Учебное пособие для вузов

Невозможно предположить, что в будущем по мере роста ВВП и решения острых социальных проблем более 4/5 населения плане­ты добровольно откажутся от плодов цивилизации, которыми уже десятилетия пользуется всего 1/8 населения Земли. По междуна­родным прогнозам, с учетом энергосберегающей модели развития за последующие 30—40 лет развивающимся странам предстоит вло­жить в новую технологию, в мероприятия по энергосбережению и снижению энергоемкости хозяйства около 350 млрд долл., что из­бавило бы их от необходимости затратить астрономическую сумму в 3 трлн долл. на сооружение новых электростанций, нефтеперера­батывающих заводов, трубопроводов и других энергетических и транспортных объектов.

Говоря об устойчивом развитии, следует четко разделять про­изводство и потребление ресурсов, с одной стороны, и потребле­ние материальных благ — с другой, а эти понятия часто смеши­ваются. Опыт последних десятилетий мирового развития (после начала энергетического кризиса) показал со всей определенно­стью, что единственный путь к достижению устойчивого разви­тия — это внедрение повсеместно во всех отраслях и секторах мирового хозяйства (и в первую очередь, в его наименее разви­той части) ресурсосберегающей и безотходной технологии, рез­кая интенсификация производственного процесса, его структур­ная и отраслевая перестройка.

Такой маневр мировыми финансовыми и материальными ресур­сами позволил бы развивающимся странам встать на путь ресурсосберегающего развития при принципиальном (на несколько поряд­ков) снижении экологической опасности и одновременно резком росте занятости.

Но в рамках мирового сообщества есть только один единствен­ный резерв финансовых, материальных и трудовых ресурсов для проведения такого маневра по внедрению ресурсосберегающей тех­нологии в мировом масштабе — это всеобщая демилитаризация, резкое сокращение всех видов военных расходов всеми странами мира. Ведь военные расходы в мире достигают почти 1 трлн долл. в год, «под ружьем» находится более 40 млн человек в наиболее тру­доспособном возрасте, более 20 млн человек занято в военной про­мышленности.

Часто необходимость перехода к устойчивому развитию связы­вают с быстрым истощением минеральных ресурсов Земли. Дейст­вительно, на минеральные энергоносители приходится в настоящее время почти 80% мирового энергопотребления, поэтому будущее мировой энергетики обычно связывается с нетрадиционными вида­ми энергоносителей — энергией солнца, ветра, земных недр, мор­ских приливов и волн и т.д. Однако опыт показал, что еще многие десятилетия эти виды энергии не будут играть решающей роли в мировом энергобалансе, оставаясь в пределах нескольких процен­тов (не больше 8—10). В то же время из опыта реакции мирового сообщества на последний энергетический кризис можно сделать вывод, что рост цен на энергоресурсы (прежде всего на нефть) и угроза доступу к ресурсам немедленно вызывают разработку но­вых, хотя и труднодоступных (в частности — шельфовых) место­рождений. Это будет происходить и в дальнейшем по мере роста порога экономической рентабельности разработки таких месторож­дений (табл. 38).

Рассматривая природопользование как основу взаимодейст­вия общества со средой, можно выделить в целях прогнозирова­ния прежде всего те естественные процессы и явления, которые: а) могут вызвать отрицательные для человека необратимые из­менения среды обитания (отравление водоемов поллютантами, обеднение генофонда Земли); б) поддаются регулированию со­знательной деятельностью людей и способствуют целенаправ­ленному изменению природы в их интересах (например, допу­стимый для общего экологического равновесия контроль за ис­пользуемым поверхностным стоком; создание защитных лесопо­лос); в) позволяют сводить до минимума нарушения природных геосистем, обеспечивая в то же время их максимальную продук­тивность для человека (например, в зонах рекреации); г) ведут к трансформации природных комплексов и сдвигам в состоянии окружающей среды, сохраняющим возможности хозяйственной деятельности в новых условиях.

Таблица 38

Мировые запасы нефти в зависимости от издержек на добычу в 1994 г.(млрд т)

Производственные издержки, долл./т

Общие запасы

Разведанные запасы

Менее 30

90

90

30—80

85

45

80—140

95

30

140—220

120

более 220*

140

Всего

530

165

* Включая запасы месторождений к северу от60° с.ш. а также битуми­нозные пески, нефтеносные сланцы.

Смещаются и акценты в области природопользования. В недав­нем прошлом оно было решительно поставлено на службу интере­сам материального производства с тем, чтобы обеспечивать его бы­стрый рост. Ныне же в основу планирования оправданно положить принципы, в равной мере учитывающие экономические, социаль­ные и геоэкологические проблемы, что вытекает из понимания об­щества и географической среды как определенной целостности. От­сюда также следует, что нужно добиваться не только прогресса одной составляющей системы, а прежде всего благоприятной для человечества эволюции ее в виде неразрывного единства обеих сла­гающих систему частей.

Усиливающаяся экологическая компонента в экономических ис­следованиях, касающихся прежде всего путей научно-технического прогресса, — важный момент, объединяющий экономический и гео­графический подходы применительно к современным мирохозяйственым процессам. На практике сказанное ведет к предпочтению не тех проектов, с которыми связана самая высокая рентабельность производства (при абстрагировании от побочных эффектов), а тех, которые способствуют выполнению совокупности намечаемых задач, хотя бы и при более низкой, чем в конкурирующем проекте, окупаемости затрат. Такую стратегию рационально проводить в жизнь на территориях, где экономические достижения уже не мо­гут считаться конечным интегрирующим критерием, поскольку эко­логическая неустойчивость грозит подорвать природно-ресурсную базу общественного развития.

Вместе с тем развивающиеся страны не могут идти по пути «ну­левого роста», как предлагалось в ряде научных работ, изданных на Западе. Поэтому не случайным стало выдвижение на первый план новых, компромиссных воззрений. Для примера назовем концеп­цию устойчивого развития (к которой очень близки идеи «разумно ограниченного» развития, экоразвития и некоторые другие), имею­щую глубокие корни в теории управления возобновимыми ресурса­ми и ориентированную на сохранение естественных условий жиз­ни.Речь идет о преодолении напряженности, наблюдаемой на со­временном этапе во взаимоотношении человека и природы, таким путем, который позволит не подорвать основы природопользования для последующих поколений.

Следовательно, цивилизации вновь предстоит сталкиваться с «вы­зовом», по терминологии знаменитого английского историка XX ве­ка А.Тойнби. Чаще всего такой «вызов» диктовался углублением конфликтов между обществом и природой. В прошлом они имели региональный характер и совершались асинхронно в разных частях Земли. Впервые в такое столкновение втягивается все человечест­во, которому предстоит бороться с трудностями глобального поряд­ка. Для этого нужна новая парадигма развития, которая скажется на всем содержании господствующей ныне техногенной культуры. В итоге мировому сообществу придется искать компромиссное и вместе с тем оптимальное решение, что должно привести к сбалан­сированному развитию общества с учетом объективных ограниче­ний, стоящих на этом пути. Именно от того, насколько успешно человечество сумеет справиться с данной задачей, причем не толь­ко глобально, но и на региональной и более нижних территориаль­но-иерархических ступенях, зависит его будущее.

Вопросы

1. В чем суть глобальной экологической проблемы?

2. Как можно дифференцировать страны мира по интенсивности проявле­ния экологической проблемы?

3. В чем суть концепции устойчивого развития? Является ли она осущест­вимой на данном этапе развития?

4. Каковы предлагаемые решения по преодолению фундаментальных про­тиворечий?

5. Каков экономический смысл показателя ресурсоемкости?

6. Существует ли альтернативный путь развития для стран третьего мира?

7. В чем выражается обострение глобальной экологической проблемы?

ЛИТЕРАТУРА

Баранский Н.Н. Научные принципы географии. — М., 1980.

Вебер А. Теория размещения промышленности. — М., 1926.

Bumвep И.А. Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира. — М., 1963.

Вольф М.Б., Дмитревский Ю.Д. География мирового сельского хозяйства. — М., 1981.

География мирового хозяйства // Под ред. Б.Н.Зимина. — М.: Институт географии РАН, Российский открытый ун-т, 1992. — Ч. 1.

Изард У. Методы регионального анализа. — М., 1966.

Крючков В.Г. Использование земель и продовольственные ре­сурсы. — М., 1987.

Лёш А. Географическое размещение хозяйства. — М.: ИЛ, 1959.

Могилевкин И.М. Морское судоходство в мировой экономике и международных отношениях. — М., 1992.

Постиндустриальное развитие капиталистических стран // Под ред. Б.Н.Зимина, С.Б.Шлихтера. — М., 1993.

Природно-сельскохозяйственное районирование земельного фонда СССР. — М., 1984.

Пуляркин В.А. Экономико-географические процессы в сельском хозяйстве развивающихся стран. — М., 1976.

Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обло­жения / Соч. — М., 1962. — Т. 1.

Ракитников А.Н. География сельского хозяйства (проблемы и методы исследования). — М., 1970.

Тюнен фон И.-Г. Изолированное государство. — М., 1926.

Хаггетт П. География: синтез современных знаний. — М., 1979.

Шлихтер С.Б. География мировой транспортной системы. Взаи­модействие транспорта и территориальных систем хозяйства. — М., 1995.

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (8)

    Учебное пособие
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2 .
  5. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  6. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  7. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..