Методические указания, планы семинарских занятий, темы докладов Для студентов-историков 2-го курса дневного отделения Самара

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра российской истории

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В РОССИИ

XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Методические указания, планы семинарских занятий, темы докладов

Для студентов-историков 2-го курса дневного отделения

Самара

Издательство «Универс-групп»

2007

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

Ответственный редактор

д.и.н., проф. П.С. Кабытов

Составители: доктор ист. наук, профессор Кабытова Н.Н.,

доктор ист. наук, профессор Леонов М.И.,

доктор ист. наук Леонтьева О.Б.

Печатается в авторской редакции

Компьютерная верстка, макет В.И. Никонов

Подписано в печать ??.??.07

Гарнитура Times New Roman. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать оперативная.

Усл.-печ. л. 1,25. Уч.-изд. л. 0,65. Тираж ??? экз. Заказ № ???

Издательство «Универс-групп», 443011, Самара, ул. Академика Павлова, 1.

Отпечатано ООО «Универс-групп»

© Кабытова Н.Н., Леонов М.И., Леонтьева О.Б., составление, 2007

©Самарский государственный университет

Методические рекомендации

Учебно-методическое пособие для студентов-историков II курса дневного отделения представляет собой план-проспект изучения основной проблематики взаимоотношений власти и общества в России XIX – начала ХХ веков. Семинарские занятия объединены по хронологическому принципу в три блока единой проблемы: «Власть и общество в дореформенной России» (сост. проф. Н.Н.Кабытова); «Власть и общество в России эпохи Великих реформ» (сост. проф. О.Б.Леонтьева); «Власть и политические партии в России конца XIX – начала ХХ века» (сост. проф. М.И.Леонов).

Семинарские занятия организуются следующим образом: на вводном занятии рассматривается общая проблематика и распределяются темы докладов среди студентов; на последующих занятиях изучаются основные аспекты проблемы в соответствии с предложенным планом. Тематика докладов, как правило, отражает различные направления общественного движения и идейных исканий, а политика власти изучается путем анализа законодательной деятельности самодержавия в ходе свободной дискуссии всех участников семинара.

При подготовке к семинарским занятиям студенты по предварительной консультации с преподавателем должны самостоятельно изучить необходимые источники и исследовательскую литературу, основной список которых приведен в данном методическом пособии. Указанные историографические труды помогут студентам оценить степень изученности той или иной темы, а рекомендуемые справочно-библиографические издания облегчат поиск дополнительной литературы.

Участники семинара должны внести свой вклад в пополнение библиографии проблемы, используя данные специальных периодических изданий. Систематизированные сборники «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. История. Археология. Этнология: Библиографический указатель», М.: ИНИОН (с 1993 г. являются продолжающимся изданием сборников «Новая советская литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография: Библиографический указатель», М.: ИНИОН) помогут вам при работе над докладами, курсовыми и дипломными сочинениями.

РАЗДЕЛ I

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ДОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

XIX век в истории России – период утверждения идеологии нового времени. Идеи и политика «просвещённого абсолютизма» переживали кризис. И власть, и общество вели активный поиск оптимальных путей общественного развития страны. Направления поиска отличались разнообразием. В начале века усилия власти и реформаторски настроенной дворянской интеллектуальной элиты совпали по многим позициям. Были предприняты попытки заложить идейные и организационные основы российского реформаторского процесса и направить его по пути постепенной либерализации государственного строя и общественных отношений. Однако консервативно-охранительные силы, окружавшие трон, более сильные и опытные в «искусстве» политического лавирования, предотвратили реализацию намерений реформаторов, отстранив их от дел и влияния на царя.

Во время Отечественной войны 1812 года ярко проявились особенности русского национального самосознания. Угроза французского завоевания на время отодвинула социальные противоречия и идейные споры, а общество и власть сплотились в патриотическом стремлении отстоять независимость Отечества. Победа в войне была достигнута ценой огромных жертв, понесённых всеми слоями русского общества – от дворян до дворовых. Победа упрочила положение власти. Её носителям стало казаться, что необходимость реформирования общества перестала быть насущной. Однако это была иллюзия. Противоречия не только остались, более того, они стали восприниматься обществом острее. От сотрудничества с властью либеральные реформаторы были вынуждены уйти в оппозицию.

В условиях самодержавного режима оппозиция в стране была возможна лишь в форме «подпольных» кружков, масонских лож, тайных обществ. Но правительство и здесь продолжило преследование оппозиционеров. Масонские ложи, возродившиеся в начале XIX в., к 1822 году были запрещены. Такая же судьба постигла и светские сообщества второй половины десятых – первой половины двадцатых годов XIX в. В этих условиях тайные организации либеральных реформаторов неизбежно проникались революционным духом и радикальной тактикой. Сотрудничество с властью, наметившееся в начале века, стало невозможным. Противостояние, к сожалению, превратилось в историческую традицию и стало главной составляющей периодически повторяющихся «смут», сотрясающих Отечество.

Восстание декабристов всколыхнуло российское общество и заставило власть искать новые пути управления страной. Самодержавие осуществило ряд репрессивных мероприятий с целью «недопущения распространения революционной заразы». В стране была создана система политического сыска, принят запретительный Цензурный устав 1826 г. Школьный устав 1828 г. регламентировал социальный состав учащихся образовательных учреждений, вводил строгий надзор за содержанием учебных программ. Деятельность многочисленных секретных комитетов, разрабатывавших проекты реформирования экономики и финансов, сословных отношений, кодификация законов, попытки разрешения крестьянского вопроса, носили паллиативный характер. Эти мероприятия не могли сгладить остроту социальных противоречий.

В общественном движении 30-50-х г. XIX в. произошла дифференциация. Но не столько социальная, сколько идейная. Представители общества единодушно признавали, что «так жить нельзя». Однако единства в понимании путей и методов «обустройства» страны среди них не было. Распространение в России с начала XIX века европейской идеологии и философии, внедрение западнической системы светского образования открыли возможности для сравнительно-сопоставительного анализа цивилизационных систем России и Запада. Это оказало воздействие на выработку планов преобразований страны.

В российской общественной мысли в дореформенный период сформировались два основных течения, впоследствии получивших обобщённо-собирательные названия «западников» и «славянофилов». Западнические идеалы, воспринятые частью российских реформаторов, в последующем обусловили трансформацию некоторых буржуазных либерал-реформаторов в революционеров-социалистов. Теоретики «русского социализма» связаны с «западничеством» либералов генетически. «Славянофилы» остались дворянскими реформаторами. Они подготовили и осуществили отмену крепостного права. Вместе с тем, поиски корней исторического прогресса в отечественной истории выкристаллизовали из их среды не только реформаторов, но и консерваторов – охранителей устоев самодержавной, православной Руси.

Отметим, что идеологии, выпестованные теми и другими – от консервативно-охранительной до революционно-радикальной – были «страшно далеки от народа» и не соответствовали ни его социальным идеалам, ни политическим устремлениям. Крестьяне боролись за «землю и волю» сами по себе, «как умели и как могли». Идейные искания отечественной интеллигенции остались им чужды. Представители общественного движения в дореформенной России пытались решить задачу просвещения крестьянства. В этих попытках интересы власти и просвещённых представителей общества вновь пересеклись. Но эту задачу они решали несовместимо различными методами.

Тематика проблемного семинара ориентирована на изучение взаимоотношений власти и общества в ходе исторического развития дореформенной России. Она отражает наиболее существенные стадии этого процесса. Анализ действий власти и сути общественных идей в указанный период позволяет выявить истоки возникновения и особенности эволюции российского либерального реформизма. Однако главная линия противостояния и борьбы в российском обществе пролегала между консервативно-охранительной и революционной идеологиями. В основе столкновения общественных мнений был вопрос о крепостном праве.

На вводном занятии определяются предмет и содержание семинара, характеризуется его проблематика. Основные направления внутренней политики самодержавия в дореформенный период рассматриваются на семинарских занятиях №2-7; темы докладов, отражающие, главным образом, взгляды и действия ведущих общественных деятелей эпохи распределяются в соответствии с их проблематикой. Своеобразные итоги семинара подводятся в ходе дискуссии, посвященной идейным спорам западников и славянофилов о путях исторического развития России. Список опубликованных источников и литературы включает в себя справочно-библиографические и историографические издания, основные публикации документов и материалов, сочинения общественных деятелей, фундаментальные труды исследователей.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1 - вводное.

  1. Эволюция политического строя дореформенной России.

  2. Основные направления общественного движения в России первой половины XIX в.

  3. Проблематика семинарских занятий «Власть и общество в России XIX - начала XX вв.»

Занятие 2.Россия в начале XIX века: выбор пути общественного развития.

  1. Александр I и его окружение.

  2. Административные преобразования 1801-1807 г.г.

  3. Социальная политика самодержавия.

Занятие 3. Бюрократизация власти и общественная оппозиция в России первой четверти XIX в.

  1. Проект государственных преобразований М. М. Сперанского.

  2. Консервативно-охранительные мероприятия самодержавия в 1815-1825 гг.

  3. Послевоенные конституционные проекты и их судьба.

Занятия 4-5. Движение декабристов.

  1. Организация и функционирование тайных обществ в России:

а) Союз спасения

б) Союз благоденствия

в) Северное общество

г) Южное общество

д) Общество соединенных славян

  1. Восстание декабристов:

а) Выступление на Сенатской площади

б) Восстание Черниговского полка

  1. Следствие и суд над декабристами.

Занятия 6-7. Политика власти и общественные идеи

в России второй четверти XIX века

1. Николай I и его политическое credo.

2. Репрессивные мероприятия самодержавия.

3. Законодательная деятельность правительства.

4. Крестьянский вопрос и попытки его разрешения.

5. Социально-экономическая политика.

Занятия 8-9 – дискуссия: Идейные споры западников и славянофилов

о путях исторического развития России.

1. Исторические и идейные истоки взглядов западников и славянофилов.

2. Программы преобразований государственного устройства.

3. Проекты реформирования экономики.

4. Социально-культурные программы.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

1. «Как нам обустроить Россию?» - Н.М.Карамзин против М.М.Сперанского.

2. Масонские ложи в России первой четверти XIX века.

3. Вопросы государственного устройства в программных документах декабристов.

4. Аграрный вопрос в программных документах декабристов.

5. Нравственные аспекты поведения декабристов и «декабристок».

6. Политические кружки и объединения 20-30-х гг. XIX века.

7. Общественно-политические взгляды П.Я.Чаадаева.

8. Теория «официальной народности».

9. Идейные взгляды петрашевцев.

10. Теория «русского социализма» А.И.Герцена.

  1. Планы семинарских занятий 70 Справочные материалы 80 Документы и задания к ним 90 раздел III. Россия в XVII xviii вв. 107

    Планы семинарских занятий
    Продолжительность курса - один семестр. Изучение дисциплины «Отечественная история», согласно учебному плану, предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:
  2. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для дневного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 2 курса дневного отделения исторического факультета Составитель: канд филол наук

    Учебно-методический комплекс
    Функциональные стили современного русского языка. Классификация стилей. Специфические и общие стилевые черты. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие стилистической нормы.
  5. Поступление литературы в библиотеку пгу за февраль 2006 г

    Документ
    колледжа при ПГУ/ [сост. Т. В. Шершень]. - Пермь:[б.
  6. Методический комплекс по этнологии для дневного отделения Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации,
  7. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург

    Методические указания
    Гостенков, П.А. Отечественная история: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей / П.
  8. План научной работы на 2010 год (темы, аннотации тем, публикации, конференции, семинары, диссертации)

    Документ
    План научной работы Филологического факультета и факультета искусств на 2010 год представляет собой освещение запланированной научной деятельности по 52 структурным подразделениям и образовательным программам факультетов.
  9. Учебно методический комплекс по археологии для дневного отделения Составители: к и. н., доцент Сиротин С. В (1)

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем

Другие похожие документы..