Программа государственного экзамена по психологии для специальности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы

программа

государственного экзамена

по психологии

(для специальности 030301 – Психология)

УФА 2010

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы

Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301 – Психология) / Под общ. ред. М.В. Нуховой. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 61с.

Авторы-составители:

М.В. Нухова, канд.психол.н., доц. – часть I;

Г.В. Митина, канд.философ.н. – часть I;

Г.В. Бондаренко, канд.филос.н., доц. – часть I;

Р.М. Фатыхова, д-р пед.н., проф. – часть III;

О.М. Макушкина, канд.психол.н., доц. – часть III;

А.И. Сорокина, д-р психол.н, проф. – часть II, IV;

С.Д. Мухаметрахимова, канд.психол.н., доц. – часть II; IV.

©Издательство БГПУ, 2010

Пояснительная записка

В соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по специальности 030301 – Психология итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Программа государственного экзамена по психологии разработана на основе ГОС ВПО по специальности 030301 – Психология, утвержденного приказом Министерства образования РФ (№ 686 от 02.03.2000), Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного приказом Министерства образования РФ (№1155 от 25.03.2003) и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников БГПУ (от 16.05.2005).

Целью государственного экзамена в соответствии с требованиями п. 1.3. ГОС ВПО по специальности «Психология» является оценка готовности выпускника к участию в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и способности осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную, экспертную и консультативную, учебно-воспитательную, научно-исследовательскую, культурно-просветительную.

На комплексном государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре. Государственный экзамен является проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Вструктуре билета, включающего три вопроса, нашли отражение следующие разделы психологии:

  1. общая психология,

  2. психология развития и возрастная психология,

  3. социальная или юридическая психология (в зависимости от специализации студента).

Процедура проведения экзамена. Экзамен проводится в форме устного собеседования. Студент имеет не менее одного часа на подготовку к ответу с правом пользования текстом программы государственного экзамена. Во время ответа на вопросы билета члены государственной экзаменационной комиссии имеют право прервать ответ студента, задать уточняющие или дополнительные вопросы в рамках билета. Оценка объявляется по окончании прослушивания всех студентов, сдающих экзамен, на основании результатов коллективного обсуждения ответов членами ГЭК.

Критериями оценки знаний студентов и их готовности к профессиональной деятельности являются:

  • уровень владения категориальным аппаратом и объяснительными принципами психологической науки;

  • глубина научного анализа и полнота раскрытия вопроса;

  • четкость, логичность и последовательность изложения усвоенных знаний;

  • умение проиллюстрировать научно-теоретические знания практическими примерами.

В процессе ответа на вопросы билета выпускник должен продемонстрировать владение системой теоретических знаний по основным разделам психологии:

  • представлением о психологии как науке и ее месте в системе наук;

  • системой представлений об основных проблемах, понятиях и направлениях психологической науки;

  • историческим введением в психологию, изменением представлений во взглядах на предмет и методы психологии с древнейших времен до наших дней;

  • пониманием динамики развития психики и сознания в ходе эволюции, различных формах деятельности человека и животных;

  • знанием основных закономерностей развития и функционирования психики на разных этапах онтогенеза;

  • знанием методологических принципов, стратегий исследования и методов психологической науки;

  • знаниями основных определений, классификаций, теорий, закономерностей развития и методов изучения познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, воображения) на разных этапах онтогенеза;

  • общими представлениями о личности, ее структуре и особенностях развития, основных теориях личности;

  • знанием индивидуально-типологических особенностей (темперамента, характера, способностей) и эмоционально-волевых регуляторов человека как субъекта деятельности.

Выпускник должен уметь:

  • осуществлять сравнительный анализ различных подходов к изучению психических и психологических феноменов;

  • проводить анализ современной ситуации в психологии в соотношении с историческими предпосылками ее развития;

  • научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов;

  • осуществлять перенос полученных в процессе обучения знаний в практическую психологическую деятельность;

  • разрабатывать схемы и процедуры разных типов исследования.

Результаты государственного экзамена определяются на закрытом заседании государственной экзаменационной комиссии. Итоговая оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» объявляется в тот же день после оформления протоколов заседания ГЭК.

программа

государственного экзамена

часть I. общая психология

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Общая характеристика психологии как науки

Объект и предмет научного познания. Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Многообразие предмета психологии. Значение термина «психология». Понятие о психике. Функции и структура психики. Классификация психических явлений. Психические процессы, состояния и свойства личности.

Сравнительные особенности житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Соотношение психологической науки и психологической практики. Роль психологии в решении задач жизни общества – образования, здравоохранения, культуры, экономики и т.п.

Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

Структура психологической науки. Классификация отраслей психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения. Краткая характеристика предмета, задач и методов отдельных отраслей психологии. Роль общей психологии в развитии психологического знания, задачи и структура общей психологии.

Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное». Психологическая структура человека. Человек как субъект познания, общения, деятельности.

Историческое введение в психологию.

Развитие представлений о предмете психологии

Исторический подход к пониманию предмета психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Душа как предмет исследования в античной философии.

Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Метод универсального сомнения Р.Декарта и его вклад в психологию со­знания. Концепция формирования сознания в эмпирической психологии Дж.Локка (tabula rasa). Понятие ассоциации в психологии, принцип ассоцианизма и ассоциативная психология.

Становление экспериментальной психологии и выделение психологии в самосто­ятельную науку. Программы построения психологии как самостоятельной науки (В.Вундт и Ф.Брентано).

Основные направления психологии сознания: структурная психология сознания (В.Вундт и Э.Титченер); теория актов сознания (Ф.Брентано); функционализм (теория потока сознания) (В.Джеймс); описательная психология (В.Дильтей). Основные свойства сознания и примеры их исследования.

Метод интроспекции, его сущность и варианты. Критика метода интроспекции.

Основные направления современной зарубежной психологии

Характеристика основных направлений западной психологии XX века.

Возникновение и развитие психоанализа. Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного. Структура психической жизни и структура личности по З.Фрейду. Защитные механизмы личности. Психоаналитические методы: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий, перенос и контрперенос.

Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода в психологии Дж.Уотсона. Схема «стимул – реакция». Проблема классического обусловливания. Понятие научения. Когнитивный необихевиоризм Э.Толмена. Необходимость введения понятия «промежуточные переменные». Оперантное обусловливание Б.Скиннера.

Критика принципа элементаризма и проблема целостности в психологии. Понятие «гештальт». Возникновение и развитие гештальтпсихологии, основные представители и идеи (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка и др.). Метод феноменологического самонаблюдения. Особенности целостного подхода в Берлинской, Лейпцигской психологических школах Германии и в школе К.Левина. «Теория поля» К.Левина. Понятие квази-потребностей. Эксперименты К.Левина. Эффект Б.В.Зейгарник.

Идеографический и номотетический подходы в современной пси­хологии.

Возникновение и развитие гуманистической психологии, основные представители и идеи (А.Маслоу, К.Роджерс, Ш.Бюлер, Г.Олпорт и др.). Выделение экзистенциальной психологии (В.Франкл, Р.Мэй, Э.Фромм и др.) как нового течения внутри гуманистической психологии.

Когнитивная психология, основные понятия и проблемы. Информационный подход. Экспериментальные исследования психических процессов.

Развитие психологических знаний в отечественной психологии

Развитие представлений о предмете психологии в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Г.И. Челпанова, К.Н. Корнилова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Ананьева и их последо­вателей.

Развитие психологических знаний в России XVIII-IXX вв. (И.М. Сеченов, К.Д. Кавелин, М.М. Троицкий, А.А. Потебня, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Д.Н. Овсянико-Куликовский).

Психологическая мысль в России в начале XX века (Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Г.Г. Шпет, М.Я. Басов, Л.С.Выготский).

Развитие отечественной психологии в годы Великой отечественной войны (Р.Г. Натадзе, З.И. Ходжава, Д.И. Рамишвили, Н.А. Коновалов, Б.М. Теплов, Т.Г. Егоров, А.С. Прангишвили и др.).

Состояние и тенденции развития ведущих школ отечественной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.М. Русалов, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.Н. Мясищев, П.И.Зинченко, Л.И. Божович и др.).

Социокультурный контекст возникновения школы Л.С. Выготского. Проблема социальной обусловленности сознания в трудах Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюль, П. Жане. Культурно-историчес­кая концепция Л.С. Выготского и её значение для психологической науки. Две линии психического развития. Учение о высших психических функциях (ВПФ), их свойства. Основной закон развития ВПФ. Метод исследования ВПФ. Механизм интериоризации. Понятие знака как психологического орудия в культурно-исторической концепции Л.С.Вы­готского.

Деятельностный подход в психологии. Понятие деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Общая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Психологическая структура деятельности. Потребности, их виды, уровни существования и свойства. Понятие мотива как опредмеченной потребности, основные виды и функции мотива. Соотношение мотива и цели. Понятие действия. Соотношение действий и деятельности. Цель как осознанный, желаемый результат деятельности. Задача и ее психологическая структура. Понятие операции. Виды операций. Взаимосвязь действий и операций. Механизмы регуляции действий и операций. Формы и виды деятельности. Проблема соотношения «внешней» и «внутренней» дея­тельности. Проблемы интериоризации и экстериоризации. Психика как ориентировочная деятельность (ориентировочная «часть» деятельности) субъекта (П.Я.Гальперин). Понятие ведущей деятельности. Виды и характеристика ведущих деятельностей на разных этапах онтогенеза.

Эволюционное введение в психологию.

Возникновение и развитие психики в филогенезе

Понятие психики и отражения. Формы отражения в живой и неживой природе (П.Я.Гальперин). Особенности психического отражения на разных стадиях эволюции. Значение психического отражения для регуляции поведения. Деятельностная природа психики. Психика как образ и как процесс.

Проблема возникновения психики в эволюции и подходы к решению этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм). Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики. Проблема критериев психического. Понятия раздражимости и чувствительности. Объективный критерий психики (по А.Н. Леонтьеву).

Роль психики в эволюции живых существ. Основные стадии развития психики и поведения животных: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект (по А.Н. Леонтьеву), их характеристика. Видовое и индивидуально-изменчивое поведение животных. Навык и интеллект, функцио­нальное использование орудий у животных. Связь уровня развития психики с особенностями нервной системы. Мозг и психика.

Современные представления о периодизации развития психики в филогенезе. Исследования К.Э. Фабри.

Возникновение и развитие сознания

Сущность различий психики животных и человека. Предпосылки возникновения и развития сознания в антропогенезе. Роль тру­довой деятельности в формировании сознания и её особенности: целенаправленность, соци­альный характер, орудийная опосредованность, продуктивность. Сознание человека как высшая форма развития психики.

Сознание и язык. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности, его функции. Качественные отличия «языка» животных от человеческого языка. Значение языка для передачи общественно-исторического опыта.

Понятие о сознании в философии и психологии. Психологическая характеристика сознания человека. Определение, основные признаки и свойства сознания. Функции сознания. Структурный анализ сознания. Значение и смысл как составляющие сознания. Статическая и динамическая модель сознания. Эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая).

Самосознание как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях. «Образ Я». Самопознание как компонент самосознания. Самопознание и самооценка. Рефлексия, механизм рефлексии, виды рефлексивного сознания.

Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное, бессознательное), динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Понятие о механизмах психологической защиты, факторы их осознания.

Методология исследования и система методов психологии

Понятия о методологии и методе научного исследования. Различия понятий метода и мето­дики в психологии. Связь методов психологии с методами других наук. Уровни методологического знания. Принципы психо­логического исследования. Стратегии психологического исследования: лонгитюдная, трансверсальная (попереч­ных срезов) и формирующая.

Этапы психологического исследования.

Классификации методов психологии. Эмпирические методы в психологии. Наблюдение и эксперимент: требования, виды, особенности организации и проведения. Психодиагностические мето­ды, психологическое тестирование. Вербально-коммуникативные методы. Опрос и его разновидности: анкетирование, интервью, беседа. Метод анализа продуктов деятельности, биографический метод. Методы психологического воздействия и психологи ческой практики.

  1. Программа итогового экзамена по информатике для специальности «080801 Прикладная информатика (в образовании)»

    Программа
    Программа итогового экзамена по информатике составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности «080801 – Прикладная информатика (в образовании)».
  2. Программа государственного экзамена по направлению 030600 журналистика (магистратура)

    Программа
    Основные предпосылки возникновения интегрированного подхода к маркетинговым коммуникациям. Различия между традиционным и интегрированным подходами к организации маркетинговых коммуникаций.
  3. Программа итогового междисциплинарного экзамена по биологии для специальности 032400 «Биология» (1)

    Программа
    Клетка – элементарная единица живого. Клеточная теория М. Шлейдена и Т.Шванна (1839). Современная клеточная теория и ее значение. Строение клеток про- и эукариот.
  4. Программа государственного экзамена по уголовному праву для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения

    Программа
    Программа государственного экзамена по уголовному праву для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами
  5. Программа государственного экзамена по специальности 030601 журналистика раздел

    Программа
    Теория и практика массовой информации. Ч.1. Учебное пособие для студентов специальностей «Связи с общественностью» и «Реклама». 1 / под ред. А. Д. Кривоносова.
  6. Программа государственного экзамена по специальности 040101 «Социальная работа»

    Программа
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению и специальности 040101 "Социальная работа" и Положением об итоговой государственной
  7. Программа государственного экзамена по специальности 05030365 «Иностранный язык» (английский)

    Программа
    Программа государственного (итогового) экзамена «Иностранный язык и методика его преподавания» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности
  8. Программа государственного экзамена по специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство» Составили: Санникова Л. М.,ст преподаватель Бакулина Н. А., ст преподаватель

    Программа
    Государственным образовательным стандартом по специальности 050602.65 «Изобразительное искусство», предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:
  9. Программа государственного экзамена по специальности 100103. 65

    Программа
    Программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 100103.

Другие похожие документы..