Курсовая работа по дисциплине «Экономика фирмы» на тему «Управление персоналом в современной фирме»

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.

Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.

Контролировать надо уметь, необходимо оценивать свои действия в каждой конкретной ситуации находить наиболее целесообразные формы контроля. Здесь можно выделить ряд правил, лежащих в основе корректного контроля (этика контроля)

1. Контроль не должен ограничиваться инцидентами.

Нормальный контроль – постоянная задача. При соблюдении этого правила контроль не получит негативной окраски со стороны управленца и подчинённых.

2. Тотальный контроль делает людей неуверенными и несамостоятельными.

Если подвергать контролю всё и вся, из принципа, что не было критически проверено, чревато ошибками, то подчинённые стремятся освободиться от ответственности в силу своей неуверенности.

3. Контроль должен быть открытым.

Срытый контроль, т. е. основанный на подозрениях, порождает всеобщее недоверие, что подрывает моральный климат в коллективе.

4. Контролю должны подвергаться не только наиболее известные участки деятельности.

Слабое знание определённых участков зачастую ведёт к притуплению контроля в целом и создаёт почву для проступков со стороны рядовых работников.

5. Не превращать контроль в проформу.

Некоторые руководители считают себя большими демократами, и это приводит к осуществлению поверхностного контроля. С надеждой на лучшее.

6. Не контролировать из недоверия.

Неверно то мнение, что контроль можно считать успешным, если выявлен “негатив”. Нельзя считать, что сотрудники всегда делают что-то не так, а тем более не доверять им. Это снижает удовлетворённость сотрудника своей работой, а соответственно сказывается на качестве и эффективности выполняемых заданий.

7. Не держать своих выводов при себе.

Любому сотруднику небезразлично, что о нём думает руководитель. Негативные результаты контроля бесплодны, если не становятся предметом обсуждения. Только вовремя доведённые выводы до сотрудника позволят ему сделать правильные заключения.


Принятие решений в современной системе управления персоналом

В современных условиях даже очень опытный руководитель не всегда оказывается в состоянии без применения специальных средств и методов объективно сопоставить преимущества и недостатки вариантов решения в области управления персоналом и выбрать из них наилучший. Как добиться того, чтобы решения, принимаемые руководителями, были наилучшими? Частично ответить на этот вопрос нам поможет Теория обоснования решений.

В последние годы в нашей стране и за рубежом у некоторой части хозяйственных руководителей и специалистов увлечение экономико-математическими методами сменилось некоторым скептицизмом по отношению к ним. Они считают, что применение количественных методов при обосновании решения сложных проблем не всегда способствует повышению качества решений. Причину неудач эти руководители и специалисты видят в несовершенстве математического аппарата. Математики же полагают, что безуспешность отдельных попыток применения математических методов для нахождения наилучшего решения, в том числе в области управления персоналом, - следствие неумения поставить задачу.

Принятие решения - это процесс, в результате которого из ограниченного числа предварительно отобранных вариантов руководитель выбирает один, по его мнению, наилучший, или одобряет предложенный специалистами единственный вариант.

В ходе обоснования решения специалисты в области кадров отсеивают неэффективные (нерациональные) варианты и отбирают один или несколько вариантов, обладающих определенными преимуществами перед остальными, и представляют их руководителю ответственному за принятие решения.

Теория обоснования решений указывает некоторые общие принципы подготовки и обоснования решений:

  • комплексный подход к анализу проблемы (предполагает учет всех факторов, прямо или косвенно влияющих на решение проблемы);

  • системный подход к оценке ее возможных решений (системный подход, на основе системного анализа, ориентирует на выбор такого решения, которое в наибольшей степени соответствует целям, стоящим перед системой, благодаря этому может быть обеспечено соответствие всех решений по частным вопросам общим целям).

Основное назначение системного анализа - представлять сущность проблем, стоящих перед руководителями, по возможности в более простом, обозримом виде, не предлагая при этом окончательных решений. Одна из целей применения системного анализа при исследовании той или иной проблемы - получить количественные характеристики преимуществ и недостатков возможных вариантов решения. Количественный анализ помогает лицу, принимающему решение, более объективно сравнивать варианты решения и выбирать из них наилучший.

Значительным резервом повышения эффективности управления персоналом является широкое использование для выработки решений математических моделей хозяйственных процессов, реализованных на ЭВМ, создание автоматизированных систем управления персоналом. В настоящее время разработано множество экономико-математических моделей общего назначения, на основе которых составлены алгоритмы и программы решения задач на ЭВМ.

В результате работы по выработке решений мы получаем следующие виды управленческих решений: Приказы и рекомендации.

· Приказы

Чётко сформулированное решение, рассчитанное на конкретное подразделение, подлежащее безукоснительному, обязательному исполнению.

· Рекомендации

Некое управленческое решение, направленное на конкретное подразделение, рекомендательного характера, несущее в себе информацию к размышлению и выработанное для улучшения работы учреждения.

Методы принятия управленческих решений - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

В условиях завода “Электрощит” применяются следующие методы в решении как общих, так и кадровых управленческих задач.

1. Декомпозиция - Представление сложной проблем, как совокупности простых вопросов.

2. Диагностика - Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.

3. Экспертные оценки - Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.

4. Метод Делфи - Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.

5. Метод неспециалиста - Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.

6. Линейное программирование.

7. Имитационное моделирование.

8. Метод теории вероятности.

9. Метод теории игр - Задачи решаются в условиях полной неопределенности.


Управление персоналом в фирме «ТатАИСнефть»

Списочный состав работающих в управлении на 1 января 2002 года составляет:

Всего

1183 чел.

из них:

рабочих

863 чел.

руководителей

113 чел.

специалистов

202 чел.

служащих

5 чел.

За 2002 год было принято 362 человека, уволено – 298 человек.

В условиях рынка выросли требования к работникам. В деятельности управления возникла новая информационная технология, появилась необходимость создания системы управления персоналий с более широкими функциями.

Прирост численности работников обусловлен вводом новых мощностей, внедрением новых телекоммуникационных технологий. С учетом изменения характера и условий труда сохранилась тенденция к увеличению работников с высшим образованием и средним специальным.

Поэтому списочный состав работающих по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 64 человека.

Произошли количественные изменения по категориям персонала. Количество руководителей увеличилось на 7 человек, специалистов – на 22 человека, а количество рабочих – на 34 человека.

Качественный состав по образованию таков: высшее образование имеют 144 человека, среднее специальное – 314 человек, общее среднее – 600 человек и незаконченное среднее – 125 человек.

Происходит постоянное движение кадров. Оно вызвано естественными причинами: люди стареют, уходят на пенсию, вынуждены менять работу по состоянию здоровья, другие хотят сменить специальность, место работы. Сменяемость кадров в управлении составляет 26,4 %, что на 6,6 % больше прошлого года.

Уровень текучести кадров по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 1 % и составляет в целом по управлению 8,8 %.

Одной из главных задач кадровой политики является стабильность трудового коллектива. Из года в год коллектив нашего управления становится более стабильным. Так со стажем работы в управлении свыше 5 лет работающих 76 %.

Особое значение в работе с персоналом отводится созданию действенного и надежного резерва. Резерв составляется независимо от наличия и количества вакантных должностей. При формировании резерва используются итоги аттестации, которая ставит своей целью объективно определить деловые качества специалистов, сделать выводы об их соответствии занимаемым должностям и выявить тех, кто по своей квалификации и деловым качествам заслуживает зачисления в резерв для выдвижения.

Исходя из имеющегося резерва кадров в управлении были отобраны и выдвинуты на вакантные места на вышестоящие должности 14 человек.

При замещении вакантного рабочего места учитывались профессиональные знания и умения работника, его производственный опыт, деловые и нравственные качества, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры.

Также приглашены на работу после окончания ВУЗов 7 человек молодых специалистов по профессиональной пригодности в процессе отбора подходящих кандидатур.

Первоочередной задачей в 2001 году было не только стабилизировать рабочую силу, но и подбирать и готовить кадры, чтобы сохранить качественный состав и потенциал коллектива, потому что наша отрасль технико- и наукоемкая. Управление в 2001 году повысило квалификацию 356 работникам, из них: руководителей – 143 человека, специалистов – 120 чел., рабочих – 67 чел. Обучено впервые, вторым профессиям и переподготовлено 26 человек. Повысили квалификационный разряд, а следовательно улучшили профессиональное мастерство – 71 человек.

Сумма средств, затраченных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации, а также затраты по прямым договорам управления в 2001 году составила 2 454 тыс. рублей.

В управлении широко используется практика заключения контрактов как с руководителями и высококвалифицированными специалистами, так рабочими и служащими.

Принципиальным образом расширяется диапазон и содержание требований к профессиональным качествам работника. К общепринятым в настоящее время требованиям: четкой дисциплине, высоким исполнительским качествам, ответственности, инициативе и творческой заинтересованности в самом труде добавляются также как самомотивация, гибкость, организаторские способности, готовность и способность к профессиональному развитию, умение ставить и решать проблемы, распределять время, соизмерять темп работ, готовность действовать в экстремальных ситуациях, здравый смысл, бережливость, доброжелательность, неприятие коррупции и др.

Укрепление трудовой дисциплины – основной показателем кадровой работы.

Сегодня воздействие на нарушителя становится все более дифференцированным. Для одних это убеждение – что является акционером, собственником. Добросовестность , ответственность за выполняемое дело, готовность работать так, как требует того время – вот условия нашего труда. Все нарушители трудовой дисциплины обсуждены на собраниях трудовых коллективов цехов, приняты меры морального и материального характера.

В управление большое значение придают работе с ветеранами. Это люди, которые практически создали предприятие. Они рассматривают управление не только как место своей производственной деятельности, но и считают чем-то вроде второй семьи, которая в случае невзгод защитит и выручит в трудную минуту.

Сколько сил и здоровья отдано нашими ветеранами, работавшими со дня преобразования конторы связи в управление "ТатАИСнефть".

Управление, помня об этом, не забывает своих ветеранов пенсионеров. Ведь недаром говорят: "не знающий и не уважающий прошлого не может иметь будущего".

Всего в управлении 390 пенсионеров, из них 23 человека – ветераны войны. Ежегодно в мае проводится чествование ветеранов войны с организацией концерта и праздничного стола, с воспоминаниями: о былых военных и трудовых подвигах, о тех, кто еще год назад сидел рядом за праздничным столом, но не смог прийти по причине болезни или скончался. По заявлению ветеранов войны и труда выделяется материальная помощь из средств предприятия на лечение и на погребение из средств профсоюзного бюджета. В течении года выделяются путевки для лечения пенсионеров в санаториях, и в санаториях профилакториях. Всего за отчетный период было выделено 12 путевок. Весной всем желающим были выделены земельные участки под посадку картофеля. А осенью всем желающим пенсионерам, имеющим сады-огороды, была организована доставка удобрений (навоза).

Молодежная политика, проводимая в управлении, является составной частью планов развития ОАО "Татнефть" и представляет собой совместную деятельность администрации и руководства подразделений, направленную на создание условий для социально-экономического, политического, культурного и духовного развития молодежи управления "ТатАИСнефть". В соответствии с этим, отдел кадров планирует и проводит необходимую работу, связанную с определением развития и совершенствованием основных направлений, форм и методов работы с молодежью, работающей в подразделениях управления. Вся эта работа сориентирована на решение текущих и перспективных задач, стоящих перед управлением.

Главными целями данной работы является привлечение молодежи на работу в подразделения управления и закрепления ее на своих рабочих местах, эффективное использование творческого потенциала молодых работников, активное привлечение их к решению задач, стоящих перед управлением в настоящее время и в будущем, нравственное и эстетическое воспитание.

В управлении работают 295 человек до 30 лет. Из них с высшим образованием 30 человек. Со средним специальным образованием – 98 человек. В 2001 году на летний период было трудоустроено 64 подростка. На конец текущего года работают 8 человек в возрасте до 18 лет. Уволено 2 подростка, все они были уволены с согласия комиссии по делам несовершеннолетних при администрации города в соответствии со статьей 183 КЗоТ РФ. Причиной увольнения было поступление на учебу.

Ежегодно управление пополняется молодыми людьми, не имеющими жизненного опыта. Каждому из них предстоит много поработать, прежде чем в совершенстве овладеть своей профессией. Непростой процесс адаптации молодого человека в коллективе облегчает наставник, их в управлении 57 человек. За всеми вновь пришедшими молодыми людьми в возрасте до 18 лет распоряжением по подразделению закрепляются наставники. Прием молодежи в управлении организуется так, чтобы с первых трудовых шагов воспитать у них чувство гордости за дела коллектива и ответственность перед ним. Между молодым работником и наставником заключается договор, в котором отражены взаимные обязательства на весь период шефства. По окончании наставничества молодой работник сдает экзамены по теоретической части и делает пробную работу на учебно-тренировочном рабочем месте, перед квалификационной комиссией своего подразделения. По результатам сдачи молодыми работниками пробных работ в конце года определяется лучший наставник управления (конкурс наставников).

Молодые работники не только не остаются в стороне от общественной жизни коллектива, они принимают самое активное участие в зимних и летних спартакиадах. Удачным оказался дебют коллектива Лениногорского цеха, занявшего первое место в конкурсе художественной самодеятельности, возрожденным комитетом молодежи управления. Вся культурно-воспитательная работа среди молодежи управления направлена на выявление наиболее талантливых и одаренных молодых людей, формирование и сплочение молодежных творческих коллективов, воспитание чувства гордости за причастность к коллективу управления.

С целью повышения правовых знаний подростков и предотвращения совершения ими правонарушений в управлении проводится работа по их правовому воспитанию. Одной из форм этой работы является лекционно-просветительская. За летний период проводился цикл тематических лекций. На лекциях выступали представители: органов правопорядка, инспекции по делам несовершеннолетних, психоневрологического диспансера и СПИД-центра.

Для активизации технической деятельности молодежи, работающей в управлении "ТатАИСнефть" с января по декабрь 2001 года организован постоянно действующий конкурс "Лучшее рационализаторское предложение среди молодых работников управления". За время действия конкурса в нем приняло участие 24 молодых работника. Итоги конкурса молодых рационализаторов подводятся к концу года специально созданной комиссией. По итогам заседания комиссии издается приказ.

Полная занятость трудоспособного населения – одна из основных задач кадровой службы нашего управления. Проводится политика "омоложения" трудового коллектива. Это значит, что работники управления, достигшие пенсионного возраста и получающие пенсию по возрасту (социально защищенные слои населения), уступают свои рабочие места выпускникам школ и других учебных заведений.

Работа с кадрами, несмотря на стоящие перед ней общие цели, всегда конкретна и не терпит шаблона.


Заключение

Рыночная экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, требует больше менеджеров, чем прежняя система. Но менеджеры эти должны быть совсем иными, нежели раньше, обладать новыми качествами. Ведь не случайно доля административно-управленческих работников (вместе с инженерами и учеными) в общей численности занятых даже в обрабатывающей промышленности США повысилась с 15.0% в конце 50-х годов до 40% в начале годов 90-х, а не некоторых фирмах эта доля достигает и 70-%. И это несмотря на то, что огромная масса специалистов по управлению ушла из административного аппарата фирм в самостоятельные, действующие на основах жесткой самоокупаемости компании по оказанию деловых услуг. Нет никаких заметных тенденций сокращения и государственного аппарата в ведущих капиталистических странах. Повышение численности, удельного веса управленцев происходит в условиях, когда в частном бизнесе идет учет каждого цента или пенни, затраченного на управление, а государственные бюджеты находятся под контролем демократических институтов.

По-видимому, нам следует сделать важный вывод из этого - дело не в механических сокращениях, а в глубоких преобразованиях аппарата управления. Идея приспособления к принципиально новым условиям — вот то главное, что должно выйти на первый план. Разумеется, далеко не все способны на такого рода приспособление. Многим, возможно, придется уступить свое место более молодым, прогрессивным и энергичным менеджерам. Однако основная масса существующих работников управления - это весьма ценный потенциал людей, знающих реальность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных к дисциплине, упорному целенаправленному труду, обладающих чувством ответственности. С этими людьми необходимо внимательно, вдумчиво работать, обеспечивать их правильную расстановку в новых условиях, обучение, переквалификацию. Нужно создать им стимулы к эффективному труду, защиту их прав, наконец, сформировать активную среду социального отбора руководителей и специалистов нового типа, в которой выживут и добьются успеха именно те, кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям.

В заключение можно вспомнить старую, проверенную временем истину: “Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач”. Конечно, современный мир многообразен, зависит от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство хозяйством и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности.


Список используемой литературы

  1. Алан Хоскинг. Курс предпринимательства: Практическое пособие, пер. с англ. — М. Международные Отношения, 1994 г.

  2. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Издательство Московского Университета, 1995.

  3. Вудкок М., Фрэнсис Д., Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело, 1994.

  4. Герчикова И. Н., Менеджмент. - М.: Юнити, 1994.

  5. Грейсон Дж. Младший, О,Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991.

  6. Зигерт В., Ланг Л., Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.

  7. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. || Человек и труд 1997 №10.

  8. Майкл Мескон и др., “Основы менеджмента”, - М., 1995 г.

  9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1998.

  10. Семёнова О. К. Менеджмент. – Братск: Лот, 1993.

  11. Ф.Тейлор Основы научного менеджмента, Прогресс, Москва, 1992 г.

  12. Трейси Д., Менеджмент с точки зрения здравого смысла. – М.: Автор, 1993г.

  13. Годовой отчет нефтяной компании «Татнефть». – М.: 2002

  1. Курсовая работа по дисциплине «Экономика фирмы» на тему «Управление персоналом в современной фирме» (1)

    Курсовая работа
    Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического
  2. Курсовая работа по дисциплине: «Логистика товародвижения» на тему: «Общие сведения о закупочной логистике»

    Курсовая работа
    Актуальность темы: В России в 1990-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление - логистика. Интерес к ней обусловлен потребностями развития экономики и бизнеса, возросшими объёмами грузовых перевозок.
  3. Курсовая работа по дисциплине: Зарубежные турагентства. На тему: Использование информационных технологий в туризме

    Курсовая работа
    Туризм сегодня - это глобальный компьютеризированный бизнес, в котором участвуют крупнейшие авиакомпании, гостиничные цепочки и туристические корпорации всего мира.
  4. Курсовая работа по дисциплине: «Товарная политика» на тему: «упаковка товара в системе товарной политики промышленного предприятия»

    Курсовая работа
    Говоря о современных методах упаковки и таре, необходимо вспомнить их историю. Упаковка всегда играла важную роль в жизни человечества и, как вехи на пути, отмечала этапы его развития.
  5. Курсовой проект по дисциплине: «Экономика предприятия» на тему: «Факторы и резервы повышения производительности труда на предприятии и их влияние на эффективность производства»

    Курсовой проект
    Производительность труда – основной показатель экономической эффективности промышленного производства и каждого предприятия. Анализ производительности труда позволяет определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов
  6. Работа по дисциплине «стратегический менеджмент» на тему: «реинжиниринг бизнес-процессов»

    Реферат
  7. Курсовая работа по дисциплине «финансовый менеджмент»

    Курсовая работа
    В современных условиях главными задачами развития экономики является повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках.
  8. Курсовая работа по дисциплине «Экономика предприятия» Тема: «Антикризисная программа по совершенствованию сферы жилищно-коммунального хозяйства»

    Курсовая работа
    Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня остается одной из самых сложных и проблемных сфер экономики. Вопросы возникают по всему спектру – от формирования тарифов на услуги ЖКХ до деятельности управляющих компаний (УК).
  9. Курсовая работа по курсу «Экономический анализ» На тему: «Финансовая диагностика и оценка деятельности предприятия»

    Курсовая работа
    При экономическом анализе финансового положения предприятия рассматривается результат финансово-хозяйственной деятельности как достижение определённого уровня экономического потенциала.

Другие похожие документы..