет темповые, динамические, артикуляционные предписания автора или (что чаще) редактора и не понимает, какие могут быть к нему вопросы по поводу стиля композитора или стиля исполнения. Курс методики призван преодолеть это недопонимание и пересилить иждивенческую инертность мышления молодых музыкантов.

В последнее время в специальной литературе выделяется рольинтуитивногоначала в исполнительском и педагогическом искусстве. Действительно, личностный аспект в любом виде творческой деятельности является предназначающим. Понимая, что, с одной стороны, особая сила воздействия педагогического мастерства состоит в уникальности процесса, когда присутствующим в классе кажется, что произведение «оживает» у них на глазах без всяких специальных «наукообразных» усилий, неверно было бы думать, что одной художественной эрудиции, эмоциональности, интуиции и темперамента достаточно, чтобы передать содержательный смысл музыкального произведения. Необходимы не только серьёзные и основательные знания в разных областях художественного творчества, но и владение определёнными методами, системой образования и воспитания, позволяющей оптимально решать возникающие в процессе исполнительского или педагогического творчества вопросы.

Музыкальное искусство в силу своей непосредственной эмоциональности и даже иррациональности не допускает приложения к себе строгих словесных эквивалентов. Как справедливо подмечено, «музыка является именно тем “чистым случаем”, который полностью рассчитан, прежде всего, на интуитивноепостижение» и «у тех, кто общается с музыкой, вырабатывается специальный “орган”, который не только адекватно реагирует на различные характеристики звучания, не только способен декодировать её язык, но и может понимать сказанное ею, хотя это понимание развивается на основе оперирования внепонятийнымиэлементами» [6]. В этом случае интуиция формируется в области художественно-образного мышления музыканта, питается слуховыми представлениями, состоящими из памяти о традиционных и необычных запомнившихся интерпретациях и общего объёма музыкальных знаний, опирается на результаты собственных творческих поисков, обогащается эмоциональными и психофизиологическими впечатлениями.

Работая над музыкальным произведением, педагог общается с учеником, находясь в совершенно ином культурно-историческом контексте по отношению к автору сочинения. Они сориентированы на другую систему ценностей, у них различное общехудожественное и музыкальное воспитание. Произведение, созданное автором в одну эпоху, но исполняемое в другое время, воспринимается современным музыкантом в ином ассоциативном ореоле. На занятиях по методике вряд ли уместно говорить о тождественности или адекватности композиторских и исполнительских позиций в ощущении художественного образа музыкального сочинения. Задача курса состоит в том, чтобы подготовить и сориентировать будущих педагогов к решению двойной проблемы: передачи координат авторского стиля и формирования индивидуального стиля современного пианиста.

Анализ и становлениеновыхисполнительскихтрадиций это тоже задача курса методики, а значит и современного педагога. Работая над совершенствованием профессионального мастерства своих учеников, педагог направляет и корректирует этот процесс. В определённом смысле он расширяет границы понимания авторского текста, показывает его многогранность, раскрывает всё новые и новые смыслы его существования в современном мире. Одна из кардинальных задач фортепианного класса заключается в том, что молодые музыканты должны привнести в авторский текст особенности образно-смыслового контекста современной культуры и индивидуального своеобразия самой манеры исполнения. В результате этого музыкальное сочинение, созданное в далёком или близком прошлом, становится понятным современному слушателю, обогащается новым слоем информации, обеспечивая себе подлинное художественное бессмертие.

Путь к наиболее глубокому постижению музыкального сочинения лежит через обращение ко всему ценному, что накоплено в истории осмысления музыки: к уртекстам и редакциям, к разным исполнительским прочтениям – «звучащим редакциям». Преобладание одной точки зрения для создания собственной интерпретации или при работе над ней с учеником в классе фортепиано малопродуктивно. Нежелательно и чрезмерно критическое негативное отношение к индивидуальному стремлению выдающихся музыкантов отразить собственное понимание проблематики фортепианного творчества разных композиторов. Возникает реальная необходимость дополнения работы знанием исполнительских и общекультурных традиций разного исторического времени («словесные редакции»).

Объём учебной программы «Методика преподавания фортепиано» 70 часов, что обеспечивает выполнение требований профессионального образования по данной учебной дисциплине (федеральный компонент).

Требования к уровню освоения содержания курса

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта студенты, завершившие курс методики, должна обладать следующими теоретическими знаниями и практическими навыками:

  • понимать место методики обучения игре на инструменте

в современной педагогической практике;

  • владеть системой средств и методов педагогического воздействия;

  • приобрести знания о способах, принципах организации и планирования учебного процесса, об основных формах проведения занятий с учащимися на разных этапах обучения;

  • уметь раскрывать понятийный аппарат современной теории и применять теоретические знания в практической работе;

  • приобрести навыки коллективного обсуждения открытых уроков;

  • научиться работать со специальной литературой, реферировать, составлять план-конспект, оформлять необходимую документацию;

  • понимать диалектических характер взаимодействия общих выводов и индивидуальных принципов работы

  • приобрести навыки самостоятельной работы с авторским текстом;

  • владеть элементами методики исполнительского анализа музыкальных произведений;

  • усвоить программные требования ДМШ и училища, основные репертуарные, художественные и технические задачи;

  • уметь составлять различные типы программ: «целевые», «тематические», программы с различной степенью трудности, программы развивающего типа и экзаменационные;

  • сформировать оперативное педагогическое мышление;

  • развить понимание содержательного контекста произведения;

  • усвоить навыки сравнительного анализа интерпретаций;

  • овладеть мастерством аргументации, обобщения и изложения методического материала, собственных выводов и предложений в форме статьи, реферата, научно-методической работы

Формы и виды занятий

Курс методики проводится в форме лекционных и семинарских занятий. Первые из них посвящаются преимущественно рассмотрению теоретических проблем преподавания, вторые – их практическому изучению и решению в процессе обучения. В качестве активных форм обучения используются открытые уроки и дискуссии. Самостоятельные виды занятий: анализ репертуара, реферирование научной и методической литературы, составление документации разных видов, в том числе репертуарных планов в зависимости от уровня развития учеников, «моделирование» процесса занятий, составление плана-конспекта, создание собственных редакций, посещение уроков педагогов кафедры специального фортепиано

  1. Учебно-методический комплекс Дисциплина методика обучения игре на фортепиано цикл сд. Фдля студентов специальности 070101. 65

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса – воспитать исполнителя и педагога, максимально оснащенного знаниями в области педагогики и методики прошлого и современности; владеющего базовым педагогическим репертуаром музыкальных училищ, колледжей, музыкальных школ
  2. Заключение по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных (2)

    Документ
    В соответствии с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.12.2007 №2045-05 «О создании комиссий и организации экспертизы условий осуществления образовательного процесса и экспертизы соответствия
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Народное музыкальное творчество» для студентов специальностей 070105. 65 «Дирижирование академическим хором»

    Учебно-методический комплекс
    Л.В. Дёмина. Народное музыкальное творчество: Рабочая программа для студентов, обучающихся по направлению 070101 «Инструментальное исполнительство. Оркестровые народные инструменты» Тюмень: Издательство Тюменской государственной академии
  4. К. А. Мартинсена Идеи А. Шопенгауэра (1788-1860) оказали значительное влияние на культуру XIX и ХХ века. Рихард Вагнер называл философию музыки мыслителя «светозарной». Он писал: «В мирной тишине моего дома я познаком

    Документ
    Идеи А. Шопенгауэра (1788-1860) оказали значительное влияние на культуру XIX и ХХ века. Рихард Вагнер называл философию музыки мыслителя «светозарной».
  5. Учебно методический комплекс По дисциплине «Специальный инструмент домра» Цикла сд. Ф. 01

    Самостоятельная работа
    Дисциплина «Специальный инструмент» является основополагающей в цикле специальных дисциплин. Занятия в специальном классе «ДОМРА» предусматривают совершенствование навыков игры на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей практической
  6. Отчет о результатах самообследования в соответствии с показателями государственной аккредитации Государственного образовательного учреждения

    Содержательный отчет
    Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и её ориентация на региональные потребности. Динамика приёма по всем уровням и формам подготовки.
  7. Рабочая программа учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» Цикл сд. Фдля студентов специальности 070101. 85

    Рабочая программа
    Курс лекций по истории фортепианного искусства изучается студентами специальностей «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» в течение первых трёх семестров.
  8. Отчет о результатах самообследования Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Содержательный отчет
    В связи с проведением в ноябре 2008 года очередного лицензирования и аккредитации Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовская государственная консерватория (академия) им.
  9. Отчет о результатах самообследования фгоу впо «Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки»

    Содержательный отчет
    Самообследование проводилось в соответствии с Типовой программой государственной аттестации высших учебных заведений, утвержденной председателем Госинспекции по аттестации высших учебных заведений России

Другие похожие документы..