Методические указания к выполнению курсовой работы Для студентов экономических специальностей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Кафедра экономики

Экономическая теория

Методические указания к выполнению курсовой работы

Для студентов экономических специальностей

РУБЦОВСК 2011

Составитель:

Преподаватель Волков Е.С.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 3 от 26.11.2007г.

И.о. зав. кафедры

Бирюкова Т.Д.

Пояснительная записка

Курсовая работа — это самостоятельное исследование студента, оформленное в виде научного отчета. Курсовая работа является обязательной частью учебного плана студентов дневного и заочного отделения. Она способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, полученных в процессе обучения, вырабатывает у студентов навыки по применению этих знаний на практике.

Курсовая работа по экономической теории является одним из важнейших элементов в системе подготовки высококвалифицированных программистов. Написание и защита курсовой работы дает возможность достижению комплекса целей по обеспечению фундаментальных основ экономических знаний, а также навыков самостоятельной работы с научными и практическими материалами.

Во-первых, обеспечивается углубленное изучение одной из актуальных проблем экономической теории и ее связи с практикой.

Во-вторых, вырабатываются навыки работы с научной литературой и научного творчества (сбора, обобщения и анализа научного материала, фактических данных, характеризующих развитие социально-экономических процессов).

В-третьих, формируется умение последовательного и доказательного изложения полученных результатов.

В-четвертых, приобретаются знания и культура грамотного оформления материала путем знакомства студентов с основами библиотечного дела (библиографией, стандартизацией научного аппарата и т. п.).

Выполнение курсовой работы может стать началом серьезной научно-исследовательской работы, послужить прологом дипломного проектирования.

В данном методическом пособии студент найдет рекомендации:

  • По выбору темы курсовой работы;

  • По организации работы с научной литературой;

  • По организации подготовки курсовой работы;

  • Требования к содержанию и оформлению курсовой работы;

Основную тематику курсовых работ.

Организация подготовки и защита курсовой работы

Выбор темы

Тематика курсовых работ для студентов дневного и заочного отделений приведена в конце.

Студент выбирает тему из списка в соответствии с первой буквой своей фамилии.

А

0

Л

0

Х

0

Б

1

М

1

Ц

1

В

2

Н

2

Ч

2

Г

3

О

3

Ш

3

Д

4

П

4

Щ

4

Е

5

Р

5

Э

5

Ж

6

С

6

Ю

6

З

7

Т

7

Я

7

И

8

У

8

К

9

Ф

9

Цифры в таблице означают, что выбирается та тема, номер которой в списке должен оканчивается на эти цифры.

Например:

Студент «Волков» выбирает тему из тем с номером в списке —

2; 12; 22; 32; 42; 52; 62; 72; 82; 92; 102; 112 или 122 и так далее.

Важно!

Если будут выбраны несоответствующие темы — работа не должна приниматься научным руководителем к рассмотрению.

Студент может предложить своему научному руководителю любую другую тему, а после утверждения, начинать работать над ней. Предложенную тему, рекомендуется передать составителю руководства и тема будет добавлена в общий список.

Студент может предложить своему научному руководителю изменение акцентов в предложенной теме или свой вариант названия темы и направления научной работы. Выбор и согласование темы курсовой работы осуществляется в первом семестре учебного года до зачета по дисциплине. После выбора темы курсовой работы и утверждения ее научным руководителем студент начинает самостоятельную работу по выбранной теме.

Этапы работы над курсовой

Определение круга литературы и работа с научной литературой

В соответствии с рекомендациями научному руководителя определяется круг источников (монографии, журнальные статьи, материалы текущей периодики, статистические материалы и т. д.).

Научное творчество невозможно без изучения разнообразной научной литературы. Оно необходимо для формирования знаний, систематического их пополнения, создания представления о том, что уже сделано другими.

В работе с научной литературой велика роль библиотек. В каждой библиотеке имеется картотека наличия, именуемая каталогом. В нем на специальных талонных карточках хранятся библиографические описания литературы, имеющейся в фондах. Такие описания включат: фамилии и инициалы авторов, название издания, место и год выпуска, наименование издательства, количество страниц, краткую аннотацию, шифр, номер и т. п.

В библиотеках обычно существуют два вида каталогов: алфавитный и систематический. В первом вся литература расположена по алфавиту, а во втором - по определенной тематике. Если точно известна книга, которую необходимо найти, лучше работать с алфавитным каталогом, а если требуется отыскать несколько работ по общей тематике - пользуются систематическим.

Когда необходимое издание найдено по каталогу, то заполняется листок требования с указанием его автора, названия, года выпуска, шифра и номера.

Получив книгу, не следует торопиться в нее вчитываться: этого вообще может не потребоваться. Вначале подробнее изучаются выходные данные, расположенные на титульном листе, концевой полосе, первой странице обложки (издательская аннотация, реферат и т. п.). Затем рекомендуется ознакомиться с оглавлением просмотреть введение или предисловие и заключение. После этого полезен беглый просмотр текста книги или статьи с обращением внимания на контекст знакомых терминов и понятий. В ходе такого просмотра само собою обращается внимание на особенности изложения материала, его новизну, практическую и научную ценность, становиться ясна необходимость дальнейшей работы с книгой.

Поверхностный просмотр не заменяет, а подготавливает собою серьезное изучение книги, которое начинается с чтения. Чтение научной литературы полезно осуществлять с карандашом в руке для возможных пометок. В личных книгах пометки могут выполняться на полях. А других случаях их можно делать на прозрачных листах бумаги или узких вкладышах, которые легко унести с собою и при необходимости наложить на соответствующую страницу, чтобы вспомнить, что именно заинтересовало.

При углубленном изучении книги нередко пользуются закладками с соответствующими пометками. Но лучше их делать на отдельных листах бумаги, где целиком записывать интересующие фрагменты и свои вдруг возникающие мысли, возражения, аргументы. Такие записи в дальнейшем окажут неоценимую помощь.

В традиционном понимании конспектирование предполагает письменную фиксацию читаемого текста. Оно может осуществляться соответствием плана, дословным цитированием, цитированием о с сокращенным пересказом отдельных фрагментов, целиком свободным пересказом. В работе с научной литературой предпочтительнее делать записи конспекта на отдельных листах бумаги или в общей тетради с разъемными листами, позволяющей легко извлекать нужный материал. Отдельные листы лучше хранить в тематических папках. Но во всех случаях записи конспекта начинаются с указания полных библиографических сведений об изучаемом произведении, которые необходимы для его учета и использования.

Определение плана курсовой работы

Совместно с научным руководителем студент вырабатывает план курсовой работы, который в ходе изучения литературы может уточняться, согласовываться с научным руководителем. План курсовой работы отражает ее содержание.

Работа над основной частью.

Материал должен излагаться последовательно, логически взаимосвязано, без противоречий, повторений, пробелов и т. п. Рекомендуется весь текст курсовой работы написать вначале на черновике.

Имеется два варианта: 1) Постепенное написание основной части и предоставление готовых частей научному руководителю для внесения необходимых коррективов. С этой целью с научным руководителем составляется и утверждается календарный план - график сдачи частей курсовой работы.

2) Предоставление чернового варианта курсовой работы целиком. Окончательный срок сдачи курсовой работы научному руководителю не позднее 1 апреля для студентов дневного отделения (черновой вариант) и не позднее 15 апреля для студентов заочного отделения. К 1 мая окончательный вариант курсовой работы должен поступить на кафедру, после чего проверяется научным руководителем.

Консультации научных руководителей

Время и порядок консультаций определяется решением кафедры. С этой целью определен консультационный день. Преподаватели назначают индивидуальные консультации не реже 1 раза в 2 недели. О времени и днях индивидуальных консультаций поступает дополнительная информация от научных руководителей, которая находится на кафедре или доводится до сведения студентов в виде предварительных объявлений.

Контроль за выполнение курсовой работы

Научный руководитель в двухнедельный срок обязан проверить черновой вариант и окончательный вариант курсовой работы и вернуть работу студенту для подготовки к защите. С этой целью студенту возвращается курсовая работа и рецензия на нее с выделением достоинств и недостатков работы.

Подготовка к защите

В течении не более 10 дней с момента получения рецензии студент обязан подготовиться к защите курсовой работы. Это предполагает подготовку ответов на вопросы научного руководителя и замечания, отраженные в рецензии на курсовую работу. Студент также должен уметь обосновать свою позицию по проблемам темы курсовой работы.

Защита курсовой работы

В период с 1 по 25 мая студент обязан защитить курсовую работу. Для этого он должен:

  • Обосновать основную концепцию работы;

  • Объяснить свою точку зрения по выбранной теме;

  • Полно ответить на вопросы научного руководителя, вынесенную на защиту;

  • Устранить замечания, указанные в рецензии на курсовую работу.

Научный руководитель оценивает:

  • Текущую работу студента по подготовке курсовой;

  • Обоснование постановки проблемы;

  • Правильность и оригинальность авторской позиции, представленной в курсовой работе;

  • Правильность и полноту ответов на вопросы;

  • Достигнута ли цель работы;

  • Аккуратность и правильность оформления курсовой работы;

  • Соответствие срокам защиты.

В результате курсовая работа получает оценку, которая заносится в зачетную книжку и ведомость текущей успеваемости студента.

  1. Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов экономических специальностей

    Методические указания
    Сельское хозяйство является жизненно важной отраслью народного хозяйства. Однако современный уровень его развития недостаточен, не удовлетворяет полностью потребности населения в продуктах питания, а промышленность – в сырье.
  2. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей заочной форм обучения Павлодар

    Методические указания
    М59 Микроэкономика: методические указания по выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей, очной, заочной форм обучения / сост.
  3. Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов экономических специальностей заочного обучения (1)

    Методические указания
    Составили: С.А. БЕЛЬЧИК (темы 18­–27); В. А. ВОРОБЬЕВ (темы 1–9; 69–70); И.И ВОРОБЬЕВА (темы 28–34); В.И. ЗАРЯНКИН (темы 55–65); Л.Н. КОВАЛЕВА (темы 38–43); С.
  4. Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов экономических специальностей заочного обучения (2)

    Методические указания
    Приведены указания, тематика, примерные планы курсовых работ, литература по экономической истории для организации самостоятельной работы студентов-заочников в процессе выполнения курсовых работ.
  5. Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов экономических специальностей

    Методические указания
    Утверждено: на заседании кафедры организации и управления в АПК. 01.07.2004г., протокол № 10; на заседании методической миссии экономического факультета 30.
  6. Методические указания к выполнению курсовой работы. Для студентов всех специальностей (2)

    Методические указания
    «Производство метил-третбутилового эфира с применением реакционно-ректификационного аппарата на катализаторе сульфокатионите КУ-2/8ФПП» (В.А. Трофимов, И.
  7. Методические указания к выполнению курсовой работы. Для студентов всех специальностей (1)

    Методические указания
    Производство метил-трет.бутилового эфира с использованием катализатора сульфокатионита в реакторе адиабатического типа (И.С. Паниди, В.А. Трофимов). - М.
  8. Методические указания к выполнению курсовой работы. Для студентов всех специальностей (3)

    Методические указания
    Производство жидких разветвленных олефинов олигомеризацией пропилена на фосфорнокислотном катализаторе ( И.С. Паниди, В.А. Трофимов). - М.; РГУ нефти и газа имени И.
  9. Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов экономического факультета по кафедре Финансов и кредита Москва 2008

    Методические указания
    Учебным планом подготовки студентов экономического факультета Института экономики, управления и права РГГУ по программе высшего профессионального образования 060400 – «Финансы и кредит» предусматривается написание курсовой работы на

Другие похожие документы..