И. М. Гарскова (Москва)

Тематический анализ историографии АИК

Основные тенденции и этапы развития исторической информатики можно более подробно рассмотреть на примере историографии АИК. В работе приводятся результаты анализа историографической базы данных, содержащей сведения примерно по 2,5 тыс. публикаций за весь период существования ассоциации.

Изначально развитие квантитативной истории отличалось синкретичным характером: специалистов, встречавшихся на конференциях в 1980-е годы (а эти конференции проходили под названиями "Комплексные методы в исторических исследованиях"), объединяли не столько близкие предметные области, сколько методические подходы к работе с данными.

Межрегиональная ассоциация "История и компьютер", объединившая специалистов из стран СНГ, появилась в 1992 г., а весь процесс формирования этого направления в нашей стране занял около 10 лет (1987–1997 гг.), хотя "поворотной точкой" в этом процессе является 1994 год.

При анализе динамики публикаций под эгидой АИК достаточно четко выделяются несколько периодов. Тематически их можно охарактеризовать следующим образом.

Первую половину 1990-х гг. отличает достаточно высокий интерес к методике работы с массовыми источниками в социально-экономических, социально-политических, историко-демографических и историко-культурных исследованиях, что связано с традициями квантитативной истории. Традиционно высок интерес к вопросам теории и методологии и моделированию исторических процессов.

Заметен интерес к информационным технологиям и особенно – к проблемам адаптации стандартного и разработки специализированного программного обеспечения, вызванный, в частности, работами М. Таллера.

Наконец, наибольшее количество работ связано со становлением такого направления как базы данных и архивы машиночитаемой информации в исторических исследованиях.

Международные дискуссии этого периода находят отклик и в нашей стране. В частности, в 1993 г. в АИК даже появился термин "компьютерное источниковедение" (не слишком удачный и достаточно спорный), который отражал тенденции развития исторической информатики на этом этапе. Попытки найти более адекватные термины, такие, например, как "информационное источниковедение" (В.И. Бовыкин) были связаны с более глубокой разработкой источниковедческих вопросов, которые не сводятся к работе с машиночитаемыми копиями исторических источников.

Вторая половина 1990-х гг. период показывает явную смену приоритетов.

Уменьшается число работ, выполненных в традициях квантитативной истории, а также работ методологического характера. В содержательном плане акцент с социально-экономических исследований переносится на социально-политические и историко-культурные исследования и особенно – на историческую демографию.

Почти полное доминирование стандартного (коммерческого) программного обеспечения вызывает в этот период снижение интереса к разработке специализированного программного обеспечения.

В результате критики работ, выполненных в стиле "я и моя база данных", число таких работ заметно снижается.

Наряду с методической компонентой исследования все большее внимание уделяется технологической компоненте: более заметной становится такая тематика, как технологии мультимедиа, ГИС.

Особенно большой интерес в этот период вызывают сетевые технологии и возможности Интернет. В этой связи заметно растет число публикаций, связанных с применением этих новых технологий в образовании.

Появление сетевых электронных публикаций исторических документов вызвало полемику в АИК по проблеме "Историк, источник и Интернет", интерес к которой проявили не только специалисты в области исторической информатики.

Третий период (начало 2000-х гг.) в деятельности АИК не был отмечен кризисными явлениями, характерными для АНС. Более того, этот период как в концептуальном, так и в прикладном аспектам представляется более "сбалансированным", чем предшествующие.

Так, снова начинает расти интерес к вопросам теории и методологии, в особенности в связи с общими проблемами развития исторической информатики.

На новом уровне обсуждаются и вопросы создания специализированного программного обеспечения, возникает новый термин – "историко-ориентированное программное обеспечение" (предложенный Л.И. Бородкиным).

Увеличивается число работ по вопросам информатизации архивов, музеев и библиотек. В этой связи наряду с проблемами создания баз данных активно обсуждаются и проблемы разработки больших информационных систем.

Существенно больше публикаций в этом периоде посвящено разработке методов исследования и моделей исторических процессов.

Наконец, следует отметить не только количественный, но и качественный рост публикаций, посвященных использованию и (что принципиально важно) разработке тематических электронных ресурсов для исторических исследований и образования. Особенно заметен рост числа публикаций по тематике использования ИКТ в образовании, разработке сетевых образовательных ресурсов, в том числе – для задач дистационного образования.

На данном этапе интерес к специфическим источниковедческим проблемам исторической информатики не только не снизился, но приобрел новое наполнение: разработка общеисторических информационных ресурсов потребовала осмысления на новом уровне проблем, связанных с созданием тематических сайтов и порталов, обсуждением стандартов электронных публикаций и разработкой археографических принципов представления исторических источников в сетевом информационном пространстве.

Ш.Д. Батырбаева, С.А. Щербакова (Бишкек)

Историческая информатика и виртуальный мир

При обсуждении проблем внедрения информационных технологий в историческое образование и исследование и особенностей данного процесса в Кыргызстане, можно отметить, что сегодня происходят положительные изменения. Развитие технологий и связанной с ними новой информационной и коммуникационной среды - виртуального мира – играет все более активную роль в повседневной жизни, в формировании личности, и как следствие – в развитии общества. В процессе использования ресурсов и коммуникаций интернет-среды происходит киберсоциализация 1 личности. В ХХI веке – веке, когда социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты в единое целое, виртуальный мир наряду экономическими, социальными, политическим и культурными факторами реального мира все зпметнее влияет на развитие общества. Таким образом, НИТ из инструмента исторического исследования превращаются в объект изучения историков. На наш взгляд было бы интересно в рамках АИК обсудить роль и влияние новой информационной среды – виртуального мира – на дальнейшее развитие исторической информатики. Можно утверждать, что:

  • на современном этапе историкам необходимо осознать, что информация из товара превращается реальную силу, влияющую на ход человеческой истории, создавая особый мир – виртуальный, общество переходит на качественно новый этап своего развития;

  • стремительное изменение значения информационных технологий в повседневной жизни показывает, сколь важно считаться с виртуальным миром. Если еще до недавнего времени мы рассматривали историческую информатику как новое перспективное направление в исторической науке прежде всего с позиции развития новых методов исследования и образования, то сегодня возникаю вопросы теоретико-методологического характера;

  • перед исторической наукой стоит задача проанализировать переход общества на новый этап развития, разработать основные проблемы изучения виртуального мира как одной из реальных сил, влияющих на процессы в современном мире.

Для решения поставленных задач в русле исторической науки необходимо разрабатывать теоретические и методологические вопросы о сущности виртуального мира, его границах и сферах влияния. На данном этапе, наряду с изучением истории становления и развития исторической информатики в рамках ассоциации «История и компьютер», следует изучать проблемы, связанные с электронными ресурсами виртуального мира, например, доступ к электронным архивам, их изменения под влиянием бурного развития компьютерных технологий и др.

Е.В. Злобин (Москва)

Источниковедческие особенности внедрения
новейших информационных и коммуникационных технологий

Широкое распространение современных средств и способов обмена информацией и новейшие технологии социальных коммуникаций создают историкам будущего (и, соответственно, социологам и политологам настоящего) ряд новых источниковедческих проблем. Проблемы эти заключаются в том, что человеческое общение постепенно перетекает в on-line область, и для того, чтобы его изучать, необходимо использовать совершенно новые виды источников. Эти новые виды потенциальных исторических источников имеют свои особенности. Попытаемся кратко описать их.

Прежде всего, новым видам потенциальных источников трудно подобрать однозначное соответствие из состава традиционного исторического источникового комплекса. Некоторые его элементы имеют некоторую схожесть в названиях (например, обычные и электронные письма, дневники и мемуары и электронные дневники – т.н. блоги и т.п.), однако разное предназначение, совершенно другие технологии хранения, обработки и последующего изучения.

Другой особенностью новых видов электронных документов, как и технотронную документацию в целом, отличает крайне высокая степень технологической зависимости, производными от которой являются трудности с обеспечением мобильности источников 1, вследствие чего происходит сокращение их жизненного цикла. Из этого проистекают проблемы с принятием подобных электронных массивов на архивное хранение. Зачастую непонятно не только как принимать и хранить, но и что принимать, стоит ли вообще принимать на хранение, и возможно ли это в принципе. Не совсем понятны также стоимостные оценки организации хранения, т.к. наряду с высокой стоимостью аппаратно-программных компьютерных систем плотность записи информации на электронных носителях непрерывно возрастает, что позволяет существенно сократить объёмы необходимых помещений, не говоря уже о простоте извлечения информации из электронных источников.

Весьма специфичным является для подобного вида электронной документации вопрос аутентичности, первичности документа, т.к. электронные технологии позволяют создавать копии, абсолютно подобные оригиналам. Проблемой является также сильный психологический барьер, а именно - неприятие некоторыми представителями старших поколением историков новых видов источников, непонимание их сущностных особенностей, отказ от их использования. Последняя проблема, правда, с течением времени постепенно сходит на нет.

Перечислим некоторые из технологий информационного обмена, которые создают потенциальные электронные источники, которые, в свою очередь, можно и нужно использовать при изучении современного общества. Отметим, кстати, что некоторые уже успели возникнуть, получить достаточно широкое распространение, а затем практически исчезнуть, причём буквально в последние десятилетия. Это пейджинговые сообщения (однонаправленные текстовые), двунаправленные текстовые SMS и комбинированные MMS сообщения. Есть свои особенности в текстовых массивах, до сих пор доступных через пра-Internet - конференции FIDO и UseNet. Необходимо отметить также традиционные для Web форумы и конференции, обмен электронными письмами в условиях практически окончательной кончины традиционного эпистолярного жанра, уже упомянутые нами блоги и сетевые дневники, Internet пейджеры и чаты, социальные сети и т.д.

Каждая из упомянутых информационных технологий имеет особенности не только в способе обмена информацией, в реализуемой социальной функции, но и в том документальном комплексе, который создаётся и формируется в ходе её использования. В выступлении эти особенности будут описаны применительно к каждой из названных технологий. Их учёт позволит существенно расширить не только традиционный источниковый комплекс, но и обогатить и дополнить сложившийся в среде историков-клиометристов круг используемых электронных исторических источников.

  1. Программа курса "Информатика и математика". (III и IV семестры) / мгу им. М. В. Ломоносова. Исторический факультет. Кафедра исторической информатики. Москва, 2001

    Программа курса
    Бородкин, Л.И. Программа курса "Информатика и математика". (III и IV семестры) / МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Кафедра исторической информатики.
  2. Обеспечение управления Москва 2008 технотронное документирование

    Программа курса
    Программа курса утверждена на совместном заседании кафедр аудиовизуальных документов и архивов, научно-технических и экономических документов и архивов и электронных документов,
  3. Бородкин Л. И. (Москва) квантитативная история на пороге ХХI века: фазовый переход?

    Документ
    "Но мы не верим, чтобы скачки от "может быть" к "должно быть" и к "большей вероятности", а от нее к "несомненности", чтобы эта игра в слова и предположения могла стать основной прочной,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историческая информатика» для направления 540400 «социально-экономическое образование» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Историческая информатика» (код ДПП.В.00 - Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом) имеет своей целью ознакомление студентов-историков ВГПУ с основными направлениями исторической информатики как научного направления
  5. Національна академія наук україни інститут історії україни на правах рукопису

    Документ
    ЕД (електронний документ) – зафіксована на матеріальному носії інформація з реквізитами, які дозволяють її ідентифікувати; документ, в якому інформація представлена в електронно-цифровій формі.
  6. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

    Документ
    Государственный комитет Российской Федерациипо высшему образованиюАлтайский государственный университетНаучно-исследовательский институт гуманитарных исследованийАссоциация "История и компьютер"
  7. «Использование бд в работе по составлению списка военных столкновений на территории белорусско-литовских губерний во время восстания 1863-1864 гг.»

    Документ
    реферат «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БД В РАБОТЕ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПИСКА ВОЕННЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССКО-ЛИТОВСКИХ ГУБЕРНИЙ ВО ВРЕМЯ ВОССТАНИЯ 1863-1864 гг.
  8. Реферат по информационным технологиям в предметной области 5 глава 3 разработка и использование баз данных 9

    Реферат
    Процесс информатизации, охвативший практически все области науки, на рубеже 80-90-х годов привел к заметным изменениям в методах и технологиях исторического исследования, в том числе и по истории Церкви.
  9. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг (1)

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.

Другие похожие документы..