Учебное пособие для вузов

Соотношение темпов прироста ВВП и энергопотребления за 1983—1992 годы (%)

Группы стран

Прирост ВВП

Прирост энергопотребления

Индустриально развитые страны Запада

29

19

Развивающиеся страны

60

55

Бывшие социалистиче­ские страны

—9,2

—1,2

Многие ученые считают, что «демонстрационный эффект» за­падных стран на этот раз не сработает и страны третьего мира направят (вернее, будут вынуждены направить) свое развитие по альтернативному пути. При этом ссылаются не только на огромные и все возрастающие различия в социально-экономической сфере, но и в традициях, религии, образе жизни, системе ценностей (еще Р.Киплинг писал «Запад есть Запад — Восток есть Восток, и им не сойтись никогда»). Отсюда возникает предположение, что развиваю­щиеся страны, не достигнув успеха на так называемом имитационном пути развития, в конце концов откажутся от него и выберут альтер­нативный, традиционный путь и замкнутся в своем блоке.

И действительно, разрыв между блоками стран «Север» и «Юг» огромен. По основным душевым показателям уровня жизни (по­требление ценных видов продовольствия, в том числе животных белков, показатели автомобилизации, телефонизации, транспорт­ной подвижности населения, оснащенность бытовой техникой и др.) различия между западными и развивающимися странами достигают 10—15 и даже 100 раз.

И все же опыт изучения особенностей развития всех трех групп стран показывает, что альтернативных путей социально-экономиче­ского развития для отдельных частей человечества не существует (как впрочем, нет и полностью имитационного пути). В мире абсо­лютно преобладает тенденция к наращиванию определенного и все увеличивающегося в своем разнообразии набора материальных и духовных благ, к формированию определенного образа жизни при сохранении всех национальных особенностей и стереотипа поведе­ния, свойственного подавляющей части населения, человеческой цивилизации. Можно считать, что это движение человечество по пути индустриального развития, хотя этому развитию свойственны неравномерность, огромные различия в исходном уровне, в объемах личного и производственного потребления, в отраслевых и террито­риальных структурах.

Таблица 37

Душевое потребление продуктов питания и промышленных товаров в индустриально развитых и развивающихся странах, 1992—1993 гг.

Показатели

Единицы измерения

Индустриаль­ные страны

Развивающиеся страны

Потребление продук­тов питания

Калорийность

тыс. ккал/сутки

3,4

2,4

Белки животного проис­хождения

г/сутки

59,4

13,2

Жиры животного проис­хождения

ч/сутки

79,0

17,0

Зерно

кг/год

717

247

Молоко

кг/год

320

39

Мясо

кг/год

61

11

Потребление про­мышленных товаров

Химические удобрения

кг/год

70

15

Цемент

кг/год

450

130

Ткани

м2 /год

15,7

5,8

Бумага

кг/год

148

11

Пиломатериалы

м3 /год

213

19

Автомобили

легковые автомо­били на 1 тыс. жителей

350—600

5—12

Телефоны

аппараты на 100 жителей

55—80

1—5

Транспортная подвижность населения

Внегородские перевозки

тыс. пасс./км

10—16

0.7—1,0

Между тем, глобальная экологическая проблема продолжает обо­стряться. Содержание СО2 в атмосфере растет на 0,5% в год. С начала века это вызвало повышение температуры на 0,3—0,5 С, а к 2000 г. она может вырасти на 1,2 С. Озоновый слой утончается на 0,2% в год, над северным полушарием за 20 лет он сократился на 25%. Подсчитано, что прямые убытки от загрязнения среды со­ставляют 5—8% мирового валового продукта, тогда как на приро­доохранные меры в мире выделяется всего лишь 1,5% произведенного валового продукта. Число природных катастроф возросло с 17 в 60-х гг. до 29 в 70-х гг. и до 68 в 80-х гг.

Антикризисная геоэкологическая стратегия. Как уже говори­лось, набор мер по преодолению или хотя бы отсрочке наступления экологической катастрофы очень невелик. Опыт постиндустриальных стран подсказывает необходимость перехода на ресурсосберегающую технологию, но это в свою очередь связано с существенной перестройкой структуры всего хозяйства, как отраслевой, организа­ционной, так и территориальной. С 70-х гг. ввиду резкого удорожания энергоносителей усилилась ориентация промышленности на относитель­но дешевый труд — сначала это коснулось Японии, Испании, Италии, позднее — стран новой индустриализации — Тайваня, Республики Корея, Сингапура. Эти процессы в свою очередь «подхлестнули» тер­риториальную деконцентрацию производства, «выдавливание» промыш­ленности на периферию, во внеурбанизированные пространства.

Ускорились процессы трансформации организационной и управ­ленческой структуры хозяйства — демонополизация, разгосударст­вление, дерегулирование (например, эти меры охватывали желез­ные дороги Японии и Великобритании, авиакомпании США и др.).

Приоритет требований потребителя в условиях развития рыноч­ных отношений, а также ориентация индустриальных стран на ресурсосбережение, что можно расценить как постепенную смену произ­водственной парадигмы, ведет и к территориальным сдвигам хозяй­ства. Реально изменение его территориально-отраслевой структуры: разработаны принципиально иные подходы к ресурсному освоению «новых» районов (перепрофилирование процесса освоения), происхо­дит реструктуризация хозяйства старопромышленных районов, уве­личивается целевое разнообразие и количество открытых (свободных) экономических зон, организация технополисов и других видов терри­ториального сращивания производственных и научных структур.

Анализ территориальных сдвигов показал, что на смену массо­вому (серийному) производству, основанному на принципе «эконо­мии масштаба» и на специализации на выпуске массовой однород­ной продукции пришло гибкое многопродуктивное производство, ос­нованное уже на принципе «экономии многообразия» и ориентиру­ющееся на качество и разнообразие выпускаемой продукции и на способность быстро реагировать и приспосабливаться к меняющем­ся спросу рынка. Это, в свою очередь, требует передового оборудо­вания и внедрения новых форм организации производства (компью­терный дизайн, робототехника), что находит свое выражение в организационном принципе «точно в срок» как всестадийном управ­лении качеством продукции.

Ожидалось, что эти сдвиги приведут к реинтеграции производст­ва в промышленно развитые страны. Однако на самом деле усилились тенденции организации сборочных предприятий в НИС первого по­коления (Мексика), в группе новых НИС, а в последнее время и в Китае. Под влиянием этих процессов получили развитие так назы­ваемые «зоны экспортных производств» во многих развивающихся странах.

Свертывание и переориентация ресурсоемких отраслей закономер­но привели к ускоренному возрастанию третичного сектора, на кото­рый уже приходится в индустриальных странах Запада около 2/3 произведенного ВВП и численности занятых. Объективный характер развития третичного сектора связан со значительно меньшей, чем в производственных отраслях, ресурсоемкостью (в 3—4 раза), необхо­димостью поглощения избыточной рабочей силы, освобождающейся в результате повышения производительности труда, и широким внедре­нием технических инноваций. Международный туризм как одна из самых динамичных отраслей третичного сектора превратился уже в ведущую отрасль мирового хозяйства, наряду с автомобильной и неф­тяной промышленностью, с совокупным доходом более 600 млрд долл. в год. В связи с этим происходит функциональная переориентация целых зон и районов, подчинение прочих секторов интересам туризма и других третичных отраслей, резкое повышение уровня инфраструк­турного обустройства территории.

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (8)

    Учебное пособие
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2 .
  5. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  6. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  7. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..