Учебное пособие для вузов

Рис. 12. Определение зоны агломерации

Однако это только первое, но еще недостаточное условие агломерирования. Вторым условием служат показатели числа произ­водств на исследуемой площади сегмента (их густоты, или плотно­сти) и размера общего выпуска (весовая плотность). Оба показателя позволяют рассчитать общую производственную массу пункта, которая при данном сочетании производств и их выпуска достаточ­на для экономии издержек от агломерации.

В пределах общего сегмента центр агломерации должен быть размещен в части, ближайшей к транспортному пункту, обладаю­щему наибольшей массой выпуска (суммарным весом). Подобный подход к расчету влияния масштаба агломерации пригоден и для случая с постоянным индексом экономии, и для постоянно повыша­ющегося индекса, или функции экономии от агломерации.

В целом при транспортной ориентации процесс агломерации зави­сит от условий, внутренне присущих самой промышленности (функ­ции экономии данной отрасли и штандортного веса), и от условий среды (тарифные ставки на перевозку грузов и плотность выпуска).

Общий вывод: высокие показатели функции экономии от аг­ломерации и плотности выпуска, низкие показатели штандорт­ного веса и тарифных ставок на перевозки форсируют агломе­рационные процессы, а обратные условия подавляют их.

При учете воздействия ориентации на рабочую силу Вебер ана­лизирует условия конкуренции между агломерационными и «рабо­чими пунктами», стремящимися отклонить штандорт от пунктов транспортного минимума. Дело в том, что в «рабочих пунктах» мо­жет идти концентрация производства по причинам, не связанным с чистой агломерацией, а вследствие общей дешевизны рабочих рук или других видов издержек (на сырье, транспорт и т.п.). Эта «слу­чайная агломерация» и вызывает усиление влияния рабочих мест и притяжение к ним и «чистых агломерационных процессов».

Различия в структуре производственно-технического аппарата и в организации промышленного труда создают для каждой отрасли специфичную функцию экономии от агломерации при одинаковых размерах агломерационных центров. Введение в анализ этих разли­чий позволило Веберу уточнить условия агломерации. Относя уро­вень издержек на труд, а также расходы на основной капитал (зда­ния, машины, оборудование) к единице продукции, Вебер ввел но­вое понятие: индекс стоимости формирования.

Конкретные расчеты показали, что обе составляющие индекса и их отношение имеют большое значение для размеров агломерации и направления ее развития. Поскольку наряду со стоимостью фор­мирования полностью сохраняется значение штандортного веса, по­стольку для совместного учета обоих показателей введен коэффи­циент формирования, рассчитанный как отношение стоимости фор­мирования к количеству перевозимого груза в штандортной фигуре.

С помощью новых понятий Вебер уточняет первоначальный вы­вод об условиях агломерации. Новый вариант гласит: производст­ва с высоким коэффициентом формирования обладают сильной способностью к агломерированию производства, с низким коэф­фициентом — характеризуются слабой способностью к агло­мерации.

Высокие значения коэффициента формирования непосредствен­но зависят от преобладания высоких значений рабочего коэффици­ента, что ведет к сильной агломерации с ее ориентацией на рабочие пункты.

Низкие значения коэффициента формирования типичны для от­раслей, структура которых определяется высокой стоимостью ма­шинного формирования и значительным потреблением материалов и топлива. Естественно, что появление агломерации в таких отрас­лях будет наблюдаться в центрах, расположенных недалеко от пун­ктов транспортного минимума этих отраслей.

Тенденция к агломерации «рабочих пунктов» и «материальных складов» (главным образом, угольных) определяла процессы фор­мирования агломерационных единиц промышленности в конце XVIII и XIX вв.

* * *

В дальнейшем теория штандортов подвергалась критике, уточне­нию, трансформации с использованием нового математического ап­парата — векторного анализа и линейного программирования. Уже сам Вебер в разделе «Общая ориентация» указал, что при переходе от теоретических построений к реальности необходим пересмотр многих допущений теории, начиная с обособления каждого произ­водства и полного цикла — от сырьевого до готовой продукции. Выделение основных стадий производства уже ведет к новой поста­новке вопроса о транспортной ориентации и расчета издержек. Как правило, начальные стадии будут тяготеть к «материальным скла­дам», а конечные — к местам потребления.

Особое внимание Вебер уделял историческому анализу среды и формирования системы рабочих пунктов. Подчеркивая рост значи­мости издержек на рабочую силу, Вебер указывал на важность ин­дуктивно-теоретических подходов к этой проблеме, ее зависимость от анализа большого эмпирического материала. Всеобщая значи­мость подобной ориентации для развития современной территори­альной структуры мирового хозяйства в конце XX в. подтвердила этот вывод А.Вебера.

Вопросы и задания

1. Какие предварительные методологические допущения ввел А.Вебер?

2. Какие издержки и почему взяты как основные факторы размещения штандорта промышленности?

3. При каких условиях «рабочие пункты» будут перетягивать к себе про­изводство из пунктов минимальных транспортных издержек?

4. Какие условия благоприятствуют процессам агломерации и при каких условиях (коэффициент формирования) агломерация будет осуществляться?

5. Произведено 500 т продукции, для чего использовано 600 т локализо­ванного сырья с потерей в весе 50% и 400 т убиквитета с потерей в весе 50%. Какова ориентация подобного производства? Как она изменится, если количество убиквитета возрастет до 1000 т с той же нормой потери веса?

6. Выход муки при переработке ржи равен 98,5%, а масла из молока — 4%. При одинаковых транспортных ставках 6 руб./ткм подсчитайте, во что будет обходиться провоз сырья и готовой продукции от места производства до места потребления на расстояния в 5, 10, 20, 50, 100, 500 км. Как это должно влиять на размещение этих производств?

7. При рабочем коэффициенте 24 тыс. руб./т в хлопчатобумажном пря­дильном производстве и 1 тыс. руб./т при выплавке стали и при возможно­сти экономии на издержках на рабочую силу в 10% и транспортном тарифе 10 руб./ткм определите, на какое расстояние может переместиться штандорт производства от места транспортного минимума.

Размещение сферы услуг и потребления — теория центральных мест В.Кристаллера и А.Лёша

В отличие от предыдущих теорий центральные места В.Кристал­лера родились в рамках самой географической науки в ходе эмпи­рического изучения самого популярного объекта общественной гео­графии — города и его места в системе расселения. Подробнейший анализ реальной системы расселения в Южной Германии позволил В.Кристаллеру перейти от эмпирики к построению дедуктивной те­ории, одной из самых красивых в географии. Ее первое изложение появилось в знаменитой ныне книге — докторской диссертации «Цен­тральные места Южной Германии» (1933). В.Кристаллер, ученик А.Вебера, стал достойным продолжателем общей теории размеще­ния. Однако, в отличие от работ его предшественников — Д.Рикардо, Й.Тюнена, А.Вебера, чьи книги сравнительно быстро получили широкую известность, изучались и переиздавались, ни работа В.Кри­сталлера, ни теперь еще более известная книга А.Лёша «Простран­ственный порядок хозяйства» (1940, в русском переводе 1959 г. — «Географическое размещение хозяйства») не привлекли внимания географов и экономистов. Лишь в 50-х гг., особенно после перевода основных работ В.Кристаллера и А.Лёша на английский язык их идеи вошли в научный оборот, быстро получили широкое призна­ние в мировой науке и вызвали самый широкий отклик в литерату­ре. Теперь основные положения теории центральных мест вошли во все стандартные курсы по географии для высшей школы.

Термины, понятия и предположения теории В.Кристаллера до­статочно просты. Центральное место — синоним поселения лю­бого размера, чаще всего города различной людности, который слу­жит центром всему населению данного района, обеспечивая его цент­ральными товарами, например автомобилями, и центральными услугами, например медицинским обслуживанием. Центральные ме­ста неодинаковы по своему значению: центры более высокого ранга обладают более широким набором товаров и услуг; центры более низкого ранга имеют меньший набор товаров и услуг, к тому же обеспечиваемых частично за счет центрального места более высокого ранга. Территории, обслуживаемые центральными местами, на­зываются дополняющими районами. Те из них, которые принадле­жат центрам более высокого ранга, занимают большую территорию и включают в себя меньшие по площади дополняющие районы цен­тров более низкого ранга.

Наиболее четко пространственная иерархия наблюдается в организации сферы обслуживания, как общественной, так и част­ной. Ее легко проследить на территориальной организации управле­ния, охраны порядка, просвещения, здравоохранения, оптовой и роз­ничной торговли, банково-финансовой сферы.

В.Кристаллер определял центральность места по соотношению всех обеспечиваемых им услуг, оказываемых его собственным жи­телям и приезжим из дополняющего района, и услуг, необходимых только его собственным жителям. Число оказываемых услуг прямо связано с показателем центральности: при высоком показателе на каждого жители приходится много видов услуг, при низком — все­го несколько видов.

Для расчета показателя центральности в конкретных условиях Гер­мании20-х гг. Кристаллер отобрал один, но репрезентативный показа­тель, отражающий широту спектра услуг, оказываемых данным горо­дом как центральным местом в изучаемой системе расселения. Этим показателем стало число междугородних телефонных разговоров; цен­тральность города равнялась общему числу зарегистрированных в нем телефонов минус людность города, умноженная на среднее число те­лефонов, приходящееся на одного жителя в дополняющем районе. По существу этот показатель определяет разность между ожидаемым уров­нем услуг, который необходим городу, чтобы обслужить своих собст­венных жителей, и уровнем, реально существующим в этом городе. Показатель центральности позволил Кристаллеру выделить уровни иерархии в реальной системе расселения Южной Германии.

Приняв геометрическую окружность, центр которой совпадает с данным центральным местом, как оптимальную форму для дополня­ющего района, Кристаллер показал, что группа центральных мест одного ранга будет иметь систему дополняющих районов, образую­щих правильную решетку. Однако в процессе формирования этих решеток круговые формы дополняющих районов оставят при сплош­ном заполнении территории «пустые» участки, либо зоны перекры­тия двух соседних дополняющих районов. Поэтому оптимизация геометрических свойств решеток приведет к замене круговых форм шестиугольниками — гексагональными структурами.

Возникновение подобных правильных структур обусловлено пятью основными предположениями теории центральных мест:

1) формирование структур идет на плоской неограниченной по­верхности с изотропными свойствами и равномерным распределе­нием покупательной способностью населения;

2) покупка центральных товаров должна осуществляться в бли­жайшем центральном месте данного ранга;

3) дополняющие районы занимают полностью рассматриваемую территорию, где формируется система центральных мест;

4) поездки за товарами и услугами должны быть сведены к ми­нимуму;

5) ни одно из центральных мест не должно получать избыточ­ную прибыль.

Среди неявных допущений основное место, как и в предыдущих теоретических построениях, занимает «экономическое равновесие». В теории центральных мест его можно трактовать как равенство спроса и предложения как для системы в целом по всей совокупно­сти товаров и услуг, так и для каждого центрального места по каж­дому товару и каждой услуге.

Второе допущение исключает конкуренцию между центральны­ми местами одного ранга и круговую форму дополняющих районов, поскольку зоны перекрытия нужно будет как-то делить между дву­мя местами. Менее плотной укладке этих районов препятствует допущение третье. Поэтому гексагональная структура строго соот­ветствует принятым предположениям и может гарантировать, что потребители товаров и услуг могут ограничиться в своих поездках ближайшими центральными местами.

Система допущений позволяет рассматривать несколько вариан­тов размещения центрального места в иерархии расселения при смене размера дополняющего района и числа обслуживаемых насе­ленных пунктов.

Кристаллер ввел для этих вариантов один фиксированный пара­метр — число К, обозначающее сумму обслуживаемых населенных пунктов; первый вариант — К = 3, при котором центральное место данного ранга обслуживает самое себя и 1/3 из шести ближайших населенных пунктов или центральных мест низшего ранга.

В этом случае обеспечение товарами и услугами максимально приближено к обслуживаемым населенным пунктам, что ведет к оптимизации рыночной структуры. По условию центральное место более высокого порядка должно тогда обслуживать лишь два соподчиненных ему населенных пункта более низкого порядка, в резуль­тате чего возникает асимметричный дополняющий район. С другой стороны, центральное место более высокого порядка мо­жет делить тех же соседей с двумя другими, возможно, конкуриру­ющими соседними центрами. На рис. 13, А населенный пункт 2 лежит на стыке трех дополняющих районов (с центральными мес­тами 1, 3 и 4).

Рис. 13. Варианты организации территории по модели центральных мест. Правильная сеть населенных пунктов разделена тремя разными способами (А, Б, В) путем расширения и вращения шестиугольных ячеек. Затем эти ячейки можно сгруппировать по принципу соподчинения, чтобы получить ря­ды центральных мест более высокого порядка. Например, схема Г показывает размещение центров более высокого порядка в оптимизации транспортной сети при К = 4. При этом центры более низкого порядка «гнездятся» внутри рыночных зон более высокого порядка.

 — центральное место;

о — обслуживаемый населенный пункт;

—— — граница дополняющего района;

------ — автомагистрали, соединяющие центральные места

Фиксированные К-оценки позволяют повышать уровни соподчи­нения и надстраивать на исходной схеме размещения центральных мест принципиально неограниченное число уровней иерархии. На рис. 13, Г показан процесс наложения двух более высоких уровней иерархии на первый уровень. При этом с добавлением каждого бо­лее высокого уровня размеры шестиугольных районов увеличива­ются, а число центральных мест сокращается в 4 раза. Если на первом уровне было 4000 центральных мест, то на следующем уровне их будет 1000, на еще более высоком — 250.

Еще более наглядно это выражено при движении сверху вниз по уровням иерархии. Если мы используем для примера идеализиро­ванную систему школьного образования с К =4, состоящую из трех уровней, то одна средняя школа принимает выпускников четырех восьмиклассных школ, в каждую из которых поступают ученики четырех начальных школ. Типичные ряды для рассмотренных трех вариантов организации системы центральных мест с фиксирован­ными К-оценками будут соответственно:

1, 3, 9, 27 ... для К = 3;

1, 4, 16, 64 ... для К = 4;

1, 7, 49, 343 ... для К = 7.

Наиболее серьезная модификация исходной схемы теории цент­ральных мест принадлежит А.Лёшу. В его обширной книге дано более строгое объяснение формирования рыночных зон и иерархий, расширена сфера применения теории на любые виды производства, а не только сферу услуг, введено представление о переменных зна­чениях К-оценок и предложены новые принципы построения эконо­мического ландшафта с учетом агломерационных эффектов. Приве­дем сжатое изложение общих подходов А.Лёша с необходимыми иллюстрациями.

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (8)

    Учебное пособие
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2 .
  5. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  6. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  7. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..