Учебное пособие для вузов

Рис. 14. Ценовые воронки и конусы спроса:

1 — кривая спроса; 2 — конус спроса; 3 — ценовая воронка

А.Лёш исходил из того, что есть чисто экономические причины дифференциации человеческой деятельности на поверхности Зем­ли, даже если абстрагироваться от географических и исторических различий от места к месту. Этих основных причин три: транспорт­ные издержки, экономия от масштаба и потребности сельского хозяй­ства в пространстве. При действии «экономии масштаба» и отсутст­вии транспортных издержек все производство концентрировалось бы в одном или немногих местах на заводах оптимальных размеров, размещенных случайным образом. При наличии транспортных из­держек и отсутствии экономии масштаба производство могло бы вестись в малых размерах в любом месте. При действии обоих факторов несельскохозяйственные виды деятельности — промышлен­ность и сфера услуг — будут размещаться в местах, между которы­ми произойдет определенное разделение рынков сбыта, что приве­дет к пространственной дифференциации территории. Для форма­лизации отношений между факторами введены новые понятия — ценовые воронки и конусы спроса.

Пусть население расселено равномерно и вкусы людей одинако­вы. Если FT (рис. 14.1) — кривая индивидуального спроса на пиво и ОР — цена на пиво в месте Р, то местные жители купят PQ бутылок пива. По удалении от места Р цена вырастет на размер транспортных издержек и объем спроса соответственно уменьшит­ся. В F пиво из Р вообще не будет продано. Следовательно, общий объем сбыта равен объему конуса, образованного вращением треу­гольника PQF вокруг PQ (рис. 14.1). Завод, расположенный в Р, окружен конусом спроса (рис. 14.2) и ценовой воронкой (рис. 14.3), которая становится круче с повышением удельных транспортных издержек. Ареал сбыта пивоваренного завода образован окружно­стью с радиусом l. Аналогично ареалы сбыта ячменя, хмеля и труда образуются кругами различных радиусов вокруг Р.

Второй вариант системы центральных мест — оптимизация транс­портной сети, что требует соответствующей перестройки границ дополняющих районов, как это показано на рис. 13, Б. В этом слу­чае определенное число населенных пунктов располагается на транс­портных магистралях, связывающих более крупные города. Напри­мер, кратчайший путь между центральными местами 1 и 5 проходит через обслуживаемый населенный пункт 2. Требованию транспорт­ной оптимизации соответствует иерархия с К = 4, когда централь­ное место более высокого порядка обслуживает три соседних насе­ленных пункта более низкого порядка. Такое положение может воз­никнуть при доминировании данного центрального места над тремя из шести своих ближайших соседей, или же если этот центр делит свое влияние на шесть ближайших соседей с другим центральным местом того же ранга в иерархии.

Третий вариант соответствует оптимизации административной структуры, при которой происходит четкое разграничение централь­ных мест разных рангов в иерархии. Это возможно только в том случае, если каждый населенный пункт более высокого порядка включает в свой дополняющий район все центры более низкого ранга, т.е. эти центры располагаются внутри рыночной зоны дан­ного центрального места. На рис. 13, В населенный пункт 2 нахо­дится в пределах рыночной зоны центрального места 1. Подобная организация приводит к иерархии с К = 7.

Во всех трех вариантах предполагается, что зависимости, уста­новленные для одного уровня соподчинения, сохраняются и на более высоких уровнях. Поэтому исходную схему в теории центральных мест называют иерархией с фиксированными К-оценками, посколь­ку одни и те же соотношения одинаково справедливы для уровней иерархии населенных мест.

Пока производство будет приносить прибыль, будут строиться но­вые пивоваренные заводы или расширяться старые. Конкуренция со­жмет круглые ареалы сбыта в одинаковые правильные шестиугольни­ки: так понятие «конуса спроса» позволяет более строго объяснить феномен образования круглых ареалов, а затем их смены шестиуголь­никами. Процесс заполнения рынка будет идти до тех пор, пока не останется неохваченных территорий, а рост прибылей прекратится. Образующаяся правильная структура, изоморфная пчелиным сотам, минимизирует общие транспортные расходы. Это верно для любого товара. С другой стороны, размер шестиугольника зависит только от индивидуального спроса на пиво и от размеров транспортных издер­жек на пиво и на сырье для его производства.

Все это было показано неоднократно со времен штандортной теории размещения производства. Но критерий транспортных издержек, как правило, различен для разных видов товаров и услуг, и оптимальное расстояние между пивоваренными заводами не может быть оптимальным для пекарен или прачечных. Тем не менее на практике определяется наилучшее среднее расстояние, и люди груп­пируются в равномерно размещенные поселения, каждое из кото­рых будет иметь и булочную, и пивную, и прачечную.

Здесь необходимо ввести двойственные отношения между сель­ским хозяйством и промышленностью. Площадной и точечный характер размещение этих двух основных видов материального про­изводства логично приводит к выгодам дисперсного, равномерного расселения для потребления сельскохозяйственных товаров и кон­центрированного для потребления промышленных товаров. Пока сельское хозяйство остается важным поставщиком товаров на ры­нок, тенденция к рассредоточению населения будет сохраняться.

Поэтому приведенная на рисунке 14, 3 ценовая воронка наглядно характеризует тенденцию к точечному размещению промышленности и концентрации населения. Продажа аграрной продукции большим городам характеризуется градиентами культур — непрерывными по форме двойниками колец Тюнена. Этот простой вывод прямо выте­кает из дуалистичности отношений «промышленность—сельское хозяй­ство», а также торговых и военно-административных функций городов.

В реальности наблюдается прерывистое расселение, которое мож­но объяснить двумя основными причинами: компромиссом между близостью к аграрному или промышленному производству; особенно­стями самого сельского хозяйства. Загон для скота, колодец, фермер­ский дом занимают не большие площади, а отдельные точки. Поэто­му некоторые процессы в размещении служб и самих ферм изоморф­ны размещению в промышленности. Гексагональная решетка — оптимальная форма для размещения совокупности ферм и каждой отдельной фермы, где дома разместятся в центрах шестиугольников на решетке 60-й степени.

Рис. 15. Рыночные ареалы при п = 7 (1)и п = 9 (2) эквивалентных покупателей

От подобной решетки логичен переход к анализу размера рын­ков, который ограничен прерывистой сетью фермерских поселений. При издании сельской газеты несущественно относительное поло­жение типографии и ближайшего или отдаленнейшего угла фермы подписчика: разносчик доставляет газету либо в дом, либо в почто­вый ящик, который также размещается по 60-степенной решетке. Если экономично издание семи экземпляров, то каждая газета об­служивает ареал, подобный изображенному на рисунке 15, 1. Если необходимо издание девяти экземпляров, то зона сбыта включит семь первоначальных подписчиков в N (H1H6) плюс 1/3 от шести ферм J1J6 следующего кольца (рис. 15.2). Остальные 2/3 ферм читают конкурирующую газету, например N1. Издание и обра­щение 7,5, 8,0 или 8,5 экземпляров и существование шестиугольни­ков, промежуточного размера невозможно, причем не из-за преры­вистого числа издаваемых экземпляров газет, а из-за прерывистого числа подписчиков на эти газеты. Этот простой пример позволяет перейти к формализации наиболее серьезных положений теории центральных мест, по А.Лёшу. Для этого введем три определения:

1) п — число эквивалентных покупателей; если покупатель, по­добно J3 расположен на границе, то его спрос делится равными частями между поставщиками тех ареалов, с которыми он грани­чит. На рис. 15, 2 каждый покупатель J делит спрос на три части, которые затем добавляются к двум эквивалентным покупателям для поставщика N1, который также имеет девять эквивалентных поку­пателей.

2) b — расстояние между городами, где производятся конкури­рующие товары.

3) a — расстояния между исходными поселениями. Результаты несложных выкладок:

, (1)

т.е. расстояние между двумя подобными предприятиями пропорци­онально корню квадратному из числа эквивалентных покупателей.

Тогда

, (2)

— размер рыночного ареала в этих условиях; и число эквивалент­ных покупателей возрастает скачкообразно в соответствии с фор­мулами:

(3.1)

, (3.2)

где j меняется в своем значении от нуля до К в целых числах снача­ла в соответствии с (3.1), а затем с (3.2) и где К меняет свое значе­ние в целых числах от единицы до бесконечности ().

Таким образом, 17 наименьших рыночных ареалов имеют — 3, 4, 7, 9, 12, 13, 16, 19, 21, 25, 27, 28, 31, 36, 37, 39 и 43 эквивалент­ных покупателей. Расчет 12 из них отражен в таблице 2.

Таблица 2

п

п

1

3

2

4

5

8

6

9

7

10

11

15

От единичных ареалов и их правильных сетей перейдем к сис­теме сетей. При однообразном размещении населения каждое про­изводство независимо от непрерывного или дискретного расселе­ния будет иметь характерные размеры шестиугольных рыночных ареалов и делить пространство на сеть подобных фигур. Теперь, если две, три или более подобных сетей наложить одна на другую случайным образом, то их сочетание не будет ни однообразным, ни случайным. Наметятся сгущения сетей и благодаря их правильной форме эти сгущения образуют упорядоченные структуры. Это об­щее положение справедливо и для центров шестиугольников, кото­рые также сгустятся в правильные, регулярные структуры.

Именно поэтому мы видим в малых поселениях закономерное соседство пекарни и пивоваренного предприятия, или пекарни и прачечной. Реже в подобном поселении или квартале можно встре­тить все три вида деятельности. Иными словами, наложение сетей приводит к тому, что производственные центры возникают, несмот­ря на непрерывное и равномерное расселение.

Теперь введем предположение, что сети шестиугольников, наложившиеся одна на другую случайным образом, имеют не непрерыв­но варьирующие диаметры, но сводятся к немногим размерным ве­личинам. Тогда сгущения и их структуры становятся более часты­ми, так как небольшое число диаметров имеет наименьшие общие кратные числа, которые не встречались бы ранее. Когда дома фер­меров располагаются в центрах шестиугольников решетки 60-й сте­пени, тогда интенсифицируются тенденции к концентрации произ­водства, низким ценам, высокой заработной плате и усилению ма­ятниковой миграции.

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (8)

    Учебное пособие
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2 .
  5. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  6. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  7. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..