Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 134 Общие положения

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(начальное и основное общее образование)

Оглавление

РАЗДЕЛ II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 24

РАЗДЕЛ III. НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 53

РАЗДЕЛ IV. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 68

РАЗДЕЛ V. ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 79

РАЗДЕЛ VI. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 104

Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 126

Общие положения

Статус документа

В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЗ Федеральный государственный стандарт общего образования представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основных образовательных программ;

2) к условиям реализации основных образовательных программ;

3) к результатам освоения основных образовательных программ.

«Требования к структуре основных образовательных программ» определяют, что составной частью основной образовательной программы любого образовательного учреждения общего образования должны быть рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся.

Настоящие «Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)» являются составной частью рекомендаций по организации внеурочной деятельности обучающихся наряду с «Рекомендациями по нормативному и организационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)».

«Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)» дают авторам рабочих программ пример конкретного наполнения направлений внеурочной деятельности, обозначенных в в плане внеурочной деятельности. Это определяет основные функции настоящего документа.

Информационно-методическая функция заключается в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами внеурочной деятельности.

Организационно-планирующая функция состоит в структурировании учебного материала, осваиваемого обучающимися в ходе внеурочной деятельности, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебно-воспитательного процесса и возрастных особенностей обучающихся, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

На основе «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)» образовательными учреждениями общего образования разрабатываются рабочие программы внеурочной деятельности обучающихся с учетом региональных и локальных особенностей, образовательных запросов, потребностей и интересов участников образовательного процесса.

Структура документа

«Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)» структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, указанными в Базисном учебном плане:

  1. Спортивно-оздоровительное;

  2. Художественно-эстетическое;

  3. Научно-познавательное;

  4. Патриотическое;

  5. Общественно-полезная деятельность;

  6. Проектная деятельность.

Все разделы Примерной программы построены по модульному принципу и имеют одинаковую структуру:

  1. Пояснительная записка;

  2. Основное содержание;

  3. Примерное тематическое планирование.

Рекомендации по оснащению внеурочной деятельности вынесены в отдельный раздел, завершающий Примерные программы.

Пояснительная записка.

Этот раздел Примерных программ определяет цели каждого направления внеурочной деятельности обучающихся на данной ступени общего образования и особенности содержания внеурочной деятельности.

Цели направления представляют собой конкретизацию глобальных целей общего образования:

  1. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  2. приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

  3. подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

В Пояснительной записке конкретизируются и операционализируются общие задачи организации внеурочной деятельности:

    • релаксация учащихся,

    • организация дополнительного образования детей по широкому спектру направлений,

    • участие в школьном самоуправлении и общественной деятельности,

    • организация клубной деятельности как формы свободной коммуникации.

Содержание образования. Данный раздел является центральным в Примерных программах. Он служит примером и непосредственной основой для дальнейшей детализации содержания внеурочной деятельности обучающихся. Содержание образование структурировано по модулям, связанным с урочной деятельностью обучающихся, но независимых друг от друга. Это открывает путь к построению вариативных рабочих программ в разных образовательных учреждения общего образования.

Особенности Примерных программ раскрыты в подразделе «Особенности содержания».

Примерное тематическое планирование было рассмотрено в следующих основополагающих аспектах.

Учебно-понятийный (знаниевый) аспект определил построение тематического планирования основными тематическими блоками, которые содержат теоретический и актуализированный дополнительный материал, необходимый для эффективной деятельности обучающихся. В этом аспекте тематическое планирование представляет логику внеурочной деятельности, проектирование учебных блоков, модельные варианты организации внеурочной деятельности, демонстрируя ее вариативность.

Методический аспект раскрывается в ориентировании учителя и воспителя на использование современных методов. Он реализован в примерном тематическом планировании в виде описания различных видов деятельности обучающихся.

Для представления примерного тематического планирования была выбрана табличная форма, такая же, как для Примерного тематического планирования по отдельным учебным предметам.

Число часов,
отводимых
на данный модуль программы

Примерные темы, раскрывающие (входящие в)
данный модуль программы

Основное
содержание
по темам

Характеристика основных видов деятельности
ученика

1

2

3

4

В первом столбце таблицы указано примерное число часов, отводимых на данный модуль Примерной программы в целом.

Во втором столбце таблицы даны примерные названия тем, на которые может быть разделено содержание модуля. Время, отводимое на изучение каждой из тем, не регламентируется, но суммарное время должно быть не меньше числа в первом столбце таблицы.

Третий столбец раскрывает основное содержание каждой из тем.

Четвертый столбец таблицы примерного тематического планирования дает представление о видах учебной деятельности обучающихся, которая может быть реализована в каждой теме.

Особенности содержания

В основу отбора содержания внеурочной деятельности обучающихся были положены следующие принципы.

Принцип согласованности требований в части отражения новых ценностных ориентиров образования; направленности на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения; выстраивания деятельностной парадигмы обучения; формирования социальных компетенций обучающихся и т.д.

Принципнаучности, отражающий тенденции современного научного знания с акцентом на изучении способов получения, анализа и интерпретации информации.

Принцип концептуальности и комплексности, представляющий структурные компоненты Примерных программ как систему функционально связанных между собой элементов.

Принциппоследовательности и систематичности, обеспечивающий последовательную (непрерывную) логику разворачивания содержания образования, движение от частного к общему.

Принципдоступности, при котором представление содержания в рамках программы осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая способы деятельности); следования логике от известного к неизвестному, от легкого к трудному и определяется не упрощением материала, подлежащего усвоению, а предоставлением систем поиска и освоения (постижения) нового знания; доступность базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка.

Принципсознательности и активности, предполагающий определение и отражение условий, способствующих формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма и «учебной заданности».

Принцип связи теории и практики, рассматривающий практику как форму применения теории, а практическую применимость — не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.

Принципприродосообразности, дающий представление о возрасте не только как биологическом, но и как о социальном и культурозависимом феномене. 

Ведущей идеей при разработке Примерных программ была реализация принципа дополнительности Нильса Бора, направленная на обеспечение полноты и целостности образования. Внеурочная деятельность — это не механическая достройка общего среднего образования, призванная усилить его сугубо прагматические (компенсаторные и адаптационные) функции. Она рассматривается как своеобразная образовательно-производственная среда в которой осуществляется «штучная выделка» (производство)романтически увлеченных каким-то конкретны делом людей, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций.

На начальном этапе включения детей в ту или иную заинтересовавшую их деятельность, когда интерес еще не стал ведущим (стержневым), дети занимаются в кружках, секциях и других первичных объединениях. По мере выявления способностей детей, становления их стремления к творчеству, к овладению мастерством в той или иной сфере деятельности обучающиеся могут продолжить занятия в студиях, в профильных школах (музыкальных, художественных, спортивных и т. п.).

В программах внеурочной деятельности обучающихся нет четко выраженных образовательных стандартов, критериев и показателей качества «образовательного продукта». Образовательные программы развития внеурочной деятельности детей, как правило, составляются и корректируются по ходу их исполнения непосредственно в самих объединениях детей с активным участием педагога, психолога (авторы и исполнители), самих обучающихся и их родителей (заказчиков). Наряду с целями и задачами здесь существует некий алгоритм их достижения. В образовательном процессе, организуемом в таких самодеятельных добровольных объединениях детей и педагогов по интересам, четко различаются две следующие позиции:

  1. учебно-воспитательный процесс как игровая деятельность;

  2. игровая деятельность как учебно-воспитательный процесс.

Различия заключаются главным образом в том, что игровая деятельность имеет ценность сама по себе как интересный и захватывающий процесс, в котором каждому участнику приходится реагировать на то, как складывается ситуация на том или ином этапе развития игры.

Учебно-воспитательная деятельность всегда имеет четко выраженную цель, которая спланирована и регламентирована по времени, по ресурсному и кадровому обеспечению, по способам контроля и оценки результатов на каждом этапе ее достижения.

Этим определяются различия и процессуальной стороны, и в средствах научно-методического и психолого-дидактического сопровождения реализации целей и задач предметного обучения и внеурочной деятельности детей.

Содержание предметного обучения выстраивается на основе стремления учителя упорядочить представления учащихся об окружающем мире, о месте человека в этом мире вещей, событий и явлений. При этом деятельность учащихся осуществляется сообразно известным законам природы, свойств материалов, механизмов, машин, различных систем (природных и искусственных), закономерностям развития этих систем, событий и явлений (природных, общественных). Человек как бы приспосабливается к миру вещей, систем и отношений.

Содержание внеурочной деятельностина начальном этапе задается стремлением обучающихся установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевленный) порядок в сложившемся мире вещей, событий и явлении и приспособить вещи, организовать ситуации «под себя», под свою индивидуальность.

В процессе такой свободной игры и выявляются личностные (индивидуальные) особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции. При этом для педагога открывается возможность воздействовать на результаты внеурочной деятельности обучающихся одновременно по нескольким направлениям (каналам):

1) организация социального действия через изменение структуры самодеятельности (например, в рамках усовершенствования организационно-управленческих решений в учебно-воспитательном процессе);

2) включение новых культурных норм (например, оформление продуктов игры в специальных реферативных сборниках, в журнальных публикациях и т. п.);

3) порождение новых «очагов» культуры в виде различных сообществ (клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и т. п.).

Важно, что на каждом этапе педагогического действия четко различаются решаемые педагогические задачи, которые состоят в «порождении новых ситуаций», в «генерировании идей», в«запуске воображения» (мышления, памяти и т. п.), во «включении» процесса формирования личного отношения обучающихся к чему или кому- либо и т. д. В этом случае игра превращается в средство созидания в себе творца и гармонического своего Я, в средство гармонизации личного или коллективного саморазвития. Обучающийся начинает рассматривать любое свое новое действие как действие его собственного самоопределения во внешней социальной, учебной, продуктивной и т. д. системе, вынуждая себя заново строить свою, новую систему.

Сверхзадача (по Станиславскому) педагога, организующего и направляющего внеурочную деятельность, состоит в формировании субьективности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Понятие «социокультурная ситуация» часто задается через оппозицию «культура» и «социум» и выступает как средство вывода какой-либо профессиональной или предметной деятельности на новую ступень культурного развития, разрешения известных противоречий в новых социокультурных, социально-экономических условиях. На этом фоне интенсивное развитие внеурочной деятельности на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей, меняет традиционные педагогические функции общего и дополнительного образования.

Представленные в настоящем документе программы следует рассматривать не как нечто линейное, совершаемое в установленной очередности, а скорее как «мешок с подарками», из которого дети и педагог выбирают то, что их в этот момент заинтересовало.

Вторым проявлением принципа дополнительности Н. Бора во внеурочной деятельности обучающихся является взаимное проникновение разных направлений этой деятельности. В «чистом», изолированном виде ни один из видов внеурочной деятельности не существует: отдельно взятый вид деятельности представляет собой не более чем проекцию под определенным углом зрения деятельности в целом.

Так, например, при работе по модулям «Шахматы» (спортивно-оздоровительное направление), «Школьная пресса» (художественно-эстетическое направление), «В гостях у зеленого друга» (научно-познавательное направление), «Школьная республика» (общественно-полезная деятельность), «Проектирование технических устройств» (проектная деятельность) и многих других реализуются учебно-воспитательные задачи, стоящие перед патриотическим направлением внеучебной деятельности. Это объясняется тем, что патриотическое воспитание имманентно присутствует во всех видах внеурочной деятельности. Также и художественно-эстетическое воспитание имманентно всем другим видам внеурочной деятельности.

Построение содержания модулей на идее принципа дополнительности создает определенные трудности в отнесении того или иного модуля в определенному разделу Примерных программ внеурочной деятельности, поэтому за основу классификации было выбрано ведущие направление деятельности, характерное для того или иного модуля.

Последняя особенность, которую следует отдельно отметить, заключается в деятельностном характере содержания Примерных программ. Любая операция, любое действие, любая деятельности имеет в своей основе знание о предмете деятельности и о способе деятельности. Знаниевый компонент представлен в Примерных программах в объеме, необходимом и достаточным для осуществления видов деятельности, указанных в соответствующем столбце таблиц «Примерное тематическое планирование». В зависимости от модуля соотношение знаниевого и деятельностного компонентов изменяется от 1:5 до 1:10.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Заливинская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области на 2011 2015 годы

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Заливинская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области
  2. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  3. Анализ работы гоу сош с углубленным изучением английского языка №1246 в 2010/2011 учебном год

    Документ
    Принципы и концепция осуществления воспитательной работы и дополнительного образования в образовательном учреждении, наличие планов, программ и локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность.
  4. Л. Б. Куценко-Барскова (предисловие, статья, творческие задания-рекомендации, приложения)

    Статья
    Печатается на основании договора № Д.46.25.06.07.0227 от 25.06.07 г., заключенного между Комитетом общего и профессионального образования и Ленинградским областным институтом развития образования и РИСа ЛОИРО
  5. План развития Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка №1246 вао г. Москвы, участвующего в реализации пилотного проекта по развитию общего образования

    Документ
    План развития Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка №1246 ВАО г.Москвы, участвующего в реализации пилотного проекта по развитию общего образования.
  6. Информационная карта общеобразовательного учреждения, проходящего государственную аккредитацию в 2010-2011 учебном году (2)

    Документ
    Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Новосибирска «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 107 VIII вида»
  7. Доклад управления образованием на Августовской конференции «О состоянии качества результата образования в 2008-2009 учебном году»

    Доклад
    Деятельность управления обра­зованием Асбестовского городского округа в 2008-2009 учебном году была направлена на реализацию государственной политики в сфере образования, поддержку и развитие инновационных про­цессов в соответствии
  8. 1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и система управления

    Содержательный отчет
    Самообследование государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Бузулукский строительный колледж» г. Бузулука Оренбургской области проводилось на основании приказа директора от «30 декабря 2011 г.
  9. Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №31 г. Ишима Учредитель: департамент по социальным вопросам администрации г. Ишима 2011 г

    Образовательная программа
    В социальном аспекте образовательная программа школы является свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице Управляющего совета) и образованием (т.

Другие похожие документы..