И. М. Гарскова (Москва)

Электронная выставка «Тамбовская Вандея» (Антоновщина)

Создание электронных выставок – очень редкое явление для провинциальных музеев. Между тем, электронная выставка дает реальную возможность познакомиться с коллекциями этих музеев жителям любых регионов. К тому же, выставки – временное явление музейной жизни, доступное ограниченному кругу людей даже своего региона. Нужно учитывать и трудоемкость создания электронных ресурсов по фондам отдельных музеев в целом. Одним из оптимальных путей представления музейных экспонатов с помощью современных технологий является постепенная оцифровка традиционных выставок, экспозиций, фондов музеев. В данном случае речь о выставке, открытой в Тамбовском областном краеведческом музее в 2005 г. и преобразованной в электронную версию при поддержке гранта Управления культуры и архивного дела Тамбовской области (начальник управления кандидат исторических наук С.А. Чеботарев).

Электронная выставка имеет большое преимущество перед традиционной прежде всего в том, что она может в принципе включить в виртуальном виде весь материал по теме, для которого обычно не хватает музейных площадей. В нашем случае приращение экспонатов составило ок. 30%. Наибольшие возможности информационные технологии дали для представления экспонатов. Витринное расположение предметов на обычных выставках неизбежно отдаляет предметы от посетителей. Электронная версия позволяет близко, детально с изменением размеров рассмотреть каждый экспонат.

Вместе с тем мы стремились не разрывать витрины на изображения отдельных предметов, дабы не нарушить их целостность, но избрали промежуточный вариант, представив на каждом слайде витринные пояса, которые и на традиционной выставке посетитель музея рассматривает по порядку.

Большое приращение в электронной выставке стало возможным для текстового материала, который мы увеличили в сравнении с обычной выставкой вдвое. «Посетитель» электронной выставки получил возможность прочитать большей пояснений, ближе и удобнее для чтения увидеть этикетаж отдельных экспонатов. Вместе с тем, мы постарались разумно ограничить тексты, чтобы не превращать электронную выставку в иллюстрированную книгу.

В качестве программной платформы выступила Macromedia Authorware, дополненная возможностями технологии MX Flash.

Содержимое стендов: документы и предметы оцифровывались отдельно и снова компоновались на виртуальных слайдах. Благодаря этому удалось сохранить общую концепцию выставки, расширив представленный материал. Каждый из разделов диска представляет собой совокупность слайдов, наполненных изображениями и подписями. Таким образом, раздел является виртуальным эквивалентом стенда. При щелчке мышкой на изображении оно увеличивается, причем текстовые экспонаты (документы повстанцев и советских властей) представлены так, чтобы их возможно было удобно прочитать. Тематические разделы предваряются т.н. всплывающими текстами, формулирующими концепцию стенда.

Электронный ресурс также включает в себя круговую панораму зала, в котором размещается реальная экспозиция, созданную при помощи технологии QuickTime. Локализовать события крестьянского восстания в пространстве помогают карты тамбовской губернии начала XX в.

По проекту организована линейная навигация, атак же переход от главного меню к началу разделов. По краям окна расположены кнопки управления переходами, кнопка слайда панорамы, кнопки окон карты.

Раздел «О программе» позволяет познакомиться с авторским коллективом, а также посмотреть интерактивную галерею с фотографиями, посвященными открытию реальной выставки в Тамбовском областном краеведческом музее.

А.С. Озерицкая (Москва)

Создание системы управления контентом
для гипертекстовой версии справочника
«Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР»

Создание гипертекстовой версии справочника «Личные фонды в государственных хранилищах СССР» значительно расширило доступ исследователей к сведениям о фондах личного происхождения. К тому же, возможности гипертекста позволили организовать работу с материалами справочника гораздо более удобно, чем при использовании печатной книги:

  • в текст описательных статей включены гиперссылки на контактную информацию архивохранилищ, размещенную на портале «Архивы России»;

  • при необходимости сослаться на какую-либо статью, это можно сделать с помощью гиперссылки-идентификатора, указывающей точно на требуемый фрагмент текста;

  • и, конечно же, можно воспользоваться функцией поиска, чтобы быстро перейти к необходимым сведениям.

Тем не менее, в своей нынешней реализации на основе стандартных средств HTML гипертекстовая версия справочника не лишена ряда недостатков.

В первую очередь следует отметить, что имеющиеся в печатном издании указатели – географический, именной, периодических изданий и др. – не были включены в гипертекстовую версию из-за высокой сложности создания и редактирования подобных указателей в столь значительном объеме текста стандартными средствами HTML.

В описательных статьях создавались гиперссылки только на ту контактную информацию архивохранилищ, которая имелась на портале «Архивы России». Гиперссылки на сведения из других источников (например, порталы «Музеи России», «Архивы Украины», сайт «Архивы Казахстана» и др.), а также на собственные сайты архивохранилищ не указывались.

Для удобства чтения и для ускорения загрузки веб-страниц массив текста справочника был разделен на небольшие фрагменты (около 30-50 Кб), что в свою очередь породило сложности с добавлением сведений о новых поступлениях в архивохранилища, произошедших после издания печатной версии. При этом происходит следующее – либо некоторые страницы неоправданно разрастаются, выходя за установленные ограничения размера файла, либо некоторые записи смещаются и «переезжают» на другие страницы, и при этом перестают работать старые гиперссылки.

Также, при осуществлении поиска по тексту справочника или пользуясь поисковыми машинами в сети Интернет, пользователь может перейти только к странице, на которой, среди многих других, хранится интересующая его статья, а не непосредственно к запрошенной информации.

Для устранения перечисленных выше технических недостатков было принято решение отказаться от верстки стандартными средствами HTML и перейти к использованию системы управления контентом (content management system, CMS) – специальному программному обеспечению, управляющему наполнением сайта и предоставляющему дополнительные инструменты для хранения и публикации информации.

Среди представленных на рынке систем было выбрано бесплатное ПО Drupal с открытым исходным кодом, к тому же, позволяющее значительно расширять встроенный функционал за счет дополнительных программных модулей.

Более современное и гибкое технологическое решение позволяет не только снять указанные проблемы с практической реализацией и использованием справочника, но и существенно улучшить качество его содержимого:

  • разделив «краткое» и «полное» представление описательной статьи актуализировать и расширить сведения из справочника более свежей и полной информацией о составе фондов личного происхождения, не «загромождая» список статей и не усложняя восприятие информации пользователем;

  • классифицировать и рубрицировать содержимое по любым необходимым критериям, что позволит, например, показать архивохранилища в определенном регионе, а также отобрать связанные с этим архивохранилищем описательные статьи справочника.

Установка и настройка CMS, организация требуемых структур и методов представления информации на основе БД требует более серьезной подготовки в области создания веб-сайтов и веб-программирования, чем использование стандартных средств HTML. Но, единожды автоматизировав процессы, касающиеся отображения информации, в дальнейшем мы получаем возможность сосредоточиться исключительно на работе с текстом, на дополнении и редактировании материалов справочника – что может быть поручено специалисту и с минимальной подготовкой в области работы с сетью Интернет.

Л.С. Скакун (Минск)

Видеоэкскурсия – информационный ресурс
для индивидуального посетителя музея

В настоящее время в музеях всего мира наибольшее внимание уделяется коммуникации с индивидуальным посетителем. Это ведет к тому, что в музейных залах появляются новые информационные ресурсы: каталоги коллекций, навигаторы по залам, специальные программы-справочники, видеофильмы, реализуемые на базе электронных тематических киосков, экспозиционно-информационных сред. Но некоторые музеи, по тем или иным причинам, не всегда могут их использовать, тем не менее, они стараются создавать подобные ресурсы своими силами и используя минимум технических средств.

По такому пути пошел Национальный музей истории и культуры Беларуси. В данном музее электронная коммуникация лишь начинает развиваться, но здесь уже используется показ цифровых изображений предметов для дополнения выставок. Однако подобные ресурсы имеют часто весьма слабый информационный потенциал, поэтому для одной из выставок был создана видеоэкскурсия.

Выставка «З крыніц адвечнай прыгажосці» имеет своей целью показать развитие ювелирного искусства в разные эпохи и разнообразие форм, в которые могут воплотиться такие материалы, как золото и серебро. Все предметы, представленные на выставке, весьма аттрактивны и обладают высокой эстетической ценностью, однако не всегда могут дать представление о том историческом контексте, в котором они существовали. В результате индивидуальный посетитель, осматривающий лишь сами экспонаты, получает значительно меньше информации, чем посетитель, осматривающий выставку во время экскурсии. Поэтому в дополнение к выставке была создана видеоэкскурсия, которая постоянно воспроизводиться на плазменной панели размещенной в зале.

Данная видеоэкскурсия призвана дополнить выставку дополнительными материалами и дать комментарии о тех исторических периодах, явлениях и личностях, которые связаны с представленными предметами. Видеоэкскурсия основана на хронологическо-тематическом принципе, который был применен и при создании самой выставки. Исходя из этого, видеоэкскурсия начинается с рассказа об археологических материалах выставки. В данном разделе предметы дополнены картами с обозначением мест находок, фотографиями раскопов (например, фундамент Минского храма XII в.), картами с обозначением путей поступления материалов и самих изделий, а также изображениями, которые показывают, как использовали древние изделия из золота и серебра. Здесь же показаны некоторые клады и составляющие их предметы, что дает возможность рассмотреть их более детально. Сюда же включены и видеоролики, показывающие многие техники, которые применялись при изготовлении представленных предметов.

Доминантами следующего раздела являются парадный пояс XIV в. и Слуцкие пояса. Здесь дополнительным материалом в основном являются портреты людей, которые были связаны с этими предметами: правители, в эпоху которых бытовали предметы, возможные дарители (что касается парадного пояса), основатели производства и главные мастера (Слуцкие пояса). Также даются комментарии о художественном оформлении предметов, крупно показаны некоторые особо значимые детали.

Комплекс церковной утвари дополняют план церкви с обозначением размещения предметов, фотографии службы, на которых видно, как применяются различные предметы, а также изображения предметов, составляющих комплекс с экспонатами выставки, однако не представленных на ней.

Далее следует комплекс столового серебра XIX в. Здесь в качестве дополнительного материала были выбраны изображения и отрывки из фильмов, посвященные чаепитию и приему гостей (показывают, как использовались предметы), а также крупные изображения клейм и портреты владельцев производства. Здесь же применен детальный показ предметов для отражения их художественных особенностей. Данный раздел продолжается показом и описанием Минского клада.

Следующий раздел посвящен мужским и женским украшениям и аксессуарам (европейским и восточным). Сюда также включено значительное количество дополнительных иллюстраций, многие из них – это портреты владельцев, так как вещи в основном мемориальные.

Заканчивают видеоэкскурсию разделы восточного оружия и орденов и медалей Российской империи.

Для отображения комментариев была выбрана форма субтитров, чтобы, при показе в музейном зале, не создавать отвлекающий шум. Также было подобрано музыкальное оформление, которое является общим звуковым фоном выставки.

В настоящее время реализована первая версия видеоэкскурсии на белорусском языке. В дальнейшем, возможно, она будет расширена и переведена.

В.И. Тихонов (Москва)

Информационные технологии в сохранении и описании цифровых аудиовизуальных документов

Выступление посвящено опыту работы с цифровыми аудиовизуальными документами, накопленному специалистами московских архивов в течение последних лет.

Начиная с 2001 г., Центральный архив аудиовизуальных документов Москвы (ЦААДМ) начал комплектоваться отдельными аудиодокументами, записанными на компакт-диски. Типологическая схожесть единиц учета и единиц хранения грампластинок и цифровых аудиодокументов позволила без труда адоптировать описание и учет последних к требованиям существующей автоматизированной информационной системы архива, построенной в СУБД Oracle. При этом, в карточке фонодокумента на компакт-диске, кроме традиционных идентификационных и содержательных полей описания, предусматриваются специфические реквизиты: частота дискредитации и разрядность цифровой аудиозаписи. В рамках работ по обеспечению сохранности и в целях развития фонда пользования в архиве с 2004 г. проводится оцифровка фонодокументов, хранящихся на магнитной ленте.

Центральный архив документов на электронных носителях Москвы (ЦАДЭНМ) при организации архивного хранения цифровых фотодокументов вынужден был пойти другим путем. Возможность записи на один электронный носитель множества цифровых фотоизображений, возможность их копирования с носителя на носитель без потери качества, технологическая специфика цифровых фотодокументов – всё это серьезно модифицирует традиционную систему их учета и описания. В 2005–2007 г. в ЦАДЭНМ были разработаны и апробированы все необходимые формы учетных и иных документов – описей, карточек единиц хранения (оптических дисков CD и DVD), разнообразных актов и т.п. В СУБД MS Access была создана база данных «Электронный каталог цифровых фотодокументов ЦАДЭНМ», включающая описание цифровых фотодокументов, редуцированные копии фонда пользования, а также взаимосвязанный с каталогом именной указатель.

В феврале 2008 г. цифровые фотодокументы были переданы для окончательной обработки и приема на хранение в новый московский архив – Центральный архив электронных и аудиовизуальных документов Москвы (ЦАЭиАДМ), который был образован на базе ЦААДМ и ЦАДЭНМ. В связи с этим потребовалась доработка информационной системы ЦАЭиАДМ с учетом современных требований к хранению, учету и использованию цифровых фотодокументов. Предполагается хранение одного экземпляра и фонда пользования фотодокументами на сервере Главархива Москвы и соответственно автоматизация большинства работ, связанных с комплектованием, описанием, учетом и использованием этого вида фотодокументов. На том же сервере будет размещаться фонд пользования традиционными фотодокументами (в форматах TIFF и JPEG), оцифровку которых архив проводит с 2004 г.

Помимо работы с цифровыми аудио- и фотодокументами в ЦАЭиАДМ ведется активная подготовка к приему на хранение цифровых видеодокументов. Летом 2008 г. в эксплуатацию будет введен электронный видеокомплекс архива – один из самых больших в Восточной Европе. Уже смонтирована ленточная библиотека для хранения цифровых видеодокументов объемом 750 терабайт, проводятся пуско-наладочные работы с оборудованием, позволяющим конвертировать, импортировать и экспортировать видеодокументы в самые разнообразные форматы. Параллельно проходит разработка информационно-поисковой системы и ее стыковка с существующей системой архива. Установленное оборудование позволит также провести оцифровку аналоговых видеодокументов, хранящихся в архиве в объеме 1 тыс. часов, и создать для них фонд пользования, отвечающий самым современным требованиям.

Ю.Ю. Юмашева (Москва)

  1. Программа курса "Информатика и математика". (III и IV семестры) / мгу им. М. В. Ломоносова. Исторический факультет. Кафедра исторической информатики. Москва, 2001

    Программа курса
    Бородкин, Л.И. Программа курса "Информатика и математика". (III и IV семестры) / МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Кафедра исторической информатики.
  2. Обеспечение управления Москва 2008 технотронное документирование

    Программа курса
    Программа курса утверждена на совместном заседании кафедр аудиовизуальных документов и архивов, научно-технических и экономических документов и архивов и электронных документов,
  3. Бородкин Л. И. (Москва) квантитативная история на пороге ХХI века: фазовый переход?

    Документ
    "Но мы не верим, чтобы скачки от "может быть" к "должно быть" и к "большей вероятности", а от нее к "несомненности", чтобы эта игра в слова и предположения могла стать основной прочной,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историческая информатика» для направления 540400 «социально-экономическое образование» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Историческая информатика» (код ДПП.В.00 - Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом) имеет своей целью ознакомление студентов-историков ВГПУ с основными направлениями исторической информатики как научного направления
  5. Національна академія наук україни інститут історії україни на правах рукопису

    Документ
    ЕД (електронний документ) – зафіксована на матеріальному носії інформація з реквізитами, які дозволяють її ідентифікувати; документ, в якому інформація представлена в електронно-цифровій формі.
  6. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

    Документ
    Государственный комитет Российской Федерациипо высшему образованиюАлтайский государственный университетНаучно-исследовательский институт гуманитарных исследованийАссоциация "История и компьютер"
  7. «Использование бд в работе по составлению списка военных столкновений на территории белорусско-литовских губерний во время восстания 1863-1864 гг.»

    Документ
    реферат «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БД В РАБОТЕ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПИСКА ВОЕННЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССКО-ЛИТОВСКИХ ГУБЕРНИЙ ВО ВРЕМЯ ВОССТАНИЯ 1863-1864 гг.
  8. Реферат по информационным технологиям в предметной области 5 глава 3 разработка и использование баз данных 9

    Реферат
    Процесс информатизации, охвативший практически все области науки, на рубеже 80-90-х годов привел к заметным изменениям в методах и технологиях исторического исследования, в том числе и по истории Церкви.
  9. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг (1)

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.

Другие похожие документы..