Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 071301. 65 «Народное художественное творчество»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНСТИТУТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И МУЗЕЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СД.Ф.05.05. «Художественные лаки»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

071301.65 «Народное художественное творчество»

Кафедра «Декоративно-прикладное искусство и этнодизайн»

Дисциплина «Художественные лаки»

Направление 071301.65 – «Народное художественное творчество»

Квалификация художественный руководитель студии декоративно-прикладного

творчества, преподаватель

Форма обучения очная дневная

Лекционные занятия 16ч.

Практические занятия 32 ч.

СРС 34 ч.

Объем дисциплины 82ч.

Статус дисциплины общепрофессиональная

Составитель: преподаватель кафедры ДПИ и этнодизайна

института изобразительных искусств и музейных технологий

ФГОУ ВПО "ТГАКИСТ" К.Р.Чаббарова

СОДЕРЖАНИЕ

1.Выписка из государственного образовательного стандарта……………3-4

2. Пояснительная записка…………………………………………..…............5

3. Цели и задачи дисциплины………………………………………..…….….5

3. Общая трудоёмкость дисциплины………………………………….......….6

4. Содержание дисциплины…………………………………………….......…6

4.1. Тематический план лекционных занятий…………………..............6-7

4.2. Содержание лекционных занятий………………………………......7-8

4.3 Тематический план практических занятий…………………………....8

4.4 Содержание практических занятий……………………….….….......8-9

5. Вопросы для самоконтроля………………………………………..…......9-10

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..….……10

7. Формы отчётности………………………………………………...…..........11

8. Библиографический список……………………………..………....……….11

  1. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Направление: 071301.65 «Народное художественное творчество»

Квалификация: художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель

Обязательный минимум содержания

ОПД

Цикл

Общепрофессиональные дисциплины Федеральный компонент

СД.Ф.05.05.

Художественные лаки

Практическое освоение технических приемов лаковой живописи локальных школ: Федоскино, Мстера, Холуй, Палех, Жостово.

Федоскинская миниатюра. Заимствование классической русской живописи: сюжеты русской гравюры и русского лубка, народные гуляния, пляски в народных костюмах. Портретные и пейзажные миниатюры. Роспись масляными красками с использованием перламутра. Мастера: В.П. Лукутин, А.А. Кругликов, В.С. Бородкин, И.С. Семенов, В.Д, Липицкий и др.

Мстерская миниатюра. Характер древнерусской живописи. Светло-воздушная среда мстерских миниатюр. Сказочная тематика, жанровые мотивы, исторические события, героические батальные композиции. Мастера: Н.П. Клыков, А.Ф. Котягин, А.И. Брагин, Л.А. Фомичев и др.

Холуйская миниатюра. Непосредственность и жизненность в передаче событий. Использование темперных красок. Тематика миниатюр: сказки, былины. Преобладание природных мотивов пейзажей. Мастера: В.А. Белов, Б.И, Киселев, Н.И. Бабурин и др.

Палехская миниатюра. Праздничность, нарядность и целостность колорита. Влияние древнерусской живописи. Тематика: сказки, былины и литературные произведения. Роспись темперными красками. Мастера: И.И. Голиков, И.М. Боканов, А.В. Котухин, И.П. Вакурова и др.

Жостовская лаковая живопись. Зарождение промысла в 19 веке семейством Вишняковым. Цветочные композиции-техника лессировка. 1912 год первая артель-роспись подносов. Основоположники росписи подносов мастера: А.И. Лезнов, А.П. Гогин, И.С. Леонтьев.

  1. Пояснительная записка

Место дисциплины

в профессиональной подготовке выпускников

В системе профессиональной подготовки направлений художественных специальностей курс «Художественные лаки» занимает особое место. Изучение культурных традиций народов России и зарубежных стран необходимо для формирования художественного вкуса и нравственного воспитания студентов.

В программе обобщены и систематизированы история развития и появления художественных лаков разных народов, направления промыслов, стили живописи различных мастеров и артелей, влияние традиций на промысел, рассмотрены символика и виды орнаментов, их происхождение. Представлена классификация сюжетов промысла. Эти знания помогают в самостоятельной творческой деятельности, развивают мыслительные способности студентов: умение наблюдать, сопоставлять и анализировать.

При изложении теоретического материала учитывается специфика применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности. Грамотное теоретическое обоснование каждой темы позволит студентам использовать полученные знания на практике в творческой деятельности.

Лекционные занятия призваны дать систематизированные знания о художественных лаках, их зарождении, школах, мастерах промысла.

В программе практических занятий выделены разделы. Их названия соответствуют современным требованиям вузовских программ. Конкретные темы, включенные в программу практических занятий являются примерными и могут быть заменены по мере необходимости на аналогичные.

Цель дисциплины: ознакомить студентов с историей развития лаковой росписи, особенностями и отличиями традиционных школ и техникой их выполнения.

Задачи дисциплины: ознакомить студентов с Восточной, Европейской и русской традицией лаковой росписи, с историей формирования традиционных русских школ и творчеством мастеров; дать знания по технологии изготовления лаковой росписи; сформировать навыки выполнения в материале декоративной композиции по мотивам локальных школ лаковой живописи: Федоскино, Мстера, Холуй, Палех.

В учебном плане дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин для студентов направления 071301.65 «НХТ». Стандартом высшего профессионального образования направления 071301.65 «НХТ» требования к обязательному содержанию дисциплины определены.

Курс дисциплины «Художественные лаки» в учебном процессе логически связан с дисциплинами «Живопись», «Рисунок», «Композиция».

  1. Требования к уровню освоения курса

В ходе изучения курса у студентов должны быть сформированы:

А) знания об истории появления промысла, знание мастеров, направлений, техник живописи, символики и видов орнаментов

Б) умения грамотно выполнить лаковую миниатюру по мотивам любого из направлений промысла.

  1. Общая трудоёмкость дисциплины

Общий объем дисциплины по учебному плану составляет 82 часов. В том числе 18 часов лекционных занятий и 16 практических занятий, учебным планом предусмотрен зачет для направления НХТ. Самостоятельная работа студентов составляет 34 часа.

  1. Содержание дисциплины

Лекционные занятия призваны дать общие понятия о художественных лаках, их происхождение и зарождение на Востоке, Западе и в России. Дать представление о техниках разных направлений и мастеров.

Практические занятия включают выполнение студентами левкаса в Восточной или русской стилистике в определенной техникой и выбранным сюжетом, с соблюдением конкретных требований, определенных технологией производства. Сложность и характер заданий, время их выполнения определены программой, однако в отдельных случаях в зависимости от уровня подготовки студентов преподавателю предоставляется право сокращать или увеличивать количество заданий в пределах общего количества часов, отведенных учебным планом.

Качество знаний, умений и навыков студентов проверяется в результате проведения зачета. По сумме оценок всех выполненных заданий и аттестации по материалам лекций выводится средняя арифметическая оценка.

4.1. Тематический план лекционных занятий

Наименование тем

Лек

1

Художественные лаки.

Локальные школы.

2

2

Роспись Палеха.

2

3

Федоскинская миниатюрная живопись

2

4

Лаковая миниатюра Мстеры.

2

5

Лаковая миниатюра Холуя.

2

6

Жостовские подносы.

2

7

Роспись Нижнего-Тагила

2

8

Лакирование по дереву и металлу. Английская и французская техники лакирования.

Восточная традиция лакирования.

2

Всего:

16

4.2. Содержание лекционных занятий

Раздел содержит разработку тем лекционных занятий в соответствии с тематическим планом. В программе дисциплины предусмотрено изучение художественных лаков. Целью лекций являются развитие у студентов навыков создания лаковой росписи, грамотная работа с цветом, создание образа, стимулирование раскрытия креативных качеств у студентов.

1.Художественные лаки.

Зарождение художественных лаков в России

Обзор локальных школ в России

Организации артелей

Представители локальных школ

Виды промыслов

2.Роспись Палеха

Зарождение палехской росписи

Палехская миниатюра и фольклор

Сюжеты великой отечественной войны в искусстве Палеха

Сюжеты сказок и былин в искусстве Палеха

3.Федоскинская миниатюрная живопись

Зарождение Федоскинской миниатюры

Мастера Федоскинской миниатюры

Техника Федоскинской миниатюры

4.Лаковая миниатюра Мстеры

Зарождение промысла

Мстерские мастера

Техника мстерских мастеров

Сравнение с Палехом

5.Лаковая миниатюра Холуя

Зарождение промысла

Мастера промысла

Техника мастеров Холуя

6.Жостовские подносы

Особенности жостовской росписи

Зарождение промысла в Жостово.

Мастера жостовского промысла.

Техника выполнения росписи.

Особенности жостовского производства.

7. Роспись Нижнего-Тагила

Особенности росписи.

Зарождение промысла в Нижнем-Тагиле.

Мастера локальной школы.

Техника выполнения росписи.

Особенности производства в Нижнем-Тагиле.

8. Лакирование по дереву и металлу. Английская и французская техники лакирования.

Зарождение и приемственность промысла в Европе.

Сравнение техник лакирование по дереву и металлу.

Особенности английской техники лакирования.

Особенности французской техники лакирования.

9. Восточная традиция лакирования.

Зарождение промысла на Востоке.

Китайская традиция и ее особенности.

Японская традиция и ее особенности.

4.3 Тематический план практических занятий

Наименование тем

Кол-во часов

СРС

1

Подготовка поверхности для росписи.

4

4

2

Выполнение эскиза в карандаше.

4

4

3

Выполнение эскиза в цвете.

4

4

4

Перенесение эскиза на подготовленную поверхность.

4

4

5

Нанесение первого слоя росписи. Лакирование.

4

4

6

Нанесение второго слоя росписи. Лакирование.

4

4

7

Нанесение третьего слоя росписи. Лакирование.

4

6

8

Снятие плакеты с доски. Заключительное лакирование.

4

4

Всего часов:

32

34

4.4Содержание аудиторных практических занятий

Раздел содержит разработку тем практических занятий по семестру в соответствии с тематическим планом, рекомендуемые материалы и техники выполнения заданий. Часть заданий сопровождается методическими рекомендациями по выполнению работы. Практическое задание выполняется последовательно, в несколько этапов, масляными красками. Предусмотрена технология изготовления плакеты состоящая из: подготовки поверхности для росписи, нанесения рисунка, многослойной росписи в несколько этапов перемежающимися этапами просушки и лакирования. Могут возникнуть сложности при подготовке поверхности и нанесении гипсового слоя (неровности) которые следует исправлять с помощью наждачной бумаги.

1.Подготовка поверхности для росписи

Наложение марлевой ткани на доску (возможна деревянная прямоугольная разделочная доска)

Нанесение гипсового слоя

Шкурение гипсовой поверхности

Покрытие гипсовой поверхности клеем ПВА

Нанесение красочного слоя

2.Выполнение эскиза в карандаше

Выполнение эскиза либо в Восточной, либо в русской традиции

3.Выполнение эскиза в цвете

Выбор колорита в рамках данной традиции

4.Перенесение эскиза на подготовленную поверхность левкаса

Перенесение эскиза на кальку и нанесение с помощью копирки, если фон достаточно светлый. Для темного фона используется белый карандаш.

Лакирование

5.Нанесение первого слоя росписи.

Нанесение крупных деталей росписи и цветовые отношения

6.Нанесение второго слоя росписи. Просушка. Лакирование

Нанесение деталей росписи среднего формата

7.Нанесение третьего слоя росписи.

Нанесение мелких деталей.

Снятие плакеты с деревянной доски, но допустимо и оставить роспись в исходном виде т.е. на доске

Самостоятельная работа студентов.

В часы предусмотренные для самостоятельной работы студентов проходят подготовительные работы, лакирование, доработка заданий начатых в аудиторное время, а так же подбор аналогов на этапе создания эскиза.

5. Вопросы для самостоятельного контроля

1. Зарождение художественных лаков в России

2.Обзор локальных школ в России

3.Организации артелей

4.Представители локальных школ

5.Виды промыслов

6.Роспись Палеха

7.Зарождение Палехской лаковой миниатюры

8.Палехская миниатюра и фольклор

9.Сюжеты великой отечественной войны в искусстве Палеха

10.Сюжеты сказок и былин в искусстве Палеха

11.Федоскинская миниатюрная живопись

12.Зарождение Федоскинской миниатюры

13.Мастера Федоскинской миниатюры

14.Техника Федоскинской миниатюры

15.Лаковая миниатюра Мстеры

16.Зарождение промысла Мстеры

17.Мстерские мастера

18.Техника мстерских мастеров

19.Сравнение Палехской и Мстерской росписи

20.Лаковая миниатюра Холуя

21.Зарождение промысла Холуя

22.Мастера Холуйского промысла

23.Техника мастеров Холуя

24.Жостовские подносы

25.Зарождение жостовского промысла

26.Мастера жостовского промысла

27.Техника выполнения жостовской росписи

28.Особенности производства в Жостово

29.Особенности росписи Жостова

30. Зарождение и приемственность промысла в Европе

31. Сравнение техник лакирование по дереву и металлу

32.Особенности английской техники лакирования

33.Особенности французской техники лакирования

34.Восточная традиция лакирования

35.Зарождение промысла на Востоке

36.Китайская традиция и ее особенности

37.Японская традиция и ее особенности

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Учебным планом не предусматривается выполнение курсовых работ по дисциплине «Художественные лаки».

Для проведения лекционных и практических занятий требуется: хорошо освещенное помещение, столы, стулья, вода (раковина для сливной воды), Для практических занятий используются: деревянная основа, марля, клей ПВА, гипс, лак, масляные краски, кисти разных размеров.

7. Формы отчётности

Формой отчетности по дисциплине «Художественные лаки»является зачет который включает в себя выполнение практического задания и устную или письменную аттестации по темам лекций на контрольной неделе и в конце семестра.

  1. Библиографический список

Основная литература

  1. Алексахин, Н. Н. Художественные промыслы России : учеб пособие / Н. Н. Алексахин. – Москва : Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005. – 174 с. : ил.

  2. Константинова, С. С. История декоративно-прикладного искусства : конспект лекций : курс лекций / С. С. Константинова. – Ростов на Дону : Феникс, 2004. – 187 с. – (Сессия без депрессии).

  1. Максимович, В. Ф. Народные художественные промыслы : учеб.-метод. пособие / В. Ф. Максимович. – Москва : Флинта, 2000.

  1. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: технология народных художественных промыслов : учеб. пособие / М. С. Соколова. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 303 с. : ил. – (Учебное пособие для вузов).

  1. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 071301. 65 «Народное художественное творчество» (1)

    Учебно-методический комплекс
    В системе профессиональной подготовки студентов художественных специальностей НХТ предмет «Цветоведение» занимает особое место, поэтому изучается на первом этапе профессиональной подготовки студентов.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Технология материалов» не предусмотрен в общепрофессиональном и специальном цикле учебных курсов Государственного профессионального стандарта высшего профессионального образования и включен в учебный план как дисциплина по выбору.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество»

    Учебно-методический комплекс
    Основные теоретические положения реалистического рисунка. Законы воздушной и линейной перспективы. Понятие о тоне, тональном масштабе, светотеневых отношениях.
  4. Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010

    Учебно-методический комплекс
    Место и роль эстрадного танца в развитии хореографического искусства. Становление системы преподавания эстрадного танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченных композиций)
  5. Учебно-методический комплекс Дисциплина: Танец и методика его преподавания: Основы классического танца

    Учебно-методический комплекс
    Место и роль отдельных видов танца в развитии хореографического искусства. Становление системы преподавания данного вида танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченной композиции)
  6. Учебно-методический комплекс Дисциплина: Теория и история хореографического искусства Цикл: сд. Ф. 04. 01 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Теоретические основы хореографического искусства. Связь истории хореографии с развитием мировой культуры. Основные этапы эволюции русского и зарубежного хореографического искусства от зарождения до современности.
  7. Учебно-методический комплекс Дисциплина: Теория и история хореографического искусства Цикл: сд. Ф. 04. 01 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа по дисциплине: «Теория и история хореографического искусства», федерального компонента цикла СД.Ф.04.01 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  8. Учебно-методический комплекс Дисциплина: Мастерство хореографа Цикл: сд. 04. 06

    Учебно-методический комплекс
    Хореограф как автор танца. Слагаемые хореографического произведения: музыка, танец, костюм, сценическое оформление, исполнители. Пространственное строение танца.
  9. Учебно-методический комплекс Дисциплина: Сценический дуэтный танец Цикл: сдв. 01

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа по дисциплине: «Сценический дуэтный танец», цикла СДВ.01. составлена в соответствии требованиями к структуре и содержанию учебно-методического комплекса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.

Другие похожие документы..