Из Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г

РИДЕР

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В МИРЕ

1.О понятии национального интереса: теоретические и методологические аспекты

Из Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г.

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством, обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется зашита и покровительство.

Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности,общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности: интеграция с международными системами безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и реализации;

Верховный Совет Российской Федерации:

определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;

Министерства и государственные комитеты Российской Федерации в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ зашиты жизненно важных интересов объектов безопасности;

Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответственности перед Верховным Советом Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Основными задачами Совета безопасности Российской Федерации являются:

определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;

подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

На межведомственные комиссии и аппарат Совета безопасности Российской Федерации возлагаются:

оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности.

Из «Послания по национальной безопасности Президента Российской Федерации

Федеральному Собранию» от 13 июня 1996 года

Долгосрочные интересы России, как и любой страны, направлены на сохранение своей самобытности в мировом сообществе, обеспечение национальной безопасности, политического суверенитета, устойчивого социально-экономического развития. Их суть сводится к трем содержательным блокам: процветание народа, зашита и обустройство территории его проживания, сохранение и развитие национальной культуры.

С точки зрения универсальных ценностных ориентиров развития страна сделала стратегический выбор: гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика.

Гражданское общество является гарантом свободы, демократии и справедливости, поддерживаемых посредством правового государства. В свою очередь правовое государство может существовать только при поддержке гражданского общества в качестве его органа и особого средства удержания целостности общества и страны как территориального, культурного, хозяйственного и прочего единства. Огромную роль в формировании гражданского общества играет институт семьи, становление и развитие которого как базовой ячейки гражданского общества должно стать важнейшей заботой государства. На это ориентирован Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года «Об основных направлениях государственной семейной политики».

Россия окончательно станет правовым государством, когда власть в своих решениях и действиях будет связана правом и в то же время сможет эффективно гарантировать безотказное действие права. Основа правового государства уже есть, и плоды этого ощутимы. Конституция России закрепила ряд незыблемых принципов, обеспечивающих правовую государственность, разделение властей, прямое действие норм и принципов Конституции, презумпцию невиновности, права человека как высшую ценность, а также соответствующую этим принципам систему государственной власти.

Теперь развитие идет по пути создания законодательных актов в духе конституционных принципов, обеспечения независимости и силы судебной власти, воспитания соответствующего правового сознания, в том числе через практическое действие принципов права.

Ключевым элементом рыночного хозяйства является собственник, не просто владеющий тем или иным имуществом, но способный его разумно использовать и распоряжаться им, причем не только в своих личных интересах, но и в интересах всего общества, и по совокупности всего этого несущий ответственность за свою собственность и связанные с ней сферы деятельности. При этом в ряде сфер хозяйственной деятельности одним из эффективных собственников выступает само государство.

Российское государство было и остается многонациональным. Попытка вписать проблему безопасности России в схемы национальной государственности неадекватна ее историческим традициям и сложившимся реальностям. В своем развитии Россия стремится к восприятию и освоению особо важных, значимых достижений человечества в контексте сохранения и развития своих уникальных черт и особенностей.

Ключевым элементом системы ценностей в Конституции Российской Федерации провозглашен человек. Его права и свободы определены как высшая ценность.

В числе национальных ценностей России, определенных Конституцией, находятся: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; суверенная государственность России и незыблемость ее демократической основы; благополучие и процветание России; ответственность за свою Родину перед прошлыми, нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества. В Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 1994, 1995 и 1996 годов подчеркивается важная роль таких ценностей. как безопасность, свобода, благосостояние, государственность,, законность, человечность, гражданственность, достоинство, патриотизм, нравственность, равенство, справедливость. Эта система национальных ценностей способна стать жизненным ориентиром россиян, их современным мировоззрением.

Россия исторически складывалась как политический, хозяйственный и административный союз земель, этносов, культур, скрепляемый общегосударственными ценностями и интересами. Обширные пространства страны, требующие значительных усилий для их освоения в сложных природных и геополитических условиях, этническое многообразие, особенности национальных характеров предопределили в качестве общего интереса всемерное укрепление государства как организующего начала. Оно призвано обеспечить территориальную целостность и внешнюю безопасность, сосуществование различных этнических, религиозных и культурных общностей.

Процесс демократизации, сопровождающийся глубокими социально-экономическими преобразованиями, открывает в России путь к гармонизации интересов личности, общества и государства.

На современном этапе высшим национальным интересом России, совпадающим с конституционно закрепленной высшей национальной ценностью, является обеспечение развития человека, устойчивого роста уровня его жизни и благополучия на основе соблюдения его прав и свобод, стимулирования его ответственности; демократического развития страны.

Национальные интересы России – основа формирования стратегических задач внутренней и внешней политики страны. По своему содержанию они являются интегрированным выражением жизненно важных интересов личности, общества и государства.

К жизненно важным интересам личности относятся: реальное обеспечение конституционных прав и свобод человека; духовное и интеллектуальное развитие; обеспечение достоинства человека, его жизни и его здоровья; надежная зашита личной и имущественной безопасности; обеспечение достойного и гарантированного государством минимума материальных и экологических условий существования при тенденции к их улучшению.

К жизненно важным интересам общества относятся: становление структур гражданского общества; возрождение и государственная поддержка семьи как первоначальной ячейки гражданского общества; создание механизмов контроля общества над государством; формирование политической и правовой культуры населения, соответствующей принципам гражданского общества; достижение и поддержание общенационального согласия по жизненно важным проблемам развития страны; выход из кризисной демографической и экологической ситуации; повышение интеллектуальной, созидательной, социальной и экономической активности населения; преодоление экономического кризиса и обеспечение поступательного экономического развития на началах социально ориентированной рыночной экономики; содействие обеспечению признанных международным правом интересов и прав русскоязычного населения в других странах; духовное возрождение России на основе обогащения ее национальных ценностей, дальнейшее культурное и интеллектуальное развитие общества в русле глобального цивилизационного процесса.

К жизненно важным интересам государства относятся: обеспечение регулируемости общественных процессов, защита суверенитета и территориальной целостности России; ускорение формирования и создание устойчивых основ правового, демократического, федеративного государства, обеспечивающего безусловное исполнение законов; обеспечение социально-политической и экономической стабильности страны; зашита конституционного строя, правопорядка, в том числе посредством борьбы с организованной преступностью и коррупцией; обеспечение эффективной внутренней и внешней политики, «налаживание и развитие эффективной системы международных связей на основе партнерства и сотрудничества; обеспечение способности сдерживанию и отражению любой внешней агрессии.

Иерархия национальных интересов, их временные и пространственные параметры могут изменяться вместе с изменениями внутренних и внешних условий.

На 1996–2000 гг. приоритетными внутренними интересами России являются: развитие личности, общества и страны; укрепление конституционного строя; преодоление экономического кризиса: обеспечение территориальной целостности.

Приоритетными внешнеполитическими интересами являются: на глобальном уровне – активное и полноправное участие России в построении такой системы международных отношений, в которой она занимала бы место, в наибольшей степени соответствующее ее исторической, политической, экономической и интеллектуальной значимости, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям; на региональном уровне – обеспечение стабильного и безопасного международного окружения, а также продвижение и закрепление военно-политических и экономических позиций России на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества; на субрегиональном уровне – развитие всесторонних взаимовыгодных связей с новыми независимыми государствами и участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе.

  1. Программа курса лекций "Административное право Российской Федерации", рассматриваемо

    Программа курса
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «административное право российской федерации» (для всех форм обучения)

    Учебно-методический комплекс
    Целью дисциплины является изучение основных понятий, принципов, категорий и положений науки административного права, современного состояния административного законодательства; ознакомление с системой государственного управления, формами
  3. Социально-политическая безопасность субъекта Российской Федерации (на примере Забайкальского края)

    Автореферат диссертации
  4. Закон российской федерации "Об образовании" (4)

    Закон
    "Об образовании"от 10 июля 1992 г. N 3266-1(в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2 N 102-ФЗ, от 07.
  5. Программа курса «россия в меняющейся системе международной безопасности».

    Программа
    Изучение курса должно дать студенту систематизированные знания о сущности, конкретном содержании и взаимосвязи основных внутренних и международных проблем обеспечения безопасности России.
  6. Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке

    Документ
    В монографии Зеленкова Михаила Юрьевича, доктора политических наук, действительного члена (академика) Академии военных наук, член-корреспондента Академии педагогических и социальных наук рассматриваются юридические аспекты общей теории
  7. Учебно-методическое пособие С. В. Кортунов, доктор политических наук москва 2007 Рекомендовано Учебно-методическим советом в качестве учебного пособия для студентов гу-вшэ (1)

    Учебно-методическое пособие
    В учебном пособии раскрываются теоретические и методологические проблемы формирования политики национальной безопасности. Обосновываются основные условия, влияющие на состояние безопасности, определяется геополитическое, геостратегическое
  8. Учебно-методическое пособие С. В. Кортунов, доктор политических наук москва 2007 Рекомендовано Учебно-методическим советом в качестве учебного пособия для студентов гу-вшэ (2)

    Учебно-методическое пособие
    В учебном пособии раскрываются теоретические и методологические проблемы формирования политики национальной безопасности. Обосновываются основные условия, влияющие на состояние безопасности, определяется геополитическое, геостратегическое
  9. Рабочая программа учебная дисциплина Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности (наименование)

    Рабочая программа
    Законодательство РФ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Федеральные целевые программы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Другие похожие документы..