И. М. Гарскова (Москва)

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММАХ ИСТОРИКОВ

Одна из отличительных черт нашего времени – активно протекающие во всех сферах современной жизни интеграционные процессы. Важное направление современной интеграции – отмена социокультурных и образовательных барьеров и стремление России к мировым стандартам эквивалентности высшего образования. Все это потребовало многоуровневой структуры подготовки выпускников, включая историков.

В СГУ магистратура была открыта в 1992/93 уч. году. На историческом факультете она имеет две специализации: «Отечественная история» и «Новая и новейшая история» с общим объемом трудозатрат 456 часов, который делятся примерно пополам на образовательную программу и научно-исследовательскую работу. За 15 лет в магистратуре факультета подготовлено 275 магистров истории, 90 из которых защитили кандидатские диссертации и 3 – докторские 1.

Значительное место в подготовке магистров занимают компьютерные технологии. В магистратуре, кроме исторических дисциплин, изучаются 2 базовых курса по исторической информатике: «Информационные технологии в исторической науке и образовании» и «Современные технологии поиска в исторической науке».

Программа по первой дисциплине включает большинство тем базового учебника по исторической информатике 2, по которым предусмотрены лекции и практические занятия. Некоторые темы вынесены на самостоятельное изучение. Среди них: социальная информатика и познание закономерностей информатизации общества; понятие о теории информации, семиотические аспекты информации; опыт создания и использования баз данных в исторических исследованиях; принципы формирования и функционирования архивов машиночитаемых исторических данных; статистические пакеты – эффективный аналитический инструментарий при работе с массовыми источниками; возможности и ограничения использования математических методов в гуманитарных науках; поисковые системы глобальной сети Интернет; информационные ресурсы Интернет для историков и др.

По этим темам студенты готовят рефераты для научно-практической конференции «История и компьютер», которой завершается изучение дисциплины. На изучение дисциплины отводится 136 часов, курс завершается экзаменом во втором семестре магистратуры.

Вторая дисциплина по исторической информатике, которую изучают магистры-историки, – «Современные технологии информационного поиска в исторической науке». Цель данного курса – познакомить студентов с историей возникновения, структурой, основными протоколами и сервисами Интернета, выработать навыки поиска, отбора, анализа и использования исторических ресурсов Сети 1.

Учебный план включает такие темы, как: глобальная сеть Интернет, WWW – система предоставления информации, программы-браузеры, сервисы Интернета, исторические ресурсы в сети и др.

На изучение дисциплины отводится 104 часа, курс завершается зачетом. Изучение дисциплины заканчивается научно-практической конференцией «Интернет как новая информационная среда для историка».

Учебным планом магистратуры предусмотрена научно-исследовательская практика студентов, которая призвана познакомить студентов с работой архивов, музеев и библиотек, современными технологиями сбора и обработки исторических документов и материалов Internet. Научно-исследовательская практика проводится в 3-м семестре обучения и длится 3 недели. На практику отводится 270 часов, из них 100 часов на работу в архивах и библиотеках, 170 часов – в Интернете. Научно-исследовательская практика по работе в Интернете включает поиск исторических сайтов, библиографическую работу, работу с научными журналами и источниками по отечественной и зарубежной истории в Интернете и др.

При оценке магистерских диссертаций, наряду с актуальностью темы исследования, фактической основой диссертации, логическим анализом и аргументацией автора, оценивается использование современного инструментария ее выполнения, в частности количественных методов и информационных технологий.

В наши дни, когда заканчивается подготовка нового ФГОС ВПО, важно, чтобы вопросы информационной подготовки студентов заняли должное место как в бакалавриате, так и в магистратуре. На наш взгляд, стандарт должен содержать не только апробированные дисциплины по информационным технологиям, но и новые, такие, как синергетика, методы искусственного интеллекта и когнитивного анализа, а также включать междисциплинарные подходы в современной науке.

С.А. Баканов (Челябинск)

Опыт преподавания дисциплины «ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА» В ЧелябинскоМ государственнОМ университетЕ

В 2001 г. на историческом факультете Челябинского университета в учебный план специальности «история» был введен учебный курс «Историческая информатика», на которую предусматривалось 18 лекционных часов и 36 часов практических занятий. Данная дисциплина входила в блок ДВ ЕН учебного плана специальности и читалась для студентов IV курса в 7 семестре. Предполагалось, что данный предмет должен углублять знания и расширять навыки работы с компьютером, полученные студентами еще на первом курсе в рамках изучения общих курсов «Математика» (первый семестр) и «Информатика» (второй семестр). Однако опыт показал, что двухлетний разрыв в практическом пользовании компьютером вел у студентов к утере многих навыков, и в ходе реализации курса «Историческая информатика» приходилось часть студентов обучать работе с прикладными компьютерными программами практически заново. Еще сложнее обстояло дело с математическими знаниями студентов-историков. За два с половиной года, которые проходили с момента сдачи экзамена по математике они успевали забыть напрочь даже существенную часть школьной программы.

В связи с открытием ряда новых специальностей на историческом факультете ЧелГУ предмет «Историческая информатика» в 2003 г. был добавлен в учебные планы специальностей «Политология» и «Искусствоведение», а с 2007 г. также для специальностей «Связи с общественностью» и «Религиоведение». Из соображений оптимизации учебного процесса лекционные занятия для всех специальностей были объединены и проводились в поточном режиме, а преподавателю при чтении лекций приходилось учитывать разнородность контингента студентов. В результате, уже с 2003 г. встал вопрос о переименовании дисциплины «Историческая информатика», так как слово «историческая» не соответствовало профилю специальности большей части студенческой аудитории. При этом задачи данного курса для всех гуманитарных специальностей были одинаковы: расширение методического научного аппарата исследователей; обучение применению в научно-исследовательской деятельности специальных математических методов; формирование умений самостоятельно анализировать и интерпретировать эмпирические данные; организация у студентов практических навыков работы с компьютером и специализированным программным обеспечением для оптимизации их исследовательской деятельности.

В связи со всем вышеизложенным, при составлении учебных планов бакалавриата по направлениям, реализуемым на историческом факультете ЧелГУ, в том числе и по направлению «история», разработка которых проходила в 2006–07 гг., данные недочеты были устранены. В соответствии с новым учебным планом дисциплина получила название «Количественные методы и информационные технологии в гуманитарных исследованиях», сохранив отведенное на ее изучение количество аудиторных часов. В настоящее время данный предмет читается для большинства направлений на втором курсе в третьем семестре, что позволяет по «горячим следам» курсов «Математика» и «Информатика» обучать студентов практическому использованию математических методов и прикладных компьютерных программ в рамках различных направлений гуманитарных исследований.

Курс лекций, рассчитанный на 18 аудиторных часов, предполагает изучение следующих тем: количественные методы в гуманитарных науках: основные области применения, этапы и направления развития; статистические показатели и основы описательной статистики; выборочное наблюдение и проблема ошибки выборки; анализ статистической взаимосвязи; анализ взаимосвязи качественных признаков; многомерный статистический анализ; анализ динамических рядов; Булева алгебра как качественная методология сравнения; контент-анализ текстов и его использование в гуманитарных исследованиях.

На практических занятиях, на которые учебный план отводит 36 аудиторных часов, студенты учатся применять изученные на лекциях методы с помощью прикладных компьютерных программ: MS Excel, MS Access и SPSS. Изучение возможностей каждой из вышеназванных программ завершается контрольной работой, на которой студент должен продемонстрировать приобретенные навыки работы с данной программой. Успешное выполнение трех контрольных работ является условием допуска студента к сдаче зачета в конце семестра. Зачет проводится в форме тестирования по материалам теоретической (лекционной) части курса.

Общая успеваемость по данному предмету в течении двух последних лет держится на уровне 89–91%, однако обольщаться пока рано, так как контроль остаточных знаний, проводимый почти через год после окончания курса, снижает этот показатель в различных группах до 40–60%.

В целом же, за пять лет преподавания исторической информатики на историческом факультете ЧелГУ следует отметить общий рост компьютерной грамотности среди студентов. Теперь уже не приходится предварять, как это было даже в 2003 г., первые практические занятия рассказом об аппаратном устройстве компьютера и об операционной системе Windows. Общие возможности MS Word, MS Excel и, отчасти, MS Access новому поколению студентов-гуманитариев уже известны, поэтому популяризаторская функция исторической информатики уходит в прошлое. Учитывая универсальность количественных методов для многих направлений гуманитарной науки, на первое место выходит методико-технологическая функция обеспечения исследователей-гуманитариев точными инструментами анализа и навыками их применения.

С.В. Пинягин (Ставрополь)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАГИСТЕРСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ ИСТОРИКОВ: ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТОВ ЗАПАДА 

Одним из важнейших средств модернизации образовательной системы стран Запада является внедрение Болонской системы, которая позволяет выйти на новый уровень качества образования и научно-исследовательской деятельности, реализовать большинство методов обучения, контроля и активизации познавательной деятельности студента, рационализировать исследовательский процесс. Как известно, Болонский процесс, который в настоящее время активно реализуется в странах Запада, предполагает создание бакалавриата и магистратуры.

В начале 90-х годов при Лондонском университете была создан центр подготовки магистров-историков (Институт исторических исследований). Этот институт проводит подготовку студентов по трем специальностям: история США; новейшая история Европы (социальные изменения); применение компьютеров в исторических исследованиях. Последняя специальность предполагала обучение в непрерывном режиме в течение года или с перерывами – в течение двух лет, никакого предварительного опыта работы с компьютером не требовалось.

В Лейденском университете (Нидерланды) с 1991 г. Европейский Социальный Фонд предложил проект для получения второй специальности историкам. Проект получил название «Обработка исторической информации», дающий студентам-историкам и дипломированным специалистам новые и дополнительные квалификации, которые будут востребованы на рынке труда

С 1997 г. в университете Глазго ведется обучение в магистратуре по специальности «История искусства и английская литература». Студенты осваивают применение НИТ в искусстве. По оценкам выпускников магистратуры занятия с использованием информационных технологий в гуманитарных исследованиях оказались крайне интересными.

Таким образом, важными направлениями в магистерских программах западных университетов стали применение компьютерных методов и информационных технологий в исследовании и образовании. Использование баз данных, мультимедиа технологий и особенно Интернет – все это взято на вооружение при обучении студентов-магистрантов.

М.В. Румянцев, Г.У. Аминова (Красноярск)

Красноярский опыт интеграции информационных технологий и гуманитарного знания (о реализации специальности «Прикладная информатика в музейных и выставочных комплексах» в СФУ)

Более десяти лет прошло с момента открытия на кафедре этики, эстетики и культуры гуманитарного факультета Красноярского государственного технического университета специальности 080801.65 «Прикладная информатика в музейных и выставочных комплексах». Сегодня, после объединения в 2007 году четырех вузов Красноярска (государственного университета, технического университета, архитектурно-строительного и университета цветных металлов и золота), часть коллектива этой кафедры в составе 10 человек (2 из которых являются докторами, а 6 – кандидатами наук) осуществляет подготовку информатиков-музеологов в Гуманитарном институте Сибирского федерального университета.

Уникальность специальности в ее междисциплинарности, позволяющей получить фундаментальные знания в области информатики и профессиональные знания в области культуры. В новых условиях, характеризующихся не только глобализацией, быстрыми социальными изменениями, сосуществованием различных политических и социально-экономических систем, диалогом культур, но и развитием информационных технологий, общество предъявляет к гуманитарным наукам новые требования. Поэтому закономерным является то, что именно Гуманитарный институт СФУ ведет подготовку специалистов по программе «Прикладная информатика в музейных и выставочных комплексах». Именно гуманитарии заинтересованы в развитии и наполнении информационных баз социально-культурной сферы, в применении новых технологий в архивах, музеях, библиотеках, во внедрении компьютерных средств в работу с изобразительными источниками, в использовании компьютерного моделирования исторических процессов и пр.

На сегодняшний день, выпущено более 100 специалистов информатиков-музеологов (а в 2008 году выпуск специалистов составит 51 человек). Большая часть из них работают по профилю в Красноярском краевом краеведческом музее, Красноярском культурном и историческом музейном комплексе, выставочной компании «Красноярская ярмарка», в сфере средств массовой информации.

Принципиально важным в подходе преподавания дисциплин учебного плана является комплексный подход, при котором гуманитарный цикл закладывает основу профессионально ориентированного гуманитарного знания в области культуры, а цикл дисциплин области применения формирует необходимые компетенции будущего информатика, ориентированного на социально-культурную сферу. Основными курсами первого цикла являются «История искусств», «Музееведение», «История музейного дела. Музеи мира», «Научное проектирование и архитектурно-художественное решение экспозиций», «Теория и практика межкультурных коммуникаций», «Этнография и краеведение», «История материальной культуры и быта». Профессиональный блок дисциплин представлен предметами «Информационные системы в выставочной деятельности», «Информационные системы в музейном деле», «Информационные технологии в архивном деле», «Информационные технологии в образовательной деятельности музеев», «Информационные технологии в организации виртуальных выставок и аукционов», «Информационные технологии в оценочной деятельности» и др.

Выпускные квалификационные работы, как правило, связаны с разработкой востребованных региональными учреждениями культуры образовательных и культурно-просветительских мультимедийных ресурсов. Стало хорошей практикой создавать в процессе работы над дипломным исследованием законченные цифровые ресурсы, которые проходят государственную регистрацию и готовы к коммерциализации. Так, к примеру, из сорока выпускников 2007 года пять имели к защите свидетельство о регистрации программной разработки в Отраслевом фонде алгоритмов и программ. Стремительность развития ИТ-технологий и их существенное влияние на все сферы деятельности определило и другое направление научного поиска студентов-выпускников – теоретическое осмысление явлений, сопровождающих вхождение информационных технологий в гуманитарную среду. Уже третий год ведется разработка модели (в различных ее аспектах) влияния информационных технологий на социально-культурную сферу, а часть дипломных исследований 2008 года посвящено процессу виртуализации культурного пространства и анализу таких понятий, как «виртуальный музей», «виртуальная экскурсия», «виртуальная экспозиция» и др.

Студенты, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика в музейных и выставочных комплексах», успешно ведут активную проектную и научно-исследовательскую работу. Ими на протяжении 2007–2008 гг. были получены диплом и одиннадцать сертификатов Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи (г. Москва; 2007); четыре диплома I степени за доклады, представленные на Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: XX век» (г. Красноярск; 2007, 2008). Второй год подряд студенческие работы становятся победителями регионального смотра-конкурса программных проектов «Soft-парад» (г. Красноярск; 2007, 2008).

Научно-педагогический коллектив ГИ СФУ, отслеживая тенденции развития информационных технологий в социально-культурной сфере, планирует модернизировать учебный план специальности и в ближайшее время ввести такие актуальные предметы, как «Создание и обработка цифрового видео и аудио», «Создание интерактивных мультимедиа-приложений», «Технологии трехмерного моделирования». В планах и реализация серьезного проекта по сохранению в цифровом виде регионального культурного наследия. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: в цифровой вид переведена коллекция всемирно известного музея-усадьбы В.И. Сурикова, а также часть коллекции Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова.

На наш взгляд, в МГУ, СПГУ, СФУ, ЮФУ, ТПУ и других российских вузах есть потенциал, который может быть использован в системе отечественного гуманитарного образования для дальнейшего развития взаимодействия информационных технологий и научных знаний о человеке.

Оглавление

This word document was downloaded from /

please remain this link information when you reproduce , copy, or use it.

<a href='/en'>word documents</a>

1 Термин введен в 2005 г. В.А. Плешаковым.

1 Под данным термином можно было бы понимать продление жизненного цикла данного вида исторического источника при смене поколений компьютерных технологий записи и хранения информации путём её переноса на новые носители.

1 /methodics/sait.shtml

1 Она будет подробно представлена в докладе.

2 Доступен для просмотра по адресу /evants/conferences/archival_ sites_2008/monitoring.shtml

1 /wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1

%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3

1 Коробейников А.В., Митюков Н.В. Баллистика стрел по данным археологии: введение в проблемную область. – Ижевск: Изд-во НОУ КИТ, 2007. – 140 с. Режим доступа: http:// www.imha. ru/index.php?do=cat&category=b-library

1 Ведерников Ю.А., Худяков Ю.С., Омелаев А.И. Баллистика. От стрел до ракет. – Новосибирск, 1995. С 181.

 Работа поддержана РФФИ (проект № 08-06-00319).

 Работа поддержана РФФИ (проект № 08-06-00319).

1 Jacques Derrida. Of Grammatology. Johns Hopkins University Press. 1976. P. 158.

2 Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму грамматологии Ж. Деррида) // Вопросы филосифии, 1993, №3, с. 37.

3 Roland Barthes, Image, Music, Text. Fontana. 1977. P. 42–48.

1 Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. 2001. №3. С. 8–9.

1 Харламов А.А. Ассоциативный процессор на основе нейроподобных элементов для структурной обработки информации. // Информационные технологии. 1997. №8. С. 40–44; Hopfield J.J. Neural networks and physical systems with emergent collective computational abilities. Proc. Natl. Acad. Sci. 79, 1982. p. 2554–2558.

 Настоящая статья подготовлена по результатам исследований, проведённых в рамках проекта на выделение областных грантов на создание пособий, литературно-художественных произведений, проведение акций по популяризации истории Тамбовского края и памятных дат России (договор №73 от 18.05.2006 г., г. Тамбов)

 Исследования выполняются при финансовой поддержке РФФИ, грант 08-06-00002-а

1 Захаров С.Д. Создание изображений объемных предметов с помощью планшетного сканера // Российская археология, 2001, №2. С. 139–143. Фактически единственная работа, описывающая инновационную методику и особенности ее применения.

 Сообщение построено на личном опыте автора и анализе публикаций

1 Речь идет о реконструкциях, а не о визуализации, чаще всего применяемой для наглядности в образовательных процессах или музейном показе. Визуализация может быть только этапом в процессе реконструкций.

 Проект поддержан грантом РГНФ №06-01-00581а.

1 Нефедов С.А. Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России. Екатеринбург, 2005.

2 Давыдов М.А. Очерки аграрной истории России в конце XIX – начале XX вв. М. 2003; Рынок и рыночные связи России в конце XIX – начале XX вв. (источниковедческое исследование). М., 2004. Автореф. доктор.дисс.

 Проект поддержан грантом РФФИ №08-06-00206а.

1 Давыдов М.А. Очерки аграрной истории России в конце XIX – начале XX вв. М., 2003. С. 275–278.

1 Рашин А.Г. Формирование рабочего класса России. Историко-экономические очерки. М., 1958. С. 478–479.

 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГПФ, грант № 08-01-00334.

 Исследование поддержано РГНФ, грант № 08-01-00334а

 Исследование поддержано РГНФ, гранты № 08-01-00334а и 08-01-12124в.

 Исследование поддержано РФФИ, грант № 08-06-00119-а.

 Исследование поддержано РФФИ, грант № 08-06-00119-а и РГНФ, грант № 08-01-00334а.

 Исследование поддержано РФФИ, грант № 08-06-00119-а

 Работа поддержана РГНФ, грант № 08-01-12124в.

 Исследование поддержано РГНФ, грант № 08-01-00334а

 Исследование поддержано РФФИ, грант № 08-06-00119-а

 Исследование поддержано РГНФ, грант № 08-01-60104а/Т

 Исследование поддержано РГНФ, грант № 08-01-00334а и грантом Президента РФ № МК-3546.2007.6

 Исследование поддержано РГНФ, гранты № 08-01-00334а и 08-01-12124в

 Исследование поддержано РГНФ, гранты № 08-01-00334а и 08-01-60104а/Т

 Исследование поддержано РФФИ, грант № 08-06-00119-а

1 Объектом исследования стали шесть ежедневных московских газет, выходивших на протяжении всего рассматриваемого периода («Московские ведомости», «Русские ведомости», «Московский листок», «Новости дня», «Русский листок», «Русское слово»). Хронологические рамки, 1894-1898 гг. объясняются особым этапом в развитии благотворительности в Москве.

1 Данная графа важна для установления «пересекающейся» информации в разных изданиях, т.к. позволяет сопоставить данные о благотворителях в разных изданиях.

 Исследование выполняется по проекту РГНФ № 08-01-00186а.

1 См.: Азаматова Г.Б. Уфимское земство (1874–1917): Социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. Уфа, Изд. «Гилем», 2005; Живодрова С.А. Пензенское земство в 1900–1914 гг. Социальный состав, бюджет и практическая деятельность. Автореф. дисс. .. канд. ист. наук. М., 1996; Двухжилова И.В. Земство Тамбовской губернии: Социальный состав и практическая деятельность (1865-1890). Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Пенза, 2002 и др.

2 Львова .Н. Московское земство в 1865-1890 гг.: Автореф. дисс. .. канд. ист. наук. М., 1968. С. 9.

 Проект выполняется при поддержки РГНФ – грант РГНФ № 08-01-12108в., 2008-2010 гг.

1 Грант РГНФ № 03-01-12012В, 2003-2004 гг.

 Работа ведется при поддержке фонда РГНФ, проект № 08-01-12110в.

 Проект реализуется при поддержке РГНФ – грант РГНФ № 08-01-82101 а/У, 2008–2009 гг.

1 «Источниковедческий анализ газеты «Пермские губернские ведомости» (XIX – начало XX вв.) на основе применения новых компьютерных технологий», грант РГНФ № 05-01-82102 а/У, 2005–2006 гг.

1 Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов н/Д., 1994. С. 127.

2 Коптева Н.В. Карта возрастов. Психическое и личностное развитие от 0 до 18 лет. Пермь, 1995.

3 Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001. С. 140–141.

4 Богословский М.М. Петр I. Материалы для биографии. Т. 1–3. М., 1940–1946.

1 Бергман В. История Петра Великого. Т. 2–6. СПб., 1833–1834.

1 ГАГС (Государственный архив г. Севастополя). Ф. Р-430. Оп. 5. ДД. 1-642.

2 ГАГС. Ф. Р-430. Оп. 5. Д. 643. Лл. 1–9 (об).

1 Для «лишенцев» Крыма подобный опыт анализа не применялся (См.: Неизвестные страницы политических репрессий в Крыму. Права голоса лишены // Серия реабилитированные историей. Симферополь: Таврия, 1998; Омельчук Д.В., Акулов М.Р., Вакатова Л.П., Шевцова Н.Н., Юрченко С.В. Политические репрессии в Крыму (1920–1940 гг.). Симферополь: «Таврида», 2003).

2 Авторы, применявшие подобный подход к составлению базы данных, полагают, что путем составления «унифицированной анкеты» можно «извлечь структурную информацию из источников личного происхождения на основе компиляции разновидных документов, относящиеся к одной и той же персоналии» (См.: Тихонов В.И., Тяжельникова В.С., Юшин И.Ф. Лишение избирательных прав Москве в 1920–1930-е годы (новые архивные материалы и методы обработки). М.: Мосгорархив, 1998. С. 6).

3 В этом отношении комплекс дел «лишенцев» г. Севастополя отличается тем, что в каждом деле «городского лишенца» уже имеется анкета, составленная исполнительными органами советской власти, что существенно упрощает их обработку.

1 По ст. 15 «п» совершеннолетние члены семьи лишенца подлежали лишению прав, если находились в материальной зависимости от него (См.: Инструкция ВЦИК о выборах в Советы от 4 ноября 1926 г. – ГАГС. Ф. Р–79. Оп. 1. Д. 207. Л. 12–16об).

 Проект поддержан РФФИ, грант № 07-06-00157а

* Работа поддержана грантом РГНФ № 07-01-12111в.

1 Сайт Президента Республики Казахстан (http://www.akorda.kz); сайт Правительства РК (http://ru.government.kz/resources/docs), сайт Парламента РК – Законодательные акты, принятые Парламентом II, III и IV созывов с 2004 г. по настоящее время (http://www.parlam.kz) и др.

2 Справочная система «ЮРИСТ» (http://base.zakon.kz).

1 Гиперссылки на все официальные сайты государственных органов, начиная с сайта Президента РК, законодательных, исполнительных органов и заканчивая сайтами местных органов самоуправления можно найти на Web-портале «Электронное правительство Республики Казахстан» (http://www.e.gov.kz).

2 Сайт Агентства РК по статистике (http://www.stat.kz).

3 Например, сайт НДП «Нур Отан» (http://www.party.kz)/

4 Сайты республиканской газеты «Казахстанская правда» (http://www.kazpravda.kz), «Егемен Казахстан» (http://www.egemen.kz), официального издания акимата и маслихата г. Алматы «Вечерний Алматы» (http://www.vecher.kz), общественно-политическая газета «Время» (http://www.time.kz), газета «Мегаполис» (http://www.megapolis.kz) и др.

5 Сайт Национального информационного агентства «Казинформ» (rm.kz).

6 Сайты агентства «Хабар» (http://www.khabar.kz), ТРК «31 канал» (http://www.31.kz), МТРК «Мир» () и др.

 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 08-01-12107 в.

 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ (проект № 08-01-12136в).

1 /win1251/hist_f.htm

3 /departments/gf/spec/history.html

4 /

1 Аникеев А.А. Магистерская подготовка в Ставропольском государственном университете: опыт и проблемы // Учебно-образовательные и научно-исследовательские практики в условиях модернизации высшего образования. – М., 2005. – С. 5.

2 См.: Историческая информатика: учебное пособие / Под ред. Л.И. Бородкина и И.М. Гарсковой. – М., 1996. Используется также учебно-методическое пособие Компьютерные технологии в исторической науке и образовании / Сост. И.А. Аникеев. – Ставрополь, 2001.

1 Современные технологии информационного поиска в исторической науке / Сост. Ю.С. Брановский, О.С. Степанова. – Ставрополь, 2001. – С. 3.

 От редакции: Тезисы содержат информацию о некоторых образовательных программах 1990-х гг.

  1. Программа курса "Информатика и математика". (III и IV семестры) / мгу им. М. В. Ломоносова. Исторический факультет. Кафедра исторической информатики. Москва, 2001

    Программа курса
    Бородкин, Л.И. Программа курса "Информатика и математика". (III и IV семестры) / МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Кафедра исторической информатики.
  2. Обеспечение управления Москва 2008 технотронное документирование

    Программа курса
    Программа курса утверждена на совместном заседании кафедр аудиовизуальных документов и архивов, научно-технических и экономических документов и архивов и электронных документов,
  3. Бородкин Л. И. (Москва) квантитативная история на пороге ХХI века: фазовый переход?

    Документ
    "Но мы не верим, чтобы скачки от "может быть" к "должно быть" и к "большей вероятности", а от нее к "несомненности", чтобы эта игра в слова и предположения могла стать основной прочной,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историческая информатика» для направления 540400 «социально-экономическое образование» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Историческая информатика» (код ДПП.В.00 - Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом) имеет своей целью ознакомление студентов-историков ВГПУ с основными направлениями исторической информатики как научного направления
  5. Національна академія наук україни інститут історії україни на правах рукопису

    Документ
    ЕД (електронний документ) – зафіксована на матеріальному носії інформація з реквізитами, які дозволяють її ідентифікувати; документ, в якому інформація представлена в електронно-цифровій формі.
  6. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

    Документ
    Государственный комитет Российской Федерациипо высшему образованиюАлтайский государственный университетНаучно-исследовательский институт гуманитарных исследованийАссоциация "История и компьютер"
  7. «Использование бд в работе по составлению списка военных столкновений на территории белорусско-литовских губерний во время восстания 1863-1864 гг.»

    Документ
    реферат «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БД В РАБОТЕ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПИСКА ВОЕННЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССКО-ЛИТОВСКИХ ГУБЕРНИЙ ВО ВРЕМЯ ВОССТАНИЯ 1863-1864 гг.
  8. Реферат по информационным технологиям в предметной области 5 глава 3 разработка и использование баз данных 9

    Реферат
    Процесс информатизации, охвативший практически все области науки, на рубеже 80-90-х годов привел к заметным изменениям в методах и технологиях исторического исследования, в том числе и по истории Церкви.
  9. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг (1)

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.

Другие похожие документы..