Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Федеральный компонент

Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по курсу «Немецкий язык»

Федеральный компонент. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в немецком языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научных стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и тенденции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные грамматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Обязательный минимум содержания знаний по аспектам языка

Фонетика.Установка и корректировка тех звуков, неправильное произнесение которых ведет к искажению смысла: твердый приступ в начале слова и корня, гласные u - ü, о - ö, а - ä, противопоставление долгих - кратких гласных по признаку напряженности - ненапряженности и по степени подъема. Ритмика немецкого предложения. Интонация и ее роль при выражении собственного отношения к высказыванию. Правила постановки ударения в немецких и интернациональных словах.

Грамматика для активного усвоения. Артикль. Склонение существительных (общая схема). Множественное число. Названия стран. Склонение имен собственных, географических названий и интернациональных слов. Отрицание.

Личные местоимения, притяжательные, указательные. Предлоги для обозначения местоположения предмета в пространстве, для обозначения времени. Степени сравнения прилагательных (общие сведения). Презенс. Модальные глаголы. Глаголы с отделяемыми приставками. Перфект. Имперфект глаголов haben и sein. Грамматические структуры: место сказуемого и отрицания в немецком предложении, вопросительные и повелительные предложения. Конъюнктив как средство вежливого общения с собеседником, распространенные формулы-клише. Управление глаголов (наиболее употребительные глаголы). Местоименные наречия. Порядок слов в придаточных предложениях (общие сведения). Местоимения man и es и их функции.

Словообразование. Наиболее употребительные суффиксы и приставки существительных и прилагательных. Субстантивация как один из самых распространенных способов образования новых смыслов.

Грамматика для пассивного усвоения. Основные грамматические конструкции, встречающиеся в немецких текстах: haben, seinzu + Infinitiv, umzu + Inf., ohnezu + Inf., stattzu + Inf., Passiv личный и безличный; Zustandspassiv. Основные типы придаточных предложений придаточные условные бессоюзные. Глаголы haben, sein, werden как самостоятельные и как вспомогательные в различных функциях.

Лексика и фразеологияСтилистически нейтральная наиболее употреби­тельная лексика общего языка и базовая терминология специальности. Наиболее распространенные формулы-клише (обращение, приветствие, благодарность, извинение и т.п.). Основные речевые модели для передачи основного содержания текста, в том числе на профессиональные темы. Знакомство с основными типами словарей: двуязычными и одноязычными: толковыми, фразеологическими, терминологическими и т.д.

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

1 год обучения

В начале учебного года проводится тестирование первокурсников – сделать констатирующий срез – с тем, чтобы определить их готовность к изучению вузовского курса иностранного языка. С этой целью предлагается тест/контрольная работа, построенная на минимальном объеме языкового материала, который определен как стартовый уровень вузовского курса. Это примерно 400 лексических единиц, которые входят и в первую тысячу наиболее частотных слов в языке (и потому необходимых для чтения текстов и устного общения на любую тему) и в словарные минимумы учебников иностранного языка для общеобразовательной средней школы, и около 15 «грамматических явлений».

Обучение начинается с вводно-коррективного курса. Кроме обучения основам нормативного произношения вводный курс предполагает повторение и усвоение студентами элементарной грамматики и лексики. Далее ведется работа над развитием всех видов деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.

В аспекте «Общий язык» осуществляется:

  • развитие навыков восприятия на слух разговорно-бытовой речи;

  • развитие навыков устной диалогической и монологической речи;

  • освоение разговорных формул в коммуникативных ситуациях (приветствие, благодарность и т.п.);

  • развитие основ чтения и письма.

В аспекте "Язык для специальных целей "для освоения предлагаются тек­сты, тематически относящиеся к основам специальности, а в языковом плане предельно простые. На их основе осуществляетcя:

  • развитие навыков восприятия на слух монологической речи;

  • развитие основных навыков публичной (монологической) речи;

  • обучение основам чтения с целью извлечения информации.

Тексты по основам специальности имеют то преимущество для усвоения студентами собственно языковых особенностей немецкого языка, что их содержание знакомо студентам и соответствует их профессиональным интересам. При этом логическая последовательность тем (тот порядок представления материала, который принят в систематическом курсе соответствующей дисциплины) способствует связи языка с мышлением и выступает как дополнительный фактор мотивации при изучении немецкого языка.

На зачетах (в конце каждого семестра) оценивается уровень овладения студентами основными видами речевой деятельности (восприятием на слух, говорением, чтением, письмом).

Аудирование

Усвоению подлежат:

  • распознавание звуков в отдельных словах;

  • ударение в словах;

  • ритм речи (ударные и неударные слова в потоке речи);

  • паузация как средство деления речевого потока на смысловые отрезки;

  • выделение ключевых слов;

  • понимание смысла основных частей диалога или монолога.

Упражнения (в том числе работа с магнитофоном):

  • - распознавание звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и их воспроизведение;

  • понимание при прослушивании отдельных слов, словосочетаний и их воспроизведение;

  • понимание микродиалога и его воспроизведение;

  • письменная фиксация ключевых слов при прослушивании текста и со­ставление плана текста;

  • восстановление полного текста в письменном виде при многократном прослушивании.

Говорение

Усвоению подлежат:

  • особенности артикуляции немецкого языка по сравнению с артикуляцией русского языка;

  • система гласных и согласных языка;

  • ритмика (ударные и неударные слова в потоке речи);

  • паузация: деление речевого потока на смысловые группы;

  • нейтральная интонация повествования и вопроса.

Упражнения (в том числе работа с магнитофоном):

  • воспроизведение звуков в словах и словосочетаниях по образцу;

  • воспроизведение предложений по образцу;

  • воспроизведение микродиалогов (по ролям);

  • развертывание диалога в монологическую речь;

  • воспроизведение текста по ключевым словам и/или по плану (краткий пересказ);

  • воспроизведение текста максимально близко к оригиналу (подробный пересказ);

  • повторение текста за диктором с соблюдением правильного членения предложения на синтагмы и их правильного интонационного оформления;

  • чтение текста вслух с соблюдением правильной ритмики и интонации (по образцу);

  • заучивание стихов;

  • воспроизведение текста по специальности в форме публичной речи (микродоклада);

  • устная постановка вопросов;

  • развернутые ответы на вопросы;

  • создание собственных предложений или связного текста с использованием ключевых слов и выражений из текста-образца;

  • краткое (2-3 мин.) устное выступление на любую тему (с предварительной подготовкой).

Чтение (способность понимать и извлекать информацию из текста)

Усвоению подлежат:

  • определение основного содержания текста по знакомым опорным словам, интернациональной лексике, географическим названиям и т.п.;

  • определение принадлежности слова к той или иной части речи по порядку слов в предложении и морфологии;

  • распознавание значения слов по контексту;

- восприятие смысловой структуры текста (определение смысла каждого абзаца);

  • выделение главной и второстепенной информации.

Упражнения

  • составление плана прочитанного текста;

  • формулирование вопросов к тексту;

  • ответы на вопросы по тексту;

  • краткий/подробный пересказ прочитанного текста.

Письмо

Усвоению подлежат:

  • умение написать подробный текст по плану;

  • умение написать краткий текст по плану;

  • умение сформулировать вопросы письменно;

  • умение написать краткое сообщение на произвольную тему с использованием ключевых слов и выражений;

  • умение заполнить бланк, анкету, написать неофициальное письмо.

Упражнения

  • запись ключевых слов и выражений текста (прочитанного или прослушанного);

  • составление плана текста;

  • составление предложений с использованием ключевых слов и выражений;

  • составление вопросов к тексту;

  • запись текста при многократном прослушивании (с использованием словаря);

  • воспроизведение прочитанного или прослушанного текста близко к оригиналу по плану и по ключевым словам;

  • составление конспекта текста;

  • написание собственного текста на произвольную тему с использованием выделенных в оригинале слов и выражений;

  • письменный перевод текста на немецкий язык (диктант-перевод).

Контроль

Текущий контроль осуществляется в течение семестра в виде контрольных работ и устных опросов.

Итоговый контроль имеет форму зачета, на котором оценивается уровень овладения студентами основными видами речевой деятельности (восприятием на слух, говорением, чтением, письмом).

Содержание зачета

  1. Чтение, ответы на вопросы, пересказ текста.

  2. Устное изложение любой пройденной темы:

а) общепознавательной,

б) специальной.

  1. Прослушивание (двукратное) текста. Письменное формулирование трех вопросов к тексту, письменное или устное изложение содержания текста.

2 год обучения

Основной задачей обучения на этом уровне является совершенствование навыков речевой деятельности, что предполагает прежде всего активизацию лексических и грамматических знаний на основе современных коммуникативных методик, а также овладение языком избранной специальности в устной и письменных формах.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (4)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (140 часов аудиторная работа, 200 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (2)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания английского языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов – аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Для студентов заочной формы обучения специальностей

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины “Немецкий язык” (требования Государственного стандарта по дисциплине “Немецкий язык”, структура предмета, тематические планы практических занятий, методические
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  7. Учебно методический комплекс по дисциплине «Теория языка (Общее языкознание)» Составитель к ф. н., доцент В. Я. Пастухова

    Самостоятельная работа
    Язык как знаковая система. Понятие об уровнях языка. Система и структура языка. Язык и мышление. Язык и речь. Язык и общество. Синхрония и диахрония. Язык как важнейшее средство коммуникации.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине иностранный язык

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности/направлению:
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 2 курса дневного отделения исторического факультета Составитель: канд филол наук

    Учебно-методический комплекс
    Функциональные стили современного русского языка. Классификация стилей. Специфические и общие стилевые черты. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие стилистической нормы.

Другие похожие документы..