Рабочая программа по дисциплине: история Отечества для специальности, 060105 Медико-профилактическое дело код квалификации выпускника (65 специалист)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Проректор

по учебно-методической работе,

председатель ЦКМС,

доцент Ф.Г. Биккинеев

____________________________

«______»_____________ 201 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: _история Отечества__________________________

для специальности, 060105 Медико-профилактическое дело

код квалификации выпускника (65 – специалист)__

форма обучения (очная)

Факультет Медико-профилактический_____________________________________________________

Кафедра истории, философии, социологии, политологии________________________

Курс истории_Отечества_____________________________________________

Семестр первый____

Лекции _16____ часа зачет _1___семестр

Практические (семинарские, лабораторные практикумы)

занятия 38часов

Самостоятельная

работа _27_____ часов

Всего 81 час,

---------2,25--------- зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)

2011 год

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060105 - «Медико-профилактическое дело » в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине,

утвержденной «___»_________20___ года

Разработчики программы:

Заведующий кафедрой

истории, философии,

социологии и политологии ______________________ Мухарямова Л.М.

Ст. преподаватель кафедры

истории, философии,

социологии и политологии _____________________ Фасхутдинова Е.Н.

Ассистент кафедры

истории, философии,

социологии и политологии _____________________ Галихузина Р.Г.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории, философии, социологии, политологии

«_____»______________________ 2011 года протокол №_______________

Заведующий кафедрой

истории, философии,

социологии и политологии _____________________ Мухарямова Л.М.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии ________________________________________________ «_____»_______________201____ года протокол №__________________

Председатель

предметно-методического совета

гуманитарных и

социально-экономических дисциплин______________________ Мухарямова Л.М.

  1. Цели освоения дисциплины

Сформировать у студентов современное и целостное представление об основных этапах, направлениях истории России в контексте мировой истории, определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

Дать определение истории, как науке, ее месте в современном обществе, в системе социогуманитарных наук. Способствовать формированию исторического знания у студентов, добиться усвоению ими универсальных и национальных ценностей российского и мирового масштаба. Проанализировать изменения в исторических представлениях, которые произошли в последние десятилетия.

  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

История Отечества относится к гуманитарному циклу. Логически содержательно методически этот цикл связан с социальным и социально-экономическим циклам: философией, социологией, политологией, экономикой, правоведением, психологией личности, педагогикой, культурологией. Данная дисциплина призвана продемонстрировать специфику общественно-политической, экономической, культурной жизни общества в различные этапы развития Отечественной истории и дать необходимый минимум знаний о современных реалиях, ценностях и нормах гражданского общества в трансформирующейся России. Студенты, имея знания, полученные при освоении социально-экономического цикла, исследуют экономическое развитие России в разные исторические эпохи. Получают представления о рыночных отношениях, процессах модернизации, финансовых кризисах и т.п. Например, на семинаре, «Российская империя во второй половине XIX в.», занятие проводится в виде совместного выпуска Информационного листа об отмене крепостного права в Российской империи, в котором должна присутствовать следующая информация: условия освобождения крестьян от крепостной зависимости, отношение крестьян к этим условиям. Знания, получаемые при освоении социального цикла, способствуют пониманию структуры российского общества в разные периоды исторического развития. Представления, полученные в рамках политологии о политических учениях, предполагаются дополнить политическими течениями России. Знания, полученные при изучении советского периода, раскрывают положения социально-экономических циклов. Таким образом, названные дисциплины расширяют и конкретизируют знания студентов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) (ОК, ПК согласно ФГОС)

Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к научному анализу социально значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности (ОК-1);

умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-2);

способностью и готовностью к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-3);

способностью и готовностью к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4);

готовностью к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий, приумножению отечественного и мирового культурного наследия, владением понятийным аппаратом, знанием истории цивилизации, психологии культурных архетипов (ОК-5);

способностью и готовностью к пониманию роли искусства в человеческой жизнедеятельности, значения и роли религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества, к развитию художественного восприятия, к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ОК-6);

владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ОК-7);

готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
готовностью к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способностью к кооперации с коллегами, умением анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владением политической культурой, владением способами разрешения конфликтов, умением организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-1);

способностью и готовностью к пониманию и анализу экономических проблем и общественных процессов, происходивших в различные исторические эпохи; владением знаниями консолидирующих показателей, характеризующих степень развития экономики, рыночных механизмов хозяйства, (ПК-2);

способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий (ПК-3);

владением компьютерной техникой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-5);

способностью и готовностью к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач (ПК-23).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи в истории России, место и роль в истории человечества и в современном мире; влияние России на развитие медицины; принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов; лексический уровень в объеме 4000 учебных лексических единиц;

Уметь: грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, объясняя их исторической ситуацией. Выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива; использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов; анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономики;

Владеть: навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов; уметь пользоваться научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет.

4.Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,25 зачетных единиц, 81 часов.

п/п

Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Иллюстративное, материально-техническое и иное обеспечение раздела дисциплины

1

Образование и развитие древнерусс - кого госуда -рства.

1

1

2 ч.

2 ч.

2 ч.

Лекция,

Семинар

Сам. Раб

Текущий контро- ль знаний: 1.Инновацион -ный диктант.

2.Контрольная работа (предлага- ется 6 вариантов карточек).

3.Работа с источ- никами.

4.Написание те - зисов, резюме по статье, составле- ние схем и таб - лиц.

Компьютерная призен -тация лекции. Компью- терная презентация сту -дента . Текст источника.

Семинар проводится в форме деловой игры «Исторические альтернативы».

Вопросы для игры:

1. Назовите основные социальные группы древнерусского общества XI – начало XII вв. Какие категории населения Руси и почему можно отнести к господству - ющим, свободным, за- висимым?

2. Составьте и скажите пять основных пред - ложений (обществен - ный строй, племенные союзы и др.) о возни- кновении государстве- нности на Руси

3. Оцените полицент - ризм в истории древе- нерусской государст-венности с точки зрения его значения для развития древне -русских княжеств.

2

3

Средневеко- вые государс тва в нашем крае.

Российское государство на пороге нового времени (1584 – 1700 гг.).

1

3

2

2 ч

2 ч.

2 ч

2 ч.

2 ч.

Семинар

Сам. р-та

лекция

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний:1.Показ пре зентаций от Вол- жской Булгарии до Казансго Ханства

Текущий контроль знаний:

1.Тестовый конт- роль.

2.Устное выступление в дебатах.

Компьютерная презента- ция студента.Семинар проводится в форме ответов на вопросы преподавателя.

Вопросы:

1.Как образовалось Казанское ханство?Какие государства угрожали с вашей точки зрения самостоятельности Казанского ханства?

Компьютерная презен- тация лекции. Тесты.

Семинарское занятие проводится в виде деловой игры «Дополните схему». Студенты группы делятся на 3 подгруппы, которые работают над схемами, предложенными преподавателем.

4

Российская империя в XVIII в.

1

5

3

2 ч.

2 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний: 1.Инновацион - ный диктант.

2.Составление вопросов по теме.

Компьютерная презентация лекции.

Семинар проводится в виде ролевой игры «Расскажите о правлении Петра I с точки зрения людей той эпохи (бояр, крестьян, чиновников, военных, историка, изучающего эту тему)».

Вопросы для само- стоятельной работы:

1.Сравните крестьянс- кие восстания под руководством С.Разина и Е. Пугачева.

Оформите ответ письменно следующим образом: крестьянские восстания под руководством С.Разина и Е. Пугачева имели: различия:

1________________. 2__________________

Общие черты:1____________.2_________________.3______________________.

2. Напишите эссе на тему «Была ли эпоха дворцовых переворо- тов необходимым этапом истории Российской империи, или этот этап – случайность?»

5

Российская империя XIX в.

1

7

4

2 ч.

2 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний: 1.Дифференци - рованная проверочная работа.

2.Тесты на дополнение.

Компьютерная презе - нтация лекции. Тесты.

Семинарское занятие проводится в виде совместного выпуска Информационного листа об отмене крепостного права в Российской империи. Студенты определенной группы делятся на три команды, каждая из которых готовит Информационный листок, в котором должна присутствовать следующая информация: условия освобождения крестьян от крепостной зависимости, отношение крестьян к этим условиям (указать и восстание в с. Бездна Казанской губернии и Куртинскую панихиду), реформы 1861 -1874 гг., судьба Александра II.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что вам известно о контрреформах Александра III и к каким последствиям для развития России они привели?

2. Дайте определение терминам: промышленный переворот (когда он завершился в России); пореформенный период; модернизация, концессия; иностранный капитал.

3.Что вам известно о народничестве в России в 70 - 80-х гг. XIX в. и о развитии рабочего движения в конце XIX в.

6

Россия в начале в ХХ века.

1

9

5

2 ч.

2 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний: 1.Заполнение та- блиц,представле-нных обучающи- мся, разделен- ным на 4 груп - пы(одни таблицу заполняют, дру - гие ее прове - ряют).

Компьютерная презентация лекции.

Семинар проводится в виде защиты рефератов, темы для подготовки которых преподаватель предложил раньше. Рефераты о реформах С.Ю. Витте, П.А. Столыпина и о Первой мировой войне.

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Укажите основные события, значение и итоги революции 1905 года.

2.Какие политические партии были в России в начале ХХ в.

7

Революция 1917 – 1921 гг. в России.

1

8

6

2 ч.

2 ч.

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний: 1.Составление резюме по статье.

Текст источника.

Семинар проводится в виде «дискуссии в аквариуме». На семинаре освещаются и вопросы по истории Татарстана, в частности решение государственного вопроса (Идель-Урал республика, ТАССР). Студенты делятся на 3 подгруппы, 1 подгр. дискуссирует со 2 подгргр., задавая вопросы, раскрываю - щие содержание Октябрьского этапа революции,. 2подгр. отвечает на вопросы 1 подгр. и задает студентам этой группы вопросы, раскрываю- щие содержание гражданской войны. Каждая группа задает по 5 вопросов и дает ответы на вопросы, которые задают ей студенты другой подгруппы. Студенты 3 подгруппы следят за ходом дискуссии и имеют возможность задать по любой из двух проблем по 2 вопроса. Вывод о ходе дискуссии может сделать преподаватель, а роль ведущего дискуссии исполняет студент

8

Россия в 1920-х – 1930-х гг.

1

7

2 ч.

2 ч.

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний:

1.Устные ответы на вопросы преподавателя.

2.Работа с источниками.

Текст источника.

Семинар проводится в форме ответов на воп- росы преподавателя.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Обоснуйте положение «полоса декретов» сочетала цивилизационный прорыв с утопическим радикализмом.

2. Напишите о политике «военного коммунизма».

3. Как в дневнике А.Г. Соловьева отразилось постепенное формирование режима личной власти Сталина? (Текст выписок из дневника прилагается).

9

Наш край в 1917 – 1930-х годах.

1

8

2 ч.

2 ч.

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний:

1.Показ собственных презентаций по теме семинарского занятия.

Компьютерная презентация студента.

Семинарское занятие проводится путем рассказов, о событиях изображенный на рисунках и компьютерных презентациях.

Задания для самостоятельной работы:

1.Напишите о культуре, идеологии и духовной жизни советского общества в 1917 – 1930-у гг.

2.Дайте характеристику советско-германских соглашений в августе – сентябре 1939 г. Почему правительство СССР пошло на заключение этих соглашений?

10

Вторая мировая война.

1

10

9

2 ч.

4 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль:

1.Устный анализ фильма о Великой Отечественной войне.

2.Анннотация статьи.

Компьютерная пре - зентация лекции. Текст источника.

Документальный фильм о Великой Отечественной войне.

Семинарское занятие проводится в виде устных сообщений.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие меры были приняты СССР для организации сопротивления врагу на начальном этапе Великой Отечественной войны?

2. Что представлял собой «новый порядок», установленный на захваченной врагом территории в годы Второй мировой войны?

3.Напишите о партизанском движении, сопротивлении оккупантам в годы Великой Отечественной войны.

4. Как строили Казанс- кий обвод? Как Казан-

ский Медицинский институт работал в годы войны?

11

СССР в 1945 – 1985гг.

1

11

10

2 ч.

4 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам.р-та

Текущий контроль знаний: 1.Заполнение таблицы: «Протииворечи- вость политики Н.С. Хрущева».

2.Участие в ролевой игре.

Компьютерная презентация лекции.

Семинар проводится в виде ролевой игры «Студенты и преподаватели». Студенты делятся на две группы, одни исполняют роль студентов, другие преподавателей. Сначала студенты задают вопросы по теме семинарского занятия «преподавателям», а потом наоборот. Из «студентов» отвечает тот, кого просит «преподаватель», задавший вопрос. Занятие анализируют желающие независимо от роли, которую он играл.

12

Холодная война и разрядка междунаро- дной напря- женности.

1

11

2 ч.

2 ч.

Семинар

Сам. раб.

Текущий контроль знаний: 1.Письменный ответ на вопросы.

Семинар проводится в виде письменных ответов на вопросы:

1. Что такое холодная война, напишите о ней (10 предложений).

2.Что понимается под политикой «разряд - ки»? Каковы были ее предпосылки и причины сворачива - ния?

13

Перестройка в СССР в 1985 – 1991 гг.

1

12

2 ч.

2 ч.

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний:

1.Устные ответы на вопросы преподавателя.

2.Показ собственных презентаций по теме семинарского занятия.

Компьютерная презентация студента.

Семинар проводится в форме деловой игры «Пять шляп мышления»

Деловая игра «Пять шляп мышления». Студенты делятся на 5 групп, каждая из которых получает рисунок шляпы различных цветов, которые означают отношение группы к событиям перестройки. Пять минут группа готовит выступление и 10 минут выступает (сколько человек представляют выступление решают сами члены группы). Выступающим задают вопросы (и студенты и преподаватель).

14

Решение государственного вопроса в Татарстане

1

13

2 ч.

Семинар

Текущий контроль знаний:

1.Защита доклада.

Компьютерная презентация студента.

Семинарское занятие проводится в форме заслушивания и обсуждения докладов студентов и предоставление подготовленных авторами презентаций.

15

Россия на рубеже ХХ- XXI вв.

1

15

14

2 ч.

2 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль 1.Инновацион - ный диктант.

2.Самостоятель –ная работа.

Компьютерная презентация лекции.

Семинарское занятие проводится в виде представления и анализа новостей, представленных в периодической печати, по радио, или телевидению.

16

Важные события истории России

1

15

2 ч.

2 ч.

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль:

1.Устное выступление: « Самым главным событием в истории России я считаю…, потому что…»

Семинар проводится в виде устных выступлений студен - тов, которые рассказывают о самом главным событием в истории России.

17

Зачетное занятие

1

16

2 ч.

Семинар

Форма промежуточной аттестации в виде выполнения тестовых заданий по всей истории Отечества

Компьютерное тестирование. Компьютерный класс.

  1. Отчет Партизанского филиала краевого государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Владивостокский базовый медицинский колледж» по результатам самообследования

    Содержательный отчет
    В связи с окончанием срока действия свидетельства о государственной аккредитации Партизанского филиала КГОУСПО «ВБМК» рег.№71 выданного 06 июня 2006г.
  2. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) (1)

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 020801.65 «Экология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 2 года в соответствии с решением Ученого Совета
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности университета за период с 2005 г по 2009 г

    Содержательный отчет
    Структура подготовки выпускников 15 4.1 Довузовская подготовка 15 4.1.1 Общие сведения о довузовской подготовке и профориентационной деятельности 15 4.
  4. Отчет о результатах самообследования образовательного учреждения (2)

    Содержательный отчет
    Самообследование краевого государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Владивостокский базовый медицинский колледж» (колледж) является необходимым условием прохождения государственной аккредитации
  5. К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб пособие для студ вузов по курсу "Концепции соврем естествознания" / Клягин, Нико

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  6. Наличие лицензий на право ведения образовательной деятельности

    Документ
    11. 008 г. 4 0 0108 Фармация 8.04. 005 г. А № 134 8 повышенный 5 19.11. 008 г. 5 0 0109 Сестринское дело 8.04. 005 г. А № 134 8 базовый 51 19.
  7. Учебно-воспитательного (2)

    Программа
    В бюллетене представлены документы по организации учебного процесса и воспитательной работы в университете, и информация по качеству учебного процесса за первый семестр 2010 – 2011 учебного года

Другие похожие документы..