Автореферат диссертации на соискание ученой степени

На правах рукописи

ЛЕНЕВ

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность: 13.00.08 – Теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2010

Диссертация выполнена на кафедре педагогики Военного университета

Научный консультант:

- Герасимов Виктор Николаевич, доктор педагогических наук, профессор,

Военный университет (г. Москва).

Официальные оппоненты:

Давыдов Владимир Петрович - доктор педагогических наук, профессор, Академия ФСБ РФ (г. Москва).

Зибров Геннадий Васильевич - доктор педагогических наук, профессор, Воронежский военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).

Лазукин Анатолий Дмитриевич – доктор педагогических наук, профессор, ФГОУ ВПО «Академия управления МВД РФ» г. Москва

Ведущая организация:

Пограничная академия ФСБ РФ г. Москва

Защита диссертации состоится «10» декабря 2010 года в 11 часов на заседании диссертационного совета (Д 215.005.05) ФГ ВОУ ВПО «Военного университета» (123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.

Автореферат разослан «___» __________2010 года

Ученый секретарь диссертационного совета

Д. Шутько

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Современный этап функционирования высшей военной школы Министерства обороны Российской Федерации предполагает, с одной стороны, повышение эффективности военно-профессиональной подготовки слушателей и курсантов, а с другой усиление роли воспитательной системы в военных вузах.

Необходимость всестороннего исследования и комплексного решения диссертационной проблемы определяется следующими положениями.

Во-первых, возрастающим значением воспитания как важного компонента системы высшего военно-профессионального образования, что требует всестороннего анализа, переосмысления и корректировки взглядов на его роль в современных условиях.

Во-вторых, многозначность понимания воспитания и многообразие подходов к его исследованию, обоснование путей и условий повышения его эффективности определяют множество мнений у руководящего и профессорско-преподавательского состава вузов по вопросам воспитания будущих офицеров. Важными и приоритетными путями совершенствования воспитания в военных вузах по результатам проведенного опроса респондентов являются: повышение уровня его организации в соответствии с требованиями руководящих документов1 (62%); связь эффективности воспитания с улучшением качества организации и проведения воспитательной работы в вузе (52%); совершенствование методики воспитания (48%); необходимость проявления высокой требовательности к курсантам в соблюдении правил и норм поведения (36%); обновление процесса воспитания в вузе (24%); создание в вузе воспитывающей среды (17%) и др.

В-третьих, современное состояние воспитания в высшей военной школе усложняется в силу основного противоречия между доктринально-декларируемыми высокими требованиями к военно-профессиональной подготовке офицеров и сложностью решения этой задачи в современных условиях. Такие документы, как Национальная доктрина образования (2002г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (2001г.), Федеральная программа реформирования системы военного образования в РФ на период до 2010г. (2002г.), другие важные документы Министерства обороны РФ ставят конкретные цели, задачи по подготовке специалистов и определяют, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающими развитым чувством ответственности за судьбу страны»2. В соответствии с требованиями профессиональной подготовки Вооружённым Силам нужны офицеры, обладающие высокой компетентностью, широким кругозором, системным мышлением, качествами гражданина патриота, военного профессионала и высоконравственной личности1. Основные усилия воспитательной работы в военных вузах необходимо нацелить на формирование у слушателей и курсантов государственно-патриотического сознания, верности России, общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.2 Однако, по мнению некоторых педагогов-исследователей имеющиеся федеральные концепции и целевые программы разработаны без серьёзного методологического обоснования и определения стратегических установок воспитания в условиях модернизации образования и реализации концепции устойчивого развития страны. Принося значительную пользу развитию воспитания в условиях переходного периода, эти и ряд других документов являются в определенной степени только лишь полумерой в становлении новой системы воспитания, соответствующей не только переходному периоду общественного развития, но и целям стратегического развития страны на последующие годы.3

В-четвертых, в современных условиях функционирование воспитательной системы в военных вузах усложняется из-за изменения отношений и взаимодействия между субъектами и объектами воспитания, устойчивым проявлением тенденции ухудшения качественной характеристики молодежи, поступающей в военные вузы. Противоречия между субъектами и объектами воспитания большей частью предрасположены к усложнению, чем к разрешению. С одной стороны, в сознании современной молодёжи, в том числе поступающей в вузы, всё более устойчиво проявляется тенденция предрасположенности к смешанной или выборочной системе ценностных ориентаций: проявлению недоверия к старшему поколению с его нравственно-ценностными ориентациями; искажённому представлению или полному незнанию исторического прошлого страны; усиливающемуся разрыву между пониманием норм нравственности и необходимостью неукоснительного их соблюдения; всё большему проявлению в поведении молодых людей таких качеств как индивидуализма, эгоизма, обмана, алчности, безответственности и беспринципности.

Исследованием установлено, что у отдельной части командиров и воспитателей проявляются элементы отчуждённости, пассивности и безразличия. Так, результаты опросов, индивидуальных бесед и анкетирования показали, что 47% из состава курсовых офицеров, которые имеют стаж работы менее 5 лет, испытывают серьёзные затруднения при работе с курсантами; 67% командиров (начальники курсов и курсовые офицеры) считают, что не могут определить наиболее эффективные методы, формы, направления воспитания курсантов; 42% преподавателей признали, что воспитательную работу с курсантами проводят бессистемно, периодически и нецеленаправленно.

В-пятых, в педагогике высшей военной школы продолжает доминировать точка зрения о том, что воспитание рассматривается преимущественно в процессуальном плане1, как реализация отдельных направлений (видов) воспитания2, его организационные, содержательные и методические аспекты3. В подходах к исследованию воспитания в военных вузах, преобладают процессуальный, личностно-ориентированный, функционально деятельностный, дифференцированный, профессионально-ориентированный и некоторые другие подходы. Реализация данных подходов по воспитанию слушателей и курсантов в военных вузах рассматривалась в научно-педагогических исследованиях В.И. Вдовюка (социально-личностно-деятельностный подход), В.П. Давыдова, В.В. Кутузова, (профессионально-ориентированный подход), Н.И. Киряшова (комплексный подход), И.И. Мороз (дифференцированный подход) и др. Менее всего воспитание в военных вузах рассматривается с позиции системного подхода. Данное обстоятельство вызвано необходимостью исследовать воспитание в военном вузе системно, комплексно и целостно, научно обосновать необходимость проектирования и моделирования воспитательной системы вуза, концептуально разработать основы функционирования воспитательной системы и приоритетные направления её развития.

Данные положения актуализируют необходимость научной разработки и инновационного обоснования наиболее перспективных направлений совершенствования теории и практики воспитания в высшей военной школе.

Научная проблема исследования заключается в обосновании концептуальных теоретико-методологических положений развития воспитательной системы военного вуза на основе интеграции усилий всех субъектов и объектов по созданию в военном вузе целостного воспитательного пространства, синтезации воспитательных возможностей различных сфер среды и видов деятельности в единый воспитательный потенциал и эффективное использование его в целях формирования и развития высокопрофессиональной личности будущего офицера. Предложенная научно-обоснованная технология внедрения современной модели воспитательной системы в военном вузе будет способствовать превращению воспитания в приоритетную сферу образовательной деятельности командного и профессорско-преподавательского состава вуза.

Объектом диссертационного исследования является теория и практика воспитания слушателей и курсантов высшего военно-учебного заведения, а его предметом – концептуальные научные и прикладные положения развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения.

Цель исследования – на основе комплексного анализа теории и практики воспитания в военных вузах обосновать сущность, структуру и основные направления развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения.

Для достижения цели в диссертации решались следующие задачи:

  1. Провести анализ отечественного и зарубежного опыта создания и функционирования в военных учебных заведениях воспитательных систем.

  2. Сформулировать и обосновать концептуальные научные и прикладные положения функционирования и развития воспитательной системы в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.

  3. Провести опытно-экспериментальное исследование эффективности предлагаемой воспитательной системы в военных вузах.

  4. Выявить и обосновать приоритетные направления развития воспитательной системы высших военных учебных заведении России.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в условиях реформирования высших военных учебных заведений Министерства обороны, реорганизации их воспитательных структур начиная с начала 90-х годов XX века все предпринимаемые попытки качественно решить проблему воспитания офицерских кадров в вузах отдельными мерами не привели к желаемым высоким результатам. В современных условиях требования к уровню воспитанности офицеров как военных профессионалов значительно повышаются. В этих условиях с одной стороны возникла объективная необходимость в создании современной модели воспитательной системы военных вузов, а с другой стороны ее концептуальные научные и прикладные положения до настоящего времени недостаточно разработаны.

Предполагается, что научная разработка Концепции развития воспитательной системы военного вуза позволит разрешить данное противоречие на основе реализации следующих направлений: научно-обоснованного проектирования процесса развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения; моделирования воспитательного пространства в высшем военно-учебном заведении; технологизации функционирования воспитательной системы высшего военно-учебного заведения; совершенствования системологической подготовки различных категорий воспитателей высшего военно-учебного заведения; оптимизации управления процессом развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения.

Методологические и теоретические основы исследования составили диалектические положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира; диалектический подход к сущности и содержанию педагогических явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности; положения педагогической антропологии о системе педагогических взглядов, основанные на данных наук, изучающих человека; положения синергетики по изучению эволюции и самоорганизации систем открытого типа; положения аксиологии как учения о природе человеческих ценностей; общенаучные подходы: системный, структурно-функциональный, процессуальный, прогностический, комплексный, социально-личностно-деятельностный; принципы объективности, единства исторического и логического, теоретического и эмпирического, личности и деятельности, личности и социальной среды и др.

При разработке научно-теоретических основ диссертации использованы положения теории обучения и воспитания в педагогике высшей военной школы по различным аспектам: а) исторический – Н.И. Алпатов, И.А. Алехин, С.В. Бордунов; б) обучение и воспитание - А.В. Барабанщиков, И.В. Биочинский, В.И Вдовюк, В.Н. Гуляев, В.П. Давыдов, Н.И Киряшов, П.А. Корчемный, В.В. Кутузов, М.А. Лямзин, Ю.С. Руденко, В.Я. Слепов, А.К. Быков, В.А. Собина, А.Д. Лазукин, В.Н. Новиков; в) диагностики и прогностики в воспитательной деятельности – В.Н. Герасимов, И.А. Липский, П.И. Юнацкевич, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский; г) положения по проектированию и моделированию образовательных технологий - В.П. Беспалько, И.В. Кларин, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, Т.И. Шамова, В.А. Сластенин и др.

Важное значение в обосновании научных позиций автора имели теоретические положения по теории и практике системного подхода в воспитании в системе высшего образования: а) теория системного подхода и системного анализа педагогических явлений - В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.Н. Максимов, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.; б) по методологии воспитания Лузина Л.М.1; в) по педагогической системологии – О.Г. Прикот2, г) по направлениям воспитания в высшей военной школе – В.В. Кутузов3, (военно-профессиональное), М.Г. Швыткин (эстетическое), П.П. Давыдов (правовое); в гражданских образовательных учреждениях – В.А. Фокин, Ю.В. Савин (социальное воспитание), А.Д. Солдатенков (духовно-нравственное), Л.И. Аманбаев, А.С. Гязов (гражданское), В.Н. Казанцев (нравственно-волевое воспитание) и др.; д) формирование воспитывающей среды в вузе – В.Ю. Ромайкин4; е) управление на основе системного подхода – В.П. Симаков5; ж) управление системами образования и воспитания – А.А. Аронов, В.С. Иванов6; з) исследование функционирования иностранных систем обучения и воспитания военнослужащих – Н.Ф. Феденко, С.М. Фильков, П.И. Фисенко, Н.Г. Чумичев, и) сравнительный анализ систем образования развитых стран – Л.П. Рябов7; к) проектирование, моделирование систем образования и воспитания – М.В. Воропаев, Е.Н. Степанов, Ю.М. Кудрявцев, Т.В. Светенко, А.М. Пырский1, Н.К. Зотова, В.С. Якимович, В.Л. Ширяев, В.В. Андреева, К.Г. Кречетников, Г.Н. Стайков, Н.Ю. Яковлева, Г.В. Ахметшанова, Л.Ф. Савинова; л) по теории и практике педагогических систем – С.В. Евтушенко, Г.С. Каграманов, А.В. Лотоненко, Е.Г. Фалалеев2; м) по системе воспитания – А.Д. Лопуха3; н) по системе профессиональной подготовки – Д.В. Фёдоров, А.В. Лотоненко, И.В. Горлинский4, о) по системе воспитательной работы – М.Б. Коваль, А.И. Михеев5; п) по теории и практике воспитательных систем – А.В. Гаврилкин, Н.Б. Архангельская, Е.Б. Лекомцева, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, С.В. Кулева, Ф.М. Арсланова, А.Д. Тарасова, О.А. Фиофанова6; р) оценка функционирования систем образования – И.А. Ивлеева, Ю.Г. Баскин, А.Н. Майоров, Б.П. Мартиросян; с) направления совершенствования систем образования, воспитания – В.Д. Самойлов, А.А. Ислеев, Л.Н. Феденко, О.В. Заславская, И.Н. Закатова, Э.М. Никитин, В.М. Дудник, А.Л. Бердичевский, С.Д. Намсараев, В.В. Тарасов7.

Методы исследования. В ходе решения исследовательских задач для достижения цели исследования и проверки гипотезы применялась комплексная методика на базе эмпирических и теоретических методов. Эмпирические методы составили различные виды педагогического наблюдения, опросы (анкетирование, интервью, беседы), анализ документов и результатов деятельности, экспертная оценка, изучение и обобщение накопленного опыта, мониторинг, обобщение независимых характеристик, экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты, методы статистической обработки данных и др. Среди теоретических преобладали - анализ (историографический, терминологический, сравнительный), синтез, индукция, дедукция, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация, типизация, проектирование, моделирование, программирование, системный анализ, прогнозирование.

  1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (57)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится "__ " 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.17 в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия государственной
  2. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (35)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 28 мая 2007 года в 15 часов 15 минут на заседании диссертационного совета Д.210.018.01 в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.
  3. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (123)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 16 сентября 2010 г. в часов минут на заседании Совета Д.212.199.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата исторических наук при Российском государственном педагогическом университете им.
  4. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (172)

    Автореферат диссертации
    Диссертация выполнена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  5. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (379)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится " " 2008 г. в аудитории М-611 в час. __ мин. на заседании диссертационного совета Д 212.157.02 при Московском энергетическом институте (Техническом университете) по адресу: ул.
  6. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (459)

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования определяется необходимостью глубокого научного анализа причин и характера эмиграции россиян в страны Северной Америки в ХХ веке, в результате которой страна потеряла значительную часть своих наиболее активных сограждан.
  7. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (34)

    Автореферат диссертации
    Актуальность диссертации связана с возросшим интересом исследователей к проблемам социального развития российских регионов. К числу наиболее значимых проблем относится модернизация образования - необходимое условие эффективного общественного развития.
  8. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (157)

    Автореферат диссертации
    Диссертация выполнена в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации на кафедре правового обеспечения рыночной экономики
  9. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (200)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «16» октября 2007г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте языка, литературы и искусства им.
  10. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (277)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2006 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 002.026.01 при Всероссийском институте научной и технической информации РАН по адресу: 125190, Москва, ул.

Другие похожие документы..