Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ
ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине:
«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (1/3)»
для 4 курса БР ДО
учебно-методический комплекс Составитель: к.ф.н.,
обсужден и утвержден ст.преподаватель
на заседании кафедры Мишина Г.В.
Протокол № 1 от 9.09.2008 г.
Зав.кафедрой: Кагарманова М.Ш.
Стерлитамак 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
1-2 Государственный стандарт.
3. Введение.
4. Пояснительная записка.
5. Цель и задачи учебного курса.
6. Основные виды занятий и особенности их проведения.
7. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
8. Техническое обеспечение дисциплины.
9. Объем и сроки учебного курса.
10. Рабочая программа.
11.Темы для самостоятельного изучения.
12.Основная и дополнительная литература.
13.Практические занятия.
14.Контрольные вопросы.
15.Художественные тексты для обязательного чтения.
16.Методические рекомендации преподавателям
17.Методические рекомендации студентам
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
А.Г.Свинаренко
____________________
«31» января 2005 г.
Номер государственной регистрации
№ 710 пед/сп (новый)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 033000.00 Родной язык и литература
с дополнительной специальностью
Квалификация учитель родного языка, литературы и _____
(в соответствии с дополнительной специальностью)
Вводится в действие с момента переутверждения
вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., 397пед/сп)
Москва 2005
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы |
ДПП.Ф.14 | История русской литературыДревнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература XX в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. История русской литературной критики. |
Введение
Предлагаемый учебно-методический комплекс составлен на основе следующих документов:
Федеральный закон: Выпуск 28. Об образовании. М.: ИНФА – М, 2002.
Федеральный закон. Об утверждении Федеральной программы развития образования в Российской Федерации. М.: МО РФ, 2000.
Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1993.
Закон Российской Федерации о языках народов РФ. (Русская речь. 1992. №2).
Временный государственный образовательный стандарт: Общее и среднее образование.
Русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения (М., 1993).
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет по высшему образованию. 1996.
В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки. Этим обусловлена специфика работы, проводимой с учетом как особенностей дисциплины, логики материала, так и контингента студентов.
Структурно описание программы курса включает пояснительную записку, содержание лекций и практических занятий, обозначение тем, выносимых для самостоятельной работы, списки текстов для обязательного чтения, списки научных исследований, контрольные вопросы для самопроверки, вопросы к зачету и экзамену.
Пояснительная записка
Актуальность изучения.
Огромное количество публикаций художественных и мемуарных произведений в настоящее время открыло перед читателем чрезвычайно сложный и богатый период в истории русской литературы, требующий своего осмысления. По сравнению с другими, ранее известными переходными этапами, период конца XIX – начала XX веков отличается особым масштабом и радикализмом качественной перестройки: здесь происходит столкновение классической культуры, исходящей из представлений о мире как о космосе, из идеалов возможной гармонии человека с миром, с новой культурой, получившей название модернизма, исходящей из представления о мире как о хаосе, ставящей под сомнение самую возможность гармонии с этим миром. Будучи «зоной порога», Серебряный век на только разделяет, но и связует две культурные парадигмы: завершает тенденции литературы XIX века и намечает черты художественности XX столетия.
Возникает новая, плюралистическая, полифоническая модель литературного процесса, в основе которой – не господство одной художественной системы, а сосуществование и динамическое совмещение течений, предлагающих разные концепции личности (реалистическую, героико-романтическую, мифологическую, экзистенциальную). особую остроту приобретает проблема поиска идеала как основы новой системы нравственных координат, позволяющей человеку существовать в катастрофическом мире.
Вместе с тем, литература Серебряного века – целостный художественный феномен, характеризующийся некоторыми общими тенденциями (отказ от жесткой детерминированности характера социальными обстоятельствами, усиление личностного начала, субъективного фактора и в художественной мысли, и в стиле, углубление философичности, семиотизация художественного язык). Необходимо учитывать амбивалентность, «диффузность» многих художественных явлений в литературе Серебряного века, возникающих из взаимодействия принципов разных эстетических систем, прежде всего – реализма и модернизма.
Цели курса:
- дать представление об общих закономерностях и эстетических поисках в литературе конца XIX – начала XX веков;
- охарактеризовать разные концепции личности и их художественное воплощение в творчестве наиболее ярких представителей литературы данного периода;
- совершенствовать теоретические знания и навыки анализа художественных произведений;
- помочь будущему учителю в отборе, осмыслении и методической обработке материала для школьного изучения.
Воспитательная задача курса:
огромным воспитательным потенциалом обладает сам изучаемый литературный материал, кроме того, в ходе чтения и анализа текстов художественных произведений происходит формирование духовной, личности, осознающей гражданский и общественный долг; формируется культура умственного труда; воспитывается уважение к другим культурам.
Специфика курса.
Курс имеет проблемный характер, совмещает теоретический и исторический ракурс в освоении материала. Лекции выстроены в основном монографически и предполагают значительный объем самостоятельной работы студентов. В связи с малым количеством аудиторных часов, отведенных на изучение курса дооктябрьского периода русской литературы и всей русской литературы ХХ века, отсутствует возможность рассматривать в рамках разных курсов этапы творческого пути поэтов и писателей, поэтому фактически изучаемый материал выходит за установленные хронологические границы.
Межпредметные связи:
курс истории русской литературы тесно связан с мировой историей и историей России, мировой художественной культурой, этикой и эстетикой, философией, лингвистикой и другими дисциплинами.
Данная программа составлена на основе программ:
- МПГУ «История русской литературы». Москва. Изд-во «Флинта». Изд-во «Наука». 1999;
- Русская литература ХХ века. Ч.1. Литература дооктябрьского периода / Сост. Н.В. Барковская. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; 2002.
Основные виды занятий и особенности их проведения
Программа курса предполагает следующие формы изучения теоретического и практического материала:
- лекции;
- практические занятия;
- чтение художественных текстов и их анализ;
- ведение читательских дневников;
- составление конспектов научных трудов.
Формами контроля усвоения учебного материала является:
- составление студентами плана лекции;
- проверка конспектов;
- собеседование по прочитанным текстам;
- анализ выступлений по темам на практических занятиях;
- контрольная работа;
- написание и защита курсовых работ.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В процессе изучения истории русской литературы студенты должны:
знать и усвоить:
основной массив произведений авторов, наиболее значительных для истории литературы рубежа XIX – XX веков;
основные направления и течения, тенденции развития в литературе Серебряного века;
базовые литературоведческие категории и понятия;
методологию литературоведческих учений;
уметь:
ориентироваться в ключевых проблемах литературного развития;
добывать и применять научную информацию, работать с исследовательской и справочной литературой;
применять выработанные в вузе навыки во время педагогической практики и в перспективе преподавательской деятельности;
владеть навыками:
1. анализировать художественные произведения в аспекте течения и творческой индивидуальности писателя.
анализировать критическую и научную литературу по творчеству ведущих писателей периода, освещать предмет и ход полемики по дискуссионным вопросам в истории литературы конца XIX – начала XX века.
Техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения преподавания курса «История русской литературы» необходимы:
оборудованные аудитории;
аудио-видео аппаратура, видеокассеты и диски с материалами, иллюстрирующими содержание художественных произведений и биографии авторов; интерактивная доска;
мультимедийные технические средства;
авторские электронные программы по курсу;
прочие виды наглядности.
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н
Учебно-методический комплексВ данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)
Учебно-методический комплексВ данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)
Учебно-методический комплексВ данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)
Учебно-методический комплексАктуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)
Учебно-методический комплексВ основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)
Учебно-методический комплексСреди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)
Учебно-методический комплексРусская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса
Учебно-методический комплексГенетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)
Учебно-методический комплексПериодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.