И. М. Гарскова (Москва)

Технологии работы с информационными ресурсами и электронными документами в архивах, музеях и библиотеках

Е.В. Боброва (Москва)

Мониторинг архивных сайтов Рунета:
методика и результаты анализа

Мониторинг сайтов организаций различных типов – уже сложившаяся и распространенная в Рунете практика. Хорошо известны мониторинги официальных сайтов органов федеральной исполнительной власти, проводившиеся в 2001–2008 гг. как Аппаратом Правительства, так и независимыми экспертными организациями. Неоднократно предлагалось проводить мониторинги сайтов в сфере культуры. Так, вопросы интернет-мониторинга музейной деятельности поднимались на 9-й ежегодной международной конференции «EVA 2006 Москва», а необходимость организации ежегодного мониторинга архивных сайтов и составления их рейтинга активно обсуждалась на Межрегиональном научно-практическом семинаре-совещании "Российские архивные сайты: опыт, проблемы, перспективы развития" в Чебоксарах в мае 2007 г. и была зафиксирована в Рекомендациях семинара-совещания.

Для следующего семинара-совещания (уже всероссийского) в мае 2008 г. был проведен мониторинг 66 архивных сайтов Рунета, из которых 34 являются сайтами органов управления архивным делом, а 32 – сайтами архивов (федеральных и региональных). Основная часть критериев анализа в рамках этого мониторинга была сформулирована в соответствии с Рекомендациями по созданию архивного сайта в Интернет (Приложение к письму Росархива от 17.05.2001 № 6/513-К) 1. В ходе работы эти критерии были расширены и дополнены с учетом методик других мониторингов сайтов, провидимых в смежных предметных областях, а также с на основе опыта работы автора в этой сфере.

Критерии, по которым анализировались сайты, были разделены на четыре смысловых блока.

  1. Содержательные разделы сайта (контактная информация и информация о деятельности; правовая информация; расширение доступа к документам; НСА архива-онлайн; услуги; публикационная деятельность; мероприятия, рассчитанные на стороннюю публику; архивное образование; дополнительный контент).

  2. Служебные разделы сайта (новости; поиск; организация обратной связи).

  3. Технологии создания и продвижения сайта (технические особенности организации навигации; юзабилити для пользователей; элементы SEO; использование внешней статистики).

  4. Вовлеченность сайта в единое архивное информационное пространство (ссылка на портал «Архивы России»; англоязычная версия сайта; показатели авторитетности и объем информации, доступный пользователям).

Были сформулированы около 60 критериев, различающихся по степени важности с точки зрения эксперта. По некоторым критериям оценивалась также степень актуальности информации. Более высоко оценивалось наличие высокоинформативных и редко размещаемых материалов. Учитывался также объем (количество) материалов по определенным критериям.

Анализировались не только сайты отдельных архивов, но и сайты органов управления архивным делом, специфика деятельности которых вызывает необходимость оценки присутствия на сайтах дополнительной, характерной только для них информации (структура архивной сети региона; информация об участии в работе НМС; подробное описание Архивного фонда субъекта РФ; архивное образование в регионе). Тем не менее, гибкая методика проставления экспертных оценок 1 позволила в итоге создать Сводный рейтинг архивных сайтов Рунета (федеральные архивы, региональные архивы и органы управления архивным делом в субъектах РФ) по состоянию на 22 мая 2008 г. 2

Для облегчения получения ряда показателей в третьем и четвертом блоке при проведении мониторинга использовалась программа Site-Auditor (версия 1.56.) Собранные данные заносились в БД, содержащую 9 таблиц и 187 полей.

Рейтинг, составленный в результате проведенного мониторинга, приводит к следующим основным выводам.

Рейтинг фиксирует огромный разрыв между группой сайтов, занявших места с 1 по 6 (от 115 до 80 баллов) и группой сайтов с местами с 27 по 44, набравшими от 3 до 29 баллов. Этот разрыв обусловлен такими факторами. Во-первых, среди "отстающих" есть новые сайты, не успевшие еще аккумулировать на своих страницах достаточное количество уникального интересного контента. Во-вторых, большинство сайтов этой группы – давно созданные и не обновляемые ресурсы. Ясно, что им не практически уделяется внимания. И возникает вопрос – нужны ли такие сайты вообще? Кому они нужны в таком состоянии? Архивистам - едва ли. Они не несут полезной для архивистов информации, не помогают обмениваться опытом, и как следствие, архивисты их не посещают. Пользователям эти сайты не только не нужны, но и вредны, так как на них содержится не только устаревшая и малоинформативная, но и зачастую вводящая в заблуждение пользователей информация (неверные телефоны, неправильные часы работы читальных залов и т.д.).

Нужно отметить, что 100-115 баллов, набранные лидерами рейтинга - это не предельная сумма, поскольку в методике по определенным критериям учитывалось не только факт наличия, но и количество выставленных материалов, итоговый балл может быть существенно увеличен. Ни один из этих «топовых» сайтов не свободен от недостатков, иногда очень серьезных. Так, например, сайт Государственного архива Пермской области, занявший первое место в рейтинге, до сих пор не имеет защиты гостевой книги от автоматического спама, что отрицательно влияет на его имидж.

По определению, данному в Википедии, «мониторинг» – «систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для оптимизации процесса принятия решения, а также косвенно - для информирования общественности, или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики» 1. Каким же образом могут архивисты использовать результаты проведенного мониторинга, чтобы сделать свой сайт лучше? На что следует обратить внимание в первую очередь?

Мы предлагаем архивистам следующий порядок действий:

  • Ознакомление с методикой и параметрами анализа сайтов.

  • Изучение итогов рейтинга.

  • Внимательное изучение сайтов-лидеров: состава и содержания представленной на них информации; юзабилити этих сайтов (организация навигации, наличие служебных разделов и методика работы с ними; степень оптимизации под поисковые машины и т.д.) и опыта их работы на основе публикаций разработчиков сайтов в архивной прессе, дискуссий на конференциях и архивных форумах.

  • Определение слабых сторон своего собственного сайта.

  • Составление полного перечня проблем, которые требуют решения.

  • Составление конкретного и реалистичного плана работ по устранению недостатков и совершенствованию сайта.

К.В. Воробьев (Тамбов)

трехмерноЕ сканирование:
возможности и преимущества использования в музее

На сегодняшний день трехмерное сканирование является наиболее современной технологией в оцифровке вещественных источников. Возможности сканеров позволяют не только получить трехмерную копию, сканируемого объекта, но и текстуру объектов.

Таким образом, для музея в его научно-исследовательской, фондовой или научно-просветительской работе подобные электронные копии музейных предметов весьма актуальны. Но подобного рода оборудование требует достаточно больших финансовых затрат на его приобретение, что особенно актуально для провинциальных музеев.

Однако существует ряд бюджетных решений, позволяющих получать приемлемые результаты для оценки возможностей технологии. К таким решениям относится технология David Laserscan.

Программа David Laserscan в данном случае является удобным и достаточным средством для трехмерного сканирования. Это связано с простотой, используемого оборудования: для сканирования требуются только устройство, испускающее лазерный луч и Web-камера. Соответственно, в данном случае Web-камера используется как приемник отраженного лазерного сигнала. Также особенностью является то, что для сканирования, а точнее как отражающий фон, нужно изготовить «угол», из двух поверхностей соединенных между собой под углом в 90 градусов, на внутреннюю сторону, которой должны закрепляться т.н. калибровочные листы.

Сканирование происходит следующим образом: к устройству David laserscan подключается Web-камера, напротив нее устанавливается «угол» с калибровочным листом (внутренней стороной к камере), далее по предмету, установленному на фоне калибровочного листа проводиться лазерный луч, отражение которого фиксирует Web-камера.

Таким образом, получается изображение четырех сторон предмета, которое потом «сшивается» в одно. В итоге, получается электронная трехмерная модель. Но, надо заметить, не имеющая текстуры.

Применяться данная модель может в различных видах музейной работы. Например, создание рода музейных каталогов, которые в свою очередь, особенно в отношении скульптурных и археологических предметов, за счет сохранения большего количества информации, могут помочь осуществлять музею фондовую, научно- просветительную и исследовательскую работу на более высоком уровне. Так, например, возможно издавать электронные каталоги, содержащие трехмерные модели, снабженные всплывающими подсказками о свойствах музейного предмета. Посредством таких трехмерных электронных копий возможно создание копий музейных предметов.

Таким образом, возможно создание, как учебных музеев слепков, так и детских музеев, не говоря уже о пользе применения подобных электронных каталогов в художественных школах. Весьма ценным является тот факт, что технология трехмерного сканирования позволяет виртуальному музею приблизится к реальности. Сегодня слабое место трехмерного моделирования, при создании подобного рода музеев, это как раз цифровые копии реальных музейных предметов. Создание трехмерных цифровых копий отдельных предметов традиционным способом – трудоемко и дорого, но с использованием технологий типа David Laserscan можно организовать «потоковое» сканирование.

Можно отметить, что трехмерные технологии помогут вывести на новый уровень электронные обучающие программы по музейным дисциплинам, обучая пользователя, благодаря приближенности к действительности, методике работы с предметом.

Д.В. Данилов (Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ АРХИВНЫХ САЙТОВ В ИНТЕРНЕТЕ

С каждым годом всё очевиднее становится тот факт, что нельзя ограничиваться одним созданием и размещением архивного сайта в Интернете. Необходимо также осуществлять его поддержку и, кроме того, предпринимать комплекс мер по его продвижению. В ситуации постоянного увеличения количества разного рода сетевых ресурсов, попадающих в индекс поисковых систем, появляется риск того, что «нераскрученный» сайт попросту окажется ненайденным теми пользователями, которые заинтересованы в его информации. Целенаправленное продвижение архивного ресурса как раз и позволяет снизить этот риск. Кроме того, оно позволяет увеличить эффективность работы сайта.

В целом можно говорить о том, что в Рунете уже выработался ряд действенных методик в плане продвижения сайтов. Но все эти методики применимы больше к коммерческим ресурсам. В случае же с архивными сайтами находим свою специфику. Она обусловлена, во-первых, тем, что перед ними не ставится прямая цель извлечения прибыли, во-вторых, тем, что сам по себе их контент (архивоведческая информация, РДИ и т.п.) имеет свои особенности. Поэтому разумным шагом будет разработка специальной методики продвижения именно архивных сайтов.

Можно выделить несколько базовых целей продвижения архивных сайтов:

  • снижение нагрузки на архив (перенесение пользовательских посещений в онлайновую среду);

  • совершенствование информационного обслуживания пользователей;

  • улучшение имиджа архивов, популяризация архивов.

В качестве задач, которые необходимо решить в процессе продвижения архивного сайта, можно обозначить следующие:

  • повышение «видимости» сайта в поисковых системах (попасть в первые две-три страницы поиска по ключевым запросам, оптимально – попасть в десятку поисковых результатов, идеально - в тройку);

  • увеличение посещаемости ресурса, наращивание целевой аудитории;

  • повышение индекса цитируемости сайта.

Оптимизаторам, занимающимся продвижением интернет-ресурсов архивов, следует придерживаться двух основных принципов. Во-первых, следить за тем, чтобы на сайте постоянно был размещён уникальный, актуализированный, интересный и репрезентативный контент. Чем его больше – тем лучше. При этом контент должен быть полезным для пользователей. В идеале на сайте не должно быть невостребованной информации. Особую привлекательность для посетителей представляют публикации документов (в научной, либо научно-популярной форме). Также следует сделать ставку на наглядность контента, использование иллюстративного материала. Добавим, что крайне актуальным представляется размещение виртуальных выставок, приуроченных к тем или иным общезначимым юбилейным событиям. Во-вторых, необходимо улучшать факторы, влияющие на индексацию и ранжирование ресурса в поисковых системах. Они бывают внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся особенности оформления html-кода вэб-страниц, наличие ключевых слов в тексте страниц и т.п. Внешние факторы определяются ссылками на сайт со сторонних ресурсов. Важно не только количество этих ссылок, но и авторитет ссылающихся ресурсов, их тематическая близость архивным сайтам. Помимо указанных принципов полезной будет и дополнительная реклама, как онлайновая (например, баннеры), так и оффлайновая (например, напечатанный на визитных карточках адрес сайта, различные презентации сайта на семинарах и конференциях и т.п.).

Для того чтобы понимать, насколько удачной оказалась компания по «раскрутке» сайта, целесообразно заранее обговорить методы оценки эффективности продвижения. Эффективность продвижения определяется по следующим показателям: ТИЦ, PR, положение сайта в рейтинговых системах; посещаемость ресурса (оценка траффика); процент людей, узнавших о том или ином архиве и архивах вообще благодаря сайту (выявляется с помощью опросов) и др.

В.В. Канищев, Р.Б. Кончаков, Е.В. Романенко, К. Воробьев (Тамбов)

  1. Программа курса "Информатика и математика". (III и IV семестры) / мгу им. М. В. Ломоносова. Исторический факультет. Кафедра исторической информатики. Москва, 2001

    Программа курса
    Бородкин, Л.И. Программа курса "Информатика и математика". (III и IV семестры) / МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Кафедра исторической информатики.
  2. Обеспечение управления Москва 2008 технотронное документирование

    Программа курса
    Программа курса утверждена на совместном заседании кафедр аудиовизуальных документов и архивов, научно-технических и экономических документов и архивов и электронных документов,
  3. Бородкин Л. И. (Москва) квантитативная история на пороге ХХI века: фазовый переход?

    Документ
    "Но мы не верим, чтобы скачки от "может быть" к "должно быть" и к "большей вероятности", а от нее к "несомненности", чтобы эта игра в слова и предположения могла стать основной прочной,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историческая информатика» для направления 540400 «социально-экономическое образование» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Историческая информатика» (код ДПП.В.00 - Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом) имеет своей целью ознакомление студентов-историков ВГПУ с основными направлениями исторической информатики как научного направления
  5. Національна академія наук україни інститут історії україни на правах рукопису

    Документ
    ЕД (електронний документ) – зафіксована на матеріальному носії інформація з реквізитами, які дозволяють її ідентифікувати; документ, в якому інформація представлена в електронно-цифровій формі.
  6. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

    Документ
    Государственный комитет Российской Федерациипо высшему образованиюАлтайский государственный университетНаучно-исследовательский институт гуманитарных исследованийАссоциация "История и компьютер"
  7. «Использование бд в работе по составлению списка военных столкновений на территории белорусско-литовских губерний во время восстания 1863-1864 гг.»

    Документ
    реферат «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БД В РАБОТЕ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПИСКА ВОЕННЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССКО-ЛИТОВСКИХ ГУБЕРНИЙ ВО ВРЕМЯ ВОССТАНИЯ 1863-1864 гг.
  8. Реферат по информационным технологиям в предметной области 5 глава 3 разработка и использование баз данных 9

    Реферат
    Процесс информатизации, охвативший практически все области науки, на рубеже 80-90-х годов привел к заметным изменениям в методах и технологиях исторического исследования, в том числе и по истории Церкви.
  9. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг (1)

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.

Другие похожие документы..