Учебно-методический комплекс дисциплины психология лиц с нарушениями речи специальность 031900 специальная психология, квалификация специалиста

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Специальность 031900 – специальная психология, квалификация специалиста

Психологический факультет

Курс 3 очной формы обучения , 5 – 6 семестр

Курс 4 заочной формы обучения , 8 – 9 семестр

Составитель:

старший преподаватель

кафедры клинической и специальной психологии

Е.В. Ананьева

Заведующий кафедрой:

профессор кафедры клинической и специальной психологии,

доктор биологических наук, профессор

Б.М. Коган

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Протокол № 9, от «13» марта 2008 г.

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

Протокол № 9, от «27» марта 2008 г.

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Москва – 2008

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Протокол № 9, от «13» марта 2008 г.

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании Ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

Протокол № 9, от «27» марта 2008 г.

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

старший преподаватель кафедры клинической и специальной психологии

Е.В. Ананьева

Заведующий кафедрой:

профессор кафедры клинической и специальной психологии,

доктор биологических наук, профессор

Б.М. Коган

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Часть I. Программа учебной дисциплины

4

Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

22

Методические материалы для самостоятельной работы студентов

36

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра клинической и специальной психологии

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Специальность 031900 – специальная психология, квалификация специалиста

Психологический факультет

Курс 3 очной формы обучения , 5 – 6 семестр

Курс 4 заочной формы обучения , 8 – 9 семестр

Составитель:

старший преподаватель

кафедры клинической и специальной психологии

Е.В. Ананьева

Заведующий кафедрой:

профессор кафедры клинической и специальной психологии,

доктор биологических наук, профессор

Б.М. Коган

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Протокол № 9, от «13» марта 2008 г.

Программа утверждена на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

Протокол № 9, от «27» марта 2008 г.

Программа рекомендована к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Москва – 2008

Часть I. Программа учебной дисциплины.

1.1.Пояснительная записка к курсу «Психология лиц с нарушениями речи».

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031900 – «Специальная психология», утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 31 января 2005 года (номер госрегистрации № 687 пед/сп (новый), общее количество часов на учебную дисциплину составляет 180 учебных часов.

Квалификация специалиста: специальный психолог.

1.2. Цели и задачи дисциплины:

Целью данного курса является формирование у студентов системы знаний и навыков, об общих и специфических закономерностях проявления, психодиагностике и психологической коррекции психического развития детей и подростков с различными нарушениями речевой функции.

Основными задачами курса являются:

  • Дать студентам научно и практически обоснованные представления о специфике психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии; особенностях личностного и социального развития;

  • Выработать у них умения проводить психологическое обследование детей с речевой патологией с целью определения профиля и уровня их психического развития;

  • Выработать у студентов первичные умения в использовании методов дифференциальной диагностики речевого недоразвития от сходных по внешним проявлениям состояний;

  • Выработать у студентов первичные умения в организации и проведении психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.

  • Познакомить студентов с методами психологической коррекцииипрофилактики речевых нарушений в детском возрасте.

  • Познакомить студентов с особенностями сопровождения в образовательной среде и воспитания в семье детей с различными речевыми нарушениями.

  • Познакомить студентов с особенностями готовности к обучению в школе детей, имеющих речевые нарушения.

1.3. Место дисциплины в основной образовательной программе. Предмет «Психология лиц с нарушением речи» (ДПП.Ф.08) является одним из разделов специальной психологии и посвящен анализу закономерностей проявления психического дизонтогенеза у лиц с расстройствами речи.

Курс «Психология лиц с нарушениями речи» является необходимым звеном подготовки специальных педагогов и психологов.

Дисциплина ориентирует на диагностико-аналитический, консультативный, психопрофилактический, коррекционно-развивающий, культурно-просветительский, социально-педагогический и научно-исследовательский виды профессиональной деятельности педагога-психолога. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области диагностико-аналитической деятельности:

формирование умения проводить психологическое обследование детей с речевыми нарушениями с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам, дифференциального отграничения речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям состояний;

в области консультативной деятельности:

владение методами консультирования взрослых и детей с нарушениями речи, их родителей и педагогов по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

в области психопрофилактической деятельности:

владение методами психопрофилактической работы, направленной на предупреждение вторичных отклонений в интеллектуальном и личностном развитии при первичной речевой патологии, а также на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;

в области коррекционно - развивающей деятельности:

владение умениями и навыками разрабатывать и реализовывать коррекционно-развивающие программы, осуществлять личностно-ориентированный подхода к образованию и развитию детей, учитывать при работе по обучению психологические особенности детей с речевыми нарушениями;

в области культурно-просветительской деятельности:

повышение психологической культуры, владение знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;

в области социально-педагогической деятельности:

владение системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умение самостоятельно и творчески использовать приобретенные знания в практической деятельности;

в области научно-исследовательской деятельности:

владение навыками организации и проведения научно-исследовательской работы, анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Методологической основой курса являются современные представления о полифакторной природе человеческой психики, и, в частности речевой деятельности. Необходимость знаний об особенностях психического развития лиц с нарушениями речи определяется тем, что при разных нарушениях речи наблюдаются и различные особенности психических процессов, состояний и свойств личности, которые необходимо учитывать при воспитании и обучении, а также в коррекционно-развивающей работе.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

1)Учет общих положений специальной психологии о методологии изучения трудностей развития.

2) Принцип опоры на содержание Психологии лиц с нарушением речи как научно-практической области знаний.

3) Принцип опоры на структуру дисциплины: научно-теоретические основы дисциплины; характеристика особенностей развития разных компонентов психики при нарушениях речи у лиц разных возрастов; вопросы психологической диагностики особенностей развития детей и подростков с нарушением речи; психологическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение курса «Психология лиц с нарушениями речи».

Студенты, завершившие изучение дисциплины должны

знать:

  • факторы, приводящие к нарушениям речевого развития;

  • типологию нарушений речи;

  • структуру дефицитарного развития при нарушениях речи;

  • характер влияния речевых нарушений на общее психическое развитие;

  • особенности развития познавательных процессов, общения, эмоционально-волевой сферы, самосознания, разных видов деятельности при речевых нарушениях;

  • дифференциальные психологические характеристики лиц с нарушениями речи и лиц со сходными проявлениями психического дизонтогенеза;

  • принципы, методы и методики психодиагностики особенностей развития детей и подростков с нарушениями речи;

  • принципы и общие направления психологической помощи лицам с нарушениями речи;

уметь:

  • грамотно провести психологическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам, отграничения речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям состояний;

  • формулировать психологическое заключение, основанное на анализе данных диагностики;

  • разрабатывать и реализовывать коррекционно-развивающие программы с учетом психологических особенностей лиц с речевыми нарушениями;

владеть:

  • необходимыми знаниями и умениями для обеспечения психологического сопровождения детей с речевыми нарушениями в образовательном процессе;

  • методами дифференциальной диагностики первичного речевого недоразвития от сходных состояний;

  • необходимыми знаниями и умениями по психологической коррекции и профилактике вторичных личностно-социальных последствий в развитии ребенка с речевой патологией;

  • навыками проведения консультативной работы с родителями и другими участниками образовательного процесса;

  • навыками самостоятельного и творческого использования приобретенных знаний по дисциплине в практической деятельности.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины основы арттерапии для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины сурдопсихология для студентов психологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Сурдопсихология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Специальная психология», утвержденного в 2 г.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 031900 Специальная психология (1)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специального психолога по специальности 031900 Специальная психология при очной форме обучения 5 лет.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 031900 Специальная психология (2)

    Образовательный стандарт
    Выпускник, получивший квалификацию специального психолога, должен осуществлять психолого-педагогическое обеспечение процесса обучения и воспитания, способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (14)

    Образовательный стандарт
    Выпускник, получивший квалификацию специального психолога, должен осуществлять психолого-педагогическое обеспечение процесса обучения и воспитания, способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  6. Номер государственной регистрации (20)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию специальный психолог, должен быть готовым осуществлять психолого-педагогическое обеспечение процесса обучения и воспитания, способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  7. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  8. Программа экспериментальная психология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям русский язык и литература 032900

    Программа
    О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент, директор Центра повышения квалификации Мурманского государственного технического университета (МГТУ)
  9. Отчет о результатах самообследования шадринского государственного педагогического института (2)

    Содержательный отчет
    Естественно, что все это в свое время обсуждалось, планировалось, утверждалось на заседаниях Ученого совета института, совещаниях при ректоре, Советах факультетов, заседаниях кафедр.

Другие похожие документы..