Краткие сведения об авторе книги1

Об обтирании носков при совершении малого омовения

Мухаммад Джамалуддин аль-Касими

Вступительная статья

Ахмад Мухаммад Шакир

Примечания и комментарии

Мухаммад Насируддин аль-Албани

Приложение

Мухаммад Насируддин аль-Албани

Окончательное наставление в вопросах обтирания

Мухаммад Насируддин аль-Албани

Первое издание на русском языке

Перевод с арабского Дамир Хайруддин

Внимание! Распространять представленный перевод книги в коммерческих целях без личного разрешения переводчика запрещено. Разрешается распространять книгу ради Аллаха, а не с целью извлечения прибыли. Да вознаградит Аллах каждого, кто делает это искренне с целью приближения к Господу миров. Амин.

Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

Краткие сведения об авторе книги1

Имам аш-Шама2 великий ученый и крупнейший знаток шариатских наук своего времени, шейх Абу аль-Фарадж Мухаммад Джамалуддин бин Мухаммад бин Саид бин Касим бин Салих бин Исмаил бин Абу Бакр аль-Касими, да будет милостив к нему Аллах, родился 22 числа месяца джумада аль-уля 1283 года хиджры (1 октября 1866 года по христианскому летоисчислению) в Дамаске (Сирия). Он был потомком аль-Хасана бин Али, внука Пророка Мухаммада, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха.

Будущий шейх рос в глубоко религиозной семье. Его отец был специалистом по исламскому праву (факих), ученым и писателем. Он способствовал тому, чтобы сын обучался Исламу у многих известных шейхов. Вначале мальчик читал Коран под руководством шейха ‘Абд ар-Рахмана аль-Мисри, затем изучал письменность и каллиграфию у шейха Махмуда аль-Куси. Позже его перевели в захиритскую школу, где он изучал единобожие (таухид) и арабский язык у шейха Рашида, известного, как Ибн Синан. После этого он обучался правилам чтения Корана (таджвид) у шейха чтецов аш-Шама – Ахмада аль-Халвани. Кроме того, у шейха Салима аль-‘Аттара он читал такие книги, как «Шарх Шузур аз-Захаб» Ибн ‘Акила, «Джам‘ аль-Джавами‘» имама ас-Субки и «Тафсир аль-Байдави», а также слушал его уроки по «ас-Сахиху» аль-Бухари, «аль-Муватте» Малика и «Масабих ас-Сунна». В 1301 году хиджры (в 1884 году по христианскому летоисчислению) шейх Салим аль‘Аттар дал Мухаммаду аль-Касими разрешение (иджаза3) на передачу хадисов, хотя тому еще не исполнилось и восемнадцати лет. Также среди учителей шейха аль-Касими были другие известные ученые. Например, шейхи Мухаммад аль-Хан и Хасан Джубайнах, более известный, как ад-Дусуки.

Вероубеждение (акыда) и путь (минхадж) шейха аль-Касими соответствовали вероубеждению и пути праведных предшественников из первых поколений мусульман. Он призывал к знанию, основанному на Коране и Пречистой Сунне, отказу от религиозных нововведений (бида’), очищению (тасфиййа) вероубеждения людей от чуждых идей и взглядов, привнесенных в Ислам на протяжении многих веков, возрождению величия мусульман через обращение к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника в соответствии с пониманием первых и наилучших поколений этой общины (умма), возвышению Шариата и его внедрению во все области общественной жизни.

После того, как шейх аль-Касими стал крупным богословом, правительство поручило ему совершать поездки в города и деревни аш-Шама с целью обучения населения религии. Шейх выполнял возложенную на него миссию с 1308 по 1312 года хиджры (c 1890 по 1894 г.г. по христианскому летоисчислению). Затем он отправился в Египет, после чего посетил Медину.

По возвращении в аш-Шам шейха аль-Касими ждало тяжелое испытание. Дело в том, что, следуя завещанию имамов-муджтахидов, он выступал против слепого подражания их мнениям (таклид) и фанатичной приверженности мазхабам, призывая к открытию «дверей иджтихада4» для тех, кто способен на это. При этом он часто ссылался на высказывания имамов Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада, говоря: «Ознакомившийся с трудами этих четырех имамов, да будет милостив к ним Аллах, отвергнет слепое подражание (таклид), ибо они велели своим последователям заниматься иджтихадом, а не использовать их мнение в качестве шариатского довода». В своей книге «аль-Исти’нас» (стр. 44) шейх аль-Касими пишет: «Истина не заключена в словах какого-то одного ученого и в положениях какого-то одного мазхаба. Аллах оказал милость мусульманской общине (умма) посредством большого количества муджтахидов». Кроме того, шейх говорил: «Слепое подражание – это проказа, распространившаяся среди людей, и стремительно разлагающая их. Более того, это – укоренившаяся болезнь, общий паралич и полное сумасшествие, повергающее человека в бездействие и лень».

Враги шейха использовали эти высказывания в своих целях и обвинили его в создании нового мазхаба, которому они дали название “джамалитский мазхаб”. Власти аш-Шама поддались на эту гнусную клевету и арестовали шейха в 1313 году хиджры. Был учрежден специальный суд, который подверг имама и других ученых, разделявших его взгляды, допросу. Шейх аль-Касими доказал несостоятельность и беспочвенность выдвинутых против него обвинений, которые впоследствии были сняты. Спустя некоторое время власти освободили шейха.

После этого он перестал активно участвовать в общественной жизни и уединился в собственном доме, сосредоточившись на писательской и преподавательской деятельности. Он давал уроки по толкованию Корана (тафсир), исламскому праву (фикх) и другим шариатским наукам.

Шейх призывал своих учеников опираться на себя, а не на других людей, не превращать религию в средство заработка и не полагаться на тиранов и злодеев, потакая им в заблуждении из-за стремления к выгодам мирской жизни. В качестве примера он ссылался на Ибн Таймийю, которому правитель предложил должность военного судьи с соблазнительным окладом, однако шейх аль-Ислам отказался от этой должности, боясь превратиться в ее раба и пленника.

Необходимо отметить, что по свидетельству современников шейх аль-Касими обладал всеми похвальными качествами, которые свойственны исламским ученым. Его сердце было беспорочно, а душа и речи чисты. Он отличался богобоязненностью, кротостью, добрым отношением к людям, великодушием и щедростью, несмотря на свое скромное финансовое положение. Собеседники получали удовольствие от общения с ним, и его речь никогда не наскучивала. Каждую минуту своего времени он стремился провести с пользой.

Его сын, профессор Зафир аль-Касими писал об этой стороне жизни отца: «Широко известно, что он был чист языком и пером. Ни об одном из своих оппонентов он не отзывался плохо: ни на уроках, ни в общественных местах, ни на собраниях. Он был весьма сдержан, и у него был собственный, непревзойденный метод ведения дискуссии. Недруги очень часто приходили к нему в дом не для того, чтобы узнать что-то полезное, обратиться за разъяснением какого-нибудь вопроса или обсудить определенную тему. Нет, они приходили лишь для того, чтобы вызвать гнев и раздражение отца, однако он встречал их со всей широтой своей души и глубиной своих познаниий, в результате чего они покидали его дом, не только не добившись своей цели, но даже, наоборот, преисполнившись восхищением и уважением к нему».

Что касается научного наследия шейха, то оно весьма богато. Зафир аль-Касими в предисловии к книге «Кава‘ид ат-Тахдис» в главе, посвященной биографии своего отца, пишет: «Количество написанных им трудов приближается к ста. Самое старое из обнаруженных мной сочинений относится к 1299 году хиджры. Это сборник под названием «ас-Сафина», в котором отец собрал все самое занимательное, что было прочитано из литературы, этики, истории, поэзии и т.д. В то время ему было шестнадцать лет. После этого он никогда не переставал заниматься писательской деятельностью. Спустя годы люди стали поражаться, как у него хватило времени написать столько трудов, ведь он прожил всего сорок девять лет. Дело в том, что помимо написания книг, которые отличались серьезным научным исследованием, анализом мнений, изучением первоисточников, отец неустанно заботился о своей семье, состоявшей из жены и семерых детей, был имамом, под руководством которого ежедневно совершались пятикратные намазы, давал общие и специальные уроки, поддерживал родственные связи, совершал поездки в разные города, посещал друзей и был занят другими полезными делами».

Доктор Наззар Абаза в жизнеописании шейха аль-Касими упомянул 113 его книг. Они состоят из трактатов, рукописей, многотомных трудов, а также небольших посланий.

Вот лишь некоторые из них:

«Далаиль ат-Таухид» («Доказательства единобожия»);

«Диван Хутаб» («Поэтический сборник проповедей»);

«Аль-Фатава фи аль-Ислам» («Фетвы в Исламе»);

«Ан-Насаих ас-Сукканиййа» («Советы населению»);

«Шараф аль-Асбат» («Высокое положение внуков Пророка»)

«Ислах аль-Масаджид мин аль-Бида` ва аль-Аваид» («Очищение мечетей от религиозных нововведений и народных обычаев»);

«Та’тир аль-Мишамм фи Масар Димашк ва аш-Шам» (« Благоухание преданий о Дамаске и аш-Шаме», в 4 томах);

«Каваид ат-Тахдис мин Фунун Мусталах аль-Хадис» («Правила передачи хадисов, взятые из науки о терминологии хадисов»);

«Махасин ат-Тавил фи Тафсир аль-Куран аль-Кярим» («Толкование Священного Корана», в 17 томах);

«Мизан аль-Джарх ва ат-Та’диль» («Весы науки об отводе и подтверждении передатчиков хадисов»);

«Аль-Масх ‘аля аль-Джаурабайн» («Об обтирании носков при совершении малого омовения»).

Шейх аль-Касими умер в субботу вечером 23 числа месяца джумада аль-уля 1332 года хиджры (18 апреля 1914 года по христианскому летоисчислению) и был похоронен на кладбище «аль-Баб ас-Сагир» в Дамаске. Да простит его Всевышний Аллах и да пребудет над ним Его Милость!

Краткие сведения о шейхе Ахмаде Шакире5

Знаток хадисов (мухаддис), правовед (факих), судья (кади) Ахмад ибн Мухаммад Шакир бин Ахмад бин Абд аль-Кадыр, да будет милостив к нему Аллах, родился на рассвете в пятницу 29 числа месяца джумада аль-ахира 1309 года хиджры (29 января 1892 года по христианскому летоисчислению) в Каире (Египет). Его родословная восходит к аль-Хусейну бин Али бин Абу Талибу, внуку Пророка Мухаммада, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха.

Его отец, Мухаммад Шакир, являвшийся одним из крупнейших ученых аль-Азхара, лично обучал своего сына чтению и письму. Кроме того, он способствовал тому, чтобы мальчик с раннего детства приступил к заучиванию Корана. В 1317 году хиджры (в 1900 году по христианскому летоисчислению), когда Ахмаду Шакиру шел восьмой год, его отец был избран на должность верховного судьи Судана. Он считается первым человеком, кто занял этот пост в Судане, установив принципы шариатской судебной системы. Находясь в этой стране, Мухаммад Шакир определил своего сына в Гордонский колледж Хартума. В 1321 году хиджры Ахмад Шакир поступил в Религиозный Институт г. Александрии (Египет), а год спустя его отец возглавил это учебное заведение, получив титул «шейха ученых Александрии».

Обучаясь в этом институте, где применялась образовательная программа Университета аль-Азхар, Ахмад Шакир с жадностью черпал знания по исламским наукам. Стремление юноши к глубокому изучению Шариата привело к тому, что он познакомился с крупнейшим ученым аль-Азхара, шейхом Махмудом Абу Дакыком, который преподавал в институте.

Ахмад Шакир посещал уроки своего отца по толкованию Корана (тафсир), на которых разбирались «Тафсир ан-Насафи» и «Тафсир аль-Багави». Также его отец читал студентам «ас-Сахих» Муслима, «ас-Сунан» ат-Тирмизи, часть «ас-Сахиха» аль-Бухари. Кроме того, он преподавал «Джам‘ аль-Джавами‘» и «Шарх аль-Иснави» по основам фикха, а также книгу «аль-Хидайа», посвященную праву ханафитского мазхаба.

После того, как отец был избран на должность секретаря шейхов аль-Азхара в 1327 году хиджры (в 1909 году по христианскому летоисчислению) Ахмад Шакир переехал вместе с ним в Каир. Поступив в Университет аль-Азхар, перед ним открылись новые горизонты знания. Это касалось как обучения, так и встреч со знаменитыми учеными, которые проживали в столице Египта либо прибывали в город со всех уголков исламского мира. Едва заслышав о каком-либо ученом, который остановился в Каире, Ахмад Шакир немедленно связывался с ним.

Именно здесь он вплотную приступил к изучению хадисов. Сначала это происходило под руководством отца, а затем он стал посещать уроки выдающегося ученого Абдуллаха бин Идриса ас-Сануси, хадисоведа из Марокко, и читать ему хадисы. Спустя годы шейх Абдуллах ас-Сануси дал Ахмаду Шакиру разрешение (иджаза) передавать хадисы, содержащиеся в шести сборниках Сунны6. Ахмад Шакир также поддерживал тесные контакты с такими учеными, как Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити, Ахмад аш-Шанкити, Шакир аль-‘Ираки, Тахир аль-Джаза’ири, Мухаммад Рашид Рида, Салим аль-Бишри. Все они разрешили ему передавать от себя Сунну Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Необходимо отметить, что многочисленные встречи Ахмада Шакира со знатоками хадисов и обучение у них позволило ему добиться больших достижений в хадисоведении и впоследствии стать ведущим мухаддисом Египта.

Закончив в 1336 году хиджры (в 1917 году по христианскому летоисчислению) Университет аль-Азхар, Ахмад Шакир некоторое время преподает, после чего переходит на работу в шариатскую судебную систему, где на протяжении долгих лет он занимает различные посты. На этом поприще он также добился значительных успехов, уйдя на пенсию в должности заместителя главы Верховного Шариатского Суда в 1371 году хиджры (в 1951 году по христианскому летоисчислению).

Первый научный труд Ахмада Шакира был посвящен редактированию книги имама аш-Шафи’и «ар-Рисаля». Проверяя достоверность содержащихся в ней хадисов и преданий, он применил такую методологию, которая была признана хадисоведами образцовой. Примечательно, что во время работы Ахмад Шакир опирался на старую рукопись, которую при жизни имама аш-Шафи’и написал один из его учеников – ар-Раби‘ бин Сулейман.

После этого шейх Ахмад Шакир приступил к проверке достоверности хадисов, содержащихся в некоторых сборниках Сунны. В частности, он работал над такими сборниками, как «ас-Сунан» ат-Тирмизи (два тома с примечаниями шейха были опубликованы) и «ас-Сахих» Ибн Хиббана (один том вместе с предисловием шейха был опубликован). Кроме того, вместе с шейхом Мухаммадом Хамидом аль-Факи он редактировал «ас-Сунан» Абу Дауда.

Наконец, вершиной наследия Ахмада Шакира в области хадисоведения явилась его работа над «аль-Муснадом» имама Ахмада. Это один из крупнейших сборников Сунны, содержащий более 28000 хадисов. Он представляет собой собрание хадисов, переданных со слов одного сподвижника независимо от темы хадиса. В этом и состояла сложность работы над «аль-Муснадом»: необходимо было разбить хадисы на главы, посвященные каждому вопросу в отдельности. Ахмад Шакир взялся за редактирование «аль-Муснада» и блестяще с этим справился, однако, к сожалению, ему не удалось довести свой труд до конца, и лишь треть сборника (15 частей) была отредактирована. Он пронумеровал хадисы, написал к ним примечания, проверил степень их достоверности, снабдил имена передатчиков огласовками, разъяснил малоупотребительные слова и выражения и составил для каждой части научное содержание.

Шейх Ахмад Шакир также написал прекрасные комментарии к трудам по терминологии хадисов: «аль-Ба’ис аль-Хасис» (пояснение к книге «Ихтисар Улюм аль-Хадис» Ибн Кясира) и толкование к книге «Альфиййа аль-Хадис» имама ас-Суйути. Кроме того, он занимался проверкой хадисов, содержащихся в трудах выдающихся исламских ученых. Среди них особенно следует выделить «Тафсир» ат-Табари и Ибн Кясира, «аль-Мухалла» Ибн Хазма и «Китаб Джама аль-Ильм» аш-Шафи’и. Ахмад Шакир также написал прекрасные книги в области языковедения и литературы. В частности, он познакомил читателей с такими сочинениями, как «аш-Ши‘р ва-ш-Шу‘ара’» Ибн Кутайбы, «Лубаб аль-адаб» Усамы бин Мункиза, «Му‘раб» Джавалики, а также «аль-Муфаддалайат», «аль-Асма‘ийат» и «Ислах аль-Мантик» Ибн ас-Сиккита (книги Ибн ас-Сиккита он отредактировал с профессором ‘Абд ас-Саламом Харуном).

Необходимо отметить, что работы Ахмада Шакира отличаются беспристрастием и научной объективностью. Несмотря на то, что шейх обучался в аль-Азхаре праву ханафитского толка и получил соответствующий диплом международного образца, он не придерживался какого-то одного мазхаба. В качестве примера можно привести книгу «Низам ат-Талак фи аль-Ислам» («Порядок и правила развода в Исламе»), где, как пишет брат шейха, Махмуд, «проявились его иджтихад и отсутствие фанатизма в следовании мазхабам7. В этом труде он приводит правила и нормы, касающиеся развода, из Корана и Сунны. Когда эта книга вышла в свет, она вызвала ликование ученых».

Научное наследие Ахмада Шакира, состоящее из 34 трудов, охватывает различные отрасли исламского знания: Сунну, фикх, тафсир, таухид, арабский язык и др. Он достиг высочайших вершин в области хадисоведения, что по праву позволило ему заниматься редактированием сборников Сунны. Нет ни одного исламского ученого, который не отметил бы его неоценимый вклад в дело сохранения Сунны Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха.

Прожив активную и плодотворную жизнь, шейх Ахмад Шакир скончался в Каире 26 числа месяца зу-ль-ка’да 1377 года хиджры (14 января 1958 года по христианскому летоисчислению). Да осенит его Аллах Своей милостью!

  1. Вступительная статья (1)

    Статья
    Что передается о дозволенности протирания носков, в том числе и тонких, от выдающихся сподвижников пророка, да будет доволен ими Аллах, и их последователей
  2. Павел Александрович юнгеров введение в ветхий завет книга 1 Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги

    Книга
    Электронное издание подготовлено заведующим Кафедрой библеистики Перервинской православной духовной семинарии () М.С. Михайловым специально для Кафедры библеистики МДА и Фонда «Серафим» .
  3. Л. Ф. Достоевская об отце (впервые переведенные главы воспоминаний) Публикация С. В. Белова. Перевод с немецкого Е. С. Кибар

    Статья
    К публикации новых материалов, освещающих жизненный и творческий путь Ф. М. Достоевского, редакция "Литературного наследства" обратилась еще на заре своей деятельности.
  4. Учебно-методическое пособие казань кгту 2007 удк 364 ббк 65. 272

    Учебно-методическое пособие
    Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та; 2007.
  5. Павел Александрович юнгеров введение в ветхий завет книга 2 Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги

    Книга
    Юнгеров П.А. Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Вып. 1. Книги законоположительные, исторические и учительные. Казань, 1907, XI, 390 с.
  6. В. А. Звегинцев история языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях

    Документ
    Преподавание общеязыковедческих дисциплин «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «История лингвистических учений», а также спецкурсы, связанные с этими дисциплинами) носит в наших вузах в значительной степени лекционный характер.
  7. Основной образовательной программы начального общего образования томск 2011

    Пояснительная записка
    Разработка основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 5 г. Томска осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления
  8. Пособие предназначено для студентов, выполняющих курсовые работы по дисциплине «Направления современной социологии», а также для преподавателей, осуществляющих научное руководство по подготовке курсовых работ

    Руководство
    Учебно-методическое руководство к выполнению курсовой работы составлено в соответствии с требованиями государственного стандарта Российской Федерации.
  9. Методика написания, правила оформления и порядок защиты Практическое пособие для студентов-магистрантов (1)

    Документ
    У студентов магистрантов*, приступающих к работе над магистерской диссертацией, всегда возникает масса вопросов, связанных с методикой ее написания, правилами оформления и процедурой защиты.

Другие похожие документы..