Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 21 «Семейное право» Направление подготовки

2.2.что такое самостоятельная работа студента (срс)

В соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента.

Так, если всего на изучение дисциплины «семейное право» предусматривается 132 часа, а аудиторных занятий программой вуза для студентов очной формы предусмотрено 54 часа, то для освоения данной дисциплины предусмотрено, в среднем, 78 часов самостоятельной работы. Если же студент обучается по заочной, программе предусматривает всего от 8 до 12 часов аудиторной работы, то для освоения данной дисциплины предусмотрено не менее 120 часов самостоятельной работы.

Одной из важных задач в подготовке специалистов с высшим образованием является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самостоятельно овладеть знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Это важно как для юриста, работа которого постоянно связана с поиском истины, так и для представителей других профессий. Основной формой самообразования является самостоятельная работа.

СРС может быть истолкована в двух смыслах:

Во-первых, как процесс творческого мышления студента при решении какой-либо проблемы, задачи, усвоения того или иного материала независимо от того, происходит это в аудитории, дома или в библиотеке. Ведь студент на лекции не только слушает и конспектирует, но и анализирует, сопоставляет, оценивает сообщенный лектором материал – т.е. является активным участником образовательного процесса.

Во-вторых, как некий результат мыслительной деятельности в виде написания реферата, дипломной, курсовой, контрольной работы, решении индивидуального домашнего задания и т. д. В этом смысле самостоятельная работа студента является своего рода продолжением аудиторных занятий дома, в библиотеке, углублением и дополнением знаний, полученных в аудитории.

Самостоятельная работа студента можно подразделить на плановые (предусмотренные в учебных планах) и неплановые.

К плановым относятся:

- написание рефератов, курсовых и контрольных работ,

- подготовка к семинарским занятиям, экзаменам и зачетам. Внеплановыми видами самостоятельная работа студента (как правило, для дневного отделения) являются:

- письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций, изучение нормативных актов и литературных источников по определенной теме с последую­щей устной беседой с преподавателем;

- проведение дискуссий по определенным проблемам на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, юридической практики; просмотр кино- и телефильмов и т. д.;

- посещение органов государственной власти, правоохранительных органов и хозяйствующих субъектов (присутствие на заседаниях, изучение практики, документов, организации их работы и делопроизводства);

- изучение и обобщение опубликованной и неопубликованной (местной) судебной и иной практики; подготовка списков литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике и другие виды работы.

Все виды внеплановой работы проводятся в часы, свободные от обязательных аудиторных занятий. Общий объем самостоятельная работа студента определяется установленным ГОС (Государственным образовательным стандартом) объемом недельной загрузки студента за вычетом установленных вузом в соответствии с конкретными формами обучения объемов аудиторной нагрузки.

2.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (СРС) ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

2.3.1. контрольные работы

Контрольные работы можно разделить на четыре вида:

1. Работы, которые выполняют студенты-заочники (по дисциплинам, по которым контрольные работы предусмотрены учебным планом). Эти работы является одним из обязательных видов межсессионных самостоятельная работа студента, призванных выработать у студентов навыки самостоятельной работы, научить пользоваться специальной литературой, правильно ориентироваться в нормативном материале и умело применять свои знания к конкретным ситуациям. Решения поставленных преподавателем задач должны быть полными, то есть должны быть даны ответы на все поставленные вопросы. При этом ответы должны быть аргументированными и обоснованными, сопровождаться ссылками на использованную литературу и нормативные акты. Для облегчения проверки желательно, чтобы в текст контрольной были переписаны условия задачи или поставленные в ней вопросы.

Контрольная работа выполняется строго по вариантам:

В каждом варианте контрольной работы предложены по три задания. Первое (теоретическое), предполагает изучение студентом норм семейного законодательства. На основе выполненного анализа должны быть отобраны и выписаны конкретные статьи СК РФ, иллюстрирующие указанные в заданиях положения. Второе задание потребует умения составить правовой документ (исковое заявление или договор). Принципиально, чтобы это был проект конкретного соглашения (требования) по придуманной студентом ситуации, а не бланк соответствующего документа. В третьем задании предлагается решить задачу. Ответ на задачу должен содержать аргументацию и ссылки на конкретные правовые нормы.

Задания для выполнения контрольных работ данного вида содержатся также в методических указаниях, разработанных на кафедре Международного права и прав человека.

Контрольная работа выполняется письменно (отпечатана или написана от руки чётким, разборчивым почерком):

- извлечения из источников, цитаты, приводимые в работе, обязательно оформляются в виде ссылок на используемую литературу;

- контрольная должен быть отпечатан размером шрифта № 14, шрифтом Times New Roman, с использованием междустрочного интервала 1,5;

- объем работы должен составлять не менее 10 страниц. Количество используемых источников - не менее семи;

- ответы на задачи оформляются на отдельных листах и подшиваются после теоретического вопроса;

- при невыполнении общеустановленных требований к подобного рода работам (работа написана не по теме, несамостоятельно, путем переписывания учебного материала, а также без должного оформления) реферат и ответы на задачи и практические задания возвращается студенту без рецензирования для повторного выполнения;

- контрольная работа, признанная преподавателем «удовлетворительной», оценивается словом «зачтено» с указанием даты проверки, а признанная «неудовлетворительной» - «не зачтено» с оформлением рецензии и указанием конкретных недостатков, как по содержанию, так и по ее оформлению;

- контрольная работа оценивается положительно с учетом полноты раскрытия ее теоретического содержания, имеющегося анализа основных источников и законодательных актов, оценки выводов по основным теоретическим положениям и по работе в целом.

Оформляется она по тем же правилам, что и курсовая работа.

Рекомендуем воспользоваться консультациями, которые студенты могут получить на кафедре Международное право и прав человека ВолГУ.

Контрольная работа должна быть представлена для проверки согласно расписанию, в противном случае студент не допускается для сдачи зачета. Оценивается работа по двум критериям: «зачтено» и «не зачтено»

2. Контрольная работа, выполняемая студентами дневного отделения вне плана учебных занятий в порядке компенсации сокращения обязательных аудиторских занятий. Ее можно назвать домашней контрольной работой. Она может состоять из теоретической части и решения задач, практических заданий, может быть выполнена на базе изучения разъяснений высших судебных органов, группы нормативных актов либо судебной практики по тем или иным вопросам и темам изучаемого курса и т.п. Задания на такую работу дает преподаватель, ведущий данный курс.

3. Так называемая мини-контрольные работы, которую могут выполнять студенты как дневного, так и заочного отделений на плановых аудиторных занятиях в порядке контроля усвоения пройденного материала. Это своего рода обратная связь между лектором и студентами-слушателями. Такие контрольные работы могут быть летучими (летучки), то есть проводятся без объявления заранее темы и даты проведения и объявляемыми заранее. В последнем случае студент должен предварительно просмотреть материал, относящийся к объявленной теме контрольной работы.

По итогам проверки контрольной работы, особенно двух последних видов, возможно проводить групповые или индивидуальные собе­седования с разбором наиболее типичных или трудных ситуаций. Мини-контрольные работы оценивается (для заочной формы обучения по системе: «зачтено», «незачтено»), (для очной формы обучения по балльно-рейтенговой системе).

4. Модульные контрольные, которые выполняются студентами очной формы обучения. В течение 5 семестра студенты очной формы обучения должны выполнить три контрольные:

- 1 модульная контрольная выполняется (10-17 октября)

- 2 модульная контрольная выполняется (10-17 ноября)

- 3 модульная контрольная выполняется (15-23 декабря)

Модульная контрольная работа выполняется строго по вариантам:

В каждом варианте контрольной работы предложены по четыре задания. С первого по третье задание (теоретическое), предполагает теоретические вопросы по пройденным темам за данный период. Поставленные преподавателем вопросы должны быть полными, то есть должны быть даны ответы на все поставленные вопросы. При этом ответы должны быть аргументированными и обоснованными, сопровождаться ссылками на нормативные акты. На основе выполненного анализа должны быть отобраны и выписаны конкретные статьи СК РФ. Четвертое задание - это проведение проверочных работ с применением тестов предполагается по изучению 3-х тем, в каждом вопросе только один правильный ответ.

Время, необходимое для проведения тестирования – 0,5-2 минуты на решение одной задачи. Расчет баллов должен быть следующим: 50 % правильных ответов – «удовлетворительно», 55-80 % - «хорошо», выше 85% - «отлично».

Задания для выполнения контрольных работ данного вида содержатся также в методических указаниях, разработанных на кафедре Международного права и прав человека.

По итогам проверки контрольной работы модульные контрольные работы оценивается по балльно-рейтинговой системе.

2.3.2. Реферат

Реферат - это краткое изложение в письменном виде, или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по определенной теме. В отличие от рецензии здесь не требуется разбора и оценки. Реферат представляет собой сокращенное отображение реферируемого произведения. Главным его достоинством является по возможности точное воспроизведение предмета реферирования. Если же при подготовке реферата автор хочет выразить свои мысли, то он должен с помощью тех или иных приемов (например, путем заключения в скобки указания своих инициалов) отличить их от содержания реферируемого произведения.

Реферат представляет собой самостоятельное, творческое изложение результатов изучение и осмысления студентами теоретических и практических проблем. Основными целями и задачами написания реферата являются не только расширение и углубление знаний студента, но и выработка у него умения анализировать теоретический и практический материал, логично, последовательно, ясно, кратко и в то же время емко, излагать свои мысли в письменном виде. Кроме того, написание реферата способствует более осмысленному пониманию предмета и метода курса.

Это одна из распространенных форм работы с литературой. Реферат же - вид самостоятельная работа студента, который готовится, как правило, для представления на проверку.

Выполнение реферата требует от студента знаний основ методологического исследования, творческого мышления, логики аргументации, изложения самостоятельной позиции и отношения к проблеме, прилежания и профессионализма.

Хорошо продуманный план позволяет студенту продуктивно организовывать исследовательскую работу по избранной теме. Рабочий план составляется в произвольной форме.

При выполнении данной работы необходимо соблюсти ряд общепринятых требований:

- реферат должен обязательно иметь структурный план состоящий из титульного листа, содержания, введения, основной части разбитой на главы или параграфы, заключения и списка используемой литературы;

- во введении указывается актуальность разрабатываемой темы и цель работы;

- в заключении указываются выводы, которые студент сделал для себя, написав данную работу. Студенты вправе излагать собственную точку зрения по проблематике работы, что, несомненно, повысит значимость работы;

- в конце работы прилагается список используемой литературы, который состоит из следующих частей:

1) нормативные акты (располагаются в следующем порядке: конституция РФ, законы РФ, указы президента РФ акты правительства РФ, акты министерств и ведомств, решения органов местного самоуправления);

2) специальная литература – книги статьи, расположенные в алфавитном порядке;

3) судебная практика в первую очередь указываются опубликованные дела, затем неопубликованные: (извлечения из источников, цитаты, приводимые в работе, обязательно оформляются в виде ссылок на используемую литературу.)

Реферат должен быть отпечатан размером шрифта № 14, шрифтом Times New Roman, с использованием междустрочного интервала 1,5. Объем работы должен составлять 15-20 листов. Количество используемых источников - не менее семи;

При невыполнении общеустановленных требований к подобного рода работам (работа написана не по теме, несамостоятельно, путем переписывания учебного материала, а также без должного оформления), реферат возвращается студенту без рецензирования для повторного выполнения.

Работа, признанная преподавателем «удовлетворительной», оценивается словом «зачтено» с указанием даты проверки, а признанная «неудовлетворительной» - «не зачтено» с оформлением рецензии и указанием конкретных недостатков, как по содержанию, так и по ее оформлению;

Реферат оценивается положительно с учетом полноты раскрытия ее теоретического содержания, имеющегося анализа основных источников и законодательных актов, оценки выводов по основным теоретическим положениям и по работе в целом.

  1. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 18 «Международное частное право» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное частное право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф. 09) Трудовое право (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Данная учебная программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Правоведение» (0201).
  3. Учебно-методический комплекс по опд. Р. 6 «Прокурорский надзор в рф» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2010г.
  4. Учебно-методический комплекс по опд. В. «Европейское право» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Европейское право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция направление 030500

    Учебно-методический комплекс
    Государство и право в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации): Египет, Вавилон, Индия, Китай; античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; два пути развития средневековых
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 021100 юриспруденция Составитель умкд (1)

    Учебно-методический комплекс
    сущность и социальную значимость своей профессии, характер и взаимодействие правовых явлений, знает основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 021100 юриспруденция Составитель умкд (2)

    Учебно-методический комплекс
    сущность и социальную значимость своей профессии, характер и взаимодействие правовых явлений, знает основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф. 14) Международное право (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Международное право как учебная дисциплина имеет дело с самостоятельным правовым комплексом, нормы которого устанавливаются посредством согласованного волеизъявления государств, а реализуются как в межгосударственном общении, так и
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Введение в языкознание» Для направления/ специальности 03 1001 «Филология»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины «Введение в языкознание» цикла ОПД. Ф. 1 составлена в соответствии Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 031001 «Филология».

Другие похожие документы..