Образовательная программа начального общего образования характеристика первой ступени школьного образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Характеристика первой ступени школьного образования

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика.

Особенностью содержания начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать, но и набор конкретных способов деятельности – ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять приобретенные знания. Таким образом, наряду со «знаниевым» компонентом (функциональной грамотностью младшего школьного – умением читать, писать, считать), в программном содержании обучения должен быть представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения. Кроме этого определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются «метапредметными», то есть формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить в рабочих программах не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. Именно этот аспект рабочих программ дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Общеобразовательная программа начального общего образования (1-4 классы)

Целевое назначение

        1. Обеспечить прочное усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных обязательным минимумом содержания начального образования.

        2. Создать условия для умственного развития младших школьников (развить память, мышление, внимание, речь).

        3. Сформировать основы общеучебных умений и навыков, приемов учебной деятельности.

        4. Создать условия для развития общекультурного кругозора детей.

        5. Заложить основы культуры общения и поведения.

        6. Воспитать у учащихся уважение к окружающим в духе ненасильственного общения и сотрудничества.

        7. Развить интерес к художественно-эстетической деятельности.

Цель педагогического процесса:

          • создание условий для наиболее полного усвоения учащимися содержания программ учебного плана начальной школы;

          • создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка, для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

          • создание комфортных психологических условий для адаптации ребенка к новым условиям образовательной среды школы;

          • создание условий для реализации идеи преемственности в учебно-образовательном процессе на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса;

          • создание условий для повышения мотивации к обучению в школе;

          • создание условий для развития интеллекта и творческих способностей каждого ученика.

Реализация образовательной программы начальной школы ориентирована на удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса, а именно:

  • ученика, т.к. программа направлена на удовлетворение его познавательных и коммуникативных запросов и потребностей, что достигается за счет включения в учебный процесс обучения развивающих технологий;

  • родителей, заинтересованных в развитии ребенка и получении начального образования в комфортных психологических условиях, в продолжении образования учащимися в гимназии. Начальная школа работает по принципу открытой системы, осуществляя взаимодействие с родителями, корректируя изменения в образовательной программе с учетом изменения ситуации в образовании и интересов родителей;

  • учителя, заинтересованного в подготовке учащихся к освоению содержания образования на следующей ступени обучения, т.е. в основной школе, в становлении и совершенствовании уровня своего педагогического мастерства, позволяющего решать профессиональные задачи разного уровня сложности, в развитии профессиональной педагогической культуры, обеспечивающей возможность педагогу самореализоваться в личностно-профессиональном плане;

  • гимназии, как образовательного учреждения, реализующего свою программу и концепцию;

  • социума, заинтересованного в подготовке высокообразованной личности, способной к продолжению образования.

Характеристика учащихся

Возраст: 6,5-11 лет.

Уровень готовности к усвоению программы: успешное овладение образовательной программой дошкольного образования.

Степень готовности учащихся к освоению образовательной программы гимназии в 1-4 классах определяется: собеседованием с родителями и ребенком, рекомендациями психолого-педагогической службы сопровождения.

Прием в 1 и последующие классы осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании», типовых положений об общеобразовательных учреждениях, распоряжений Комитета по образованию города Барнаула, устава гимназии, локальных актов.

Ожидаемый результат

Обязательный:

  1. Достижение уровня элементарной грамотности (чтение, письмо, счет, умение общаться со взрослыми и сверстниками) в соответствии с требованиями обязательного минимума начального образования.

  2. Овладение учащимися элементарными общеучебными умениями и навыками.

  3. Достижение уровня умственного развития учащихся, необходимого для успешного обучения в основной школе.

  4. Получение опыта художественно-эстетической деятельности.

Предполагаемый:

  1. Пробуждение интереса к познанию культурных ценностей на основе знакомства с объектами культуры.

  2. Освоение учащимися простейших норм нравственности, гуманного отношения к объектам природы, приобретение ими способности заботиться о сохранении жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

  3. Развитие логики и мышления.

  4. Развитие координации и пластики движений, чувства ритма.

  5. Развитие образа «Я», элементарных навыков общения.

Условия достижения ожидаемого результата:

  • наличие учебных программ и учебно-методических комплексов для всех классов по всем предметам учебного плана;

  • высокий уровень профессиональной культуры учителей начальных классов, необходимый для решения профессиональных задач различного уровня сложности,

  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

  • доброжелательный микроклимат в школе;

  • достаточная материально-техническая база, обеспечивающая образовательный процесс;

  • использование культурного и образовательного пространства района и города;

  • обеспечение медицинского контроля за состоянием образовательного процесса;

  • организация горячего питания в столовой школы;

  • привлечение родителей к конструктивному взаимодействию;

  • осуществление постоянных творческих связей с образовательными и культурными учреждениями города.

Организационно-педагогические условия

Режим работы

В начальной школе режим 5-дневной учебной недели в 1-х классах и 6-дневной учебной недели во 2-4 классах, количество уроков не более 5-ти в день. Продолжительность урока 35 минут – в 1 классах, 40 минут во 2-4 классах. Окончание – в соответствии с индивидуальным расписанием класса. Количество часов учебного плана в каждом классе соответствует максимально допустимой нагрузке учащихся. Организована работа группы продлённого дня.

Учебный год делится на 4 четверти. Каникулы проводятся в установленные сроки (осенние, зимние, весенние и летние). В 1 классе проводятся дополнительные каникулы, установленные Комитетом по образованию.

Наполняемость. Средняя наполняемость классов – 25 человек, группы продлённого дня – 20 человек, детских объединений в кружках– 15 человек.

Деление на группы. Со 2-го класса при изучении английского языка и информатики класс делится на 2 группы.

Продолжительность обучения: 4 года.

Организация образовательной деятельности. Основной формой обучения является классно-урочная система.

Типы уроков

Традиционные

Нетрадиционные

Вводный урок; тренировочный, обобщающий, контрольный, урок закрепления знаний; урок самостоятельной работы с использованием ТСО; урок практической работы; комбинированный; обобщающий.

Ролевая игра; урок-соревнование; урок-КВН, урок-викторина; урок-турнир; урок-конкурс; урок-игра; урок-путешествие; урок взаимообучения; межпредметный «интегрированный урок»; смотр знаний, урок-экскурсия.

Педагогические технологии: коллективный способ обучения; проблемное обучение; игровые технологии; диалоговые технологии; здоровьесберегающие технологии

Педагогические технологии ориентированы на: активизацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса; развитие творческого потенциала личности каждого ученика; развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых им не только в учебе, но и в обычной жизни; развитие навыков коллективного взаимодействия; привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе; адаптацию ребенка в условиях социума; на решение проблемы социализации ученика в учебном коллективе и в условиях школы как системы.

Для восстановления трудоспособности в течение дня установлены перемены между уроками при максимальном использовании подвижных игр.

На уроках учителями соблюдаются валеологические требования к уроку.

Наряду с основной формой обучения в школе используется индивидуально-групповая форма обучения. Индивидуальная форма обучения используется для проведения занятий с учащимися, пропустившими учебные занятия по болезни, имеющими психологические и логопедические проблемы и испытывающими трудности при изучении отдельных предметов.

Учебно-развивающие занятия в группах продленного дня чередуются с прогулками, занятиями с психологом, дополнительными занятиями по интересам в кружках и секциях. Учащиеся обеспечиваются 1-х разовым питанием.

Формы организации внеучебной деятельности: экскурсии, олимпиады, конкурсы, соревнования, литературно-музыкальные композиции, концерты, встречи с интересными людьми (музыканты, артисты, поэты).

В гимназии созданы условия для удовлетворения биологических потребностей детей в движении: физкультминутки на уроках; подвижные игры на переменах; спортивные часы; уроки физкультуры; самостоятельные занятия спортом; внеклассные занятия; дни здоровья; прогулки.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется по следующим направлениям:

  • информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса;

  • проведение диагностических исследований с целью выявления проблемных детей и оказания им квалифицированной помощи;

  • консультирование родителей по проблемам обучения и развития детей.

Диагностика

1. Педагогическая диагностика

  • Соответствие ЗУНов требованиям обязательного минимума содержания начального образования.

  • Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.

  • Определение уровня развития мотивации учебной деятельности (Н.Г. Лусканова).

  • Анализ педагогических затруднений педагога.

2. Психолого-педагогическая диагностика

  • Определение особенностей эмоциональной сферы (М. Люшер).

  • Исследование уровня развития психических функций (внимание, память, мышление).

  • Диагностика тревожности (Теммел, Амен, Дорки; Ч. Спилберг, Ю. Ханин).

  • Выявление ранних математических способностей и способностей к творческой работе со словом (А.В. Басов, Д. Векслер).

  • Выявление уровня развития коммуникативных умений.

  • Выявление причин неадекватного поведения (виды психологической защиты).

3. Валеологическая диагностика

  • Нормализация учебной нагрузки ученика.

  • Диагностика исследования функционального состояния здоровья учащихся.

  • Валеологический анализ расписания уроков.

Материально-техническое обеспечение

Организация образовательного процесса осуществляется в условиях классно-кабинетной системы в соответствии с учебным планом, основными нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими правилами.

Кабинеты начальных классов, музыки, ИЗО, иностранных языков имеют необходимый методический и дидактический материал, позволяющий полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс. Каждый кабинет оборудован техникой (телевизоры, видеомагнитофоны, аудиомагнитофоны). С помощью копировальной техники осуществляется более качественная организация учебной деятельности за счет оснащения образовательного процесса необходимым раздаточным материалом.

Спортивный зал оснащён достаточным спортивным инвентарём для проведения уроков физической культуры, спортивных занятий, спортивно-массовых мероприятий (соревнований, конкурсов, праздников).

Медицинский кабинет располагает необходимым оборудованием и медицинскими препаратами для оказания первой медицинской помощи, проведения системы профилактических мероприятий, вакцинации, медицинского осмотра учащихся.

  1. Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (3)

    Образовательная программа
    Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается
  2. Образовательная программа начального общего образования На период 2011 2014 гг

    Образовательная программа
    В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г. миссия общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества,
  3. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного (2)

    Основная образовательная программа
    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, реализуемая посредством внедрения в нее основных концепций технологии саморазвития личности.
  4. Образовательная программа начального общего образования содержание (2)

    Образовательная программа
    5.2. Основное содержание учебных предметов (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, ИЗО, музыка, технология, физическая культура)
  5. Образовательная программа начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы №3

    Образовательная программа
    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г.
  6. Образовательная программа начального общего образования моу песковская сош 2011 2015 г

    Образовательная программа
    2.4. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей,
  7. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом МАОУ средней общеобразовательной школы № 50 г.
  8. Образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения глебовская основная общеобразовательная школа

    Образовательная программа
    Обеспечение связи между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  9. Образовательная программа начального общего образования центра образовательная №1453 воуо до города москвы нормативно-правовые и методические документы

    Образовательная программа
    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 октября 2009 года, Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года

Другие похожие документы..