Программа по биологии для абитуриентов, поступающих в игму на программы высшего профессионального образования. Основы цитологии

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Общая характеристика биологии в додарвиновский период Развитие зоологии и ботаники. Господство в науке метафизических представлений о неизменности природы и «изначальной целесообразности». Труды Карла Линнея по систематике растений и животных, их значение. Учение Ж.Б. Ламарка об эволюции живой природы и его значение. Первые русские эволюционисты.

Исторические предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина. Общественно-экономические предпосылки. Успехи биологии в первой половине XIX века. Успехи сельского хозяйства в выведении пород домашних животных и сортов культурных растений. Путешествие на корабле «Бигль». Труды Ч. Дарвина.

Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Значение учения для развития естествознания. Движущие силы эволюции. Наследственность. Изменчивость. Виды изменчивости. Естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции. Борьба за существовании. Формы борьбы за существования.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Общее и различное между искусственным и естественным отбором.

Понятие об уровнях эволюционных преобразований.

Микроэволюция. Генетика и теория эволюции. Популяция как элементарная эволюционная единица. Генетика популяций. Идеальные и реальные популяции. Закон Харди-Вайнберга. Резерв наследственной изменчивости в природных популяциях. Генетические процессы в популяциях. Понятие об экологической и генетической характеристиках популяций. Элементарные факторы микроэволюции. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Творческая роль естественного отбора. Формы естественного отбора, их связь и соотношение с условиями среды. Видообразование - результат микроэволюции. Пути видообразования. Вид. Критерии вида. Структура вида (полувиды, подвиды, экотипы, популяции).

Макроэволюция. Возникновение надвидовых таксонов. Формы филогенеза: филетическая эволюция, дивергентная эволюция, параллелизм, конвергенция. Понятие о скорости эволюции. Соотношение между микро- и макроэволюцией. Приспособительный характер эволюции. Относительная целесообразность.

Главные направления эволюции (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация). Биологический регресс и биологический прогресс (А.Н.Северцев). Вымирание видов как результат биологического регресса. Пути достижения биологического прогресса. Результаты эволюции: органическая целесообразность, приспособленность организмов, многообразие видов, постепенное усложнение организации.

Система растений и животных - отображение эволюции. Принципы современной классификации организмов. Таксономические единицы.

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Возникновение жизни на Земле. Жизнь - качественно новая форма движения материи. Донаучные представления о происхождении жизни. Учение о самозарождении. Работы Реди и Пастера, доказавшие невозможность самозарождения жизни. Теории заноса жизни на Землю с других космических тел. Современные теории возникновения жизни на Земле из тел неживой природы (А.И.Опарин и др.).

Основные доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические и палеонтологические. Сравнительное изучение строения современных животных и растений с целью доказательства их исторического развития. Гомология и аналогия. Рудименты и атавизмы в строении современных организмов как доказательство эволюции. Сходство зародышевого развития организмов как доказательство единства их происхождения. Биогенетический закон Мюллера - Геккеля.

Главные направления эволюции - пути развития органического мира. Деление истории Земли на эры и периоды. Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. Возникновение растений и животных - дивергенция в органическом мире по способу питания. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Выход животных на сушу. Возникновение позвоночных путем повышения организации, развития приспособлений широкого значения и расширения среды обитания. Кистеперые как предки земноводных. Появление и расцвет древних земноводных. Стегоцефалы - сборная группа древних земноводных.

Развитие органического мира в мезозойскую эру. Господство голосеменных. Появление и распространение покрытосеменных. Расцвет пресмыкающихся. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление костистых рыб. Причины вымирания голосеменных и пресмыкающихся в мезозойскую эру.

Развитие органического мира в кайнозойскую эру. Господство покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих. Возникновение в процессе эволюции многочисленных приспособлений к разнообразным средам обитания.

Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества и их охрана.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Человекообразные обезьяны и человек. Ч.Дарвин о происхождении человека от животных. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Ископаемые останки человека. Находки в Танзании. Древнейшие люди. Древние люди (неандертальцы). Ископаемые люди современного типа (кроманьонцы).

Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Единство происхождения человеческих рас. Антинаучная, реакционная сущность «социального дарвинизма» и расизма.

ОРГАНИЗМ И СРЕДА

Экология - наука о закономерностях взаимоотношений организмов со средой. Задачи экологии. Среда и экологические факторы. Приспособленность организма (вида) к абиотическим и биотическим факторам среды. Комплексное воздействие факторов на организм. Основные климатические факторы (свет, температура, влажность) и их влияние на организм. Ограничивающие факторы. Деятельность человека как экологический фактор. Приспособления растений и животных к сезонному ритму внешних условий. Сезонность в природе. Состояние зимнего покоя. Холодостойкость. Факторы, управляющие сезонным развитием. Явления фотопериодизма у растений и животных.

Популяция. Факторы, вызывающие изменения численности популяции.

Вид, его экологическая характеристика. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия.

Биогеоценоз. Примеры: пресноводный водоем, дубрава. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правила экологической пирамиды. Саморегуляция в биогеоценозе. Смена биогеоценозов. Создание искусственных биогеоценозов в результате целенаправленной хозяйственной деятельности человека. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов. Охрана биогеоценозов.

Биосфера. Основы учения о биосфере. Границы биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере как оболочке Земли, населенной живыми существами. Ноосфера. Плотность жизни. Биомасса поверхности суши. Биомасса почвы. Биомасса Мирового океана. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции. Круговорот веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Роль микроорганизмов. Роль человека в биосфере. Охрана природы и плановое воспроизводство ее богатств.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. Учебник для 10-11 классов - М.: Дрофа, 2008.-368 с.: ил.

  2. Полянский Ю.И. Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2003. – 302 с.: ил.

  3. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1995.- 415 с.: ил.

  4. Ярыгин В.Н. Биология. Пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2007, 492 с.

  5. Н. В. Чебышев, С. В. Кузнецов, С. Г. Зайчикова Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. В 2 томах.- М.: Новая Волна, Умеренков, 2009 г.

  6. Каменский А.А., Соколова Н.А., Валовая М.А. Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы – М.: Экзамен, 2004.

  7. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Полный курс по биологии для поступающих в вузы – М.: Оникс, 2005.

  8. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Биология для поступающих в вузы. – Мн.: Высш.шк., 2001. – 526 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Дольник В.Р. Биология. Беспозвоночные животные: Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2006. - 160 с.: ил.

  2. Медников Б.М. Маш Р.Д.Биология. 11 кл.: Сборник тестовых заданий для итогового контроля - Интеллект-Центр, 2000.- 44 с.

  3. Лернер Г.И. Общая биология. 10-11 кл.: Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные – М.: Эксмо. – 2009. -240 с.

  4. Богданова Т.Л. Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. 2-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 1991,—350 с.

  5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах.М.: Мир, 2007.

Экзаменационные задания проверяют знания абитуриентов по семи содержательным блокам: «Биология – наука о живой природе», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье, «Эволюция органического мира», «Экосистемы и присущие им закономерности».

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ГРУППЫ А (ВЫБОР ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА)

1. Артериальная кровь у человека превращается в веноз­ную в

1) печеночной вене

2) капиллярах малого круга кровообращения

3) капиллярах большого круга кровообращения

4) лимфатических сосудах

2. Бактерии не имеют оформленного ядра, поэтому их от­носят к группе организмов

1)эукариот

2)прокариот

3) автотрофов

4)гетеротрофов

3.Генеалогический метод исследования использует наука:
1) систематика;

2)генетика;

3)цитология;

4)физиология.

4.Знания о сходстве химического состава клеток организмов разных царств живой природы обобщила теория

1)хромосомная

2)клеточная

3)эволюции

4)гена

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ГРУППЫ В С ВЫБОРОМ НЕСКОЛЬКИХ ВЕРНЫХ ОТВЕТОВ, НА УСТАНОВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ЯВЛЕНИЙ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Задания с выбором нескольких верных ответов

1.Каково строение и функции митохондрий?

A) осуществляют расщепление биополимеров до мономеров

Б) участвуют в анаэробном способе получения энергии

B) осуществляют реакции окисления матричного типа

Г) содержат ферментативные комплексы, расположенные на кристах

Д) при окислении органических веществ освобождается энер­гия, используемая на синтез АТФ

Е) имеют, наружную и внутреннюю мембрану

2.Какие признаки млекопитающих не характерны для че­ловека?

A) наличие диафрагмы

Б) наличие подшерстка

B) наличие семи шейных позвонков

Г) хвостовой отдел позвоночника

Д) подвижное наружное ухо

Е) альвеолярное легкое

Задания на соответствие процессов и явлений

1. Установите соответствие между особенностями моле­кул углеводов и их видами.

ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛ ВИДЫ УГЛЕВОДОВ

1) мономер А) целлюлоза

2) полимер Б) глюкоза

3) растворимы в воде

4) не растворимы в воде

5) входят в состав клеточных стенок растений

6) входят в состав клеточного сока растений

1

2

3

4

5

6

2.ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КЛАССЫ ЧЛЕНИСТОНОГИХ

1) отделы тела: голова, грудь, брюшко А) паукообразные

2) 3 пары ходильных ног Б) насекомые

3) наличие паутинных желез

4) 4 пары ходильных ног

5) отделы тела: головогрудь, брюшко

6) наличие усиков

1

2

3

4

5

6

Задание на установление правильной последователь­ности биологических процессов, явлений, практических действий

1.Установите, в какой последовательности в пищевой цепи располагаются указанные организмы:

А)

лягушка

Б)

еж

В)

голый слизень

Г)

капуста

  1. Отчет о результатах самообследования факультета ветеринарной медицины

    Содержательный отчет
    Самообследование кафедр факультета проводились в рамках подготовки академии к лицензированию и государственной аккредитации вуза в соответствии с решением Учебного совета Ижевской ГСХА от 25 февраля 2009 года (протокол № 6).

Другие похожие документы..