Программа составлена на основе авторской программы «Воспитание мира чувств» руководителя студии изобразительного искусства ккдпиш самойловой Натальи Александровны, Красноярск 2000г. Программа рассчитана на 136 часов в год, 2 раза в неделю по 2 часа

«Утверждено» «Согласовано» Рассмотрено

Директор МОУ « Средняя Заместитель директора по ВР на заседании

общеобразовательная школа методического совета

№ 86 имени М.Ф.Стригина» школы

_________М.М. Малышева ___________Т.В. Плашкова __________Р.Г. Бережная «____»__________200___г. «____»___________200___г. «____»________200___г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Мир чувств»

Изобразительная студия

Педагог дополнительного образования

Казарина Людмила Юрьевна

Дополнительная образовательная программа относится к художественно - эстетической направленности.

Программа составлена на основе авторской программы «Воспитание мира чувств» руководителя студии изобразительного искусства ККДПиШ Самойловой Натальи Александровны, Красноярск 2000г.

Программа рассчитана на 136 часов в год, 2 раза в неделю по 2 часа.

Программа относится к уровню начального общего образования.

Срок реализации программы 4 года.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 7-11лет.

г. Красноярск

2008 год

Пояснительная записка

Программа «Мир чувств» художественно-эстетической направленности органично сочетает в себе обучение, воспитание и развитие личности ребенка. Программа способствует выявлению интересов и раскрытию творческого потенциала детей.

Данная программа является модифицированной. Она основана на авторской программе «Воспитание мира чувств» руководителя студии изобразительного искусства автор Самойлова Наталья Александровна, Красноярск 2000г. Сокращено общее количество часов, основанием для которого является выделенная учреждением одной ставки педагогу дополнительного образования.

Программа, рассчитанная на 4 года обучения, делится на 2 этапа:

1 этап— общеразвивающий «Корни глубокой русской старины» (возраст 7-9 лет).

II этап— подготовительный «Истоки родной сибирской земли» (возраст 9-11лет).

Количество детей в группе - 10-15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Актуальность программы

На современном этапе развития общества превалирующее внимание, как и прежде, отдано точным наукам и предметам экономического цикла. Точные науки вытесняют гуманитарные, не говоря уже об изобразительном искусстве, художественных ремеслах, музыке. Все это создает дефицит эстетического воспитания ребенка, служит причиной одностороннего развития личности. К сожалению, приходится констатировать, что даже среди дипломированных специалистов наблюдается сухость и черствость в общении, прагматизм и расчет, потребительское отношение к обществу, отсутствие нравственности. К счастью, мы еще встречаем бескорыстных и благородных людей, сопереживающих чужому горю, для которых любовь к Родине и народным истокам не пустая фраза, а жизненно-важная потребность. Поэтому важное значение имеет развитие в каждом ребенке способности к гуманности, к пониманию, к сопереживанию, сочувствию, бескорыстному стремлению к добру и красоте, любви к родной Земле: стремление человека жить в гармонии с окружающим Миром, умение видеть и понимать Прекрасное.

Искусство несет в себе богатый и удивительный духовный мир. Именно воспитание эмоций, чуткости, доброты сможет разбудить в каждом духовное начало. Творец вкладывает в каждое произведение восторг, очарование, глубину чувств, своё отношение к тому, что видит, что чувствует, что хочет передать. Его тонкое восприятие мира способно найти яркий художественный образ в Искусстве. Развитию духовности ребенка поможет не только знакомство с культурой русского народа и народностей края, которая имеет глубокий социальный смысл, и дальнейшее изучение Мировой культуры и искусства.

Каждый ребенок создаёт своё маленькое произведение искусства, свой маленький шедевр, и знает, в каждом из детей живёт художник. Следовательно, в каждом есть те потенциальные художественные способности, которые при развитии и единении с духовной, нравственной и художественной культурой, могут реализоваться в жизни и профессиональном творчестве. В раннем возрасте все дети талантливы! Важно только открыть этот потенциал способностей, найти тот художественный стержень личности, который есть в каждом человеке. И если в дальнейшем у подростка останется устойчивый интерес, работоспособность, стремление к творчеству, то в нем можно открыть графика или живописца, скульптора или керамиста, архитектора или дизайнера и т.д.

Развитие художественных способностей ребёнка основывается в первую очередь на эмоциях, но притом условии, если развить отзывчивость души к окружающему Миру. Вот тогда перед зрителем предстанет не сухой формальный рисунок, а чуткое, живое отношение к изображаемому, интерес, эмоции, наконец, результат — детское произведение! Эмоциональное отношение к окружающему миру, и, в первую очередь, к родной природе тесно связано с вопросами экологии. Поэтому важно помочь детям развить способности бережного и трепетного отношения к природе, к любому живому существу, к единству и гармонии Человека и Природы. При формировании духовной и художественной культуры жизненно-важное значение в данной программе имеет понимание детей формы и содержания, как единой гармонии в жизни и в искусстве человека. Огромную роль в развитии художественных способностей детей играет эмоциональное, образное восприятие цвета, звука, запаха, восприятие тона, характера линии, штриха, пятна и т. д. Очень важно донести до ребенка, что каждый цвет наделён эмоциональной силой, способной действовать на человека. При знакомстве с красками необходимо дать детям возможность восхищаться и любоваться каждым цветом по-особому, понять характер цвета, дать его словесную, образную характеристику.

Особенность программы заключается в раскрытии перед обучаемыми социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Формирование у них устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Цели:

Формирование духовной, нравственной и художественной культуры детей на многонациональных ремеслах родного края, на народных традициях изобразительного и декоративно-прикладного искусства России, на Мировом искусстве в целом.

Задачи:

  1. Привить интерес к изобразительному искусству, к работе с бисером, соленым тестом и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;

  1. Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;

  1. Воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;

  1. Развивать в детях самостоятельное видение красоты и гармония Мира («Мир природы». «Мир людей», «Мир взаимоотношений», «Мир вещей»);

  1. Познакомить детей с основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства

России, родного края и Мировой художественной культуры;

  1. Сформировать у ребенка знания художественного языка профессионального искусства, умения и навыки; технических приемов, последовательности исполнения работы по живописи, рисунку, композиции.

Программа способствует:

Повышению внутренней мотивации ребенка;

Появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера, соленого теста;

Возникает желание добиться планируемого результата;

Приобретает навык самостоятельной работы;

Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

Программа даёт возможность получить

  • общее развитие и представление о русской культуре, народном изобразительном искусстве и декоративно-прикладном творчестве;

  • основные навыки владения техниками и Приемами в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;

  • стать грамотным зрителем с высоким эстетическим вкусом;

  • получить теоретические знания по истории искусства.

Организационно педагогические основы обучения.

Формы и методы работы.

В основу обучения положен принцип развития образно-творческих способностей детей.

Художественная изобразительная деятельность детей носит эмоциональный творческий характер, позиция педагога не навязывать ребёнку своего взрослого восприятия мира, не порождать новые стереотипы и ни в коем случае не править детские работы, не лишать их авторства это не учит, и не развивает детей. Необходимо создать все условия, в которых бы дети сумели эмоционально и образно воспринимать мир, выработать свои представления и эстетические чувства, с тем, чтобы они смогли свободно мыслить, говорить, изображать. Художнику — педагогу необходимо для этого почувствовать индивидуальность каждого ребенка, направить его творчество, не меняя характера, своеобразия и самобытности. Поэтому в качестве основного подхода в обучении предлагается индивидуальная работа с детьми. Вся творческая деятельность ребенка основана на воображении. Воображение детей опирается на эмоции, восприятие реального мира и фантазии ребенка. Накопление жизненного опыта будит воображение и дает импульс к творчеству.

В основу обучения детей положен принцип вариативности и гибкости программы.

Задания подбираются индивидуально для особо одарённых детей или детей с ослабленным здоровьем. Особые задания подбираются для целой группы (т.к. группы подбираются с разным интеллектуальным развитием). Программа предусматривает систему таких заданий, которые дают возможность ребенку проявить свои способности, не ограничивая внутреннюю творческую свободу. Разнообразие профессиональных техник и художественных приёмов на уроках помогает раскрыть индивидуальные способности и возможности каждого воспитанника. Любой рисунок — это внутренний мир ребенка. По нему можно узнать, насколько он коммуникабелен, комфортно ли чувствует себя, как относится к миру и самому себе. Поэтому при реализации данной программы особое место необходимо уделить анализу и психодиагностики детских рисунков.

В течение года продолжается работа над изучением русского фольклора, русских народных сказок, русского костюма. По эскизам детей родители создают русские народные костюмы; старшие ребята делают маски. В рамках работы по данной программе могут быть предусмотрены всероссийские, краевые, городские, районные, внутришкольные конкурсные темы для всех годов обучения, а также конкурсы, связанные с юбилейными датами.

Возможны смешанные, разновозрастные группы третьего, четвертого, пятого года

обучения. Младшие учатся у старших, старшие - у младших, а также старшие кружковцы выступают в качестве художников - педагогов в студии. Дети старше семилетнего возраста, вновь вступившие в студию, занимаются с детьми первого года обучения, затем (по усмотрению педагога) с ребятами своего возраста. В связи с изменением тем и заданий, разновозрастных групп, творческих проектов задачи остаются программными для каждого года обучения.

В структуру каждого занятия входят:

• урок беседа

• урок игра

• словесный, музыкальный и зрительный ряд

• демонстрация технических приёмов и упражнений педагогом

• практическое задание

• индивидуальная работа

• просмотр, обсуждение, анализ детских работ

• самоанализ

Часто беседа проходит с объяснением нового материала путём наводящих вопросов, что способствует активному мышлению детей, самостоятельному подведению итогов, заключительным выводам, самим познавать истину.

Данная программа в качестве основных предметов включает: живопись, рисунок, композицию, декоративно - прикладное искусство, историю искусства, учитывая и осуществляя межпредметные связи и синтез - связь с временными видами искусства. Главную роль в обучении и развитии художественных способностей детей играет композиция. Композиция — это творческая работа, не каждый ребенок может самовыразиться. Она объединяет в себе и рисунок и живопись. На каждую композицию отводится больше часов, чем на другие предметы.

В живописи особое место в обучении занимает развитие колористических способностей у детей. Наиболее успешно удаётся это дётям дошкольного и младшего школьного возраста. Старшим ребятам даётся возможность больше работать с натуры над этюдами и продолжительными постановками.

В графике для малышей даются задания тушью пером, карандашами, фломастерами, что развивает мелкую моторику. Для старших детей интересны техники пастель, линогравюра, гратография, монотипия.